Терминология парусной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терминология парусной практики



Ясное понимание и правильное использование принятых в парусном спорте терминов очень

важно для четкой работы экипажа яхты, при исполнении команд и в других случаях, при решении специальных вопросов.

 

Курс яхты — в навигации угол между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью яхты. Измеряется он в градусах—от 0 до 360° и задается рулевому по компасу (компасный курс).

В парусном деле существует курс судна относительно ветра —угол между направлением ветра и направлением движения судна, отсчитываемый от носа (от направления "вперед яхты") влево или вправо. В зависимости от величины этого угла курс относительно ветра может быть острым или полным (рис. 101). Курсом называется также направление, по которому движется яхта.

 

— Бейдевинд—острый курс относительно ветра, когда ветер дует под углом от 0 до 80°. Мо-

жет быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°).

 

Полными курсы считаются, когда ветер дует под углом близким к 90° или под тупым углом к

направлению движения яхты.

 

К таким курсам относятся:

— Галфвинд (или полветра) — ветер дует под углом от 80 до 100°.

— Бакштаг — ветер дует под углом от 100 до 150° (крутой бакштаг) и от 150 до 170° (полный

бакштаг).

— Фордевинд — ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170° другого борта.

— Угол ветра — угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью парусного судна, отсчитываемый от носа яхт; курс относительно ветра, выраженный в градусах.

— Левентик — положение яхты относительно ветра, когда угол ветра около нуля. Паруса в левентике полощут и не работают, а яхта, долго находящаяся в таком положении, постепенно забирает задний ход.

 

Рис. 101. Курсы и галсы яхты относительно ветра

 

— Галс — положение яхты относительно ветра, когда угол направления ветра к оси яхты больше нуля (нос яхты отвернут от ветра в сторону).

Яхта идет правым галсом, если ветер дует в правый борт, и левым галсом, когда ветер дует в левый борт.

На курсе фордевинд галс определяется положением грота-гика: если грота-гик находится на правом борту, — яхта идет левым галсом, и наоборот (см. рис. 101).

 

— Дрейф — снос яхты с линии курса под влиянием ветра. Как и курс относительно ветра,

дрейф может быть правого или левого галса.

— Лечь в дрейф — находясь на остром курсе, поставить паруса таким образом, чтобы яхта не

имела хода и оставалась почти на месте.

— Дрейфовать — перемещаться по ветру или течению без помощи парусов или двигателя; лежать в дрейфе с убранными парусами, удерживая нос или корму против ветра с помощью плавучего якоря; перемещаться с отданным якорем, когда он плохо забрал и ползет по грунту.

 

Если необходимо определить положение какого-либо предмета, другого судна или опасности

относительно яхты. пользуются следующими понятиями:

 

на ветре — предмет, судно или опасность находятся в той стороне, откуда дует ветер;

под ветром — наблюдаемый объект находится в стороне, куда дует ветер; таким же образом

определяются наветренный и подветренный борта;

прямо по носу — объект находится впереди по курсу;

прямо по корме — объект находится по курсу за кормой;

слева (справа) по носу — впереди и слева (справа) от курса.

 

При определении точного поло-

жения какого-либо судна или

предмета относительно своего

судна применяют понятие «кур-

совой угол» — угол между диа-

метральной плоскостью судна и

направлением на предмет (суд-

но). Курсовой угол может быть

правого или левого борта; отсчи-

тывается он от направления

«прямо по носу» до направления

«прямо по корме», от 0 до 180°

(рис. 102).

Курс яхты меняется поворотом

руля. Если при этом угол ветра

увеличивается, говорят, что яхта

уваливается (идет полнее), если

 

Рис. 102. Курсовой угол

уменьшается, — яхта приводит-

ся (идет круче). Когда же угол

ветpa увеличивается (или уменьшается) только из-за перемены его направления, а курс яхты не меняется, говорят, что ветер отходит или заходит.

 

Изменение курса, связанное с переменой галса, называется поворотом, а любое изменение курса в пределах одного галса — приведением или уваливанием, в зависимости от того, на ветер или под ветер был положен руль.

 

Поворот против ветра, когда яхта перед этим приводится, называется поворотом оверштаг.

Поворот по ветру, перед которым яхта уваливается, носит название поворота через фордевинд.

Для поворотов и вообще маневров приняты следующие команды;

 

«Прямо руль!» — руль кладется так, чтобы перо его было в диаметральной плоскости яхты.

«Лево (право) на борт!» — положить руль на левый (правый) борт до отказа.

«Одерживай!» — перо руля отклонить в сторону, обратную повороту яхты (уменьшить угол его положения), уменьшая скорость приведения или уваливания так, чтобы по следующей команде можно было задержаться на требуемом курсе.

«Так держать!» — удержать и сохранять курс (по створу, ориентиру или компасу), на котором

яхта лежала в момент подачи команды.

«Привестись!» — отклонить перо руля на ветер, чтобы яхта пошла круче (носом к ветру).

«Увалиться!» — отклонить перо руля под ветер так, чтобы яхта пошла полнее (отвернула от ветра).

Все команды отдаются по положению пера руля, а не по румпелю (румпель отклоняется в противоположную сторону). Рулевой обязан громко повторять полученные команды, чтобы капитан был уверен — его приказание правильно понято и выполнено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.008 с.)