Прогнозирование и предупреждение несчастных случаев в парашютном спорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование и предупреждение несчастных случаев в парашютном спорте



Пример 1. Летом 2014 года на аэродроме в Киржаче произошла трагедия.

«В воскресенье в Киржаче погибли два парашютиста из Москвы: 60-летний инструктор Леонид Копельчук и его 20-летний тандем-пассажир Юрий Грачев. Парашютисты прыгали в тандеме: это когда вместе с опытным инструктором в связке, под одним куполом, спускается новичок.

Сначала все шло по плану: медицинский осмотр, инструктаж, прыжки с самолета «Ан-28». Но вдруг... Все, кто был на земле, замерли в ужасе: очередной тандем (два парашютиста в связке) несется вниз без парашюта, хотя купол давно должен раскрыться. Уже почти около земли выстреливает «запаска». Но она не успевает раскрыться. Люди на огромной скорости врезаются в землю.

- По той информации, которая у нас есть, инструктор был очень опытным. В его карьере более 5500 прыжков. «Парашюты он укладывал сам в соответствии со всеми техническими требованиями», - говорят в СКР. – «Но, видимо, перед прыжком кто-то мог задеть основной парашют и повредить его механизм. Из-за этого он не раскрылся».

Запасной парашют сработал с запозданием. То есть «выстрелил» из рюкзака, но не успел наполниться воздухом. Так что тандем, прыгавший с высоты 4000 метров, врезался в землю на огромной скорости.»

© Комсомольская правда

Я знала Леонида Копельчука лично, он был моим первым тандем-инструктором, когда меня бросали с парашютом в 9 лет. Потому, мне не приходится сомневаться в его компетентности, а также я слышала официальную версию сотрудников аэродрома.

У Леонида Копельчука был инструкторский опыт около 30-ти лет, поэтому он чувствовал себя очень уверенно при совершении прыжков любой сложности, и, по правде говоря, иногда не очень четко соблюдал правила ТБ.

В газете сказано: «Запасной парашют сработал с запозданием. То есть «выстрелил» из рюкзака, но не успел наполниться воздухом Это значит, что для «наполнения воздухом» куполу не хватило высоты, буквально каких-то 100-150 метров.

Досадный факт: все знали, что «Лёня любил пониже раскрыться». То есть, по ТБ тандему предписано раскрываться на высоте 1200-1100 метров, Лёня раскрылся на 1000 метрах по старой привычке, и, по закону подлости, этих самых 100 метров ему не хватило, чтобы спасти себя и парня. Очень мучительно думать о том, что они могли бы выжить, соблюдай инструктор предписания.

Для предупреждения подобных случаев на всех аэродромах вводится строгий контроль высоты, за несоблюдение штраф и наказание вплоть до лишения лицензии.

Чем-то это обезопасило людей, но несчастные случаи на этом не закончатся.

Всегда будет существовать такое явление как человеческий фактор. Многолетний опыт работы в сфере парашютного спорта, позволил выработать множество правил, соблюдение которых способствует уменьшению количества несчастных случаев. Ключевыми из них можно назвать:

1) крайне строгая технология укладки парашютов и проверки;

2) регулярная замена или ремонт изношенных элементов;

3) контрольный осмотр перед прыжком;

4) строгие правила ТБ в самолете и в воздухе;

5) отработка правил пилотирования и приземления.

Но, к сожалению, все равно бывают (1) недопустимые ошибки при укладке.

Пример 2. Как-то мой отец рассказывал, как в воздухе у него случилась отцепка. Отцепка – это механическое открепление основного купола от подвесной системы, в которую одет парашютист. Он либо на укладке, либо в самолете задел подушку отцепки, и при раскрытии купола, основной улетел сам по себе. Благодаря запасу высоты отец ввел запасной парашют, и тот успел наполниться воздухом.

Что касается (2) регулярной замены изношенных элементов.

Пример 3. К разговору о ненадежных аэродромах. Был один аэродром, на котором очень легкомысленно смотрели на всякие формальности вроде истекшего срока годности спасательного прибора или просроченной лицензии на парашют. Одного парашютиста допустили к прыжкам на его личном парашюте с формально истекшим сроком годности. Внешне парашют был пригоден, и на такие формальности все смотрели сквозь пальцы. Парашют конечно раскрылся, но отрывка оторвались обе стропы управления, видимо от ветхости. А что такое, когда маневренный спортивный парашют становится неуправляемым? Парашютиста отнесло к лесу, он приземлился на сосны, купол был изорван в лохмотья об сучья, парашютист вышел весь исцарапанный, но живой. Хорошо, что от такой халатности пострадал всего лишь парашют.

Контрольный осмотр перед прыжком (3) позволяет избежать многих инцидентов, связанных с ошибками при укладке или при одевании подвесной системы.

Пример 4. Был такой случай. Перворазников осмотрели на старте, благополучно посадили в самолет. Но для удачного раскрытия купола, в самолете инструктором должно быть осуществлено одно важное действие. Так как основной парашют выйдет только в том случае, если вышла стабилизация, то инструктор должен позаботиться, чтобы эта стабилизация точно вышла. Для этого трос стабилизации прицепляется к специальному тросу в салоне самолета, у каждого парашютиста свой отдельный трос. Если человек прицеплен, то при выходе из самолета трос вытягивает из чехла стабилизацию и остается в самолете, а стабилизация обеспечивает стопроцентное раскрытие купола. Одного из парашютистов, самого дальнего, у стенки, забыли прицепить. Парашют основной у него, конечно, не раскрылся, но парень не растерялся и успел раскрыть запаску.

После такого случая ввели правило «крайних», когда два человека сидящие дальше всех от рампы проверяют трос друг друга сами.

Есть (4) строгие правила ТБ в самолете и в воздухе.

Пример 5. Например, во время спуска под куполом (около 3 минут) запрещено доставать телефон и фотографироваться, даже если совсем нечем заняться. Насколько мне известно, это правило ввели после того, как люди отвлекшиеся на съемку фото, пропускали момент приземления, и ломали ноги. При приземлении с парашютами для перворазников обязательные правила – это ноги вместе, колени согнуты, взгляд в горизонт. При несоблюдении этих правил, большая вероятность получить серьезные травмы.

Отработка правил пилотирования и приземления (5) проводится под строгим надзором инструкторов. Но отработанное на земле, не всегда получается в воздухе. А бывают случаи прямого нарушения.

Пример 6. Правила пилотирования и приземления у перворазников довольно просты, потому что их парашюты настолько не маневренны, что там не особо разгуляешься. Зато у спортсменов-парашютистов возможностей много, и возникает обширное поле для экспериментов.

Был случай, когда спортсмен решил выпендриться и перед самым приземлением вошел в крутую спираль, и на скорости 40 м/с влетел в землю. Травмы были не совместимы с жизнью.

Еще один спортсмен хотел подшутить на товарищем. Сам спортсмен готовился к приземлению, а товарищ стоял на земле к нему спиной и не видел его. Парашютист решил, шутки ради, слету «присесть» другу на плечи, но не рассчитал скорость. В друга он попал, но при столкновении сломал тому шею. Тут без вариантов. Шутка не удалась.

 

Люди придумывают новые и новые меры по предупреждению несчастных случаев, но разве возможно когда-нибудь предотвратить все возможные ситуации? Мне кажется – невозможно, хотя все мы будем прилагать для этого усилия. Может быть, мы все-таки предотвратим большинство трагедий, кто знает.

Все случаи - реальные рассказы парашютистов, переданные мной так, как я их запомнила. Могли быть допущены неточности в подробностях, но суть передана верно.


[1] ПЕТРОВ С.В., СИМОНОВ Н.Е., НАПОЛЬСКИЙ В.А., ПЕТРОВА Н.А., ПОД РЕДАКЦИЕЙ АКАДЕМИКА МАНЭБ, ПРОФЕССОРА Н.Е. СИМОНОВА. СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ, МОСКВА - 2016



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.006 с.)