Технология продукции общественного питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология продукции общественного питания



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

К практическим занятиям

по дисциплине «История»

для обучающихся по специальности (ям):

 

Технология продукции общественного питания

 

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

очной формы обучения

 

Воронеж 2020


 

 

Составитель: Журавская Е.В., преподаватель 1 квалификационной категории ГБПОУ ВО «ВПТ».

Методические указания содержат описание практических работ, включают теоретические сведения, задания и методику выполнения.


Содержание

 

1. Введение    3
     
2. Практическая работа № 1 Первая мировая война. 7
3. Практическая работа № 2 Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии в 20-30-е г.г. ХХ века. 11
4. Практическая работа № 3 Политика «умиротворения» агрессора. 20
5. Практическая работа № 4 «Холодная война» и международные конфликты. 26
6. Практическая работа № 5Переход власти к партии большевиков.     32
7. Практическая работа № 6 Политика «Военного коммунизма». 37
8. Практическая работа № 7 Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы 45
9. Практическая работа № 8 Нацистский оккупационный режим. Партизанское движение. 51
10. Практическая работа № 9Воронежский край в годы Великой Отечественной войны.     59
11. Практическая работа № 10 Рост влияния СССР на международной арене в 1945- 1953 годах. 65
12. Практическая работа № 11 Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг. 77
13. Практическая работа № 12 Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1960-х – начале 1980-х. 83
14. Практическая работа № 13 Распад СССР 89
15. Практическая работа № 14 Внешняя политика России 1990 гг. 94
16. Практическая работа № 15Политические развитие России в 2000 –е гг. 100
17. Практическая работа № 16 Духовная жизнь России в конце XX – начале XXI в. 105
     

 

 

Литература                                                                                                   107


Введение

 

Содержание учебного предмета «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.

Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире. Принципиальные оценки ключевых исторических событий опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), в котором сформулированы основные подходы к преподаванию отечественной истории, представлен перечень рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также список «трудных вопросов истории».

Методические рекомендации по выполнению практических занятий обеспечивают реализацию рабочей программы по дисциплине «История».

Настоящие методические указания содержат практические занятия, которые позволяют обучающимся закрепить теорию, и направлены на формирование следующих компетенций:

• личностных:

Л1 - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

Л2 - гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Л3 - готовность к служению Отечеству, его защите;

Л4 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л5 - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Л6 - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Л7 - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Л8 - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Л9 - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л14 - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

• метапредметных:

М1 - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М2 - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

М3 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М4 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М5 - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М6 - умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

М7 - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М8 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

М9 - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

• предметных:

П1 - сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

П2 - владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

П3 - сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

П4 - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

П5 - сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.(компетенции из рабочей программы).

Дисциплина изучается на 1 курсе.

Практические занятия по дисциплине «История» предназначены для систематизации, углубления и закрепления знаний, умений и навыков в области исторических знаний.

Объем каждого занятия – 2 академических часа. За это время предусматривается повторение теоретического материала, выполнение практического задания, формулировка вывода и сдача работы. Каждому практическому занятию предшествует организационный этап, включающий самостоятельную подготовку обучающегося; это внеаудиторная работа обучающегося осуществляется по конспектам, учебникам, другим источникам информации.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.


 

Практическая работа № 1.

Первая мировая война.

Цель занятия: способствовать формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы

Оснащение занятия: Ручка, тетрадь для практических занятий, печатные материалы, интернет- ресурсы.

Пояснения к занятию

1. Запишите в тетради название и цель практической работы.

2. Внимательно прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

3. Устно ответьте на вопросы к теоретическим материалам

4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5.  Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Почему противостояния на международной арене привело к первой мировойвойне?

2. Что послужило поводом к войне?

3. Укажите особенности первой мировой войны. Чем она отличалась от

предшествующих конфликтов?

4. Чем можно объяснить поражение Германии и её союзников в войне?

Задания для практического занятия

Задание 1. Установите, какие планы вынашивала каждая из воюющих сторон, изаполните таблицу:

Германия Австро-Венгрия Россия Англия Франция
         

А. Присоединить нижнее течение Немана, Восточную Галицию

Б. Возвращение Эльзаса и Лотарингии

В. Раздел германских колоний

Г. Захват Британских колоний

Д. Отторжение от России Прибалтики, Крыма и Кавказа

Е. Присоединение Саарского угольного бассейна

Ж. Получение Месопотамии и части Аравийского полуострова

З. Овладение Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы

И. Присоединение Сербии, Волыни и Подолья

Задание 2. Заполните таблицу «Боевые действия в ходе первой мировой войны»

Годы Западный фронт Восточный фронт Южный (Итальянский) и Турецкий
1914      
1915      
1916      
1918      

 

1. Компьенское перемирие

2. Наступление англо-французских войск под Аррасом

3. Вторжение немецких войск в Бельгию и Францию

4. Брусиловский прорыв

5. Летнее наступление армии Временного правительства

6. Англо-французское наступление на р. Сомме

7. Ютландское сражение

8. Применение германским командованием отравляющих веществ на р. Ипр

9. Отступление русских войск от Восточной Пруссии

10. Прорыв германских войск в Галиции, отступление русской армии

11. Оккупация части Румынии

12. Оккупация германскими войсками Прибалтики

13. Вступление в войну Италии

14. Сражение при Камбре

15. Оккупация Бесарабии румынскими войсками

16. Заключение Брестского мира

17. Разгром сербской армии на Балканах

18. Вступление Турции в войну

19. Бои за Дарданеллы

20. Контрнаступление итальянской армии

21. Верденская битва

22. Вступление в войну США

23. Капитуляция Болгарии

24. Капитуляция Турции

25. Битва на Марне

 

Задание 3. Прочитать документ и ответить на вопрос.

Вопросы к тексту

1. Почему Верден считался стратегически важным?

2. Какие можно предположить последствия падения Вердена для Франции?

 

Задание 5. Прочитать документ и ответить на вопрос.

Пояснения к занятию

1. Запишите в тетради название и цель практической работы.

2. Внимательно прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

3. Устно ответьте на вопросы к теоретическим материалам

4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о проделанной работе.

ВЫВОДЫ

а) Большинство стран Азии и Африки в начале XX века продолжали существовать в статусе колоний индустриальных государств. Метрополии, невзирая на капиталистическую эпоху, продолжали эксплуатировать колониальные земли классическими феодальными методами: насильственный вывоз драгоценных металлов, создание системы работорговли, высокое натуральное и денежное налогообложение.

б) Именно в этот период началось активное сопротивление освободительных движений в колониальных странах. Основной целью их деятельности было изгнание монополистов и изменение действующих варварских грабительских порядков. Участниками антиколониальных движений были наиболее незащищенные слои населения: крестьянство, рабочие и духовные лица.

Местная верхушка активно сотрудничала с властями метрополий и не чувствовала особого ущемления в правах и свободах. Члены антиколониальных движений не спешили вступать в освободительные войны, так как понимали, что в лице противника имеют могущественные государства с сильной армией и технической базой, которыми не обладали страны Азии и Африки. Освобождение от власти метрополий пришло с самой неожиданной стороны: на территории Европы была развязана Первая Мировая война, которая повлекла за собой падение большинства могущественных империй.

После завершения Второй мировой войны государства Азии и Африки вступили в период значительного экономического и культурного подъема. Население этих регионов впервые ознакомилось с лекарственными средствами, которые ранее предоставлять колониальным территориям метрополии не считали нужным. Значительно модернизировалась промышленность, открывались начальные учебные заведения, благодаря которым ликвидировалась безграмотность населения. Однако поддержать европейский путь развития эти государства до конца не смогли.

По сравнению со странами Азии и Африки, государства Латинской Америки обладали более серьезными предпосылками для экономического и технического развития. Абсолютно все страны Латинской Америки освободились от власти метрополий еще в XIX веке и в этот же период приобрели государственную независимость. Первая половина XX века ознаменовалась промышленным подъемом: строились новые фабрики и заводы, усиленно развивалось сельское хозяйство, создавались новые железнодорожные пути (общая длина железной дороги Чили в несколько раз превосходила длину китайских путей).

В Латинской Америке сформировалась особая цивилизация, отличная от европейской и от североамериканской. В отличие от многих государств Востока страны латиноамериканской "периферии" несколько веков находились в колониальной зависимости. И все это время они испытывали определенное воздействие европейских традиций, культуры в целом. Важную роль в этом своеобразном европеизировании сыграла католическая церковь, способствовавшая внедрению в сознание местного населения именно европейских моделей культуры и просвещения.

Латинская Америка стала мировым лидером по экспорту растительной и животной продукции. До начала Второй Мировой войны регион пользовался материально-технической поддержкой США и европейских государств.

Но, несмотря на видимый рост экономики, развитие стран Латинской Америки омрачала власть диктаторских режимов, которые просуществовали в регионе фактически до конца 20 века. Во многих странах в 30-х годах была установлена военная тоталитарная диктатура.

После падения Третьего Рейха, государства Латинской Америки стали убежищем для немецких и итальянских фашистов. Социально политическая стабильность подрывалась регулярными военными государственными переворотами, в результате которых одни тираны сменяли других. Либеральная демократическая власть в Латинской Америке была установлена только в 1991 году.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Каковы причины «пробуждения» Азии в начале ХХ века?

2. Что стало главным содержанием политики гоминьдановского правительства в Китае в 20-30 ее годы ХХ века?

3. В чем заключается сущность и методов политической борьбы индийского народа против колонизаторов, предложенных М. Ганди?

Практическ ие задани я

1. Составить конспект по кратким теоретическим и учебно-методическим материалам по теме.

2. Ответить на вопросы теста.

Тест

 1. Первая мировая война: а) не коснулась развития стран за пределами Европы и США; б) привела к распаду колониальной системы; в) во многом повлияла на развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки.

2. Найдите неверное утверждение: а) народы Азии и Африки принимали участие в военных действиях; б) народы Латинской Америки принимали активное участие в боевых действиях; в) жители зависимых стран обеспечивали нужды армий своих метрополий.

3. Во время Первой мировой войны колониальные режимы: а) остались неизменными; б) резко усилились; в) временно ослабли.

4. Мандатная система, созданная на Парижской конференции, реально провозгласила: а) уничтожение колониального гнета; б) равные права бывших колоний в решении вопросов мировой политики; в) сохранение зависимости стран Азии и Африки от развитых стран.

5. В 20—30-е гг. борьба за независимость стран Азии и Африки велась: а) вооруженным путем; б) мирным путем; в) в обеих формах.

6. Влиятельной силой, помогающей странам Азии и Африки в борьбе за независимость, являлась: а) США (цель — усиление влияния в мире); б) Лига Наций (цель — борьба за прочный мир); в) Советская Россия (цель — развязывание «мировой революции»).

7. Кризис 1929—1933 гг. и Великая депрессия: а) усилили борьбу за независимость в странах Азии и Африки; б) сделали страны Азии и Африки более покорными своим метрополиям; в) способствовали установлению политического союза между колониями и метрополиями.

8. Япония к началу 20-х гг.: а) смогла сохранить свое господство на Дальнем Востоке; б) вынуждена была уступить свое влияние на Дальнем Востоке странам Антанты; в) сохранила свои позиции на Дальнем Востоке только в Корее.

9. Лозунг «Азия для азиатов», выдвинутый Японией, на деле означал: а) создание военного союза всех азиатских стран; б) прекращение всяких экономических и дипломатических контактов с европейскими странами; в) развитие азиатских народов под контролем Японии.

10. В 30-е гг. внешняя политика Японии была направлена: а) на территориальные захваты и усиление влияния в мире; б) на развитие дипломатических отношений с ведущими европейскими державами и США; в) на жесткую самоизоляцию от внешнего мира.

11. К концу 30-х гг. Япония планировала борьбу за господство в районе: а) Балканского полуострова; б) Тихого океана; в) Африки.

12. Коммунистическая партия Китая была создана: а) в 1921 г.; б) в 1925 г.; в) в 1929 г.

13. Лидером Коммунистической партии Китая стал: а) Сунь Ятсен; б) Мао Цзэдун; в) Чан Кайши.

14. Правительство Чан Кайши во внутренней политике проводило: а) жесткое государственное регулирование; б) европеизацию культуры и быта; в) широкое развитие демократии.

15. В 20—30-е гг. Индия: а) стала независимым государством; б) стала колонией США; в) осталась колонией Великобритании.

16. Основой учения гандизма в Индии было: а) включение Индии в состав Великобритании на основе равноправия; б) достижение независимости Индии путем ненасильственного сопротивления колониальной английской администрации; в) достижение независимости Индии путем вооруженного восстания против английской администрации.

17. Основной силой национально-освободительной борьбы в Индии был: а) Коммунистический союз Индии; б) Социал-демократическая партия; в) Индийский национальный конгресс.

18. Политика ненасильственного протеста не включала в себя: а) бойкот английских товаров; б) уклонение от уплаты налогов; в) эмиграцию в Европу.

19. В Турции была принята новая конституция: а) в 1920 г.; б) в 1924 г.; в) в 1928 г.

20. В 20—30-е гг. в Турции происходило: а) становление светского государства; б) развитие религиозной власти; в) укрепление монархии.

21. К основным идеологическим принципам Кемаля не относятся: а) национализм и народность; б) религиозный фанатизм и традиционность; в) республиканизм и революционность.

22. Одним из нерешенных вопросов внутренней политики в Турции оставался: а) вопрос о форме власти; б) вопрос об экологии; в) национальный вопрос.

23. Особенностью политического развития стран Латинской Америки в 20—30-е гг. являлось: а) развитие авторитарных и военных режимов; б) развитие демократических режимов; в) развитие всех типов режимов.

24. Население стран Африки в 20—30-е гг.: а) по-прежнему оставалось зависимым и бесправным; б) завоевало себе основные демократические права; в) завоевало право создавать профсоюзы.

25. Назовите политических деятелей стран Востока, возглавивших национально-освободительное движение в своих странах. (Лидер - страна).

Не менее 5 человек.

 

Литература

1. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История (Всеобщая история) Новейшая история 1914- начало XXI века. – М, 2019. – 286с.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2016.

3. http://www.hrono.ru/ ХРОНОС — Всемирная история в Интернете.

4. http://www.historic.ruHistoric.Ru: Всемирная история.

 

 


Практическая работа № 3.
Политика «умиротворения» агрессора.

Цель занятия: познакомиться с основными этапами и тенденциями развития

международных отношений в 1920 — 1930-е годы.

Оснащение занятия: Ручка, тетрадь для практических занятий, печатные материалы, интернет - ресурсы.

Пояснения к занятию

1. Запишите в тетради название и цель практической работы.

2. Внимательно прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

3. Устно ответьте на вопросы к теоретическим материалам

4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5.  Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о проделанной работе.

ВЫВОДЫ:

Мюнхенское соглашение - одна из самых позорных страниц западной дипломатии. Англия и Франция предали Чехословакию, страну, само возникновение которой было связано с Версальской системой, одну из немногих реальных демократий в Европе. Циничным была ссылка на праве наций на самоопределение, на право немцев, венгров, поляков объединиться со своей родиной, потому что в 1919 г. в Париже это право было принесено в жертву стратегическим антигерманским и антивенгерским интересам, как в 1938 г. в жертву политике "умиротворения". Посланник Чехословакии в Англии после подписания соглашения сказал советскому послу: «Они продали меня в рабство немцам, как когда негров некогда продавали в США!

Мюнхенское соглашение означало превращение Германии в сильнейшее государство Центральной Европы. Все малые государства этого региона поняли, что ни Лига Наций, ни Англия с Францией не могут гарантировать их суверенитет и пошли на сближение с Германией. В этом смысле Мюнхенское соглашение было стратегическим поражением Англии и Франции и приблизило начало войны.

Но, то время на Западе результаты заговора были восприняты с облегчением. Чемберлен заявил, вернувшись в Лондон, он привез мир этому поколению.

Такие мысли господствовали недолго. Уже зимой 1938/1939 гг. лидеры Англии и Франции поняли ошибочность своих рассуждений. Несмотря на очевидную ошибочность своей политики, 27Февраль 1939 правительства Англии и Франции признали режим Ф. Франко в Испании, активно поддерживался Германией и Италией.

Германия не оставляла времени на раздумья. 15 марта 1939 немецкие войска оккупировали Чехию и Моравию, Словакия была провозглашена независимым, а Венгрия захватила всю Карпатскую Украину.

Далее Германия начала добиваться от Польши согласия на передачу ей Данцига и на построение через польский коридор экстерриториальной трассы, которая бы связала Германию с Пруссией. Немецкие войска вступили в Мемельской область (Клайпеда), принадлежавшая Литве. В апреле 1939 г. Италия осуществила агрессию против Албании и захватила ее.

Крах политики "Умиротворения" стал очевиден. В общественном сознании произошел перелом. От правительств требовали жесткости и решительности в отношении к Германии. Англия и Франция обменялись нотами о взаимной помощи на случай агрессии и предоставили соответствующие гарантии государствам, которые имели общую границу с Германией. Начались приготовления к войне.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Что такое политика «умиротворения»?

2. Почему миролюбивым силам не удалось предотвратить Вторую Мировую войну?

3. Кто и в какой мере, с вашей точки зрения, несёт ответственность за развязывание Второй мировой войны?

Практические задания

1.Ответьте на вопросы.

1. Почему не было создано системы коллективного отпора агрессорам?

2. Выясните причины возникновения политики "умиротворения".

3. Какими были последствия аншлюса Австрии и Мюнхенского соглашения?

4. Почему политика "Умиротворения" потерпела крах?

5. Составьте перечень действий правительств Англии и Франции, что можно отнести к проявлениям политики умиротворения.

 

2. Прочитайте документ. Запишите ответ на следующие вопросы:

1. О каком историческом событии идет речь в документе?

2. Где и между кем было заключено соглашение?

3. Какие условия были выдвинуты?

 

Дайте определение терминам

1) политика умиротворения агрессоров

2) «Антикоминтерновский пакт»

3) Мюнхенское соглашение

4) Тройственный пакт

5) антифашистская коалиция

 

Определите даты:

1. Март 1938-

2. 29-30 сентября 1938-

3. 27 февраля 1939 –

4. 15 марта 1939

5. 21 сентября 1938

Литература

1. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История (Всеобщая история) Новейшая история 1914- начало XXI века. – М, 2019. – 286с.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2016.

3. http://www.hrono.ru/ ХРОНОС — Всемирная история в Интернете.

4. http://www.historic.ruHistoric.Ru: Всемирная история.

 

 

Практическая работа № 4.
«Холодная» война и международные конфликты

Цель занятия:

Оснащение занятия: Ручка, тетрадь для практических занятий, печатные материалы, интернет - ресурсы.

Пояснения к занятию

1. Запишите в тетради название и цель практической работы.

2. Внимательно прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

3. Устно ответьте на вопросы к теоретическим материалам

4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Что такое «холодная война» и какие приоритеты пе­ред странами-лидерами она ставила?

2. Назовите причины «холодной войны».

3. В чем выражалось противостоянии США и СССР в годы «холодной войны»? 3. Назовите основные этапы «холодной войны».

4. Назовите итоги «холодной войны» для СССР и стран Запада? 

Практические задания

Задание 1. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы

Уинстон Черчилль. Речь в Фултоне. Вестминстерский колледж, Фултон, Миссури, 5 марта 1946 г. (Выдержки)

...Соединенные Штаты достигли ныне вершины мирового могущества. Это славный момент для американской демократии. С этой мощью должна сочетаться огромная ответственность за будущее. Если вы посмотрите вокруг себя, вы должны ощущать не только чувство исполненных обязательств, но и беспокойство, боязнь не потерять достигнутое. Возможности наши теперь ясны и понятны для обеих наших стран. На ту часть мира, которая недавно еще была освещена победой союзников, ныне пала тень. Никто не знает, что советская Россия и коммунистическая всемирная организация намерены делать в ближайшем будущем и каковы пределы их экспансионистских планов и желаний обращать мир в свою веру. От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике поперек континента протянулся железный занавес. По ту сторону воображаемой линии все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы – Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София; все эти известные города и области вокруг них находятся в том, что я должен называть советской сферой. Там все подчинено в той или иной форме не просто советскому влиянию, но очень сильному и во многих случаях чрезвычайно сильному контролю Москвы. Только Афины – Греция с бессмертной ее красотой является свободной в выборе своего будущего под британской, американской и французской защитой. Контролируемое русскими польское правительство было поощрено делать большие и неправомерные нападки на Германию и осуществило массовые изгнания миллионов немцев в масштабе печальном и невообразимом. Коммунистические партии, которые были очень небольшие во всех восточно - европейских государствах, дорвались до власти и повсюду получили свой неограниченный тоталитарный контроль над обществами. Полицейские правительства преобладают в этой части мира, и кроме пока Чехословакии, нигде там нет никакой настоящей демократии… Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку создать квазикоммунистическую партию в Берлине, в их зоне оккупации Германии, особо поддерживая группу левых немецких лидеров... Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в их зоне, это причинит новые серьезные трудности в британской и американской зонах и разделит побежденных немцев между Советами и западными демократическими государствами.

3 Любые выводы могут быть сделаны из этих фактов, и факты таковы: это, конечно, не та освобожденная Европа, за которую мы боролись… Однако в большом числе стран, далеких от российских границ, и во всем мире коммунистические пятые колонны дестабилизируют жизнь, действуя в полном единстве и абсолютном повиновении указаниям, которые они получают от коммунистического центра. Даже в Британском Содружестве наций и в Соединенных Штатах, где коммунизм еще в младенчестве, коммунистические партии, или пятые   колонны, являют собой всевозрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации. Эти факты могут многим показаться слишком мрачными, чтобы говорить о них на другой день после победы, достигнутой благодаря великому братству по оружию и стремлению к свободе и демократии, – но мы должны их знать, чтобы не сидеть, сложа руки, когда еще есть время что-то сделать. Я чувствовал себя обязанным показать ту тень, которая, как на Западе, так и на Востоке, падает ныне на мир. Если население англоговорящих наций Содружества объединится с США во всем, что такое сотрудничество подразумевает: в воздухе, в море, на суше на всем пространстве земного шара и в науке, и в промышленности, и в моральной силе, – то не сможет произойти никакого случайного изменения в равновесии сил, чтобы ввести кого-либо в искушение впасть в амбиции или осуществлять авантюры. Напротив, такой союз будет давать высокие гарантии безопасности.

 

Вопросы к документу:

1. Какую роль в переходе к открытому противостоянию сыграла роль Черчилля в Фултоне?

2. Объясните смысл выражения «железная завеса».

3. Кто, по мнению Черчилля, виновен в развязывании «холодной войны»:

4. Кто, по вашему мнению, начал «холодную войну»?

5. Какие меры предложил принять Черчилль   для борьбы с советской военной и политической угрозой?

 

Задание 2. Ознакомьтесь с различными точками зрения и определите свою позицию. Чья точка зрения о происхождении “холодной войны”, на ваш взгляд, является наиболее убедительной и почему?

А. На Западе широкое распространение получила версия о том, что начало “холодной войны” положили действия Советского Союза в 1945 г., направленные на то, чтобы “социализировать” страны Восточной Европы, использовав нахождение в них советских войск, с помощью местных компартий подорвать демократические режимы в странах Западной Европы. Действия США и других стран Запада, чтобы воспрепятствовать этому, были ответными, вынужденными.

Б. Считается, что с речи Черчилля в Фултоне (март 1946 г.) началась международная политика “холодной войны”. На самом деле первые “выстрелы” в “холодной войне” были сделаны американской стороной сразу после смерти президента США Ф. Рузвельта 12 апреля 1945 г. 

“Русским, - писал 5 января 1946 г. сменивший Рузвельта на посту президента США Г. Трумэн государственному секретарю Дж. Бирнсу, - нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы”.

В. Все ли было сделано Советским Союзом в самом начале, чтобы не допустить развязывания “холодной войны”, доведения ее под час до грани “горячей”? Ответ на этот вопрос пытается дать Г.М. Корниенко в статье: “Холодная война”: истоки, причины, последствия”. По его мнению, Сталин и тогдашнее руководство страны не приложили достаточных усилий для развития благоприятных отношений с США. СССР дал втянуть себя в гонку вооружений после Второй мировой войны, не всегда используя в должной мере политические средства, хотя, бесспорно, главная ответственность за развязывание “холодной войны” лежит на США.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.146 с.)