Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме



Октябрьская революция 1917 года

Февральская революция прошла без активного участия большевиков. В рядах партии состояло мало людей, а лидеры партии Ленин и Троцкий находились за рубежом. Лени прибыл в мятежную Россию 3 апреля 1917 года. Им были правильно поняты основные принципы, по которым дальше будет развиваться сценарий. Ленин прекрасно понимал, что Временное правительство не в силах сдержать обещания закончить войну и раздать землю. Это в самые короткие сроки должно было поднять людей на новый мятеж. Октябрьская революция 1917 года перешла в этап подготовки.

К концу августа 1917 года в стране сложилась ситуация, когда народ потерял веру во Временное правительство. В городах активно проходили манифестации против Правительства. Рост доверия народа к большевикам рос. Ленин дал россиянам простоту. Простые тезисы большевиков содержали именно те пункты, которые хотели видеть люди. Приход большевиков к власти казался тогда весьма вероятным. Это знал и Керенский, который всеми силами противостоял Ленину.

Приход большевиков к власти

РСДРП(б), как называлась партия большевиков, активно стала расширять свои ряды. Люди с энтузиазмом вступали в партию, которая обещала навести в стране порядок и раздать землю народу. К началу февраля численность партии РСДРП(б) не превышала 24 тысяч человек по всей стране. К сентябрю это число составляло уже 350 тысяч человек. В сентябре 1917 года произошли новые выборы в Петроградский совет, на которых представители РСДРП(б) получили большинство. Сам же Совет возглавил Л.Д. Троцкий.

В стране росла популярность большевиков, их партия пользовалась народной любовью. Медлить было нельзя, Ленин решил сосредоточить власть в своих руках. 10 октября 1917 года В.И. Ленин провел тайное заседание Центрального Комитета своей партии. На повестке дня был только один вопрос, возможность вооруженного восстания и захвата власти. По итогам голосования 10 человек из 12 проголосовали за вооруженный захват власти. Противниками этой идеи были только Зиновьев Г.Е. и Каменев Л.Б..

12 октября 1917 года при Петроградском Совете был создан новый орган, получивший название Всероссийского Революционного Комитета. Октябрьская революция 1917 года была полностью разработана этим органом.

Борьба за приход большевиков к власти подошла к активной стадии. 22 октября революционный комитет направляет своих представителей во все гарнизоны Петропавловской крепости. По всему городу были расставлены трибуны, с которых выступали лучшие ораторы большевиков.

Временное правительство, видя явную угрозу со стороны большевиков, с помощью полиции закрыло типографию, которая печатала всю большевистскую печатную продукцию. В ответ на это Революционный Комитет привел все подразделения Гарнизона в боевую готовность. Ночью 24 октября началась Октябрьская революция 1917 года. За одну ночь большевики захватили весь город. Сопротивлялся только Зимний дворец, но и он капитулировал 26 октября. Октябрьская революция 1917 года не была кровавой. Люди, в большинстве своем, сами признавали власть большевиков. Общие потери восставших составили всего 6 человек. Таким образом состоялся приход большевиков к власти.

Без сомнения Октябрьская революция 1917 года была продолжением февральской революции, но с рядом изменений. Февральская революция была в большей части своей стихийной, в то время, как октябрьская революция была тщательно спланирована. Смена политического режима и приход большевиков к власти ударили по международному авторитету страны. В стране была «разруха». Новой власти требовалось в короткие сроки восстановить все то, что было разрушено в результате революции.

Революционно-демократические преобразования

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов начал свою работу 25 октября 1917 г. Среди делегатов преобладали большевики и левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры отказались участвовать в его работе. Съезд одобрил «Декрет о власти». Власть перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Было сформировано новое правительство — Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) во главе с председателем — В.И. Лениным. Высшим органом власти был объявлен съезд Советов, созываемый ежегодно. В период между съездами его полномочия предстояло исполнять Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК), избранному съездом Советов.

СНК предложил, а съезд Советов утвердил первые декреты советской власти. В «Декрете о мире» всем воюющим странам предлагалось немедленно заключить перемирие сроком на три месяца и затем вступить в переговоры о заключении демократического мира без аннексий (захватов) и контрибуций, а также отменить тайную дипломатию, в политике руководствоваться принципом уважения прав больших и малых народов.

«Декретом о земле» ликвидировалось помещичье землевладение. Согласно декрету, отменялась частная собственность на землю, запрещались её купля и продажа, земля объявлялась всенародным достоянием. Предполагалась её передача в пользование крестьянам на уравнительной основе, то есть распределение земли должно было производиться в зависимости от количества «едоков» в крестьянской семье.

Был принят «Декрет об установлении 8-часового рабочего дня». «Декретом об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г. все бывшие подданные Российской империи превращались в граждан Российской республики. Признавалось право народов и наций России на самоопределение. Церковь была отделена от государства, а школа от Церкви. Гражданские права мужчин и женщин уравнивались. Обращением советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г. утверждалась свобода вероисповедания мусульман.

В ноябре 1917 г. были национализированы крупные банки и ряд предприятий. Управление предприятиями перешло под рабочий контроль. Для управления экономикой был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). 7 декабря 1917 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. С этой же целью создавались чрезвычайные судебные органы — революционные трибуналы.

Поддержка II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов новой власти придала ей в глазах большинства граждан России законный характер, тем более что в решениях съезда советская власть характеризовалась исключительно как временная, существующая до созыва Учредительного собрания и принятия им новой конституции страны.

Благодаря этому переход власти в руки Советов в большинстве городов России произошёл мирным путём. Исключением стала Москва, где часть гарнизона сохранила верность Временному правительству. 26 октября — 3 ноября в Москве шли тяжёлые уличные бои. Октябрь — ноябрь 1917 г. были названы В.И. Лениным периодом «триумфального шествия» советской власти.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Что представляла собой Россия после февраля 1917 года, и какие главные вопросы стояли перед ней?

2. Какие события ускорили рост популярности больше­виков после падения двоевластия?

3. Как осуществлялась подготовка вооруженного восстания   большевиками?

4. Почему большевики победили в России, и что означа­ла их победа?

 

Практические задания

Задание 1. Назовите причины прихода к власти большевиков:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5)_____________________________________________________ ___________

 

Задание 2. Восстановите хронологию и укажите недостающие события.

Дата Событие
27 февраля 1917г.  
  ОтречениеНиколая II
  «НотаМилюкова»
  ВыступлениегенералаКорнилова
  ПровозглашениеРоссииреспубликой
25 октября 1917г.  
  II ВсероссийскийсъездСоветов
  Декларация прав народов России (право наций на самоопределение)
7 января 1918г.  
  Брестскиймир
10 июля 1918г.  

 

Задание 3. Определите структуру новой власти. (Расшифруйте аббревиатуру и назовите руководителя):

1 Съезд Советов, ВЦИК - ____________________________________________

2 СНК (Совнарком) - ________________________________________________

3 ВСНХ - __________________________________________________________

4 ВЧК - ___________________________________________________________

5 РККА -__________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте документ. Составьте схему «Структура новой власти», охарактеризуйте функции СНК и ВЦИК.

 «Декрет о власти»

Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, постановляет

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашённой Съездом, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету Народных комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому Съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Задание 5. Заполните  таблицу «Решения Всесоюзных съездов Советов»

Решение Содержание

II Всесоюзный съезд Советов (25 октября 1917г.)

Декрет о мире  
Декрет о власти  
Декрет о земле  
Декрет об уничтожении сословий, званий, гражданских чинов  

III Всесоюзный съезд Советов (10 января 1918г)

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа  
ПровозглашениеРоссии - РСФСР  
Установлениеновойформыгосударственности  

V Всесоюзный съезд Советов (10 июля 1918г)

Конституция РСФСР  

 

Литература

1. Загладин Н.В., Белоусов Л.С. История (Всеобщая история) Новейшая история 1914- начало XXI века. – М, 2019. – 286с.

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2016.

3. Сайт «Образовательные ресурсы интернета. История».

4. "История.РУ"(istorya.ru) - Всемирная история и История России. 

Хронология, библиотека, статьи. Карты.

 

Практическая работа № 6.
Тема: Политика «Военного коммунизма» и НЭП.

Цель занятия: Продолжить формирование умения делать выводы и определять причинно- следственные связи в истории.

Оснащение занятия: Ручка, тетрадь для практических занятий, печатные материалы, интернет - ресурсы.

Пояснения к занятию

1. Запишите в тетради название и цель практической работы.

2. Внимательно прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

3. Устно ответьте на вопросы к теоретическим материалам

4. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5.  Выполните задания, ответы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о проделанной работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.025 с.)