Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучите памятку по написанию сочинения-рассуждения. Выучите клише, свойственные этому жанру, при необходимости дополните их своими.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самостоятельная работа № 1. Жанр сочинения-рассуждения. Требования к жанру Форма: сочинение Цель: познакомить со структурой жанра сочинения-рассуждения; совершенствовать изучающее и просмотровое чтение, формировать умение писать сочинение-рассуждение этической проблематики. Задание 1. Изучите памятку по написанию сочинения-рассуждения. Выучите клише, свойственные этому жанру, при необходимости дополните их своими. Структура сочинения-рассуждения имеет следующий вид (каждую часть начинают с нового абзаца): I. Введение. II. Основная часть 1. Постановка проблемы 2. Комментарий к проблеме 3. Позиция автора 4. Ваша позиция и обоснование её III. Заключение
ВВЕДЕНИЕ Указание на важность ключевой категории проблемы, актуальность проблемы. ________ всегда занимало людей, актуально в наше время, волнует каждого человека. Стало особо значимо в наше время. Новое время выдвигает новые проблемы. Одна из них – проблема _____ Вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает _______ Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Можно начать сочинения с риторического вопроса, содержащего формулировку проблемы. «Какими должны быть отношения взрослых и молодёжи, отцов и детей? Мне кажется, именно эта проблема является самой значимой в тексте NN ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Слово «проблема» или «вопрос» должны обязательно прозвучать в этой части сочинения. Можно в этой же части работы воспользоваться и такими фразами: Автор поднимает проблему... Автор затрагивает важную проблему... Автора текста волнует проблема... Проблема, которую хотел показать нам автор, такова... Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что... Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой... Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин. Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это... Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это... Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков. Что такое...?(В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор. КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ. Включаем в комментарий 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста. Дайте пояснение к каждому примеру, укажите смысловую связь между примерами и проанализируйте её. Чтобы написать хороший комментарий, необходимо ответить на следующие вопросы. На каком материале автор раскрывает проблему? Автор обращается к фактам истории. Автор по-новому смотрит на примелькавшиеся приметы времени. Проблему автор раскрывает, описывая переживания /поступки героев.) Задаться этим вопросом автора побудили воспоминания // впечатления… 2. Чьи высказывания приводит в качестве примеров, с кем спорит? Писатель вспоминает слова___. В доказательство автор цитирует ____. Автор начинает заочный спор с ___, чьи слова он приводит. Какие эмоции владеют автором? Автор с удивлением/ с негодованием/ с нежностью/ с болью говорит о На какие аспекты проблемы он обращает внимание? Автор привлекает внимание к такому аспекту проблемы, как Писатель подходит к проблеме с неожиданной стороны: 5. Какова логика развития авторской мысли)? Выделите микротемы и назовите каждую из них. Свое размышление автор начинает с ___. Затем он обращается к______. После автор переходит к рассмотрению, к размышлению о________.
ВЫЯВЛЯЕМ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что... Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: (если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос.Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция). NN не даёт готового решения вопроса о том, что …… Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. Но сама логика сюжета / оценка героев/ гворит о том, что автор / что авторская позиция заключается в следующем, что главная мысль автора такова: Позиция автора такова:... Автор считает, что... Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... Автор убеждает нас в том, что... В тексте доказывается мысль о том, что..., Основная мысль текста заключается в том, что... Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...
Вариант 1. Фамилии на А-К (1)Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! (2)Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. (3)Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (4)Каждая личность по-своему талантлива, своеобразна. (5)Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. (6)То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. (7)Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (10)Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (11)Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа. (12)Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные. (14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы ходить в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. (15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя. (17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19) Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. (22)Но это не справедливо! (По В. Белову*)
Задание 2.Напишите сочинение по одному из текстов в соответствии с вариантов. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант 2. Фамилии на Л-Р (1)Певцов было десять человек, всего десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов — просто в зале несколько приглушили свет. (4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они — как безоружные солдаты на поле боя. (6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владели общая забота, общая готовность, единый душевный порыв. (10) И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели... (12) 3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути. (14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки. (15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и наступает просветление души. (16)И на той волне нахлынувшего просветления подумалось вдруг: а откуда это в человеке — музыка, песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким образом выразить, обозначить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни — вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое продление себя возможно в принципе. (21)Наверное, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, — это будет антология всего лучшего в культуре человечества. (22) Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удается лишь в ней.(По Ч. Айтматову) Задание 2.Напишите сочинение по одному из текстов в соответствии с вариантов. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант 3 Фамилии на С-Я (1)Меня как человека, пишущего о войне, главным образом интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? (2)Ведь никому не хотелось лишаться своей единственной и такой дорогой ему жизни, и только необходимость до конца оставаться честным человеком заставляла идти на смерть. (3)В то же время находились люди, которые пытались совместить несовместимое. (4)Они надеялись сохранить жизнь и не погрешить против совести, что в определённых, трагических обстоятельствах оказывалось невероятно трудным, если не совсем безнадёжным. (5)Много лет в моей памяти жил один случай, настойчиво будораживший мое сознание. (6)Этопроизошло в августе сорок четвёртого года, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили кишинёвскую группировку гитлеровцев, взяли большое количество пленных. (7)В большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и немцев. (8)Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто безучастно сидит у самой изгороди. (9)В следующее мгновение я узнал прежнего моегосослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. (10)Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. (11)О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводились беседы, а он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе, оборванный и понурый. (12)Я смотрел на него, а он, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал после тяжёлого вздоха: (13)– Вот так оно получается! (14)– Как же это случилось? (15)В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться. (16)– Что делать! (17)Такова судьба. (18)Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. (19)В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. (20)Но, как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы. (21)Ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх. (22)В конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам... (23)Я верил ему: он говорил правду. (24)Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. (26)И вот плачевный результат этой хитрости... (По В. Быкову) Самостоятельная работа № 2 Задание 2. Прочитайте текст. Согласитесь с предложенными ниже утверждениями или опровергните их. Заполните таблицу, обозначив согласие или несогласие знаками + и -. (1) В маленьком городишке Стратфорде на маленькой речушке Эйвон нашу группу писателей привели в обычный для Англии деревенский дом, прочный и аккуратный. (2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше - всюду были заметны сероватые следы времени. (4)От прочих строений того же типа этот дом отличался только одним: четыре с половиной века назад в нём родился величайший из людей, когда-либо бравших в руки перо. (5)Потом нам показали похожий домишко, где некогда жила девушка, примечательная лишь тем, что она нравилась молодому Шекспиру. (6)А в конце подвели к церкви, внутри которой похоронен автор «Гамлета». (7)Я не мог не восхититься тем, как трогательно и тщательно хранят в Стратфорде память о своём гениальном земляке. (8)Но наш гид, местный уроженец, быстро развеял мои иллюзии. (9)Улыбнувшись, он сказал, что современники и соседи поэта имели весьма приблизительное представление о его литературных занятиях. (10) И в церкви Шекспир был похоронен не как гений, а как примерный и достаточно щедрый прихожанин. (11)Я не мог в это поверить. - (12)А почему же тогда сохранили его дом и даже жилище любимой девушки? (13)Гид пожал плечами: - (14)А зачем их рушить? (15)Мы вообще стараемся ничего без крайней надобности не ломать. (16)Как же я тогда позавидовал англичанам, которые могут пренебрежительно бросить: (17)«Эта церковь сравнительно новая, ей всего триста лет». (18) А тысячелетняя Москва лишь редкими островками застройки подтверждает малую часть своего возраста... (19)Мы с вами не миллионеры, у нас нет родовых замков, нет поместий с загородными дворцами, но и нас, абсолютно рядовых россиян, окружает старина. (20)Только не ценим мы её. (21)Нельзя сказать, что нынче наши люди родную старину совсем не берегут. (22)Что осталось - понемногу реставрируют. (23)Особнячки, построенные лет двести назад, продают банкам или схожим конторам с обязательством сохранить фасад. (24) Но вот однажды проезжаю я мимо очень красивой церквушки в Филях. (25) Розово-белая, с высокой тоненькой колокольней в центре, она украшена причудливой барочной лепниной. (26)Величавые купола - один в центре, на колокольне, и четыре по краям - радостно сияют сусальным золотом. (27)Останавливаюсь, чтобы получше её рассмотреть, захожу внутрь. (28)Прочитав табличку перед входом, узнаю, что церковь эта стоит там с конца семнадцатого века. (29)И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? (30)Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? (31)И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что - а зачем рушить? (32)До нас уже дошло, что купеческие особнячки надо не сносить, а реставрировать. (33)Но до нас ещё не дошло, что крестьянские избы, кособокие сараюшки и баньки по-чёрному - тоже памятники старины, которые хранят вещественную память о наших бабушках, дедушках и более дальних предках. (По JI.A. Жуховицкому)
Самостоятельная № 3 Задание 1. Прочитайте статью, знакомящую с понятием «Культура речи».Ответьте на вопрос, к какому компоненту культуры речи принадлежит акцентология. В современной лингвистической литературе культура речи определяется как владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также как умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека Языковая норма — это совокупность явлений, разрешённых системой языка, отражённых и закреплённых в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определённый период. Типы языковых норм
Задание 2. Выучите произношение приведенных слов. Подготовьтесь в сдаче акцентологического зачета. Имена существительные агЕнт алфавИт, от Альфа и в И та аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге вероисповЕдание, от веру исповЕдать граждАнство дефИс, изнем.яз., где ударение на 2-ом слоге диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар.всегда на последнем слоге договорЁнность докумЕнт досУг ЕретИк жалюзИ, из франц. яз., где удар.всегда на последнем слоге знАчимость, от прил. зн А чимый Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение каталОг, в одном ряду со словами диал О г, монол О г, некрол О г т.п. квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге киломЕтр, в одном ряду со словами сантим Е тр, децим Е тр, миллим Е тр… кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.имн.ч. корЫсть крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге кремЕнь, кремнЯ, удар.во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы) лыжнЯ мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой п О честей, ч Е люстей…, но новост Е й мусоропровОд, в одном ряду со словами газопров О д, нефтепров О д, водопров О д НамЕрение нарОст нЕдруг недУг некролОг, см. катал О г нЕнависть нОвости, новостЕй, но: см. м Е стностей нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч. Отрочество, от О трок- подросток партЕр, из франц. яз., где удар.всегда на последнем слоге портфЕль пОручни придАное, сущ. призЫв, в одном ряду со словами поз Ы в, отзЫв(посла), соз Ы в, но: Отзыв(на публикацию) процЕнт свЁкла сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге срЕдства, им.п.мн.ч. стАтуя столЯр, в одном яду со словами мал Я р, до Я р, школ Я р … созЫв, см. приз Ы в тамОжня тОрты, тОртов цемЕнт цЕнтнер цепОчка шАрфы, см. б А нты шофЁр, в одном ряду со словами киоск Ё р, контрол Ё р… ЩавЕль экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге Имена прилагательные вернА, краткое прилаг. ж.р. давнИшний знАчимый красИвее, прил. и нареч.в сравн.ст. красИвейший, превосх.ст. КровоточАщий кУхонный ловкА, краткое прилаг. ж.р. мозаИчный ОптОвый прозорлИва, краткоеприлаг. ж.р., в одном ряду со словами смазл И ва, суетл И ва, болтл И ва..., но: прож О рлива слИвовый, образовано от сл И ва Глаголы баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы брать-бралА брАться-бралАсь взять-взялА взЯться-взялАсь ВключИть-включИшь, ВключИт, включИм влИться-влилАсь ворвАться-ворвалАсь воспринЯть-воспринялА воссоздать-воссоздалА ВручИть-вручИт гнать-гналА гнАться-гналАсь добрАть-добралА добрАться-добралАсь дождАться-дождалАсь дозвонИться-дозвонИтся, дозвонЯтся ДозИровать ждать-ждалА жИться-жилОсь ЗакУпорить занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.) звать-звалА ЗвонИть-звонИшь, звонИт, ЗвонИм ИсключИть-исключИт ИсчЕрпать КлАсть-клАла клЕить КрАсться-крАлась КровоточИть лгать-лгалА лить-лилА лИться-лилАсь наврАть-навралА наделИть-наделИт надорвАться-надорвалАсь назвАться-назвалАсь НакренИться-накренИтся налИть-налилА нарвАть-нарвалА НасорИть-насорИт начАть-нАчал, началА, нАчали обзвонИть-обзвонИт облегчИть-облегчИт облИться-облилАсь обнЯться-обнялАсь обогнАть-обогналА ободрАть-ободралА ободрИть ободрИться-ободрИшься обострИть одолжИть-одолжИт озлОбить оклЕить окружИть-окружИт опломбировАть, в одном ряду со словами формиров А ть, нормиров А ть, сортиров А ть… ОпОшлить-опОшлят ОсвЕдомиться-освЕдомишься отбЫть-отбылА отдАть-отдалА ОткУпорить-откУпорил отозвать-отозвалА отозвАться-отозвалАсь перезвонИть-перезвонИт перелИть-перелилА плодоносИть повторИть-повторИт позвАть-позвалА позвонИть-позвонИшь-позвонИт полИть-полилА положИть-положИл понЯть-понялА послАть-послАла прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло принЯть-прИнял-прИняли ПринУдить рвать-рвалА СверлИть-сверлИшь-сверлИт снять-снялА создАть-создалА сорвАть-сорвалА СорИть-сорИт убрАть-убралА УбыстрИть УглубИть укрепИть-укрепИт ЧЕрпать ЩемИть-щемИт щЁлкать Причастия БалОванный включённый-включЁн, см. низвед Ё нный довезЁнный ЗАгнутый зАнятый-занятА зАпертый-запертА заселЁнный-заселенА избалОванный, см. бал О ванный кормЯщий КровоточАщий молЯщий нажИвший нАжитый-нажитА налИвший налитА нанЯвшийся начАвший нАчатый низведЁнный-низведЁн, см. включ Ё нный… ободрённый-ободрЁн-ободренА обострЁнный определЁнный-определЁн отключЁнный повторЁнный поделЁнный понЯвший прИнятый приручЁнный прожИвший снЯтый-снятА СОгнутый Деепричастия БалУясь ЗакУпорив начАв начАвшись отдАв поднЯв понЯв прибЫв Наречия вОвремя добелА дОверху донЕльзя дОнизу дОсуха завИдно, в значении сказуемого зАгодя, разговорное зАсветло зАтемно Исстари красИвее, прил. и нареч.в сравн.ст. навЕрх надОлго /ненадОлго Самостоятельная работа № 4 Фразеология Форма: работа со словарем, лингвистический анализ текста
Цель: расширение словарного запаса обучающихся, совершенствование умения лингвистического анализа. Задание 1. Вспомните, что такое фразеологизм. Прочитайте словарную статью, выделите признаки фразеологического оборота. Фразеологи́зм (фразеологическийоборот) — это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов. Фразеологизмупотребляетсякакнекотороецелое, неподлежащеедальнейшемуразложениюиобычнонедопускающеевнутрисебяперестановкисвоихчастей. нужен как собаке пятая нога — не нужен (собаки прекрасно обходятся и четырьмя ногами) заварить кашу — своими действиями создать сложное положение (и многие из нас заваривают кашу намного чаще, чем варят настоящую съедобную кашу) сделать что-то на свою голову — сделать что-то необдуманное во вред себе В отличие от словосочетаний или предложений фразеологизм не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде. Фразеологизм в целом является одним членом предложения. Фразеологизм следует отличать от метафоры, поскольку та и другая единицы состоят их нескольких слов и фразеологизм часто сохраняет образность. В отличие от метафоры фразеологизм устойчив, извлекается из памяти в готовом виде, известен большинству носителей языка, фиксируется в словаре. Метафоры рождается из неожиданного переноса значения слова, имеет индивидуально-авторскую окраску. тернистый путь (фразеологизм) – дорога испытаний (матефора). свободен как ветер (фразеологизм) – дышит воздухом свободы (метафора) Выполните задание 2 или задание 3 по вашему выбору. Задание 2. Перепишите текст, расставляя пропущенные буквы знаки препинания. Найдите фразеологические обороты в тексте, подчеркните их. Непосредственно после оборота в скобках или после текста дайте толкование каждому обороту. В случае затруднений обращайтесь к словарю. Раз..езжаясь после училища по городам и весям мы дали клятву что не забудем стены заведениябывш..го для нас домом. Большинство из нас с/здержали обещание и с трепетом и пр..знательностью вспоминали almamater до конца своих дней. Нужно пр..нять во внимание что учились мы в годы войны в атмосфере лишений. И подчас музыка поднимала дух больше чем слова рвавшиеся из репр..дукторов. Дух братства и творчества в атмосфере которого прошла наша молодостьсформир..вал нас и львин/нн/ая доля выпускников оставалась верна музыке всю жизнь. Освоив азы мастерства мы продолжали трудит/ть/ся всю жизнь никогда не поч..вали на лаврах. Нет не канули в Лету дни нашей трудной молодости не забыты уроки дорогих мастеров! Задание 3. Составьте связный текст, употребив в нем не менее 10 фразеологизмов, фразеологизмы подчеркните в скобках расшифруйте их значение.
Литература: Фразеологизмы и устойчивые выражения [Электронный ресурс]. – Путь доступа:gramma.ru/RUS/?id=7.18 Фразеологический словарь русского литературного языка [Электронный ресурс]. – Путь доступа: phraseology.academic.ru/
Самостоятельная работа № 5 Самостоятельная работа № 6 Задание 1. От значения: • -мак- /-мок: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (макАть хлеб в молоко), -мок- в значении «пропускать жидкость» (ботинки промОкают);
• -равн-/-ровн: -равн- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» {поравняться), -роен- в значении «ровный, прямой, гладкий» (уровень, заровнять). Следует запомнить равнение, равняться, выравняться (при построении). Задание 2. Вставьте пропущенные гласные в корне слова, определяя тип орфограммы: 1) проверяемая безударная гласная, 2) непроверяемая безударная гласная, 3) гласная в чередующемся корне. К...леблется на ветру, отв...чать тем же, р
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.021 с.) |