Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды макроэкономической политики государства
Выделяют долгосрочную и краткосрочную макроэкономическую политику. Долгосрочная макроэкономическая политика – это политика экономического роста. Ее цель – обеспечить долговременные условия для наибольшего экономического роста и экономического развития. Виды долгосрочной макроэкономической политики: 1. Научно-техническая политика - государство должно обеспечивать условия для научных исследований, финансировать научные проекты. 2. Индустриальная политика - государство должно поддерживать отрасли, которые составляют будущее национальной экономики. Краткосрочная макроэкономическая политика - это политика сглаживания экономических циклов (стимулирования или сдерживания экономического спроса). Ее цели: 1. Поддержка устойчивых темпов экономического роста 2. Обеспечение уровня занятости 3. Обеспечение стабильности цен 4. Внешнеэкономическая стабильность Цели краткосрочной макроэкономической политики могут, как дополнять, так и противоречить друг другу. Виды и инструменты краткосрочной макроэкономической политики: 1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - налоги - государственные закупки - трансферты 2. Денежно-кредитная политика - учетная ставка процента - норма обязательного резервирования - операции на открытом рынке 3. Внешнеэкономическая политика - импортные, экспортные пошлины - валютный курс 4. Политика доходов - замораживание заработной платы -блокирование цен
Содержание и инструменты фискальной политики
Фискальная политика – это политика воздействия на состояние национального рынка посредством манипулирования государственным бюджетом. Государственный бюджет – денежный фонд, который находится в распоряжении у государства и используется для финансирования тех функций, которые выполняет государство в экономике. Государственный бюджет выступает в виде баланса государственных доходов и расходов. 1. доходы = расходы (бюджет сбалансирован, нулевое сальдо); 2. доходы < расходы (дефицит государственного бюджета, отрицательное сальдо); 3. доходы > расходы (профицит государственного бюджета, положительное сальдо). Инструменты фискальной политики 1) налоги; 2) государственные закупки товаров и услуг;
3) трансферты. Государственные закупки – часть государственных расходов, которые непосредственно включаются в величину совокупного спроса (AD). Государственные закупки автономны, они не зависят от величины национального дохода (как и трансферты), они зависят от государственных программ. Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 23).
Государственные расходы (как любые автономные расходы) вызывают эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов – числовой коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов.
ΔY = ΔG * kG, где ΔY – равновесный ВНП; ΔG – изменение государственных расходов; kG – мультипликатор государственных расходов.
kG = 1 / (1-MPC) = 1 / MPS.
Увеличение государственных расходов – это рост совокупного спроса, следовательно, рост ВНП. Данный рост может сопровождаться дефицитом государственного бюджета. Если государственные расходы снижаются, то это приведет к снижению ВНП на соответствующую величину.
Трансферты рассматриваются как отрицательные налоги. Их воздействие на экономику аналогично воздействию налогов, но с отрицательным знаком. Налоги – принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег. Основные функции налогов: 1) фискальная – сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства; 2) социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними;
3) регулирующая – влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов.
Выделяют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – налоги на доходы от факторов производства и имущества. К ним относятся: личный подоходный налог, налог на прибыль, на имущество, на наследство, налог с владельцев транспортных средств и другие. Косвенные налоги – налоги на товары, услуги и виды деятельности. К ним относятся: НДС, акцизный налог, таможенные пошлины. В макроэкономике выделяют также автономные и подоходные налоги. Автономные налоги не зависят от величины дохода – фиксированная сумма (земельный, дорожный и другие налоги). Подоходные налоги – налоги, которые зависят от величины дохода. Налоги классифицируются и по величине налоговых ставок. Основные виды: 1) с твердой ставкой – определяются в абсолютной величине на единицу обложения; 2) пропорциональные – ставка одинакова для всех облагаемых сумм; 3) прогрессивные – средняя ставка повышается по мере роста облагаемой суммы; 4) регрессивные – средняя ставка уменьшается по мере роста облагаемой суммы.
Функция налогов имеет вид: Т = Т' + tУ, где Т' - автономные налоги; t – средняя ставка налога; У – национальный доход.
При изменении величины налогов будет изменяться и величина ВНП. Увеличение налогов повлечет за собой: - снижение располагаемого дохода; - снижение потребительских расходов; - снижение совокупных расходов; - снижение совокупного спроса; - падение национального производства. Уменьшение налогов повлечет за собой: - увеличение располагаемого дохода; - увеличение потребительских расходов; - увеличение совокупных расходов; - увеличение совокупного спроса; - увеличение национального производства.
Числовой коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода и выпуска продукции от изменения налогов называется налоговым мультипликатором.
где ΔY – равновесный ВВП; ΔТ – изменение налогов; kТ – налоговый мультипликатор. Механизм налоговой мультипликации связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:
kТ = – MPC / (1–MPC).
Выделяют стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая фискальная политика направлена на стимулирование AD и рост объемов производства в экономике. Включает: снижение налогов; увеличение государственных закупок; увеличение трансфертов. Политика снижения налогов может привести не только к росту экономического потенциала, но и стать причиной дефицита государственного бюджета.
Сдерживающая фискальная политика направлена на сокращение AD и объемов производства в экономике. Включает: повышение налогов; сокращение государственных закупок; снижение трансфертов. Эти меры в краткосрочной перспективе позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой механизма стагфляции. В результате такой политики может возникнуть профицит бюджета.
Различают также автоматическую (пассивную) и дискреционную (активную) фискальную политику. 1. Автоматическая политика основана на встроенных стабилизаторах – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых, стимулирует или сдерживает экономику. К ним относятся: подоходные налоги (и другие налоги на доходы); косвенные налоги (НДС); пособие по безработице, по бедности. В период спада налоги минимальные, а пособия максимальные, что стимулирует совокупный спрос (AD), и наоборот. 2. Дискреционная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины государственных расходов, трансфертов, налогов с целью стабилизации экономики.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.221 (0.014 с.) |