Раздел: История изобразительного искусства Древней Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел: История изобразительного искусства Древней Руси



Конспект 29

Раздел: История изобразительного искусства Древней Руси

Тема: Искусство древнерусского государства XI - XII веков. Киевская Русь.

  Первым единым государством на территории нашей страны была Киевская Русь. Под властью Киева объединились племена восточных славян. Славяне были язычниками: у каждого племени были свои почитаемые боги. Боги олицетворяли природные явления и покровительствовали разным видам деятельности человека. Их изображения сохранились на изделиях ДПИ: керамических сосудах, деревянной резьбе, глиняной игрушке и мотивах народной вышивки. Знаковая символика: солнце, дождь, гроза до сих пор встречается в орнаментах одежды, резьбе по дереву, росписях бытовых предметов.

            

Новый этап в жизни наших предков был связан с правлением князя Владимира Святославича. Ему стало ясно, что могучее государство, должно иметь одну религию. Сначала он пытался создать единый пантеон богов на основе древних языческих верований. Верховным божеством стал Перун – бог грозы и войны, покровитель княжеского дома. На холме под Киевом Владимир повелел создать капище Перуна – священный холм, в центре которого стояла его золотая статуя.

Однако язычество не смогло объединить разрозненные племена в единый народ. Тогда Владимир решил принять одну из мировых религий – христианство. Политика и экономика Киевской Руси больше всего зависела от Византии. На Руси византийцев называли греками. Послы Руси побывавшие на богослужении в храме Святой Софии Константинопольской вспоминали: «Не ведаем, где были, на небе или на земле».

Князи Владимир принял крещение в Корсуни (Херсонесе) на территории Крыма. Корсунь была византийской колонией. Вернувшись в Киев, Владимир крестил в водах Днепра киевлян. В 988 году Русь приняла христианство в его православном варианте.

Искусство Древней Руси стало искусством религиозным. Строились и расписывались храмы, писались иконы, переписывались и украшались миниатюрами книги.

Архитектура

Одной из первых потребностей стало возведение храмов. Первые храмы строили из дерева, они мало чем отличались от жилых изб. С принятием христианства на Руси из Византии приходит и каменная архитектура.

Храм Святой Софии в Киеве.

                   

Реконструкция                                                Современный вид

Архитекторы, строившие собор Святой Софии в Киеве, взяли за основу крестово-купольную композицию византийских храмов, на ее основе возвели грандиозный тринадцатиглавый (с 13-куполами) храм, способный вместить большую часть населения тогдашнего Киева. Число глав символично. Они символизирую Христа и двенадцать его учеников (апостолов). Храм был охвачен с трех сторон двухэтажными галереями, которые увеличили внутреннее пространство.

_____________________________________________________________________________

 

Крестово - куполный тип храма*   сложился в Византии к X в. Купол опирался на барабан, прорезанный окнами. Барабан поддерживался четырьмя подпружными арками, перекинутыми между столпами. В четыре стороны от подкупольной зоны отходили рукава креста. Они перекрывались цилиндрическими сводами. При помощи угловых зон план храма дополнялся до квадрата или прямоугольника.

Столпы делили интерьер храма на части – нефы. Центральный неф шире и выше боковых. Поперечный неф называли трансептом. На пересечении главного продольного и поперечного нефа располагалось средокрестие – квадрат, над которым помещался купол.

 Пространство православного храма было осмысленным, символичным. Наиболее важными были зона под центральным куполом и восточная, алтарная часть. Снаружи область алтаря выделялась полукруглыми или гранеными выступами – апсидами. Вход в храм находился на западе. Над ним стояли хоры - верхние галереи, балкон, где во время богослужения находились именитые люди – князь, его семья и приближенные. Перед входом в основное пространство храма могло находиться ещё одно помещение – нартекс.

 

 

Мозаика

Внутреннее убранство храма тоже создавалось по византийским канонам, но с учетом местных условий. Главное место в оформлении интерьера отводилось мозаикам и фрескам.

Фигуры четырех архангелов

Вокруг Пантократора – фигуры четырех архангелов (высшие среди бесплотных сил, стоящих между Богом и человеком) Исполняя волю Бога, они учувствуют в людской жизни. Художники изображали их в виде прекрасных существ, похожих на людей, но наделенных крыльями. В подлиннике сохранился один архангел; остальные написаны по аналогии художником М.Врубелем в конце XIXв.

Композиция Благовещение

               

На двух столпах вод восточной аркой в хорошем состоянии дошла до нас композиция Благовещение: на левом изображен архангел Гавриил, на правом – Дева Мария. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии благую весть о рождении у неё младенца Христа, будущего Спасителя мира.

Богоматерь Оранта

Наиболее заметна мозаика в углублении центральной апсиды –Богоматерь Оранта (Молящаяся, Взывающая). Она изображена с воздетыми в молитве руками. В такой позе во времена раннего христианства изображались молящиеся на стенах и сводах римских катакомб. Изображение в молитвенной позе Богоматери Оранты в соборе Святой Софии получила название «Нерушимая стена».

Композиция сцены Евхвристии

Под Орантой – сцена Евхаристии (причащения хлебом и вином), главного таинства христианской церкви. Основание Евхаристии было положено во время Тайной вечери – последней трапезы Христа с учениками.

Мастера, создавшие мозаики храма Святой Софии в Киеве, использовали множество оттенков каждого цвета (например, зеленого-34, корисневого-25, синего-21, красного- 19). Нетрудно представить, сколько сильное впечатление на древних русичей производили эти изображения, выступающие из полутьмы в теплом свете живого огня свечей.

Фреска

Однако мозаике не суждено было стать главной техникой украшения древнерусских храмов. Возможно, для русичей она оказалась слишком сложной, требующей редких материалов. Ведущей техникой монументальной живописи на Руси стала фреска.

Книга

Вместе с христианством пришла на Русь и книга. Книга воспринималась, как хранитель слова истины. Средневековая книга заключала в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения Отцов Церкви.

Книга писалась на пергаменте, затем в XIV в. На Руси появилась бумага, которая вначале также была дорогой. Высоко ценился труд переписчиков. Древнейший русский книжный шрифт назывался – устав.

Остромирово Евангелие.

                      

Текст с заставкой                                                   Буквица

Самая древняя из дошедших до нас древнерусских книг, выполнено в Киеве в XIв. По заказу новгородского посадника Остромира. Оно оформлено в византийских традициях. Изображения Луки, Иоанна и Марка помещены в сложные орнаментальные рамки. Фон основные линии рисунка выполнены золотом. Цветовая гамма складывается из сочных, насыщенных красок, среди них главенствуют ярко-красная и темно-синяя. Рисунок отличается изяществом, тонко прорисованы ниспадающие складки одежд евангелистов.

В Остромировом Евангелии применяется шрифт устав и полуустав. Позднее устав сменился полууставом и скорописью – более простыми в начертании.

Полуустав                                           Скоропись

Главными элементами книги являлись: миниатюры ( многоцветная иллюстрация, заставки (небольшая орнаментальная композиция или изобразительная композиция, выделяющая или украшающая начало какого-либо раздела книги), инициалы (заглавная буква укрупненного раздела, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца). Их выделяли киноварью (красной краской), золотом, иногда - несколькими красками одновременно.

 

Задания по теме занятия

1. Скопировать элементы крестово-купольного храма в рабочую тетрадь. Рисунок 2,4. Подписать все конструктивные элементы плана храма и западного фасада храма.

 

2. Что такое мозаика и фреска, напишите название фресок и мозаик Софии Киевской в рабочей тетради.

 

 

3. Напиши в рабочей тетради свою фамилию уставом, а имя полууставом.

Конспект 29

Раздел: История изобразительного искусства Древней Руси



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.011 с.)