Основное сырье для производства парфюмерной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основное сырье для производства парфюмерной продукции



Введение

С каждым годом ассортимент товаров парфюмерно-косметической промышленности пополняется всё новыми и новыми группами средств различного назначения. В их число входят средства по уходу за кожей, декоративная косметика, средства по уходу за волосами, лечебная косметика и прочие. Одним из наиболее древних направлений развития парфюмерно-косметической промышленности является парфюмерия. И без того широкий спектр ароматов, сохранившийся до нашей эпохи  ещё со времен Древнего Египта, с каждым днём пополняется новыми запахами с удивительными и неповторимыми нотками, оставляющими еле уловимые ароматные шлейфы. Также быстро увеличиваются и виды парфюмерной продукции: духи, одеколон, туалетная вода и тд. В данной работе будет рассказано об истории зарождения парфюмерии, основном сырье для создания духов и других парфюмерных изделий, основных технологиях их изготовления, разобрана классификация ароматов и различия между видами парфюмерной продукции.

 

 

История зарождения ароматов

Древний Египет

Издавна люди обращали внимание на особенности разнообразных благовоний, их силу и влияние. Эти знания использовались шаманами и другими представителями различных культов для своих обрядов. С их помощью в древности окуривали жилища, совершали жертвоприношения и даже вводили в транс. Далее аромамасла стали применять в косметических целях, наноситься на кожу, волосы или одежду.

История происхождения, создания ароматов духов, искусственных запахов и развития парфюмерии неразрывно связана с эволюцией самого человечества. Принято считать, что прообразы современных парфюмеров появились еще в Древнем Египте. Существует версия, что это искусство перенято из Месопотамии, где жила некая женщина-парфюмер по имени Таппути. Такие факты были извлечены из клинописных табличек, датируемых II тысячелетием до н.э[1].

Сначала ароматные вещества использовались египтянами для подношений Богам. Считалось. что сладкие ароматы способствуют благосклонности богов, удаче и богатству, а резко пахнущие неприятный запахи отпугивают злых духов и болезни. Также душистые вещества использовались при изготовлении лекарственных средств и косметики. Но вскоре египтяне поняли: ароматы — это не только божественная субстанция, но и способ сделать привлекательным земное тело. Большое распространение среди знатных египтян получили масляные духи-аттары с ароматом аниса, мяты, розмарина, экстрактов кассии, лимона и кипариса. Для придания им устойчивости применяли бальзамические смолы, росный ладан и стиракс. Эти духи хранились в небольших красивых сосудах, напоминающих современные флаконы для духов: они были причудливой формы, покрытые различными иероглифами.  Простым же людям приходилось довольствоваться гораздо более дешевыми парфюмами на основе касторового масла, ароматизированного душицей, тимьяном и мятой. Первая ароматическая вода, названная kyphi (кифи), производилась из вина, мирры, меда, шафрана и ягод можжевельника.

Технология извлечения эфирных масел из растений была достаточно трудоемким процессом. Они добывались из растений, которые сначала нужно было тщательно измельчить. Далее добавлялась вода, массу отжимали и прессовали. Через определенное время масла всплывали на поверхность.

К моменту воцарения в Египте династии Птолемеев, в столице Александрии были организованы целые мануфактуры по изготовлению духов. Лучшее сырье для производства свозилось из Персии, Аравии, Китая, Индии.

Одна из самых знаменитых правительниц Египта Клеопатра  достаточно часто использовала благовония, ароматические косметические средства и духи в искусстве соблазнения для укрепления собственной власти.

Античность

Само слово «парфюм», которым мы пользуемся сегодня, произошло от латинского per fumum, что дословно переводится как «через дым». Уже этот факт свидетельствует о роли античного мира в становлении искусства создания духов[1].

Унаследовав опыт и рецепты египтян, греки увеличили число известных ароматических веществ и расширили их применение от религиозной до повседневной сферы. Парфюмированные мази и масла теперь применяются для гигиенических и косметических целей не только во время принятия ванны, но также до и после еды.

Древняя Греция придерживалась мнения, что ароматы — это дар богов. Широко применялись ароматные смолы при похоронном обряде, каждый усопший уносил с собой в могилу сосуд с благовониями для того, чтобы умилостивить богов загробного мира[2].

Древние греки всю свою деятельность и окружающую среду воспринимали через призму божественного пантеона. Каждое божество играло большую роль в их жизнедеятельности. Промыслом богов, а не человека считалась и парфюмерия. Примечательно, что каждый аромат ассоциировался с конкретным божеством. Например, Афродита связывалась с фиалковыми и розовыми нотками. Согласно преданию, именно она дала человечеству парфюм. Многие названия ароматических композиций включали в себя имена богов.

В Древней Греции впервые стали использовать метод дистилляции, который позволил получить парфюмированную жидкость (ту форму, что мы применяем сегодня). Это процессы испарения смеси и конденсации паров, которые впоследствии охлаждались. Для извлечения природных ароматов греки помещали растения в масла с различной температурой. Популярными были нотки мирры, фиалки, корицы, ладана, кедрового дерева[1].

Римляне, подхватив эстафету от греков и под сильным влиянием восточных традиций, также уделяли парфюмерии много внимания. Хотя Юлий Цезарь активно восставал против внедрения в жизнь подданных экзотики, повседневное применение ароматных продуктов сильно расширилось. Поддерживалась активная торговля сырьем для духов с Индией, Африкой и Аравией[1]. Также римляне заметили, что некоторые запахи способны успокаивать нервы, некоторые – избавлять от головной боли и бессонницы. Можно сказать, что именно у римлян зародились первые зачатки ароматерапии.

Также изменились и сосуды для хранения духов. На смену глиняным египетским сосудам приходят невероятно красивые стеклянные флаконы в форме ваз, цветов, различных мифических существ и прочего.

С завоеванием Европы активное формирование «пахучего» ремесла отошло на второй план. Тогда начинается его расцвет на Востоке. Еще в VI в. до н.э. распространилось использование благоухающих изделий. Исламские культуры значительно повлияли на развитие отрасли, пополнили ее новыми ингредиентами, извлеченными из растений Аравийского полуострова и его окрестностей.

Арабские и персидские мастера усовершенствовали технологию дистилляции, придумав перегонный куб. Перегонный куб того времени по принципу действия и устройству очень напоминает современный самогонный аппарат. Благодаря ему, вещества с разной объемной массой и плотностью разделяются естественным путем. Вода опускается на дно сосуда, а эфирные масла, полученные из растений, цветов, кореньев, древесных смол, поднимаются на поверхность в нерастворенном виде. Тут их и собирают в отдельные емкости для дальнейшего использования[1].

Арабы использовали ароматическое мыло, духи, благовония не меньше, чем египтяне и представители античных цивилизаций. Огромную благодарность потомков должен вызвать тот факт, что они сохранили и уберегли от утраты все тайны парфюмерно-косметического искусства, чтобы впоследствии рыцари-участники крестовых походов вернули Европе драгоценные ароматы[2].

Эпоха раннего Ренессанса

После падения Римской Империи и воцарения варваров искусство создания ароматов теряется, и лишь к XII веку возвращается с Востока, что связано с созданием и укрепление торговых связей. В то время наиболее тесные связи с Востоком имела Венеция в связи с чем на долгое время именно она стала парфюмерной столицей.

Торговцы и путешественники привозили из разных стран различные пряности – имбирь, шафран, гвоздику, мускатный орех, корицу и др. Именно они и начали активно использоваться при изготовлении духов.

Происхождение парфюма в жидкой форме на основе спирта и эфирных масел связывают с 1370 годом. По легенде, некий монах преподнес подарок в виде микстуры из розмарина венгерской королеве Елизавете, которая в то время болела. Это была ароматическая вода, которая возымела на королеву исцеляющий эффект[2].

Также в эту эпоху духи начинают использовать для нейтрализации неприятных запахов, в том числе при изготовлении кожаных перчаток, а затем и для маскировки неприятных запахов человеческого тела и зловонных улиц кварталов.

Всё больше расширяется спектр производимых ароматов, производство флаконов для духов становится прерогативой не только стеклодувов, но и ювелиров. Поэтому использование духов в красивых стеклянных флаконах снова, как и в Древнем Египте, становится символом богатства и роскоши.

В 1602 году во Флоренции появляется первая парфюмерная фабрика. Она была основана в одном из монастырей, где работали обычные монахи, получившие покровительство самого Папы Римского.

Эпоха Возрождения

В начале XVIII в. торговец специями из Кельна выпустил ароматическую жидкость «Кельнская вода». Через некоторое время она попала на прилавки Франции и очень полюбилась французам, особенно Наполеону. Они дали ей свое название – eau de cologne (одеколон).

Первые попытки воспроизведения запахов искусственным путем приблизили создателей душистой воды эпохи Возрождения к технологиям, используемым сегодня[1].

С наступление XIX века парфюмерное производство перестает быть кустарным. Начинают появляться большие фабрики и компании, производящие духи. “Отцами” этого мастерства тех времён считают Ж. Герлена, Ф. Коти и Э. Дальтроффа. Эти люди предложили новые подходы к технологии производства душистой продукции, описали и обосновали новые научные теории, чем и заслужили признания. Также XIX век ознаменовался развитием химии в современном её виде[2]. Подавляющее большинство сочетаний запахов были открыты в том веке.

Франсуа Коти знаменит тем, что объединил натуральные и синтетические вещества в одном букете, тем самым создав Chypre, который положил начало большой группе шипровых ароматов.

Самым главным толчком в развитии парфюмерии стала органическая химия. Синтез определенных соединений позволил получать запахи, которые привлекали покупателей. Запахи, не существовавшие ранее в природе, потрясли весь мир и зародили профессию парфюмера. Также развивалось и производство флаконов для духов. Наиболее ценными считались флаконы хрустальные и из богемского стекла. В 1870 году французом Брийя-Савареном был изобретен пульверизатор, положивший начало новой эпохи парфюмерной промышленности.

XX век

К 1900 году значение парфюмерии в развитых странах стало столь велико, что была открыта всемирная выставка в Париже. Компании-производители в то время все больше внимания уделяли оформлению флаконов, привлекая для их совершенствования известных художников, например, Гектора Гимара или Альфонса Муху. Стекольщики также принимали активное участие в создании тары для духов. Фирмы Баккара, Лалик и Броссе сотрудничали с известными парфюмерами: Коти, Герлен, Д’Орсей, Убиган, Карон и Шанель[2].

В 1911 году известный кутюрье Поль Пуаре выпустил к своей линейке одежды духи. Но первым законодателем этой сферы стала знаменитая Габриэль Шанель. Её легендарные духи Chanel №5, автором которых является Эрнест Во, стали как самым известным продуктом в линейке фирмы Chanel, так и первыми духами, содержащими альдегиды, с чрезвычайно интенсивным запахом.

Также на период конца XIX начала XX века российское производство переживало расцвет парфюмерной промышленности. Но и раньше, еще в XVIII веке парфюмерные продукты появлялись на прилавках аптек. В конце XIX века были построены более 30 крупных фабрик, куда регулярно приглашали французских специалистов для сотрудничества.

Современность

Сегодня, спустя много столетий, кустарное ремесло переросло в огромную индустриальную отрасль, которая всё продолжает развиваться, и является одной из элитных сфер косметической промышленности.. С каждым годом совершенствуются компоненты духов: синтетические вещества духов максимально приближены к натуральным, выпускаются сотни новых композиций и букетов, состоящих порой более чем из 100 компонентов. Достижения в области химии способствуют созданию и комбинированию многих соединений, имитирующих самые различные запахи, а достижения в области инновационных технологий облегчают работу парфюмерам. Ведь извлечение эфирных масел из растений эфироносов, когда-то доставлявшее трудности нашим предкам, теперь не составляет труда. За счёт широкого спектра различных групп ароматов каждый потребитель находит свой неповторимый аромат.

 

 

Душистые вещества

Душистые вещества подразделяют на:

1. Натуральные (природные)

2. Синтетические

Натуральные душистые вещества по своему происхождению делятся на:

1. Растительного происхождения (сюда относятся эфирные и экстрактные масла, бальзамы, смолы и растения, используемые для спиртовых настоев или их растворов, получаемых из растения в целом или отдельных его частей). Экстрактные масла считаются наиболее качественными и применяются для изготовления духов высшего сорта.

Эфирные масла - это легколетучие маслянистые жидкости, добываемые из цветов (розы, жасмина и др.), цветочных почек (гвоздики), плодов (аниса), кожуры плодов (лимона, апельсина), листьев (мяты), древесины (сандалового дерева) и др. Эфирные масла получают из свежих или высушенных эфиромасличных растений[4].

Химический состав эфирных масел очень сложен, включает в себя 100 и более индивидуальных соединений типа эфиров, спиртов, альдегидов, кетонов и др. Наппимер, из розового масла удалось выделить 226 соединений, установить, что 184 из них содержатся в масле в количестве не более 1%. Среди них идентифицировано 16 спиртов, 14 кислот, 15 альдегидов, сложные эфиры и другие соединения. В составе жасминового масла более 100 компонентов, в эфирных маслах мандарина, апельсина, лимона более 300 компонентов. Но в каждом из них преобладает одно или несколько веществ, которые и определяют основной запах масла. Например, главной составной частью гераниевого масла является гераниол С10Н17ОН. Главной составной частью мятного масла — ментол С10Н19ОН, лимонного — терпен - лимонен С10Н16, розового — гераниол, цитронеллол С9Н19ОН, уксусногераниоловый эфир и другие[3].

2. Животного происхождения (сюда относятся бобровая струя, амбра, мускус, цибет и тд. Они играют достаточно важную роль в парфюмерии, т.к. в виде настоев они обогащают запахи и увеличивают время их восприятия).

 К синтетическим душистым веществам относятся продукты химической переработки нефти, каменного угля, древесины и эфирных масел, из которых выделяют отдельные составные части и перерабатывают в душистые вещества.

Синтетические душистые вещества могут иметь не только запахи, соответствующие цветам и свежей зелени, но и такие, которых в природе нет. Эта особенность синтетических душистых веществ даёт возможность создавать духи и других парфюмерные продукты с различными необычными запахами, что достаточно сильно расширяет спектр парфюмерных товаров.

Сухое растительное сырье - это высушенные душистые части растений (семена, кора и др.), применяемые в виде спиртовых настоев. Они представляют собой ценную составную часть духов, так как обладают полным и стойким запахом. Парфюмерные жидкости могут содержать красители, антиоксиданты и другие добавки, разрешенные органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора России. Красители применяются в тех случаях, когда парфюмерной жидкости нужно придать определенный цвет. Для этой цели используются органические красители, растворимые в спирте и воде[4].

Механический метод

Такой метод используется преимущественно для извлечения эфирных масел из плодов цитрусов (лимон, апельсин, бергамот, мандарин), т.к. эфирное масло в них находится в кожуре. Осуществляться метод может двумя способами:

а) Прессование целых плодов или кожуры, отделенной от мякоти, с последующим отделением от сока эфирного масла с помощью сепаратора или суперцентрифуги.

б) Натирание плодов и последующее их соскабливание.

Оба эти способа помогают получить эфирное масло с натуральным ароматом.

Мацерация (настаивание)

Данный метод осуществляется с использованием жиров и других нелетучих растворителей.

Сущность метода состоит в том, что высушенные растения помещают в стеклянный сосуд с тёплым растительным маслом или нагретым до 50-70°С животным жиром. Под воздействием тепла ароматические вещества переходят в масло. Растение, помещенное в масло, хранится таким образом в течение нескольких дней, на свету и периодически встряхивается. Данная процедура повторяется от 20 до 25 раз с одним и тем же маслом и постоянной сменой растительного сырья. После насыщения масла ароматическими веществами, оно фильтруется, а готовое эфирное масло переливается в сосуды из тёмного стекла[6].

Он применяется главным образом при переработке цветочного сырья (фиалка, роза, жасмин, акация, ландыш, азалия и др.).

Экстракция

В данном методе для получения эфирных масел используются летучие растворители. Этот метод наиболее перспективен и используется чаще прочих методов.

Экстракция растворителями применяется в тех случаях, когда растительное сырьё даёт слишком малый выход эфирного масла при дистилляции (например, жасмин, нарцисс, лотос и пр.) или при дистилляции получается масло непригодного качества (высокие температуры при паровой дистилляции могут искажать аромат и способствовать образованию продуктов распада). Для этого метода применяются летучие органические растворители высокой степени очистки: петролейный эфир, гексан, пентан, диэтиловый эфир.

К растворителям предъявляются определённые требования. Растворитель должен быть без запаха и не образовывать токсических веществ или веществ изменяющих запах продукта (например, этиловый спирт образует эфиры с различными компонентами растительного сырья, тем самым искажая запах готового продукта). Чем ниже температура кипения растворителя, тем лучше – это объясняется тем, что при повышении температуры процесса экстракции увеличивается риск образования нежелательных продуктов распада. Этим требованиям отвечают петролейный и диэтиловый эфиры, поэтому они наиболее часто используются при экстракции[7].

Процесс экстракции состоит из нескольких последовательных этапов:

1) Смешивание растительного сырья с растворителем
Данный процесс чаще всего происходит в аппарате Сокслета (рисунок 1): растворитель находится на дне аппарата, снизу происходит подогрев, благодаря чему растворитель закипает и превращается в пар, а попав в холодильник конденсируется. Затем капли сконденсированного растворителя попадают в гильзу с сырьем (свежие лепестки, побеги и цветы), где происходит экстракция. Как только растворитель доходит до верхнего уровня сифона, гильза опустошается и раствор полученного вещества возвращается на дно аппарата. Далее процесс повторяется.


Рисунок 1 - Аппарат Сокслета

2) Фильтрация для удаления исходного сырья. Происходит испарение растворителя с использованием необходимого давления и инертного газа. Результат фильтрации – конкрет – воскообразное твёрдое вещество, содержащее 5-20% эфирного масла.

3) Смешение конкрета со спиртом для извлечения эфирного масла из вещества.

4) Фильтрование раствора от ненужных примесей и нерастворимых частиц воска при низкой температуре.

5) Выпаривание в вакууме очищенного раствора с помощью активированного угля, в результате чего испаряется спирт.

Качество эфирных масел

Качество эфирных масел зависит не только от способа производства, но и условий их хранения и транспортировки.
Свет, воздух и влага отрицательно действуют на качество эфирных масел: они быстро окисляются, осмоляются, что сопровождается изменением запаха. Эфирные масла горючи. Температура вспышки наиболее распространенных эфирных масел находится в пределах 53-92 °С.

В таблице 1 приведены показатели качества эфирных масел, полученных из цветочно-травянистого эфиромасличного сырья, согласно ГОСТ 31791-2017 “Эфирные масла и цветочно-травянистое эфиромасличное сырье. Технические условия”.

Таблица 1.Показатели качества эфирных масел, полученных из цветочно-травянистого эфиромасличного сырья

Наименование эфирного масла (ботаническое наименование растения)

Наименование показателей качества

Внешний вид, цвет, вкус и запах Относительная плотность при 20°С Показатель преломнения при 20°С Угол вращения плоскости поляризации света, градус при 20°С Кислотное число, мг КОН/г Эфирное число, мг КОН/г Массовая доля групп органических соединений и характерных компонентов, % Растворимость одного объема эфирного масла в водно-спиртовом растворе (этанол) (v/v) при 20°С
Анисовое (Анис обыкновенный) Внешний вид: легкоподвижная прозрачная жидкость; Цвет: без цвета или бледно-жёлтый Запах: характерный для свежих растений аниса 0,975-0,990 1,5510-1,5600 - - - Анетол, не менее 80,0 Полная растворимость: один объём масла – не более чем в трёх объёмах 90% этанола
Базиликовое (Базилик эвгенольный) - лёгкое   - тяжёлое Внешний вид: легкоподвижная прозрачная жидкость Цвет: светло-коричневый   Тёмно-коричневый Запах: характерный для свежих растений базилика эвгенольного, приятный, бальзамический   0,959-0,986   1,030-1,056   1,5140-1,5260   1,5290-1,5360 - - - Фенолы, не менее:     52,0   82,0 -
Геранивое (Герань розовая) Внешний вид: легкоподвижная прозрачная жидкость Цвет: без цвета, светло-жёлтый или светло-зелёный Запах: характерный для свежих растений герани, приятный Сорт первый/второй: 0,880-0,900/ 0,884-0,900 Сорт первый/ второй: 1,4605-1,4690/ 1,4610-1,4690 От минус 14,0 до минус 7,0 Сорт первый/ второй, не более: 4,0/5,0 Сорт первый/второй: 46,0-80,0/ 38,0-85,0 Сорт первый/ второй: - свободные спирты в пересчёте на молярную массу цитронеллола 156,3 г/ моль: не менее 46,0/ 38,0 - карбонильные соединения в пересчёте на молярную массу изоментона 154,2 г/моль: не более 15,0/ 18,0 Полная растворимость: один объём масла - не более чем в трёх объёмах 70% этанола
Иссоповое (Иссоп лекарственный) Внешний вид: легкоподвижная прозрачная жидкость Цвет: от светло-жёлтого до тёмно-жёлтого Запах: характерный для иссопа лекарственного, приятный с камфорным оттенком Вкус: горький 0,925-0,960 1,4750-1,4950 От минус 6,0 до минус 25,0 Не более 7,0 - Карбонильные соединения в пересчёте на молярную массупинокамфона 152,2 г/ моль: не менее 45,0 Полная растворимость: один объём масла не более чем в пяти объёмах 95% этанола
Котовниковое (Котовник закавказский или гибридный) Внешний вид: легкоподвижная прозрачная жидкость Цвет: от жёлтого до коричневого Запах: характерный для данного вида растений, приятный Вкус: слегка горьковатый 0,860-0,866 1,4590-1,4690 - Не более 3,0 - Сложные эфиры в пересчёте на молярную массу геранилацетата 196,3 г/моль: 5,0-30,0; терпеновые спирты в пересчёте на молярную массу цитронеллола 156,3 г/моль: не менее 55,0 Полная растворимость: один объём масла не более чем в трёх объёмах 70% этанола
Лавандовое (Лаванда узколистная) Внешний вид: легкоподвижная прозрачная жидкость Цвет: без цвета или от светло-жёлтого до зеленоватого Запах: характерный для свежих соцветий лаванды Вкус: горьковатый Сорт высший/ первый: 0,875-0,890/ 0,870-0,896 Сорт высший/ первый: 1,4570-1,4670/ 1,4570-1,4700 От минус 3,0 до минус 12,0 Не более 1,0 - Сорт высший/ первый – сумма сложных эфиров в пересчёте на молярную массу линалилацетата 196,3 г/ моль, не менее 42,0/ 38,0 - Камфора, не более 0,6 Полная растворимость: один объём масла не более чем в трёх объёмах 75% этанола  
Лавандиновое (Лавандин) Внешний вид: легкоподвижная прозрачная жидкость Цвет: от светло-жёлтого до зеленоватого Запах: характерный для свежих соцветий лавандина 0,875-0,895 1,4590-1,4690 От минус 1,0 до минус 7,0 Не более 1,0 - Сумма сложных эфиров в пересчёта на молярную массу линалилацетата 196,3 г/моль 22,0 -36,0 - Камфора 6,0-11,0 Полная растворимость: один объём масла не более чем в трёх объёмах 75% этанола
Розовое (Роза эфиромасличная) Внешний вид: густая, при температуре 30°С прозрачная жидкость Цвет: от светло-жёлтого до светло-коричневого Запах: характерный для цветков розы эфиромасличной Вкус: горьковатый 0,950-0,990 1,4800-1,5200 - Не более 7,0 - Общие спирты в пересчёте на молярную массу β-фенилэтилового спирта 122,0 г/моль: 75-88 - терпеновые спирты в пересчёте на молярную массу гераниола 154,2 г/моль, не менее 8,0 - стеароптены 2-7 - этиловый спирт и вода, не более 4,0 -
Шалфея мускатного (Шалфей мускатный) Внешний вид: легкоподвижная прозрачная жидкость Цвет: без цвета или слегка жёлтый Запах: характерный для свежих соцветий шалфея мускатного Вкус: горьковато-жгучий 0,890-0,940 1,4550-1,4650 От минус 5,0 до минус 20,0 Не более 1,5 - Сумма сложных эфиров в пересчёте на молярную массу линалилацетата 196,3г/моль, не менее 63,0 - дегидратирующиеся спирты в пересчёте на молярную массу линалоола 154,2 г/моль, не менее 12,0 - нелетучий остаток, не более 12,0 Полная растворимость: один объём масла не более чем в половине одного объёма 90% этанола

 

 

Духи

Духи – это смесь экстрактов, растворённых в спирте с добавлением закрепителя животного происхождения. Духи содержат 15 -22% парфюмерной композиции, которая растворена в 90% - ом спирте. В смесь душистых масел входят самые дорогие цветочные и растительные эссенции, доля пахучих масел составляет 20 – 40%, иногда и выше. Такую смесь, наиболее концентрированную, французы называют Parfum, англичане – Parfume.

Чаще всего духи выпускают небольшими флакончиками ёмкостью в 7мл или 15мл. Флаконы для духов эксклюзивные, некоторые представляют собой произведение искусства. Поэтому не удивительно, что это самая дорогая парфюмерная продукция. Стойкость духов 5 – 10 часов, может быть и более[9].

Духи подразделяют по ряду признаков.
По консистенции духи бывают жидкие, твердые и порошкообразные. Наиболее распространены жидкие духи - спиртовые или водно-спиртовые растворы смесей душистых веществ. Твердые духи - это воскообразная масса, чаще всего в виде карандаша, насыщенная парфюмерной композицией. Порошкообразные духи («саше») - измельченные пахнущие растения или смесь сухих душистых веществ с наполнителями, которые помещают в бумажные или текстильные пакеты. Используют для ароматизации белья.
По характеру запаха различают духи цветочные, обладающие запахом какого-либо цветка, фантазийные и цветочно-фантазийные.

По содержанию композиции отечественные духи делятся на две группы (по ГОСТу 17237-93): духи «Экстра» и «духи» (массовая группа). При этом также учитываются оригинальность, стойкость запаха, внешнее оформление и упаковка.
Духи «Экстра» (17-18% общего объема производства) содержат не менее 15% парфюмерной композиции. Стойкость запаха должна быть не менее 60 ч. Их выпускают в красочно оформленных футлярах и коробках («Браво», «Легенда» и др.). Концентрированные духи содержат от 20 до 50% парфюмерной композиции.
Духи с содержанием композиции более 30% считаются концентрированными, крепость спирта в них не менее 55%.
Духи массовой группы содержат не менее 10% душистых веществ, крепость спирта не менее 85%, стойкость запаха не менее 50 ч. Их также выпускают в художественно оформленных футлярах и коробках[10].

Одеколоны

Одеколоны - растворы парфюмерных композиций с запахом цветочного или фантазийного направления. В зависимости от состава: цветочные и гигиенические.

Одеколоны в отличие от духов содержат меньше парфюмерной композиции (3 – 5% экстракта в 70 – 80%-ом спирте) и имеют невысокую стойкость запаха. Применяют их в качестве гигиенических, освежающих и ароматизирующих средств. Спирт в них служит не только растворителем композиций, но и для дезинфекции («Демон», «Норд-Ост»).

Как и духи, одеколоны в зависимости от качества подразделяются на две группы: «Экстра» и просто «одеколоны».
Одеколоны - это водно-спиртовые растворы, содержащие не менее 1,5% композиции, крепость спирта не менее 60%. Для одеколонов группы «Экстра» содержание композиции не менее 4%, крепость спирта - 80%. Стойкость запаха не менее 24 ч. для массовых одеколонов и не менее 30 часов для группы «Экстра».

В зависимости от применяемой крепости спирта одеколоны обладают разными свойствами. Одеколон при крепости спирта 60% обладает сначала согревающими (освежающими) свойствами, а при крепости 70% и выше - слегка прижигающими и дезинфицирующими свойствами[10].

Туалетные воды

В туалетной воде концентрация пахучих веществ от 8 –10% до 20% в 85% -ом спирте. Это более лёгкий вид парфюмерии. Она подходит для использования днём и в жаркое время года, а также для работы. Парфюмерная продукция для мужчин чаще всего представлена туалетной водой, и концентрация душистой смеси в ней несколько ниже – от 6 до 12%. Доля лёгких, освежающих компонентов по сравнению с долей тёплых и стойких несколько выше. Туалетная вода держится 2 – 3 часа. Расходовать туалетную воду в течение дня приходится больше, чем парфюмерную, но многих это устраивает, так как и цена более доступна и разнообразие ёмкостей: 30,50,75,100мл.
Продается туалетная вода чаще всего в виде спреев[10].

Дезодорант

Данный вид парфюмерии используется как средство гигиены, но используется не только по-своему прямому назначению, но и в качестве ароматического средства. Deo Parfum имеет и ароматическое, и освежающее действие.

Шипровые духи

Данный вид парфюмерной продукции впервые появился в начале XX века (1917год) благодаря французу Франсуа Коти. При создании этих духов был использован ранее неизвестный европейским мастерам ингредиент – дубовый мох, произрастающий на побережье Средиземного моря, который и является основой шипрового аромата. Помимо мха в состав первых шипровых духов вошли ещё несколько компонентов, в том числе бергамот, пачули, ладан и сандал.

Название “Шипр” произошло от французского “chypre”, что означает остров Кипр. Именно здесь и растёт достаточно редкий, используемый как основа для духов, древесный мох.

Это творение парфюмерии предназначалось прекрасной половине человечества – женщинам. Создание шипрового аромата символизировало новое направление в моде, когда девушки начали носить брюки.

Со временем многие пытались повторить и усовершенствовать созданный Франсуа Коти аромат. В 50-60е годы настал пик популярности грубоватых и насыщенных композиций, в связи с чем сложилось мнение, что шипровые духи предназначены для мужчин. Позже выжимку из дубового мха запретили к использованию, поэтому крупные корпорации пошли разными путями. Одни включили в состав синтетические добавки, а другие начали применять гальбанум или смеси растительных компонентов. В результате этого прежние парфюмы сильно изменились, а многие перестали выпускаться.

Нередко шипровые духи и одеколоны ассоциируются у людей с чем-то старомодным, чем пользуются только бабушки и дедушки. Но и современные бренды предлагают достаточно широкий ассортимент шипровых ароматов, разбавленных цветочными или фруктовыми нотами.

Заключение

В данной работе были разобраны: история зарождения ароматов, основное сырья для создания парфюмерных композиций, методы получения душистых веществ, а также были определены классификация парфюмерных товаров и разница между ними. Также можно сделать вывод о том, что парфюмерия является одной из древнейших отраслей парфюмерно-косметический промышленности. Развитие её тесно связано с эволюцией человечества. С развитием науки, а именно химии, синтезируются всё новые и новые виды сырья для создания ароматов, а ассортимент парфюмерных товаров расширяется с каждым годом. Многие ароматы из прошлого и по сей день находятся в нашем обиходе, но уже в более новом формате и композициях.

 

 

Список используемой литературы

1. История парфюмерии: когда и откуда появились духи. Режим доступа - https://aromacode.ru/blog/istoriya-parfyumerii-kogda-i-otkuda-poyavilis-dukhi/

2. История парфюмерного искусства. Режим доступа - https://aromastylist.ru/istoriya-parfyumernogo-iskusstva/

3. Сырьё парфюмерного производства. Режим доступа - https://economy-ru.com/tovarovedenie_1075/syire-parfyumernogo-proizvodstva-61898.html

4. Сырьё для производства парфюмерии. Режим доступа - https://studwood.ru/2037388/marketing/syre_proizvodstva_parfyumerii

5. Основное сырьё в парфюмерии. Режим доступа - https://zinref.ru/000_uchebniki/03800parikmaher/101_00_osnovi_proizvodstva_prfumerii_kasparov_1988/005.htm

6. Методы получения эфирных масел. Режим доступа - http://www.kvartacosmetic.ru/ob_aromaterapii/91

7. Способы получения эфирных масел: экстракция растворителями. Режим доступа -https://poezia-aromatov.ru/?p=5222

8. ГОСТ 31791-2017 Эфирные масла и цветочно-травянистое эфиромасличное сырье. Технические условия.

9. Классификация и виды парфюмерии. Режим доступа - https://mylitta.ru/598-parfum.html

10. Парфюмерные товары. Режим доступа -https://otherreferats.allbest.ru/marketing/00226177_0.html

11. ГОСТ 31678-2012 Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия

12. Гиганты, разделившие парфюмерный рынок. Режим доступа -http://rosinvest.com/acolumn/blog/kosmetika_i_parfymeriya/357.html

 

Введение

С каждым годом ассортимент товаров парфюмерно-косметической промышленности пополняется всё новыми и новыми группами средств различного назначения. В их число входят средства по уходу за кожей, декоративная косметика, средства по уходу за волосами, лечебная косметика и прочие. Одним из наиболее древних направлений развития парфюмерно-косметической промышленности является парфюмерия. И без того широкий спектр ароматов, сохранившийся до нашей эпохи  ещё со времен Древнего Египта, с каждым днём пополняется новыми запахами с удивительными и неповторимыми нотками, оставляющими еле уловимые ароматные шлейфы. Также быстро увеличиваются и виды парфюмерной продукции: духи, одеколон, туалетная вода и тд. В данной работе будет рассказано об истории зарождения парфюмерии, основном сырье для создания духов и других парфюмерных изделий, основных технологиях их изготовления, разобрана классификация ароматов и различия между видами парфюмерной продукции.

 

 

История зарождения ароматов

Древний Египет

Издавна люди обращали внимание на особенности разнообразных благовоний, их силу и влияние. Эти знания использовались шаманами и другими представителями различных культов для своих обрядов. С их помощью в древности окуривали жилища, совершали жертвоприношения и даже вводили в транс. Далее аромамасла стали применять в косметических целях, наноситься на кожу, волосы или одежду.

История происхождения, создания ароматов духов, искусственных запахов и развития парфюмерии неразрывно связана с эволюцией самого человечества. Принято считать, что прообразы современных парфюмеров появились еще в Древнем Египте. Существует версия, что это искусство перенято из Месопотамии, где жила некая женщина-парфюмер по имени Таппути. Такие факты были извлечены из клинописных табличек, датируемых II тысячелетием до н.э[1].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.115 с.)