История русского языка. Часть I . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История русского языка. Часть I .



Бекасова Елена Николаевна

История русского языка. Часть I.

Историческая грамматика

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

 

Бекасова Е.Н. – профессор, д.ф.н. – История русского языка. Часть I. Историческая грамматика

 

Рецензенты: д.ф.н., профессор, завкафедрой общего языкознания и русского языка УрГПУ Гридина Т.А.; д.ф.н., профессор Ужгородского национального университета Устюгова Л.М.

ББК 812 Рус-923

УДК 81-112=161

Б 42

Бекасова Е.Н. История русского языка. Часть I. Историческая грамматика. Оренбург, 2010.

Учебное пособие предназначено для подготовки студентов бакалавриата очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и может быть использовано при изучении курса «История русского языка», а также дисциплин по выбору, затрагивающих специфику становления и развития русского языка. Введенный в учебный оборот теоретический материал и его структура позволит студентам глубже понять основные тенденции развития фонетической и морфологической систем русского языка и объяснить ряд системных и асистемных явлений современного русского языка. Образцы анализа языковых фактов памятников древнерусской письменности и современного языка позволят понять специфику эволюции фонетической и морфологической системы и её современное состояние и окажут помощь студентам в собственных исследованиях феномена русского языка и его преподавания в образовательных учреждениях.


ФОНЕТИКА

Фонетические процессы, протекавшие в дописьменный период

1. Система вокализма (гласных) дописьменного периода.

2. Система консонантизма (согласных) дописьменного периода.

3. Изменения в области гласных: утрата носовых

4.  Изменения в области согласных: вторичное смягчение согласных

Фонетические процесс, протекавшие в письменный период

1. Падение сверхкратких: причины, этапы, следствие.

                  1) следствие падения сверхкратких в области слов и слогов;

                  2) следствие падения сверхкратких в области гласных;

                  3) следствие падения сверхкратких в области согласных;

                  4) явления аналогии.

2. История фонемы <ê> (h)

3. Редукция гласных полного образования.

4. Непереходное смягчение <г>, <к>, <х>.

5. Отвердение шипящих и <ц>.

6. Переход <е > в <о>.

7. Аканье.

8. Фонетическая система к концу XVI в. Некоторые изменения фонетической системы после XVI в.

Исторический комментарий фонетических явлений современного русского литературного языка

Контрольная работа по исторической грамматике. Фонетика.

Порядок выполнения.

Часть 1. Исторический комментарий явлений, сохранившихся в современном русском языке. Образец выполнения.

Часть 2. Анализ фонетических процессов, происходивших в восточнославянском или старорусском языках.

МОРФОЛОГИЯ

Предмет и проблематика исторической морфологии

Имя существительное

1. Основные категории имени существительных.

2.  Типы склонения имени существительного.

3. Изменение существительных в единственном числе. История звательного падежа. История двойственного числа.

4. Изменение существительных во множественном числе.

5. Становление категории одушевлённости.

Местоимение

1. Общая характеристика местоимения как части речи. Исходная система.

2. Личные местоимения. Склонение личных и возвратного местоимений.

3. История личного местоимения 3 лица.

4. Группа неличных местоимений. Местоименное склонение.

История имён прилагательных

1. Общая характеристика грамматических категорий имени прилагательного.

2. Именное склонение имён прилагательных.

3. Местоимённое склонение имён прилагательных.

4. История сравнительной степени имён прилагательных.

  История глагола

1. Общая характеристика глагольных категорий.

2. Типы формообразующих глагольных основ.

3. Система времён дрвнерусского глагола:

                          1) настоящее (простое будущее) время;

                  2) будущие сложные времена;

                  3) история форм прошедшего времени:

4. Развитие категории вида.

5. Категория залога.

6. Категория наклонения.

7. Историч именных форм глагола:

                  1) инфинитив и супин;

                  2) история причастий и формирование русских деепричастий

Вопросы для контроля

Справочные материалы

Список рекомендуемой литературы

Словари

Учебные пособия

ФОНЕТИКА

Тема 1. Фонетические процессы, протекавшие в дописьменный период

 

План

 

1. Система вокализма (гласных) дописьменного периода.

2. Система консонантизма (согласных) дописьменного периода.

3. Изменения в области гласных: утрата носовых.

4.  Изменения в области согласных: вторичное смягчение согласных.

 

1. Система гласных. Характеристика гласных (ряду, подъёму, лабиализации, назализации, долготе/краткости). Происхождение гласных. Ср. с характеристикой гласных в старославянском языке.

Таблица 1

Следствия ПС

ПС привело к коренной перестройке всей звуковой системы русского языка и обусловило непосредственное формирование системы гласных и согласных в РЯ.

Явления аналогии

После исчезновения слабых сверхкратких отношения между слогами в слове изменились. Это не всегда удобно для языка, поэтому происходили довольно многочисленные случаи выравнивания морфем и парадигм. Обычно это проявлялось так, что на месте слабых сверхкратких возникали гласные полного образования, причём во всех случаях на фонетически закономерные процессы оказывали влияние аналогические явления, связанные с обобщением родственных форм, например: дъска >дска >тска >цка, но эта форма отличается от формы мн.ч. дъскы. По аналогии с формой мн.ч. в ед.ч. восстанавливается форма доска.

Из форм жьньць, чьтьць возникли жнец, чтец, льстец и под., в косвенных падежах и мн. ч. должны были возникнуть формы жьньца > женца и пр., но под влиянием И.п.. ед.ч. устанавливается форма жнеца и пр.

Аналогия могла идти и от косвенных падежей: Курьскъ > Курескъ, Смольньскъ >............................, Витьбьскъ. >............... Но под влиянием косвенных падежей (Курьска).

Пришелец. Произошла контаминация основы И.п. пришьльць>пришлец и косвенных падежей пришьльца>пришельца.

Иногда действие аналогии сочеталось с фонетическим фактором, например: баловьство > баловство, но количьство>количество. После аффрикат выделился гласный <е>, иначе бы последовало нежелательное упрощение группы согласных, ср.: мужество, имущество, излишество.

2. История фонемы <ê>, обозначавшейся буквой h

 

По происхождению h < (или дифтонгического происхождения из * e «¿, o «¿,* a «¿). Реализовался по-разному в разных группах славянских языков и в диалектах древнерусского (<е>, <и>, < и«е> дифтонгического происхождения: хлеб, хлиб, хлиеб). С XVI в. в ЛЯ <ê> совпал с произношением <е>. М.В. Ломоносов кодифицировал эту норму в своей «Российской грамматике», хотя в диалектах СРЯ возможно сохранение произношения как <е>, <и>, < и«е> (Вспомните сведения из курса «Русская диалектология»).

 

3. Редукция гласных полного образования (самостоятельно)

Укажите причины редукции гласных полного образования, приведите примеры. Вспомните сведения из курсов «Современный русский литературный язык. Фонетика» и «Русская диалектология».

 

4. Непереходное смягчение заднеязычных согласных <г>, <к>, <х>

Исконно твёрдые <г>, <к>, <х> не могли употребляться перед гласными переднего ряда в связи с действием ЗСС. Начиная с XII–XIII вв. в древнерусских памятниках появляются написания типа Киевъ (вм. Кыевъ), гибель (вм. гыбель), хитрыи (вм. хытрыи) и др.

К XIV в. процесс смягчения закончился и установилось написание ги, ки, хи, а затем мягкие заднеязычные начинают употребляться перед другими гласными (переднего и непереднего ряда). Причины смягчения до настоящего времени дискуссионны, однако на первый план выдвигается гипотеза А.А. Шахматова.

Одним из следствий непереходного смягчения явилась утрата результатов второй палатализации перед флексиями со звуками [и] и [h] дифтонгического происхождения, например: нози > ноги, на руцh > на руке, муси > мухи и др. Однако результаты второй палатализации сохраняются в устойчивых оборотах, пришедших из церковнославянского языка, в котором консервируется ряд фонетических явлений (приведите примеры).

Следует ответить, что в исследователи современного русского языка по-разному оценивают статус указанных фонем – с признанием их самостоятельного статуса и определением мягких фонем вариантами твёрдых. Рассмотрите обе точки зрения, прокомментируйте их (вспомните сведения из курса «Современный русский литературный язык. Фонетика»).

5. Отвердение шипящих и <ц>

ВСПОМНИТЕ! Из курса «Старославянского языка» вспомните о происхождении данных исконных мягких согласных (см. тему 1).

Процесс отвердения шипящих и ц происходит с к. XIV в. Исконно мягкие согласные [ж’], [ш’] отвердели в XV в., а [ ц ’]– вXVI в. Причины отвердения до сих пор однозначно не определены.

Определите особенности правописания гласных после данных согласных (жи, ши, ци/цы).

6. Переход <е > в <о>

 

Данный процесс происходил в период с XII в. по XV в. Переход <е> в <о> осуществлялся в положении после мягкого согласного перед твёрдым под ударением. Переходу подвергался не только <е> <*ŏ, но и <е> < ь (в сильной позиции) < *ĭ: несоу > нес [н’ос], в СРЛЯ нёс; пьсъ > пес [п’ос], в СРЛЯ пёс.

Переход е > о не происходил:

а) в словах, появившихся в русском языке после XV в., когда процесс уже не действовал (рента, ректор, лента, фонема, газета и др.);

б) в словах, широко употреблявшихся в церковнославянском языке, где этого процесса не было (небо, склеп, крест, перст, жертва, ветхий, совершенный, истекший, ср .: нёбо, крёстная, напёрсток, истёкший и под.);

в) на месте е из <ê> ( h) (кроме звёзды, гнёзда) цвет < цвhтъ, лес < лhсъ, сено < сhно, крепкий < крhпъкыи и под.;

г) в приставке / частице не, предлоге / приставке без (типа н е нависть, н е уч, н е был, б е з году неделя, б е здарь и под.);

д) перед согласными, отвердевшими после XV в.:

перед ц, так как он отвердел в XVI в.: от е ц, вен е ц, серд е ц и др.;

перед согласным, за которым следовали суффиксы -ьск-, -ьн-: ж е нский, дерев е нский, душ е вный и др.;

в некоторых словах с - ер-, находившимся перед губными и заднеязычными: с е рп, ущ е рб, п е рвый, четв е рг, з е ркало и др.).

Иногда наблюдается переход<е> в <о> по аналогии (при отсутствии условий перехода), например: берёзе, землёю, идёте, тётя (перед мягкими согласными), моё, бельё (в конце слов, не перед согласным)и под.

Аканье

ВСПОМНИТЕ! Из курсов «Современный русский литературный язык. Фонетика» и «Русская диалектология» вспомните, что называется аканьем. Определите особенности представления аканья в диалектных системах и литературном языке.

Самостоятельно изучите особенности становления аканья в системе русского языка, причины, этапы и особенности закрепления в системе литературного языка.

 

Происхождение гласных

 

СРЛЯ а о е е и е//Ø ы о//Ø
ВЯ а о е h и ь ы ъ
ПЯ <*ā *ō *ă *ŏ

 

Примечание. СРЛЯ – современный русский литературный язык; ВЯ – восточнославянский язык; ПЯ – праславянский язык.

Подсказка!. Чередование е // о нередко характеризует глагольные и именные основы, например: л е жать – л о же, т е чь – т о к, в е зти – в о з, б е ру – сб о р, н е сти – н о ша, ст е лить – ст о л; и // Ø и ы // Ø сопровождает глагольные основы со значением длительности / повторяемости действия и краткости / однократности действия, например: соб и рать – брать, соз ы вать – звать и под. Данные чередованияможновстретить при изучении орфографической темы «Правописание корней с чередующимися гласными»

В результате действия тенденция к утрате квантитативного различия гласных появились новые чередования, сохранившиеся в СРЛЯ:

 

Чередования, восходящие к количественному чередованию гласных

 

1. а // о < а // о <*ā // *ă (или *ō // *ŏ): к а с аться – к о с нуться.

2. и // Ø (е) < и // ь < *ī // *ĭ: про ч и т ать – про ч (ь) т у – про ч е (ь)сть.

3. ы // Ø (о) < ы // ъ < *ū // *ŭ: по с ы л ать – с (ъ) л ать – по с о (ъ) л.

 

Чередования, восходящие к качественному чередованию гласных

 

1. е // о < е // о < *ĕ // *ŏ: б е р у – с б о р.

2. е // Ø < е // ь <*ĕ // *ĭ: б е р у – бр ать.

3. е//а < h // а < *ē // *ō: с е д ло – с а д ить.

 

В родственных словах (в том числе этимологически родственных) могут быть представлены целые ряды (цепи) чередований, в том числе и смешанных – качественно-количественных, например:

со б и р ать – со бр ать– со б е р у – с б о р: и // Ø (ь) // е // о < *ī // *ĭ // *ĕ // (в первых двух словах представлено количественное чередование корневых гласных (во втором слове на ступени редукции), в со бр ать– со б е р у – с б о р – качественное чередование);

р е чь – про р о к – на р и ц ательный (в корне есть чередование согласных к // ч, к // ц): е // о // и < *ĕ // *ŏ // *ī;

з о в у – зв ать – при з ы в ать о // Ø (ъ) // ы < *ŏ // *ŭ // *ū.

 

Образец анализа

1. В з ½ и р ать. Подбираем однокоренные слова: зр ение, з о р кость. Определяем чередование в СРЛЯ: и // Ø (на месте ь в слабой позиции) // о. Используя таблицу, находим соответствия: и < *ī, Ø (на месте ь в слабой позиции) < * ĭ, е < *ĕ. Выводим формулу начального чередования: и // Ø // о < *ī // * ĭ // * ŏ. Таким образом, в слове в з ½ и р ать гласный и восходит к в ПЯ. В результате действия тенденции к утрате квантитативного различия гласных в однокоренных словах в з ½ и р ать, зр ение, з о р кость наблюдается чередование и // Ø // о, восходящее к праславянскому чередованию *ī // *ĭ // *ŏ.

2. Л ä е ж ать. Подбираем однокоренное слово: л о ж е. Определяем чередование в СРЛЯ: е // о. В соответствии с таблицей 1 находим исходные гласные е < *ĕ, о < * ŏ. В итоге имеем чередование: е // о < *ĕ // *ŏ. Таким образом,в слове л е ж ать гласный е восходит к праславянскому . В результате действия тенденции к утрате квантитативного различия гласных в однокоренных словах (л е жать – л о же) наблюдается чередование е // о, восходящее к чередованию в ПЯ *ĕ // *ŏ.

 

Материал для самостоятельной подготовки

 

1. Определите происхождение чередований в СРЛЯ.

Зас ы хать – с о хнуть; зас ы пать – с о н – сниться; бр о дить – бр е сти; гр о м – гр е меть; в о дить – в е ду; л и пнуть – л е пить – л ь нуть; расп и нать – распну; р а зить – р е зать (h); г о реть – заг а р; зап и рать – зап о р – запру – зап е реть, заж и гать – сожгу – ж е чь.

2. Определить происхождение указанных гласных. Подобрать родственные слова и определить начальное чередование.

Прог ½о реть, ч½тец, пос ½½ы лка, отп½ и рать, приз½вать, прим½кнуть, л½ ь нуть, к½ а саться, сол½гать, заг½ а р, сл½ а гать, вск½ а чь, м½ о р, выл½ е зти, нас½ е дка.         

 

Закон восходящей звучности

 

Начало слога                    "                           конец слога

 

Согласный

Гласный
фрикативный смычный (взрывной или аффриката) Сонорный носовой или в сонорный плавный гласный или слоговой согласный
         

 

В предлагаемом для анализа слове знак «находится над согласными ст, д, т, б, п, м, н (которые чередуются с другими согласными или группой согласных). Не путать с упрощением групп согласных или изменениями согласных вследствие падения сверхкратких.

Одним из следствий действия ЗВЗ было изменение групп согласных в результате:

1) диссимиляции (расподобления) согласных: * tt >* st ме ст и (*mĕ tt e«¿), ср.: ме т у; dt >* st ве ст и (* vĕ dt e«¿), ср.: ве д у.

Подсказка! Результаты этого процесса наблюдаются в формах инфинитива на -сти, если в корне имеются -д-, -т-, -б- (цве ст и – цве т у, пле ст и – пле т у, бре ст и – бре д у, гре ст и - гре б у. Не путать! Нес-ти – нёс);

2) упрощения групп согласных:

а) * tm, * dm > * m: вер т еть – вре м я (ср.:* vĕrtmĕn), пло дпле м я (* plĕdmĕn);

б) * tn, * dn,* bn,* pn > * n: блес т етьблес н уть, увя д ать – увя н уть, сги бсог н уть (ср.: осла бн утьсла б еть), с п атьсо н (ср.: ги пн оз).

в) * bv > * v: о б ладать – в ласть, область – власть, о б од – в одить, о б ращать – в ращать.

Таблица 13

Упрощение групп согласных

1) преобразование в результате диссимиляции одинаковых по способу образования согласных:   

                  *tt                        *mеtti > мести (мет@)

                                       *st

                  *dt                       *vedti > вести (вед@)

2) упрощение двух одинаковых по способу образованияпо образованию согласных:

а) *bt                                     *grebti > грети (греб@)

*pt               *t              *tеpti > тети (теп@)

*kt                                     *pеkti > потъ (пек@)

3) упрощение двух разных по способу образования согласных:

а) *tm                                *vеrtmę – врhм# (время – вертеть)

                  *m

*dm                               *pIеdmę – плhм# (плод – племя)

б) *tn                                           *оsvьtnQti > освьн@ти

*dn                                          *vędnQti > в#н@ти (ув#дати)

*bn               *n                   *gуbnQti > съгын@ти (гыбhль)

*pn                                           *kаpnQti > кан@ти (капати)

 

Образцы анализа

Приве с «т и. Подбираем однокоренное слово – при ве д у. Это свидетельствует о том, что в ПЯ существовало сочетание согласных * dt, которое под действием ЗВЗ перешло в результате диссимиляции в * st.

Се дь «м ой. Подбираем однокоренное слово – се м ь. Следовательно, в ПЯ было сочетание * dm, которое в результате действия ЗВЗ упростилось в слове се м ь, но сохранилось за счёт появления ь  в слове се дьм ой.

Ка п «н уть. Имеются родственное слово ка п ать и этимологически родственное слово ка н уть. Следовательно, под действием ЗВЗ сочетания упростились: * pn > * n (ка н уть ),* pn > * p (ка п ать).

О б ««оз. Имеется однокоренное слово – в озить. Это свидетельствует о том, что существовало сочетание согласных * bv, которое под действием ЗВЗ упростилось.

 

Материал для самостоятельной подготовки

 

Ру м яный – ру д а, то н уть – то п ить, вла ст ь – вла д еть, о б оротить – в оротить, ги б ель – сги н уть, шеп т ать – шеп н уть, па ст ь – па д ать.

Закон открытого слога

Закон открытого слога (далее – ЗОС) явился основным следствием действия ЗВЗ. В результате действия ЗОС произошло изменение дифтонгов, дифтонгических сочетаний с носовыми и плавными. Они представляли собой закрытые слоги, которые под действием ЗОС изменялись в зависимости от позиции в слове:

а) перед гласным дифтонги и дифтонгические сочетания распадались, при этом первый элемент отходил к предыдущему слогу, а второй – к последующему (слоги становились открытыми). Таким образом, внешний облик дифтонгов или дифтонгических сочетаний в определённой степени сохранялся;

б) в позиции перед согласным (или в конце слова) дифтонги монофтонгизируются (в результате образуется один гласный), а дифтонгические сочетания изменяются: вместо дифтонгических сочетаний с носовыми появляются носовые гласные, вместо дифтонгических сочетаний с плавными – сочетания, оканчивающиеся на гласный.

 

Изменение дифтонгов

 

В результате изменения дифтонгов под действием ЗОС:

1. Появились новые звуки: гласный [у] и согласный [в].

2. Возникли чередования (гласный + в или гласный + j // гласный).

В предлагаемом для анализа слове знак «находится над гласными и, ы, е, у, ю или сочетаниями гласный + в или гласный + j, которые представляют чередования:

1) ej // и < * e «¿: с е я ть – с и то, в ея ть – в и ть.

2) oj, aj // е (h) < * o «¿,* a «¿: п ою – п е тух,пов ой ник - в е нец

3) ев // у (ю) <   * e «¿: кл ев ать – кл ю в.

4) ов, ав // у < *о «¿, * a «l: к ов ать – к у знец, сл ав а – сл у х.

5) ов, (ъ) в // ы < * g «l: кр ов – кр ы ть, пл ов ец – пл ы ть.

Подсказка! Знание данных чередований необходимо для изучения правописаний суффиксов глаголов: суффиксы -ова-, -ева- пишутся, если глагол в 1 лице настоящего времени оканчивается на -ую, -юю, например: рисовать – рисую, беседовать – беседую, ночевать – ночую и др.

 

Образец анализа

Проповед о «в ат ь. В корне наблюдается чередование ов // у (пропове д у ю), что свидетельствует о наличии в праславянском языке дифтонга *о «¿, который под действием ЗОС в позиции перед гласным распадается на составляющие о-в; в позиции перед согласным произошла монофтонгизация дифтонга, в результате чего появился новый гласный [ у ].

Х ½ в алить. Имеется этимологически родственное слово х у ла, следовательно, в ПЯ на месте чередования в (ъв) // у имелся дифтонг * g «l, который под действием ЗОС в позиции перед согласным распался на составляющие ъ-в (ъ в слабой позиции); в позиции перед гласным произошла монофтонгизация дифтонга, в результате чего появился новый гласный [ у ].

П ½ и ть. Подбираем форму слова – п ою. В корне наблюдается чередование и // о j < *о «¿, так каквследствие действия ЗОС дифтонг изменялся по-разному в позиции перед гласным (о j) и согласным, где произошла монофтонгизация дифтонга, в результате чего появился гласный дифтонгического происхождения [ h ].

Материал для самостоятельной подготовки

Объясните происхождение чередований в словах:

Пл ев ати – пл ю нуть, отр ав а – тр у т, покр ов – кр ы ша, б ы ть – заб( ъ ) в ение, к( ъ ) в ас – к и слый (ср., кыслыи), х и реть (ср. хырыи – ‘дряхлый‘, хырhти) – х( ъ ) в орый, м ы ть – ом ов ение, стр у я – остр ов, ш и ть – ш ью – ш( ь ) в ец (ср. Ш ев ченко).

Образцы анализа

На ч ½ а ло. Подбор однокоренных слов (к он ец, на ч ин ать, на ч(ь) н ёшь – чередование согласных к//ч, см.§ 4, п.1) показывает, что в корне наблюдается чередование   ’а // он // ин //н, возникшее в праславянский период под действием ЗОС в результате изменения дифтонгических сочетаний с носовым * i «n //* o Í n, которые в позиции перед гласным сохранили свой облик, распавшись на составные части (и-н, ь-н (ь в слабой позиции), о-н), а в позиции перед согласным возник носовой гласный [ę] (е носовой), который утратился к Х в., перейдя в [’а].

 

Материал для самостоятельной подготовки

Зв он ок – зв у к – зв ен еть – зв я кать, воз ьм у – вз я ть – вз им ать, с ж а ть – с ж им ать – со жм у (ь), знам язнам ён а, за п я т ая – пре п ин ание – за п н усь(ь), про кл ин ать – кл я тва.

 

Образцы анализа

 

У к ор «о т ить. В СРЛЯ имеется однокоренное слово – со к ра т ить. Следовательно, в праславянском языке в корне имелось дифтонгическое сочетание с плавным *oÍr, которое под действием ЗОС в позиции между согласными подверглось изменению, см. схему:

 

            -оро- (восточносл.яз.)

*oÍr

                    -ра- (южнослав. яз.)

В анализируемом слове наблюдается восточнославянская фонетическая черта – полногласие, которому соответствует неполногласное сочетание -ра- южнославянского происхождения. Слова с признаками различной генетической принадлежности различаются по значению.

Про х л «а д ный. В СРЛЯ имеется однокоренное слово – х оло д ный. Следовательно, в праславянском языке в корне имелось дифтонгическое сочетание с плавным *oÍl, которое под действием ЗОС в позиции между согласными подверглось изменению, см. схему:

                 -оло-, -ело- (восточносл.яз.)

*oÍl                  

                   -ла- (южнослав. яз.)

 

В анализируемом слове наблюдается неполногласие, южнославянская по происхождению фонетическая черта, которой соответствует полногласное сочетание -оло- восточнославянского происхождения. Слова с признаками различной генетической принадлежности различаются по значению.

Материал для самостоятельной подготовки

Объясните происхождение выделенных сочетаний.

  Ра вныи (ср. ро вный), ж ре бий, ло коть, в ра та, б ерё за, зл а тов ла сый, пос ре дственный, б оло то, прив ере дливый, л а комка, х ра брый, б ре мя, п ле вела (п оло ва), п ере г оро дка, д ре весный, п ра здный, приб ре жный, м ла денец, оч ере дь, пот ре блять, ч ре змерный, б ла городство, н ра вственность,

 

Законы палатализации

 

Процесс I палатализация

II палатализация

III палатализация

Позиция

Перед гласными:

После гласных

переднего ряда

и, ь, # (но не перед ъ, ы)

переднего ряда

и, е, ь, #, h (’а<h)

И и h дифтонгического происхождения

Результаты

*g *k   *ch

[ж’] [ч’] [ш’]

Шипящие

             *g   *k   *ch

             [ з’] [ ц’] [с’]

Свистящие

Место в структуре слова

Корень, суффикс, стык основы и окончания

Стык основы и окончания, реже – корень

Чаще – суффикс

Время

 

Конец I т. до н. э.

До или одновременно с третьей

После или одновременно со второй

Следы в СРЛЯ

Сохранились

Утратились, кроме некоторых случаев в начале корня

Сохранились, особенно в суффиксах

           

Внимание! *g, *k, *ch по первой палатализации и перед [*j] имели одинаковые результаты – переходили в шипящие, поэтому для определения процесса необходимо знать позиции смягчения перед [*j].

 

2) Влияние [* j] на согласные

 

Определить происхождение выделенного для анализа согласного (или сочетания согласных) можно следующим образом: 1) подобрать однокоренные слова или формы с чередующимися согласными или сочетаниями согласных; 2) на основании чередования определить причину возникновения согласного (группы согласных).

Подсказка!

В тех случаях, когда согласный мог появиться вследствие действия разных процессов, рекомендуем воспользоваться следующими схемами:

Схема 1

Происхождение согласных

разных процессов, рекомендуем воспользоваться следующими схемами:

         * g (1 палат.)

* gj

Ж

* zj,

* dj (в восточносл. яз.; в южносл. яз. – ЖД)

Например: сне ж ныи, нала ж енный, ло ж е, дро ж ать, са ж ать, вя ж у, прохо ж у, обна ж ить, ло ж ь, сколь ж ение, дол ж ник, ж ена (ср., г ен), кня ж ий, тя ж кий, стра ж, проме ж уток.

* ch (1 палат.)

Ш                * chj

* sj

Например: ти ш айший, гре ш ить, му ш ка, вер ш ить, ле ш ий, ли ш ение, при ш елец, прино ш ение, ду ш ный, пи ш у, ти ш е, но ш а, лову ш ка, огла ш ение, огла ш ать, у ш и, пи ш ешь.

* k (1 палат.)

* kj

Ч

* tj (в восточносл. яз.; в южносл. яз. – Щ)

* kt и * gt (в восточносл. яз.; в южносл. яз. – Щ).

Например: изле ч ить, стри ч ь, пла ч ешь, пору ч ение, кипя ч ение, ли ч ный, ле ч ь, моло ч у, кровото ч ить, вла ч ить, вол ч ий, мол ч ать, встре ч ать, слад ч айший, изнемо ч ь, ч то.

* tj (в южносл. яз.; в восточносл. язЧ)

* kt и * gt (в южносл. яз.; в восточносл. яз. – Ч)

Щ

* skj

* stj

Например: помо щ ь, тё щ а, всено щ ная, тол щ а, хи щ ение, обога щ ённый, кре щ ёный, наво щ ённый, возвра щ аться, изо щ ряться, сове щ ание, пле щ усь, м щ ение.

Образцы анализа

Ли ½ ц о. Наличие в СРЛЯ однокоренных слов ли к – ли ч ина свидетельствует о том, что в ПЯ исконно твёрдый *k под действием ЗСС после гласного переднего ряда переходит в исконно мягкий [ц’] по третьей палатализации, который отвердел в русском языке в XVI в. В однокоренном слове ли ч ина сохранились результаты смягчения * k > [ч’] перед гласным переднего ряда в результате первой палатализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.271 с.)