Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема «сарматизации» Боспора в отечественной историографии↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос об особенностях исторического развития Боспорского царства в первые века нашей эры неразрывно связан с так называемым процессом сарматизации, под которым понимают усиление влияния и проникновения сарматов в пределы Боспора. Литература, в той или иной мере затрагивающая эту проблему, обширна и полный критический разбор ее заслуживает специальной работы. Наша задача значительно скромнее — дать краткий обзор и анализ основных работ и теорий, ограничившись лишь приведением различных точек зрения и не вдаваясь в полемику. Естественно, господство тех или иных представлений, в том числе и о степени варваризации Боспора и характере его культуры в «римскую эпоху» определялось общим уровнем знаний, в первую очередь имевшимся археологическим материалом, как по данному району, так и по сопредельным территориям. Кроме того, исследователи, в разное время занимавшиеся: историей Боспора, находились под впечатлением тех или иных господствовавших историко-философских концепций и устоявшихся взглядов. Различными были их интересы, специализация и уровень подготовки. Уже на заре отечественного антиковедения раскопки на территории Керченского и Таманского полуостровов предоставили в руки ученых и просто любителей древностей множество античных вещей. Большинство их, находя аналогии в известных изделиях прочих центров античного мира, свидетельствовало о высокой культуре и тесных связях Киммерийского Боспора и Средиземноморья. Другие — удивляли своеобразием, грубой роскошью или скромным утилитаризмом. Наконец, громадное количество находок было потеряно для науки, как не «представлявшие музейной ценности». Сведения античных авторов о Боспоре, в основном известные русской читающей публике уже в первой половине XIX в., и богатые нумизматические коллекции позволяли лишь в очень общих чертах сделать вывод о том, что в жизни Боспора в первые века нашей эры определенное место занимали соседние племена. К последней трети — концу этого века история и археология поднялись на качественно новую ступень. Не все раскопки велись на достаточно высоком уровне, но зато коллекции музеев и частных собраний пополнились. Было собрано большое число надписей, открыты новые расписные склепы. Наконец, в эти годы Россия, раздвинувшая свои рубежи к югу и востоку, посылая экспедиции в глубь Азии, все больше должна была заниматься восточными проблемами. Вопросы востоковедения, иранистики усиленно разрабатывались отечественными исследователями, и сделано здесь было немало. На фоне всего этого неопределенные варвары стали обретать языковую и культурную конкретность. Первым провел изучение личных имен Танаиса, выделив греческие и вероятные иранские, П. М. Леонтьев[1]. О давней роли иранского элемента на Боспоре, особенно усилившемся в первые века нашей эры, впервые, наверное, написал В. В. Стасов, после открытия в Керчи знаменитого склепа с росписями, известного впоследствии под его именем[2]. В. В. Латышев в своем «Кратком очерке истории Боспорского царства» сделал упор на его политической истории, оставив много не потерявших до сих пор значения наблюдений[3]. Но собственно концепция сарматизации, вернее иранизации Боспора, была создана в трудах М. И. Ростовцева. До него не было и речи о сарматах, поскольку археологически их культура еще не выделялась из древностей степного юга и юго-востока России. Все, что было написано М. И. Ростовцевым о влиянии сармат в боспорской истории, впоследствии никем не оспаривалось. Суть положений М. И. Ростовцева сводилась к следующему выводу: под влиянием сармат происходят значительные изменения в административном строе, военном деле, религии, быте, социальном и административном укладе Боспорского государства[4]. Эта мысль историка цитируется довольно часто, но хотелось бы отметить, что сам М. И. Ростовцев термином «сарматизация» пользовался куда реже и осторожнее, чем его последователи. Видимо, уже тогда ему было ясно, что определение «сарматы» слишком общее и только ими не исчерпывается весь ираноязычный мир и его влияние в Северном Причерноморье. На исторической арене действовали разные сарматские племена, судьбы их складывались неодинаково, роль и степень воздействия на античный мир были неравнозначными. Не случайно в ведущей работе по древней истории Северного Причерноморья: «Эллинство и иранство на юге России» он почти ни разу не употребляет слово «сарматизация», пользуясь более широким определением — иранизация. Причем эти сложнейшие процессы боспорской истории «римского» времени в данной монографии рассматриваются диалектически. Особый период существования Боспорского государства начинается с Асандра и характеризуется с одной стороны новым подъемом «эллинского элемента, нашедшего себе в лице Рима деятельную и постоянную поддержку», с другой — «ослаблением культурной сопротивляемости греков», притоком в города и ростом влияния негреческого, прежде всего иранского элемента[5]. Подчеркнем часто забываемую первую часть этого очень верного положения. В рассматриваемое время меняется, по мнению М. И. Ростовцева, форма верховной власти. Из оригинального соединения верховной греческой магистратуры архонта и царя зависимых и полузависимых племен она превращается в чисто монархическую власть греко-восточного типа[6]. Растет количество иранских и фракийских имен среди боспорских граждан[7], но особенно иранизация проявляется в быте населения Боспора, в религии, культуре, военном деле[8], хотя при этом греческий язык, греческая культура и образованность ценились высоко[9]. Несмотря на сильную иранизацию и проникновение иранских элементов, население городов считало себя греками и выделялось из остальной массы обитателей царства[10]. Еще в своей более ранней статье М. И. Ростовцев выдвинул предположение о сарматском происхождении новой династии, во всяком случае одного из ее родоначальников — Аспурга[11]. Он же отмечал связи этой династии с фракийскими царями[12]. Впервые М. И. Ростовцевым была сделана попытка раскрыть социальную структуру Боспора в I — III вв. н. э., указано на большую роль «полуиранской аристократии»[13]. По работам М. И. Ростовцева разбросано множество любопытных предположений, оригинальных мыслей, мимоходом высказанных гипотез и догадок. В своем исследовании «Скифия и Боспор» он детально остановился на анализе археологического материала Боспора того времени. В частности, касаясь самого изученного из некрополей греческих городов — пантикапейского, М. И. Ростовцев делает вывод, что «вряд ли мы имеем здесь погребения настоящих сарматов... Слишком много греческих элементов... Остается думать, что мы имеем дело с сильной сарматизацией населения Пантикапея во II в. н. э., которая проявилась не только в быте, вооружении и костюме, но и в более устойчивом погребальном обряде»[14]. Своей кульминации процесс иранизации уклада жизни Боспора достиг в III в. н. э. Тогда же, собственно, и заканчивается греко-иранский период в истории юга России и начинается новый — готский[15]. Как уже говорилось, труды М. И. Ростовцева на долгие годы определили все основные направления исследований по данной проблематике. Важным достижением русских востоковедов-лингвистов было выделение в обширном эпиграфическом наследстве античного Причерноморья большой группы иранских имен[16]. В 20 — 30-е годы сколь-либо значительных работ, в которых рассматривались бы вопросы сарматизации не было. Раскопки на Боспоре практически возобновились лишь в конце 30-х годов. Можно лишь упомянуть статью С. А. Жебелева «Боспорские этюды», в которой дается подсчет процентного содержания греческих и туземных имен в надписях из Танаиса и Боспора и говорится о большом влиянии этой группы населения[17]. В конце 40-х годов вышла монография В. Ф. Гайдукевича «Боспорское царство», до сих пор представляющая собой наиболее полное изложение истории и археологии Боспора. Немало места в ней уделено характеристике культуры Боспора в первые века нашей эры и большой роли сарматов в боспорской истории. Делается вывод, что к III в. н. э. в культуре и населении Боспора не было уже четкого различия греческих и негреческих элементов[18]. Вместе с тем автор отмечал, что это греко-сарматское государство сохраняло «греческую окраску»[19]. В специальной статье, написанной совместно с С. И. Капошиной, он все же писал о преобладании местных элементов над греческими в римский период боспорской истории[20]. Очень сильно выступает эта концепция в исследованиях А. П. Ивановой[21]. Значительный вклад в дальнейшее развитие вопросов греко-сарматского взаимодействия на Боспоре внесли работы крупнейшего советского антиковеда В. Д. Блаватского. Им детально рассмотрено влияние сармат на военное дело Боспора[22], искусство, торевтику, религию[23]. Именно В. Д. Блаватский предложил именовать «сарматским» период боспорской истории с I в. до н. э. по III — IV вв. н. э.[24] Придерживаясь в 40—60-е годы мнения о сарматском происхождении династии Асандра-Аспурга, он тем не менее объективно оценивал соотношение сарматского и греческого на Боспоре, не преувеличивая роли первого. «Сарматизация коснулась внешних форм жизни Боспора, местные элементы, проникая в боспорское искусство и получив широкое развитие, привели не к исчезновению античных традиций, а к более или менее их заметной переработке»[25]. Хотя прилив нового, варварского, в основном сарматского, населения и способствовал подъему и укреплению Боспора в I —II вв. н. э.[26], господствовавшим языком оставался греческий, а некрополи боспорских городов в это время сохраняли в основном эллинский характер инвентаря и обряда[27]. Все культы городов и хоры, как официальные, так и широко распространенные, «народные», были типично античными и именно в силу этого чуждыми нетерпимости и обособления[28]. В последние годы В. Д. Блаватский в ряде своих выступлений и высказываний особенно подчеркивал, что «сарматизация» не принесла сама по себе коренных, глубинных перемен в экономике, социальной структуре и общественных отношениях Боспора. Все эти явления шли параллельно, хотя и взаимосвязано. Известно его положение о том, что Боспор развивался по тем же законам, что и все античное общество, «рустификация Пантикапея шла об руку с его сарматизацией»[29]. Выступления В. Д. Блаватского в защиту приоритета античного начала в боспорской истории первых веков нашей эры были своевременны и не случайны. Для отечественных историков и археологов 50 —70-х годов характерно своего рода увлечение сарматизацией. Проникновению и культуре сарматов в Крыму была посвящена кандидатская диссертация И. И. Лобовой (1956). Выявлению этнического состава населения Боспора уделена специальная глава[30]. При этом автор опирался в основном на уже известный со времен М. И. Ростовцева археологический материал, отмечая вслед за ним, что четкое выделение чисто сарматских погребений в некрополях боспорских городов крайне сложно. Сарматизация определяется ею, как распространение некоторых черт сарматской культуры на материальную и духовную культуру Боспора. Ничего существенно нового в экономическую и политическую жизнь государства они не внесли, хотя имело место и непосредственное вселение сармат в города[31]. Большую роль отводил в боспорской истории сарматам, в частности аспургианам, Н. И. Сокольский. С ними он связывал систему небольших крепостей-«батареек» на Таманском полуострове[32]. И. Т. Кругликова в монографии «Боспор в позднеантичное время», касаясь сельских поселений Европейского Боспора, писала, что в первые века нашей эры в них обитало сильно сарматизированное население, появившееся в «результате оседания на землю отдельных сарматских племен, или их части», получивших землю от боспорского царя[33]. В книге Е. Г. Кастанаян, появление некоторых образцов лепной посуды в ряде городов Европейского Боспора также связывается с сарматизацией[34]. Наиболее ярко теория сарматизации проявилась в диссертации Ю. М. Десятчикова «Процесс сарматизации Боспора» (1974 г.). К началу 70-х годов автор располагал уже значительно более обширной источниковедческой базой. Вышла в свет монография Л. Згусты об иранских именах в Северном Причерноморье, проведены крупномасштабные раскопки античных городов и некрополей на Таманском полуострове, появился ряд важных работ по античной и скифо-сарматской археологии. Ю. М. Десятчиков выделяет три волны сарматского проникновения на Боспор: сираки (с середины IV в. до н. э.); сатархи (конец II в. до н. э.) и аланы (70-е годы I в. н. э.)[35]. Особенность всего развития Боспора в I в. до н. э. — I в. н. э. — «интенсивный процесс сарматизации всех сторон его жизни.»[36]. Причем, по мнению Ю. М. Десятчикова, победили в этом процессе сарматские элементы, хотя тут же он пишет, что переселившиеся на Боспор сарматы и меоты становились боспорянами[37]. Автор, сторонник сармато-иранского происхождения правящей династии, пишет, что она проводила политику в интересах иранской аристократии и в значительной степени на нее опиралась[38]. Вообще, иранский этнический элемент в населении Боспора составлял значительную часть и к его вкусам приспосабливались ремесленники и все прочее население[39]. Исследователь склонен считать, что сарматы принесли на Боспор новые социально-экономические отношения, и сарматизация в итоге означала победу нового хозяйственного уклада — раннего феодализма — над рабовладением[40]. Правда, делается этот вывод в осторожной форме. Эта некоторая, как нам кажется, переоценка роли сарматов в боспорской истории не случайна. Именно в 50—70-х годах развернулись большие раскопки сарматских, сармато-меотских памятников в различных районах. Стало возможным, хотя бы в общих чертах, представить особенности некоторых сарматских культур. Появились и новые данные по античным центрам Северного Причерноморья, требовавшие объяснения. Значительно продвинулось развитие иранистики у нас и за рубежом. Теория сарматизации особенно в 50 —60-е годы помогла успешно объяснить многие сложные явления в истории, культуре, искусстве, религии Боспора. Однако не всегда новый археологический материал и углубленный анализ старого соответствовали положениям этой теории. Процесс известного критического отношения к всеопределяющей роли сарматов на Боспоре наметился в середине 70-х годов. Опубликованные результаты раскопок некрополей сельских поселений Европейского Боспора, а затем и некоторые выводы основанной на этих материалах диссертации и монографии В. Н. Корпусовой[41], показались вначале несколько неожиданными. И дело не в названии населения Боспора в «римскую эпоху»: боспоряне, боспорские греки или особая этнографическая группа греков[42]. Главное заключалось в том, что вопреки концепции сарматизации (в ее крайних формах) местное, рядовое население хоры Восточного Крыма по своей материальной культуре и погребальному обряду в основном оказалось весьма далеким от собственно сармат и мало чем отличалось от боспорских горожан. В городах же греческий этнос и античная культура, несмотря ни на что, все же доминировали вплоть до смутных времен III—IV вв. н. э. Во всяком случае, самые последние работы по боспорской археологии и искусству подтверждают это и свидетельствуют о не менее интенсивных и важных, чем с меото-сарматским миром, связях городов Северного Причерноморья с античными центрами Южного Причерноморья[43]. Уже в своей монографии «Сельское хозяйство Боспора», вышедшей в 1975 г., И. Т. Кругликова очень осторожно пишет об этносе и культуре сельского населения, не настаивая на его сарматской принадлежности[44]. Результаты пока весьма территориально ограниченных раскопок некрополей хоры Азиатского Боспора, тоже как будто бы не говорят о сплошной сарматизации[45]. Ограничимся лишь вышесказанным, добавив, что на современном уровне развития науки теория сарматизации Боспора уже не всегда способствует решению всех вопросов. Многому находится объяснение в собственно античной культуре и традициях Греции, эллинистического Востока, Рима. В то же время она сыграла положительную роль, поскольку привлекла научные силы к решению целого ряда вопросов греко-варварского взаимодействия вообще. В сущности, сарматизация Боспора — это проявление в конкретно-исторических условиях Северного Причерноморья процесса, характерного в это время для всех окраин античного мира — варваризации античной культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.014 с.) |