Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 5. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. анализ и решение педагогических задач.
Практическое занятие Целевые установки: · усвоить понятия “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача” как элементов профессиональной педагогической деятельности; · отработать алгоритм решения педагогической задачи; · выявить способы учета возрастных и половых различий при решении педагогических задач. Ход занятия
2. Познакомьтесь со следующей педагогической ситуацией. Разговор с отцом Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель одной из крупнейших проблемных лабораторий, говорит в ответ на советы педагога: Поймите, у меня ответственная работа, она имеет государственное значение. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность! Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил: — Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию пластинок, сколько раз его возили в Москву... водили по музеям... Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой. Попробуйте самостоятельно вычленить и решить по предложенному выше алгоритму педагогическую задачу. Не торопитесь и не перескакивайте через очередные этапы. Зафиксируйте свои затруднения в процессе решения задачи. Сообщите о них на занятии. Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которые требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это есть фрагмент реальной жизни учителя и ученика. Существуют различные точки зрения на классификацию педагогических ситуаций. Чаще всего педагогические ситуации подразделяют на стихийно возникающие в педагогическом процессе, а такте целенаправленно конструируемые, создаваемые учителем с определенной целью.
В классификации Брюйн де Поля представлены такие 4 вида: · Ситуации-иллюстрации: какой-то конкретный пример, образец предлагается для демонстрации; · Ситуации-упражнения: в предлагаемой для демонстрации конкретной ситуации обучаемые должны выявить определенные элементы; · Ситуации-оценки: предлагаемая проблема уже решена, но обучаемые должны оценить ее; · Ситуация-проблема: разыгрывается ситуация и ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить. В. А. Павлов предлагает такую типологию педагогических ситуаций: · направленные на формирование эмоциональных состояний, здесь характерно создание и решение различного рода противоречий, а также ситуации общения, свободы выбора деятельности и т.д.; · стимулирующие овладение знаниями и умениями, опытом свободного выбора поведения и деятельности, стремления к выполнению деятельности; · стимулирующие проявление общения, творческого сотрудничества в коллективной деятельности (коллективное решение задач, взаимопроверка, взаимоконтроль, обсуждение результатов в группе, ролевые игры и т.д); — идейно-побудительного типа, раскрывающие мотивы поведения, перенос на себя опыта социального общения. Общепризнанна классификация и по уровню организации деятельности учащихся. Условно их называют: низкий, средний и высокий.
Под “низкими” уровнем понимается организация взаимодействия, основанная на системе “учитель-ученик”. Хотя в ней и рассматривается определенная проблема, основная роль в ней отводится учителю. Он руководит, направляет работу всех учащихся, прислушивается к их мнению, но выводы делает сам. Под “средним уровнем” подразумевают ситуации типа “учитель–ученик–ученики”. Особенность такого типа ситуаций в формировании у отдельных учащихся ответственности за решения, принимаемые в группе под его руководством, отстаивать свою точку зрения, принимать точку зрения других. Однако, вся деятельность заранее планируется с учителем, а реализуется одним из учеников. Под “высоким уровнем” понимается ситуации типа “Ученик–ученики”. Существенный признак — организация коллективного поиска проблем, различного рода решений в условиях обмена информацией, деловых отношений в коллективе. Педагогическая задача — осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников с одного уровня на другой (обученности, воспитанности, умении и т.д. по наиболее оптимальному пути). Задача возникает также если нужно перевести из одного состояния в другое (незнание — знание, распущенность — дисциплинированность, от неумения к умениям, от отрицательного к положительному отношению). Педагогическая задача может иметь достаточно большое число решений, так как она всегда субъективна. И способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Педагогическая задача есть результат осознания педагогом цели и реальных условий ее достижения. Процесс решения педагогической задачи представляется как поиск выхода из затруднения в характере взаимодействия с учащимися (коллегами, родителями) и процесс достижения цели. Процесс решения педагогической задачи состоит из следующих элементов: · анализа ситуации и характера затруднений, т.е. выявление характера противоречий; · формулировка педагогической цели, т. е. чего хотим добиться; · поиск путей и средств достижения поставленной цели; · анализ полученного результата; · анализ ошибок и возможности других путей решения педагогической задачи. Алгоритм решения педагогической задачи: 1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.). 2. Вычлените проблему: реально существующий или назревающий конфликт, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта. 3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации. 4. Определите несколько вариантов решения конфликта. 5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи. 6. Определите критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.009 с.) |