Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Педагогическое мастерство и его значение в профессиональной деятельности воспитателя доо.Стр 1 из 22Следующая ⇒
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» для специальности
44.02.01. Дошкольное образование Составитель:
Багдеева О.Р. Рыльск, 2017 Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
Раздел 1. Педагогическое мастерство и его значение в профессиональной деятельности воспитателя ДОО..……………………………………………….……...5
Раздел 2. Профессиональная компетентность педагога.…………………………..…...31
Раздел 3. Педагогическая техника как форма организации поведения воспитателя ДОО.…………………………………………………………………...…38
Раздел 4. Речь воспитателя ДОО как условие педагогического мастерства.......................51
Раздел 5. Мастерство педагогического общения……………………………………………58
Раздел 4. Самообразование и самовоспитание – фактор совершенствования профессионального мастерства……………………………………………………………..…70
Информационные источники…..…………..………………………………………..82
Пояснительная записка
Дисциплина «Основы педагогического мастерства» позволит будущему воспитателю ДОО сформировать представление о целостности профессиональной деятельности педагога, поможет осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности. Цель настоящего учебно-методического пособия - оказать помощь студентам и педагогам при подготовке к лекционным и практическим занятиям по дисциплине «Основы педагогического мастерства», направленным на развитие личности будущего педагога и их творческую самореализацию в ходе обучения. Основные задачи, решаемые учебно-методическим пособием: 1. Помочь студентам более глубоко овладеть изучаемой дисциплиной. 2. Способствовать развитию у студентов необходимых общих компетенций: анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т.д. полученную информацию. 3. Способствовать развитию у студентов необходимых профессиональных компетенций: применять полученные знания на практике, ретроспективно восстанавливать типичные педагогические обстоятельства, в которых может произойти то или иное психолого-педагогическое явление.
4. Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки студентов в целом и по изучаемой дисциплине в частности. Материал данного учебно-методического пособия систематизирован по разделам. Первый раздел позволяет раскрыть сущность педагогического мастерства, определить его значение в формировании личности педагога, а также рассмотреть структуру педагогического мастерства. Второй раздел помогает овладеть компонентами педагогической культуры, педагогической техники. Содержание третьего разделараскрывает сущность педагогического общения, конкретизирует его функции, стили, технологии разрешения конфликтов. Четвертый разделраскрывает значение мастерства учителя в управлении учебно-воспитательным процессом. Рассматривается понятие индивидуального стиля деятельности педагога. Большое внимание в 6 разделе уделяется процессам самообразования и самовоспитания как факторам самосовершенствования педагогического мастерства. Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого учебного процесса. Главная цель лекционных занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретических знаний применительно к особенностям изучаемой специальности. Отличительной особенностью предлагаемых лекций как формы работы является активное участие самих студентов в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов и проблем. Предлагаемые варианты лекций определены следующей схемой: тема, план, вопросы, предлагаемые для обсуждения на лекции, основное содержание лекции, вопросы для самоконтроля. Данная основа позволяет максимально реализовать творческие ресурсы студентов, которые с удовольствием участвуют в групповых формах работы, снимающих возможный психологический дискомфорт и вселяющих уверенность в собственные силы. Практические занятия ориентированы на закрепление изученного теоретического материала и формирование определенных профессиональных умений и навыков. Под руководством и контролем со стороны преподавателя студенты выполняют конкретные задания, упражнения, моделируют ситуации профессиональной деятельности, решают комплекс учебно-профессиональных задач. Разновидностью практических занятий являются тренинги, представляющие систему регулярных упражнений, направленных на развитие определенных способностей, умений и навыков или их совершенствование. Тренинг требует соответствующей подготовки и ответственного отношения со стороны каждого студента. Предлагаемые варианты практических занятий определены следующей схемой: тема, цель занятия, план, вопросы для повторения, тренинги, упражнения, различные виды игр, моделирование ситуаций профессиональной деятельности, творческие задания, рефлексия.
Студенты должны знать: · основные понятия, сущность и содержание учебной дисциплины; · элементы педагогического мастерства и их характеристики; · гуманистическую сущность педагогического мастерства; · значение педагогической техники в деятельности педагога; Студенты должны уметь: · характеризовать компоненты педагогического мастерства, устанавливать их взаимосвязь; · анализировать собственное поведение в области воспитания и обучения учащихся, свои способности и профессиональные качества; · управлять своим психическим состоянием разнообразными способами; · владеть своим настроением, эмоциями, техникой речи, голосом, интонацией. · Главной целью обучения данной дисциплины является формирование самими учащимися механизмов осознания и фиксации своих внутренних изменений и приращений к творческой педагогической деятельности. В рамках учебного процесса, организованного на основе вышеназванных подходов, данное учебно-методическое пособие позволяет студентам: 1. рассмотреть основы педагогического мастерства; самоопределиться в образовательном пространстве данной дисциплины, выразив собственную позицию и личностно-актуальную для себя проблематику; 2. приобрести первый опыт эффективной творческой педагогической деятельности с помощью ответов на дискуссионные вопросы, выполнения заданий, упражнений, комплекса задач, заданий по ВРС. 3. познакомиться с формами и методами педагогической работы в режиме лекций, практических занятий, во время которых используются различные организационные формы и активные методы обучения, что в дальнейшем позволит более осознанно подойти к изучению данных вопросов, и в дальнейшем разрабатывать фрагменты уроков, внеклассных занятий более осознанно, продуктивно, с учетом опыта. Требования к личности воспитателя ДОО. Практическое занятие «Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека». Р. Штайнер Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель. Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен.
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы. Деятельность учителя - это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти...Этот список можно продолжить. И все это - чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет. 1. Сообщения студентов о педагогической деятельности великих педагогов, обсуждение высказываний о педагогической профессии. 2. Составить «Требования к личности воспитателя ДОО».
Практическое занятие Вопросы для обсуждения - Когда, по вашему мнению, возникла пед. деятельность? - Кто были первые воспитатели? - В какой момент деятельность стала профессией? - Как со временем преобразилась деятельность педагога? Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деят-ть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества. Первыми «воспитателями» были наиболее дряхлые старые, раненные члены племени, которые не могли участвовать в процессе добывания пищи. В последствие передачей трудовых навыков начинают заниматься люди наиболее умелые рассказывать, показывать, объяснять. Педагогика как наука говорит о выделении воспитания как вида деят-ти с момента, когда образованием молодежи начинают занимать спец. люди, наиболее умелые в процессах рассказа, объяснения и т.д., которые не участвуют в других видах деят-ти, т.е. воспитание становится их основной обязанностью. Воспитание у древних людей связано с передачей трудовых навыков, оно носит общественный характер. С возникновением классового разделения появляются различия в воспитании бедных и богатых. Традиционно различается воспитание мальчиков и девочек. Само слово «воспитание» происходит от слова «питать, подпитывать», т.е. формировать личность постепенно. Само слово «педагогика» происходит: «пайд» - дитя, «логос» - веду, т.е. детоводство или детяводство. Самое раннее название человека, который занимался воспитанием в Спарте — педаномы. В Др. Риме педагогами называли рабов, которые сопровождали детей на занятия, в гимнастические залы и др. современное понятие педагогики формируется на рубеже XVII-XVIII в.в.
Самые первые школы как учреждения для обучения возникли в Междуречье (р. Евфрат и р. Тигра) в шумерском гос-ве. Эти школы назывались эддубы или «дома табличек». Эти школы имели строго иерархическое строение. Во главе школы стоял отец школы, чуть ниже его — держатель хлыста (поддержание дисциплины). В такой школе могли обучаться до 3-х групп учеников. Обучение ведут 3-5 учителей и до 10 помощников учителя. В шумерском гос-ве существовала клинопись. Помощники учителя делали глиняные таблички для обучения. В школах учились не только читать и писать, но и изучали ботанику, астрономию, геометрию, а также сборники математических задач с ответами, делали книги, связывая несколько глиняных табличек. В начале дня — устный урок, затем письменный урок, потом перерыв и еще раз устный и письменный уроки. Если опоздал, то держатель хлыста долго и больно бил. В конце XVI века впервые в общеевропейской капитулярии наук (1548г.) появляется слово «педагогика». Теоретическое обоснование педагогики как науки связано с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Он написал первый пед. труд «Великая дидактика», в которой и характеризует новую науку — педагогику, ее цели, принципы и содержание. Коменский пишет: «профессия педагога почетна как никакая другая под солнцем…» Дать определение: Педагогическое мастерство – это…. 2.Дополните: Педагогическая техника – это … строить педагогический процесс, владение способами и …, управление собой и воздействие на …. 3. Исключите лишнее: а) личностный компонент; б) информационно-теоретический компонент; в) коммуникативный компонент; г) деятельностный компонент. Назовите одним словом профессионально-педагогическая направленность; общие и педагогические способности; специальные методологические, психолого-педагогические знания; педагогическая технология; педагогическая техника. а) стиль учителя; б) педагогический стиль деятельности; в) индивидуальный стиль деятельности. 5. Что включает деятельностный компонент: а) общие и специальные способы; б) педагогическую технологию и педагогическую технику;
в) профессиональные знания. 6.Какой компонент является фундаментом педагогического мастерства: а) личностный компонент; б) информационно-теоретический; в) деятельностный компонент. 7. Выберите качества, которые относятся к специальным способностям: а) коммуникативность; б) усидчивость; в) знание своего предмета; г) креативность. 8. Продолжите высказывание: К невербальным средствам относятся…. 9. Установите соответствие: 1. личностный компонент а) педагогическая техника б) общие и педагогические способности. 2. информационно-теоретический в) педагогическая технология компонент г) профессионально-педагогическая направленность 3.деятельностный компонент д) специальные методологические, психолого-педагогические знания 10. Перечислите качества, которыми должен обладать учитель.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №2 Вариант 1 Дополнить 1. Высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения – это… 2. Индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности - ….
Установить соответствие: 3. Компонент ПМ Составляющие компонента А.Личностный а) педагогическая технология, компонент педагогическая техника Б. Информационно - б) знания теоретический компонент В. Деятельностный в) способности, профессионально- компонент педагогическая направленность
Выбрать вариант правильного ответа: 4. Деятельнстный компонент – это: а) педагогическое мастерство; б) педагогическая культура; в) способности; г) педагогическая технология.
5. Сообразительность относится к: а) общим способностям; б) специальным способностям; в) педагогической технике; г) индивидуальному стилю педагога.
Вариант 2 Дополнить: 1. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности – это… 2. Способности, определяющие успешность человека в узком виде деятельности называются … Установить соответствие: 3. Компонент ПМ Составляющие компонента А.Личностный а) знания компонент Б. Информационно - б) способности, профессионально- теоретический компонент педагогическая направленность В. Деятельностный в) педагогическая технология, компонент педагогическая техника Выбрать вариант правильного ответа: 4. Личностный компонент – это: а) педагогическое мастерство; б) педагогическая культура; в) способности; г)педагогическая технология.
5. Педагогические способности относятся к: а) общим способностям; б) специальным способностям; в) педагогической технике; г) индивидуальному стилю педагога.
Практическое занятие Целевые установки: · усвоить понятия “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача” как элементов профессиональной педагогической деятельности; · отработать алгоритм решения педагогической задачи; · выявить способы учета возрастных и половых различий при решении педагогических задач. Ход занятия
2. Познакомьтесь со следующей педагогической ситуацией. Разговор с отцом Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель одной из крупнейших проблемных лабораторий, говорит в ответ на советы педагога: Поймите, у меня ответственная работа, она имеет государственное значение. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность! Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил: — Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию пластинок, сколько раз его возили в Москву... водили по музеям... Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой. Попробуйте самостоятельно вычленить и решить по предложенному выше алгоритму педагогическую задачу. Не торопитесь и не перескакивайте через очередные этапы. Зафиксируйте свои затруднения в процессе решения задачи. Сообщите о них на занятии. Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которые требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это есть фрагмент реальной жизни учителя и ученика. Существуют различные точки зрения на классификацию педагогических ситуаций. Чаще всего педагогические ситуации подразделяют на стихийно возникающие в педагогическом процессе, а такте целенаправленно конструируемые, создаваемые учителем с определенной целью. В классификации Брюйн де Поля представлены такие 4 вида: · Ситуации-иллюстрации: какой-то конкретный пример, образец предлагается для демонстрации; · Ситуации-упражнения: в предлагаемой для демонстрации конкретной ситуации обучаемые должны выявить определенные элементы; · Ситуации-оценки: предлагаемая проблема уже решена, но обучаемые должны оценить ее; · Ситуация-проблема: разыгрывается ситуация и ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить. В. А. Павлов предлагает такую типологию педагогических ситуаций: · направленные на формирование эмоциональных состояний, здесь характерно создание и решение различного рода противоречий, а также ситуации общения, свободы выбора деятельности и т.д.; · стимулирующие овладение знаниями и умениями, опытом свободного выбора поведения и деятельности, стремления к выполнению деятельности; · стимулирующие проявление общения, творческого сотрудничества в коллективной деятельности (коллективное решение задач, взаимопроверка, взаимоконтроль, обсуждение результатов в группе, ролевые игры и т.д); — идейно-побудительного типа, раскрывающие мотивы поведения, перенос на себя опыта социального общения. Общепризнанна классификация и по уровню организации деятельности учащихся. Условно их называют: низкий, средний и высокий. Под “низкими” уровнем понимается организация взаимодействия, основанная на системе “учитель-ученик”. Хотя в ней и рассматривается определенная проблема, основная роль в ней отводится учителю. Он руководит, направляет работу всех учащихся, прислушивается к их мнению, но выводы делает сам. Под “средним уровнем” подразумевают ситуации типа “учитель–ученик–ученики”. Особенность такого типа ситуаций в формировании у отдельных учащихся ответственности за решения, принимаемые в группе под его руководством, отстаивать свою точку зрения, принимать точку зрения других. Однако, вся деятельность заранее планируется с учителем, а реализуется одним из учеников. Под “высоким уровнем” понимается ситуации типа “Ученик–ученики”. Существенный признак — организация коллективного поиска проблем, различного рода решений в условиях обмена информацией, деловых отношений в коллективе. Педагогическая задача — осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников с одного уровня на другой (обученности, воспитанности, умении и т.д. по наиболее оптимальному пути). Задача возникает также если нужно перевести из одного состояния в другое (незнание — знание, распущенность — дисциплинированность, от неумения к умениям, от отрицательного к положительному отношению). Педагогическая задача может иметь достаточно большое число решений, так как она всегда субъективна. И способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Педагогическая задача есть результат осознания педагогом цели и реальных условий ее достижения. Процесс решения педагогической задачи представляется как поиск выхода из затруднения в характере взаимодействия с учащимися (коллегами, родителями) и процесс достижения цели. Процесс решения педагогической задачи состоит из следующих элементов: · анализа ситуации и характера затруднений, т.е. выявление характера противоречий; · формулировка педагогической цели, т. е. чего хотим добиться; · поиск путей и средств достижения поставленной цели; · анализ полученного результата; · анализ ошибок и возможности других путей решения педагогической задачи. Алгоритм решения педагогической задачи: 1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.). 2. Вычлените проблему: реально существующий или назревающий конфликт, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта. 3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации. 4. Определите несколько вариантов решения конфликта. 5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи. 6. Определите критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах. Ситуация 1. Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональный. Ситуация 2 Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой»… Ситуация 3 Учительница: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учительница (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса: Ситуация 4 Урок немецкого языка.
Практическое занятие Цели: осознание специфики педагогических функций внешнего вида воспитателя, развитие первоначальных умений управлять внешним видом как средством педагогического воздействия. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: · Особенности восприятия личности учителя учениками. Понятие культуры внешнего вида педагога. · Характеристика компонентов внешнего облика учителя, влияющих на восприятие его личности учениками (осанка, походка, поза, жесты, одежда). · Способы организации внешнего вида учителя.
ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ на контроль и коррекцию правильной осанки, походки, позы. При выполнении упражнений важно осмыслить функциональную роль внешнего вида учителя: показатель уровня воспитанности, сред
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.131 с.) |