Раздел 1. Педагогическое мастерство и его значение в профессиональной деятельности воспитателя доо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Педагогическое мастерство и его значение в профессиональной деятельности воспитателя доо.



Учебно-методическое пособие

по дисциплине «Основы педагогического мастерства»

для специальности

 

44.02.01. Дошкольное образование

Составитель:

 

Багдеева О.Р.

Рыльск, 2017

Содержание

 

Пояснительная записка……………………………………………………………...3

 

     Раздел 1. Педагогическое мастерство и его значение в профессиональной

     деятельности воспитателя ДОО..……………………………………………….……...5

 

Раздел 2. Профессиональная компетентность педагога.…………………………..…...31

 

Раздел 3. Педагогическая техника как форма организации поведения

воспитателя ДОО.…………………………………………………………………...…38

 

Раздел 4. Речь воспитателя ДОО как условие педагогического мастерства.......................51

 

Раздел 5. Мастерство педагогического общения……………………………………………58

 

Раздел 4. Самообразование и самовоспитание – фактор совершенствования профессионального мастерства……………………………………………………………..…70

 

Информационные источники…..…………..………………………………………..82

 

Пояснительная записка

 

Дисциплина «Основы педагогического мастерства» позволит будущему воспитателю ДОО сформировать представление о целостности профессиональной деятельности педагога, поможет осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности.

Цель настоящего учебно-методического пособия - оказать помощь студентам и педагогам при подготовке к лекционным и практическим занятиям по дисциплине «Основы педагогического мастерства», направленным на развитие личности будущего педагога и их творческую самореализацию в ходе обучения.

Основные задачи, решаемые учебно-методическим пособием:

1. Помочь студентам более глубоко овладеть изучаемой дисциплиной.

2. Способствовать развитию у студентов необходимых общих компетенций: анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т.д. полученную информацию.

3. Способствовать развитию у студентов необходимых профессиональных компетенций: применять полученные знания на практике, ретроспективно восстанавливать типичные педагогические обстоятельства, в которых может произойти то или иное психолого-педагогическое явление.

4. Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки студентов в целом и по изучаемой дисциплине в частности.

Материал данного учебно-методического пособия систематизирован по разделам. Первый раздел позволяет раскрыть сущность педагогического мастерства, определить его значение в формировании личности педагога, а также рассмотреть структуру педагогического мастерства. Второй раздел помогает овладеть компонентами педагогической культуры, педагогической техники. Содержание третьего разделараскрывает сущность педагогического общения, конкретизирует его функции, стили, технологии разрешения конфликтов. Четвертый разделраскрывает значение мастерства учителя в управлении учебно-воспитательным процессом. Рассматривается понятие индивидуального стиля деятельности педагога. Большое внимание в 6 разделе уделяется процессам самообразования и самовоспитания как факторам самосовершенствования педагогического мастерства.

Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого учебного процесса.

Главная цель лекционных занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретических знаний применительно к особенностям изучаемой специальности.

Отличительной особенностью предлагаемых лекций как формы работы является активное участие самих студентов в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов и проблем.

Предлагаемые варианты лекций определены следующей схемой: тема, план, вопросы, предлагаемые для обсуждения на лекции, основное содержание лекции, вопросы для самоконтроля. Данная основа позволяет максимально реализовать творческие ресурсы студентов, которые с удовольствием участвуют в групповых формах работы, снимающих возможный психологический дискомфорт и вселяющих уверенность в собственные силы.

Практические занятия ориентированы на закрепление изученного теоретического материала и формирование определенных профессиональных умений и навыков. Под руководством и контролем со стороны преподавателя студенты выполняют конкретные задания, упражнения, моделируют ситуации профессиональной деятельности, решают комплекс учебно-профессиональных задач. Разновидностью практических занятий являются тренинги, представляющие систему регулярных упражнений, направленных на развитие определенных способностей, умений и навыков или их совершенствование. Тренинг требует соответствующей подготовки и ответственного отношения со стороны каждого студента. Предлагаемые варианты практических занятий определены следующей схемой: тема, цель занятия, план, вопросы для повторения, тренинги, упражнения, различные виды игр, моделирование ситуаций профессиональной деятельности, творческие задания, рефлексия.

Студенты  должны знать:

· основные понятия, сущность и содержание учебной дисциплины;

· элементы педагогического мастерства и их характеристики;

· гуманистическую сущность педагогического мастерства;

· значение педагогической техники в деятельности педагога;

Студенты должны уметь:

· характеризовать компоненты педагогического мастерства, устанавливать их взаимосвязь;

· анализировать собственное поведение в области воспитания и обучения учащихся, свои способности и профессиональные качества;

· управлять своим психическим состоянием разнообразными способами;

· владеть своим настроением, эмоциями, техникой речи, голосом, интонацией.

· Главной целью обучения данной дисциплины является формирование самими учащимися механизмов осознания и фиксации своих внутренних изменений и приращений к творческой педагогической деятельности.

В рамках учебного процесса, организованного на основе вышеназванных подходов, данное учебно-методическое пособие позволяет студентам:

1. рассмотреть основы педагогического мастерства; самоопределиться в образовательном пространстве данной дисциплины, выразив собственную позицию и личностно-актуальную для себя проблематику;

2. приобрести первый опыт эффективной творческой педагогической деятельности с помощью ответов на дискуссионные вопросы, выполнения заданий, упражнений, комплекса задач, заданий по ВРС.

3. познакомиться с формами и методами педагогической работы в режиме лекций, практических занятий, во время которых используются различные организационные формы и активные методы обучения, что в дальнейшем позволит более осознанно подойти к изучению данных вопросов, и в дальнейшем разрабатывать фрагменты уроков, внеклассных занятий более осознанно, продуктивно, с учетом опыта.

Требования к личности воспитателя ДОО.

Практическое занятие

«Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека». Р. Штайнер

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена.

Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель.

Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя - это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души.

Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти...Этот список можно продолжить.

И все это - чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

1. Сообщения студентов о педагогической деятельности великих педагогов, обсуждение высказываний о педагогической профессии.

2. Составить «Требования к личности воспитателя ДОО».

 

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения

- Когда, по вашему мнению, возникла пед. деятельность?

- Кто были первые воспитатели?

- В какой момент деятельность стала профессией?

- Как со временем преобразилась деятельность педагога?

Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деят-ть возникает приблизительно 35 — 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества. Первыми «воспитателями» были наиболее дряхлые старые, раненные члены племени, которые не могли участвовать в процессе добывания пищи. В последствие передачей трудовых навыков начинают заниматься люди наиболее умелые рассказывать, показывать, объяснять. Педагогика как наука говорит о выделении воспитания как вида деят-ти с момента, когда образованием молодежи начинают занимать спец. люди, наиболее умелые в процессах рассказа, объяснения и т.д., которые не участвуют в других видах деят-ти, т.е. воспитание становится их основной обязанностью. Воспитание у древних людей связано с передачей трудовых навыков, оно носит общественный характер. С возникновением классового разделения появляются различия в воспитании бедных и богатых. Традиционно различается воспитание мальчиков и девочек. Само слово «воспитание» происходит от слова «питать, подпитывать», т.е. формировать личность постепенно. Само слово «педагогика» происходит: «пайд» - дитя, «логос» - веду, т.е. детоводство или детяводство. Самое раннее название человека, который занимался воспитанием в Спарте — педаномы. В Др. Риме педагогами называли рабов, которые сопровождали детей на занятия, в гимнастические залы и др. современное понятие педагогики формируется на рубеже XVII-XVIII в.в.

Самые первые школы как учреждения для обучения возникли в Междуречье (р. Евфрат и р. Тигра) в шумерском гос-ве. Эти школы назывались эддубы или «дома табличек». Эти школы имели строго иерархическое строение. Во главе школы стоял отец школы, чуть ниже его — держатель хлыста (поддержание дисциплины). В такой школе могли обучаться до 3-х групп учеников. Обучение ведут 3-5 учителей и до 10 помощников учителя. В шумерском гос-ве существовала клинопись. Помощники учителя делали глиняные таблички для обучения. В школах учились не только читать и писать, но и изучали ботанику, астрономию, геометрию, а также сборники математических задач с ответами, делали книги, связывая несколько глиняных табличек. В начале дня — устный урок, затем письменный урок, потом перерыв и еще раз устный и письменный уроки. Если опоздал, то держатель хлыста долго и больно бил.

В конце XVI века впервые в общеевропейской капитулярии наук (1548г.) появляется слово «педагогика». Теоретическое обоснование педагогики как науки связано с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Он написал первый пед. труд «Великая дидактика», в которой и характеризует новую науку — педагогику, ее цели, принципы и содержание. Коменский пишет: «профессия педагога почетна как никакая другая под солнцем…»

Дать определение:

Педагогическое мастерство – это….

2.Дополните:

Педагогическая техника – это … строить педагогический процесс, владение способами и …, управление собой и воздействие на ….

3. Исключите лишнее:

а) личностный компонент;

б) информационно-теоретический компонент;

в) коммуникативный компонент;

г) деятельностный компонент.

Назовите одним словом профессионально-педагогическая направленность; общие и педагогические способности; специальные методологические, психолого-педагогические знания; педагогическая технология; педагогическая техника.

а) стиль учителя;

б) педагогический стиль деятельности;

в) индивидуальный стиль деятельности.

5. Что включает деятельностный компонент:

а) общие и специальные способы;

б) педагогическую технологию и педагогическую технику;

в) профессиональные знания.

6.Какой компонент является фундаментом педагогического мастерства:

а) личностный компонент;

б) информационно-теоретический;

в) деятельностный компонент.

7. Выберите качества, которые относятся к специальным способностям:

а) коммуникативность;

б) усидчивость;

в) знание своего предмета;

г) креативность.

8. Продолжите высказывание:

К невербальным средствам относятся….

9. Установите соответствие:

1. личностный компонент               а) педагогическая техника

                                 б) общие и педагогические способности.

2. информационно-теоретический в) педагогическая технология

                        компонент            г) профессионально-педагогическая направленность

3.деятельностный компонент          д) специальные методологические,                                   

                                 психолого-педагогические знания           

10. Перечислите качества, которыми должен обладать учитель.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №2

               Вариант 1

Дополнить

1. Высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения – это…

2. Индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности - ….

 

Установить соответствие:

3. Компонент ПМ                               Составляющие компонента

 А.Личностный                                      а) педагогическая технология,

компонент                                                педагогическая техника

Б. Информационно -                             б) знания

теоретический компонент                              

В. Деятельностный                               в) способности, профессионально-

компонент                                          педагогическая направленность

 

Выбрать вариант правильного ответа:

4. Деятельнстный компонент – это:

а) педагогическое мастерство;

б) педагогическая культура;

в) способности;

г) педагогическая технология.

 

5. Сообразительность относится к:

а) общим способностям;

б) специальным способностям;

в) педагогической технике;

г) индивидуальному стилю педагога.

 

               Вариант 2

Дополнить:

1. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности – это…

2. Способности, определяющие успешность человека в узком виде деятельности называются …

Установить соответствие:

3. Компонент ПМ                               Составляющие компонента

 А.Личностный                                      а) знания

компонент                                           

Б. Информационно -                             б) способности, профессионально-

теоретический компонент                  педагогическая направленность

В. Деятельностный                               в) педагогическая технология,

компонент                                          педагогическая техника

Выбрать вариант правильного ответа:

4. Личностный компонент – это:

а) педагогическое мастерство;

б) педагогическая культура;

в) способности;

г)педагогическая технология.

 

5. Педагогические способности относятся к:

а) общим способностям;

б) специальным способностям;

в) педагогической технике;

г) индивидуальному стилю педагога.

 

Практическое занятие

Целевые установки:

· усвоить понятия “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача” как элементов профессиональной педагогической деятельности;

· отработать алгоритм решения педагогической задачи;

· выявить способы учета возрастных и половых различий при решении педагогических задач.

Ход занятия

  • Обсуждение понятий: “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача”, их значения в педагогической деятельности, алгоритма решения педагогической задачи,
  • Фронтальное решение педагогической задачи, предложенной преподавателем.
  • Группа разбивается на четыре подгруппы, каждой из которых предлагается для решения одна и та же педагогическая задача. Дается время на выработку коллективного решения каждой группой. Затем все они поочередно выслушиваются и выбирается наиболее логичный и интересный вариант решения.

 

2. Познакомьтесь со следующей педагогической ситуацией.

Разговор с отцом

Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель одной из крупнейших проблемных лабораторий, говорит в ответ на советы педагога:

Поймите, у меня ответственная работа, она имеет государственное значение. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность!

Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил:

— Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, он имеет прекрасную  коллекцию пластинок, сколько раз его возили в Москву... водили по музеям...

Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.

Попробуйте самостоятельно вычленить и решить по предложенному выше алгоритму педагогическую задачу. Не торопитесь и не перескакивайте через очередные этапы. Зафиксируйте свои затруднения в процессе решения задачи. Сообщите о них на занятии.

Пе­да­го­ги­че­ская си­туа­ция пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность ус­ло­вий и об­стоя­тельств, ко­то­рые тре­бу­ет от учи­те­ля бы­ст­ро­го при­ня­тия педагогически вер­но­го ре­ше­ния. Это есть фраг­мент реальной жиз­ни учи­те­ля и уче­ни­ка. Су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные точ­ки зре­ния на клас­си­фи­ка­цию пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций. Ча­ще все­го пе­да­го­ги­че­ские ситуации подразделяют на сти­хий­но воз­ни­каю­щие в пе­да­го­ги­че­ском про­цес­се, а так­те целенаправленно конструируемые, соз­да­вае­мые учи­те­лем с оп­ре­де­лен­ной це­лью.

В клас­си­фи­ка­ции Брюйн де По­ля представлены та­кие 4 ви­да:

· Си­туа­ции-ил­лю­ст­ра­ции: ка­кой-то кон­крет­ный при­мер, об­ра­зец пред­ла­га­ет­ся для де­мон­ст­ра­ции;

· Си­туа­ции-уп­раж­не­ния: в пред­ла­гае­мой для де­мон­ст­ра­ции кон­крет­ной си­туа­ции обу­чае­мые долж­ны вы­явить оп­ре­де­лен­ные эле­мен­ты;

· Си­туа­ции-оцен­ки: пред­ла­гае­мая про­бле­ма уже ре­ше­на, но обу­чае­мые долж­ны оце­нить ее;

· Си­туа­ция-про­бле­ма: разыгрывается си­туа­ция и ста­вит­ся ряд во­про­сов, ко­то­рые на­до проанализировать и ре­шить.

В. А. Пав­лов пред­ла­га­ет та­кую ти­по­ло­гию пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций:

· на­прав­лен­ные на фор­ми­ро­ва­ние эмоциональных со­стоя­ний, здесь ха­рак­тер­но соз­да­ние и ре­ше­ние раз­лич­но­го ро­да про­ти­во­ре­чий, а так­же си­туа­ции общения, сво­бо­ды вы­бо­ра дея­тель­но­сти и т.д.;

· сти­му­ли­рую­щие ов­ла­де­ние зна­ния­ми и уме­ния­ми, опы­том сво­бод­но­го вы­бо­ра по­ве­де­ния и дея­тель­но­сти, стрем­ле­ния к вы­пол­не­нию дея­тель­но­сти;

· сти­му­ли­рую­щие про­яв­ле­ние об­ще­ния, твор­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва в кол­лек­тив­ной дея­тель­но­сти (кол­лек­тив­ное ре­ше­ние за­дач, взаимопроверка, взаимоконтроль, об­су­ж­де­ние ре­зуль­та­тов в груп­пе, ро­ле­вые иг­ры и т.д); — идей­но-по­бу­ди­тель­но­го ти­па, рас­кры­ваю­щие мо­ти­вы по­ве­де­ния, перенос на се­бя опы­та со­ци­аль­но­го об­ще­ния.

Общепризнанна клас­си­фи­ка­ция и по уров­ню ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти уча­щих­ся. Ус­лов­но их на­зы­ва­ют: низ­кий, сред­ний и вы­со­кий.

Под “низкими” уров­нем по­ни­ма­ет­ся ор­га­ни­за­ция взаимодействия, ос­но­ван­ная на сис­те­ме “учи­тель-уче­ник”. Хо­тя в ней и рас­смат­ри­ва­ет­ся оп­ре­де­лен­ная про­бле­ма, ос­нов­ная роль в ней от­во­дит­ся учи­те­лю. Он ру­ко­во­дит, направляет ра­бо­ту всех уча­щих­ся, при­слу­ши­ва­ет­ся к их мне­нию, но вы­во­ды де­ла­ет сам.

Под “сред­ним уров­нем” под­ра­зу­ме­ва­ют си­туа­ции ти­па “учитель–ученик–ученики”. Осо­бен­ность та­ко­го ти­па си­туа­ций в фор­ми­ро­ва­нии у от­дель­ных уча­щих­ся от­вет­ст­вен­но­сти за ре­ше­ния, при­ни­мае­мые в груп­пе под его ру­ко­во­дством, от­стаи­вать свою точ­ку зре­ния, при­ни­мать

точ­ку зре­ния дру­гих. Од­на­ко, вся дея­тель­ность за­ра­нее пла­ни­ру­ет­ся с учителем, а реа­ли­зу­ет­ся од­ним из уче­ни­ков.

Под “вы­со­ким уров­нем” по­ни­ма­ет­ся си­туа­ции ти­па “Ученик–ученики”. Существенный при­знак — ор­га­ни­за­ция кол­лек­тив­но­го поиска про­блем, раз­лич­но­го ро­да ре­ше­ний в ус­ло­ви­ях об­ме­на информацией, де­ло­вых от­но­ше­ний в кол­лек­ти­ве.

Пе­да­го­ги­че­ская за­да­ча — осоз­на­ние пе­да­го­гом пе­да­го­ги­че­ской си­туа­ции, свя­зан­ной с не­об­хо­ди­мо­стью пе­ре­вес­ти уче­ни­ков с од­но­го уров­ня на дру­гой (обу­чен­но­сти, вос­пи­тан­но­сти, уме­нии и т.д. по наи­бо­лее оп­ти­маль­но­му пу­ти).

За­да­ча воз­ни­ка­ет так­же ес­ли нуж­но пе­ре­вес­ти из од­но­го со­стоя­ния в дру­гое (не­зна­ние — зна­ние, распущенность — дис­ци­п­ли­нированность, от не­уме­ния к уме­ни­ям, от от­ри­ца­тель­но­го к по­ло­жи­тель­но­му от­но­ше­нию). Пе­да­го­ги­че­ская за­да­ча мо­жет иметь дос­та­точ­но боль­шое чис­ло ре­ше­ний, так как она все­гда субъ­ек­тив­на. И спо­со­бы ее ре­ше­ния за­ви­сят от осо­бен­но­стей уче­ни­ков и учи­те­ля.

Пе­да­го­ги­че­ская за­да­ча есть ре­зуль­тат осоз­на­ния пе­да­го­гом це­ли и ре­аль­ных ус­ло­вий ее дос­ти­же­ния. Про­цесс ре­ше­ния пе­да­го­ги­че­ской за­да­чи пред­став­ля­ет­ся как по­иск вы­хо­да из за­труд­не­ния в ха­рак­те­ре взаимодействия с уча­щи­ми­ся (кол­ле­га­ми, ро­ди­те­ля­ми) и про­цесс дос­ти­же­ния це­ли.

Про­цесс ре­ше­ния пе­да­го­ги­че­ской за­да­чи со­сто­ит из следующих элементов:

· ана­ли­за си­туа­ции и ха­рак­те­ра за­труд­не­ний, т.е. вы­яв­ле­ние ха­рак­те­ра про­ти­во­ре­чий;

· фор­му­ли­ров­ка пе­да­го­ги­че­ской це­ли, т. е. че­го хо­тим до­бить­ся;

· по­иск пу­тей и средств дос­ти­же­ния по­став­лен­ной це­ли;

· ана­лиз по­лу­чен­но­го ре­зуль­та­та;

· ана­лиз оши­бок и воз­мож­но­сти дру­гих пу­тей ре­ше­ния педагогической задачи.

Алгоритм решения педагогической задачи:

1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).

2. Вычлените проблему: реально существующий или назревающий конфликт, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта.

3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации.

4. Определите несколько вариантов решения конфликта.

5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи.

6. Определите критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах.

Ситуация 1.

Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональный.
Выделите проблему (проблемы) из ситуации
• Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям
• Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т. д.)
• Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма
Возможные причины
Сергею 15 лет, подростковый возраст. В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведёт к изменению работы нервной системы, повышая её возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Поэтому можно предположить, что в этом возрасте у Сергея происходит умственное или физическое перенапряжение, какие-то различные переживания, которые влияют на психологическое состояние подростка, это состояние выражается в раздражительности, падении продуктивности в работе, агрессии, желании, какого либо физического применения силы (насилия).
• По внешним признакам, приведённым в ситуации, можно предположить, что Сергей принадлежит неформальному движению «скинхеды», представители этого движения придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер и позиционирует себя как национально-освободительное движение и борется за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Так же преобладает жестокость, насилие и некая ненависть к другим национальностям. Итак, из моего предположения следует, что Сергей увлечен так называемой субкультурой (скинхеды), что также соответствует возрастным особенностям.
• Еще одной причиной является также проявления особенностей данного возраста, как желание принадлежать той или иной группе своих сверстников, например субкультурная группа, направленная на интересы подростков; быть среди других, проявлять себя среди толпы.
• Так же у Сергея есть старший брат. О старшем брате подробнее ничего не сказано, можно предположить, что старший брат тоже принадлежит к неформальному движению, например к движению скинхедов или к подобной этому движению субкультуре. И Сергей в подростковом возрасте пытается, как то быть похожим на старшего брата. Или так же можно предположить, что старший брат хорошо воспитан, работает, учится и т. д. и родители ставят его в пример младшему брату и Сергей просто пытается как то обратить на себя внимание родителей. Показать что он не такой как старший брат, а индивидуальная личность.
Решение
1. Через классные часы в классе, индивидуальные беседы, познакомить учеников класса и воспитанника-Сергея с законодательством и ответственностью за асоциальное поведение, и совершение уголовных преступлений.
Провести серию встреч с людьми, входивших в подобные группировки, понесших наказание и изменивших свою точку зрения
Договорить с колонией для несовершеннолетних или с другими учреждением занимающимся перевоспитанием людей совершивших те или иные деяния, повлекшие за собой уголовное наказание, для проведения экскурсии и различных бесед. Совершить экскурсию в колонию для несовершеннолетних, показать, что каждые деяния несут свои последствия, в т. ч. и уголовные.
2. Проводить мероприятия, которые будут знакомить с разнообразной субкультурой молодежи, при этом возможны дискуссии, например, положительные и отрицательные стороны явления. Дать возможность увидеть варианты увлечений молодежи и применения своих способностей и талантов. Можно познакомить ребят со сверстниками, которые достигли в своей жизни чего-либо. Например, в соревнования, молодежных движениях, социальных проектах и др. Можно познакомить со взрослыми, которые организуют молодежные секции и клубы.
3. Продумать работу в классе по знакомству с многонациональной культурой класса, нашей страны, мира. Главное – мы ведь все разные, никто не лучше и хуже. Мы едины и развиваемся вместе. У каждой национальности есть свои особенности, заслуги… которые достойны внимания, уважения, принятия.
Продумать систему классных часов на сплочение коллектива, систему коллективных творческих дел, в которых каждый мог бы проявить себя как индивидуально, так и в коллективе. Например, «Моя малая Родина, «Праздники разных народов», «Не страна красит человека, а человек страну.

Ситуация 2

Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой»…
Так как это сказано на весь класс, необходимо пожертвовать временем от урока. Думаю, дети будут ждать, как отреагирует учитель, на это оскорбление, унижение, ненужность этого предмета. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться.
Начинаем так:
– Кто еще так думает?
Дети еще подняли руки.
– А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас ДОКАЖУ, что этот предмет Вам необходим, пусть по этому предмету и нет вступительных экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые считаются обязательными. То я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой», сидит в «аське» и не опаздывает из столовой. Ну, как Вам договор? Слушаю Вас, согласны?»

Ситуация 3

Учительница: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учительница (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса:
«Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учительница: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать».
Оценка
Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать.
Прогнозирование
Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю.
Решение Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель. В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены. Напр., слова: «Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку», – дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы. Кроме того, как мне кажется, учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке.

Ситуация 4

Урок немецкого языка.
Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя.
Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).
Особенно выделяется один мальчик. Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.
Очередное задание – подготовить пересказ текста.
Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.
Учитель: «Значит, я ставлю тебе два».
Ученик: «Нет, в таком случае я перескажу».
Учитель: «Поздно. Раньше надо было думать»
Ученик: «Да я перескажу».
Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.
Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.
Оценка
Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками второй группы давно запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость.
Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два» за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав ученику возможности даже ответить.
Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением.
Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.
Прогнозирование
Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса.
Решение
Учитель должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.

 

Практическое занятие

Цели: осознание специфики педагогических функций внешнего вида воспитателя, развитие первоначальных умений управлять внешним видом как средством педагогического воздействия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

· Особенности восприятия личности учителя учениками. Понятие культуры внешнего вида педагога.

· Характеристика компонентов внешнего облика учителя, влияющих на восприятие его личности учениками (осанка, походка, поза, жесты, одежда).

· Способы организации внешнего вида учителя.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ на контроль и коррекцию правильной осанки, походки, позы.

При выполнении упражнений важно осмыслить функциональную роль внешнего вида учителя: показатель уровня воспитанности, сред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.131 с.)