Тема 4. Особенности реализации социального обеспечения и страхования в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Особенности реализации социального обеспечения и страхования в России



Содержание темы

1) Социальное обеспечение в России: структура и направления. Особенности финансирования. Органы, осуществляющие социальное обеспечение.

2) Обязательное социальное страхование: основные направления.

3) Страховой тариф – экономическая основа социального страхования. Персонифицированный учет в социальном страховании: понятие и значение. Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС): понятие и значение.

4) Внебюджетные фонды: основное предназначение. Фонд обязательного социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд России.

5) Основные проблемы социального обеспечения и страхования в России на современном этапе.

    Методические указания по освоению темы

Цель темы – рассмотреть особенности социального обеспечения и социального страхования в России.

В процессе изучения темы следует уяснить ряд основных терминов.  

 

    Глоссарий к теме 4:

1) Государственное пенсионное обеспечение пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, нетрудоспособным гражданам.

2) Государственный внебюджетный фонд фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

3) Индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

4) Индивидуальный пенсионный коэффициент параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

5) Льготы предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

6) Материнский капитал –форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении ребёнка, имеющего российское гражданство.

7) Накопительная пенсия ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

8) " Нестраховые " периоды страхового стажа – периоды, включаемые в страховой стаж, например, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, получение пособия по безработице, уход неработающего трудоспособного гражданина за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом и лицом старше 80 лет, период участия в оплачиваемых общественных работах и др.

9) Пенсионный фонд России – государственное учреждение, занимающееся обязательным пенсионным страхованием и обеспечением, основан 22 декабря 1990 года.

10) Полис обязательного медицинского страхования (ОМС) — это документ, удостоверяющий право застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи. Полис действует на всей территории РФ в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.

11) Социальная доплата к пенсии – доплата к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.

12) Социальная пенсия –разновидность государственной пенсии в РФ, которая представляет собой регулярную денежную выплату, назначаемую гражданам по достижении, установленного государством нетрудоспособного возраста, а также инвалидам, детям, потерявшим кормильца, в случае, если у человека нет подтверждённого страхового стажа или его недостаточно для назначения страховой пенсии.

13) Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

14) Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. В российской практике существует три вида страховой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

15) Страховой номер индивидуального лицевого счёта, СНИЛС – уникальный номер индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

16) Трудовой стаж – период трудовой деятельности. В целях пенсионного обеспечения он учитывается при проведении оценки пенсионных прав граждан, имеющих периоды работы до 2002 года. От продолжительности трудового стажа зависит размер пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, после этой даты пенсия зависит только от уплаченных страховых взносов.

17) Фонд обязательного медицинского страхования –один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России, создан 24 февраля 1993 года.

18) Фонд социального страхования – один из государственных внебюджетных фондов, создан 1 января 1991 года.

 

В системе социальной защиты, социального обеспечения и страхования задействованы различные структуры (таблица 2. 19).

 

Таблица 2.19 – Социальное обеспечение и страхование: основные управленческие структуры в России

Наименование Официальный сайт
Министерство труда и социальной защиты https://mintrud.gov
Федеральная служба по труду и занятости https://rostrud.gov.ru
Пенсионный фонд России http://www.pfrf.ru
Фонд обязательного медицинского образования http://www.ffoms.gov.ru
Фонд социального страхования http://fss.ru

 

В целях уяснения вопроса о финансировании социального страхования в РФ и распределении взносов по страховому тарифу предлагается воспользоваться рисунком 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Финансы системы социального страхования в РФ

 

     Важнейшим направлением социальной политики в РФ является организация пенсионной системы, которая реализуется посредством обеспечительных и страховых способов.

Система пенсионного обеспечения и страхования РФ включает в себя несколько основных элементов, ее структура представлена на рисунке 2.6.

 

Рисунок 2.6 – Пенсионная система РФ

 

 

 

Рисунок 2.7 – Образец страхового свидетельства

 


3 Содержание и методические указания по подготовке

К практическим занятиям

 

Целью проведения практических (семинарских) занятий является закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и при самостоятельном изучении дисциплины "Социальное обеспечение и страхование".

Семинарские занятия направлены на усвоение уже рассмотренного материала на лекциях и формирование представления об отдельных аспектах функционирования мировой экономики и международных экономических отношений. Результативность семинарского занятия определяется уровнем подготовки студентов, который складывается из анализа литературы, рекомендованной к конкретному семинарскому занятию. В этой связи преподаватель должен обеспечить предоставление соответствующих списков литературы к каждому семинарскому занятию.

Важным является вовлечение в учебный процесс всех слушателей дисциплины. Для этого преподавателю предлагается применять методы активного обучения и, главным образом, дискуссию с использованием как группового, так и индивидуального подхода.

На практических (семинарских) занятиях предполагается применение различных форм обучения: доклады, кейс-задания, практические задания. В течение семестра студентам также необходимо выполнить контрольные работы и написать эссе. В качестве текущего контроля и промежуточной аттестации может применяться тестирование.

Доклад – устное сообщение по заранее заданному вопросу. Он должен отражать суть рассматриваемой проблемы. Структура доклада предполагает наличие следующих частей: введение, основная часть, заключение. Во введении определяется актуальность вопроса, цель, задачи, в основной части излагаются теоретико-исторические и практические аспекты исследуемой проблемы, в заключении подводятся итоги, делается вывод.

Для лучшего восприятия доклада рекомендуется использовать иллюстрационные материалы.

Подготовка к докладу развивает навыки самостоятельной работы с информацией, главным образом, с первоисточниками и формирует исследовательские способности.

Устанавливаются жесткие временные рамки выступления по докладу: продолжительность устного сообщения до 10 минут. По окончании доклада необходимо сделать выводы и обобщить изложенный материал. После доклада вся аудитория разбирает вопросы из анализируемой проблематики. Постановку вопросов осуществляет преподаватель в соответствии с указаниями, предусмотренными данным пособием.

Доклад требует предварительной подготовки, которая складывается, прежде всего, из изучения рекомендованной преподавателем литературы к семинарскому занятию.

Метод рассмотрения кейс-заданий – это фактический анализ практических ситуаций в мировой экономике с целью выявления проблем и поиска решений. Работу с ситуационными задачами (кейсами) целесообразно проводить в малых группах по 3-5 человек.

Практические задания подразумевают проведение расчетных вычислений, графического и логического анализа.

   

    Занятие по теме 1. Введение в курс "Социальное обеспечение и страхование"

План занятия:

1) Опрос по материалам лекций.

2) Решение практических задач.

3) Решение кейс-заданий.

4) Заслушивание докладов

5) Обсуждение прочитанных статей по вопросам темы.

6) Работа с тестами.

Вопросы:

1) Социальная функция государства: понятие и направления.

2) Теоретическое обоснование социальной роли государства в экономической науке.

3) Социальное государство: понятие и модели.

4) Проблемы функционирования социальных государств.

Для подготовки к указанным вопросам рекомендуется изучить следующую литературу [34, 38, 39, 42, 50, 54, 69, 70] и посмотреть видеолекции [92, 93, 101, 106-109, 111, 113].

Практическая задача 1:

Дайте краткий комментарий по предложенной цитате. Ответьте на вопросы: имеет ли данное изречение актуальность для современных государств? Какой из концепций государства соответствует эта цитата Адама Смита?

Адам Смит:"Согласно системе естественной свободы, государю надлежит выполнять только три обязанности; они действительно весьма важного значения, но ясные и понятные для обычного разумения: во-первых, обязанность ограждать общество от насилия и вторжения других независимых обществ; во-вторых, обязанность ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или обязанность установить строгое отправление правосудия, и, в-третьих, обязанность создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, потому что прибыль от них не сможет никогда оплатить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет часто с излишком оплатить их большому обществу".

Практическая задача 2:

Поразмышляйте над третьей функций государства, выделенной Адамом Смитом (см. цитату из практической задачи 1), и ответьте на следующие вопросы: Какие социальные функции и социальные институты должны выполняться и поддерживаться государством? Можно ли выявить изменения во взглядах на реализацию функций государства, начиная со времен экономистов конца XVII в., конца XIX в. и до наших дней? Как изменились представления экономистов и общества о необходимости государством решать социально-экономические вопросы?

 

Практическая задача 3:

Подумайте над такими понятиями как "социальная справедливость" и "экономическая эффективность". Попробуйте выделить их качественно-количественные характеристики. Можно ли рассматривать социальную справедливость и экономическую эффективность в качестве принципов или целей социального обеспечения и страхования? Подумайте над тем, чьи интересы будут ущемлены в случае установления приоритета социальной справедливости? Какие соотношения "социальной справедливости" и "экономической эффективности" вы считает оптимальными?

 

Практическая задача 4:

Предположим, что экономическая ситуация в стране А за последние несколько лет не менялась, ВВП и ВВП на душу населения находятся на стабильном уровне, экономический рост нулевой. Руководство страны принимает решение повысить пенсии. Как вы оцениваете эту меру? Из каких источников будет финансироваться эта инициатива? Назовите краткосрочные и долгосрочные социально-экономические последствия от реализации этой меры. Будут ли проигравшие в результате увеличения размера пенсий? Реализуется ли принцип социальной справедливости в данном случае?

Предположим, что экономическая ситуация в стране А за последние несколько лет не менялась, ВВП и ВВП на душу населения находятся на стабильном уровне, экономический рост был нулевым. Руководство страны принимает решение снизить ставки подоходного налога и налога на прибыль. В результате произойдет уменьшение собранных налоговых средств и снизятся объемы финансирования социальной сферы. Как вы оцениваете эту меру? Назовите краткосрочные и долгосрочные социально-экономические последствия от реализации этой меры. Кто выигравшие и проигравшие в результате снижения ставок налогов? Реализуется ли принцип социальной справедливости в данном случае?

 


Практическая задача 5:

Эффект кобры характеризует такую ситуацию, когда принимается решение для устранения некоторой проблемы, однако она не исчезает, а, напротив, трансформируется в еще более глубокую.

Во времена английского колониального правления, в Индии развелось слишком много кобр. Чтобы справиться с напастью, губернатор назначил награду за каждую сданную голову змеи. Индийцы оказались хитрее: вместо того, чтобы ловить кобр, они их стали разводить для получения вознаграждения [38].

Найдите исторические примеры в социальной политике государств, которые характеризуются признаками "эффекта кобры" и проанализируйте их по плану:

· анализ проблемной ситуации и проблемы;

· актуальность принятия управленческого решения для ее устранения;

· анализ принятого решения;

· анализ и оценка последствий от принятого решения;

· анализ возможных альтернатив.

Кейс-задание 1:

Ознакомьтесь с ситуациями и опишите их в терминах экономической науки.

 

Ситуация 1.

В советский период для получения колхознику паспорта требовалось заявление, заверенное в сельском исполкоме, и выписка из похозяйственной книги того же Совета. Поэтому при получении паспорта некоторые жители деревень указывали на якобы ошибочные записи в похозяйственных книгах о датах их рождения, в результате чего увеличивали себе возраст и приобретали раньше времени право на назначение пенсий [71].

        

Ситуация 2.

На современном этапе в практической деятельности ПФР выявлены случаи представления фиктивных справок, подтверждающих обучение заявителей в образовательных учреждениях на очной форме обучения. В некоторых случаях данные справки служат основанием для продления выплаты пенсии по случаю потери кормильца при достижении получателем пенсии 18-летнего возраста. Например, студенты отчислены из учебного заведения, а в ПФР об этом не сообщили [47, c.165].

 

Ситуация 3. До введения персонифицированного учета в российской практике пенсионирования обнаруживались случаи получения пенсий в двух и более регионах. Выплаты оформляются вначале в одном регионе, а затем индивид регистрируется и встает на учет в другом регионе, где повторно оформляет себе выплаты [47, c.165].

 

Ситуация 4.

Используя неформальные связи в структурах, проводящих медицинское освидетельствование, индивид получает фиктивные справки по инвалидности и на их основании оформляет пенсию по инвалидности [47, c.165].

Кейс-задание 2:

Ознакомьтесь с ситуациями, описанными в книге Д. Грина "Возвращение в гражданское общество" [34]. Опишите их в терминах экономической науки. Подумайте, возможно ли использование аналогичных форм контроля в современных системах социальной защиты. Какие ограничения для их применения существуют? Какие формы контроля за мошенничеством в социальном обеспечении наиболее эффективны на современном этапе?

 

Ситуация 1.

Чтобы избежать иждивенческих практик в ранних обществах взаимного страхования применялась целая систем мер, направленных на нейтрализацию проявлений всех форм оппортунистического поведения. Это происходило благодаря системе тщательного контроля над деятельностью. Именно поэтому большое внимание уделялось репутации кандидатов и членов. Так, Правило 77 "Общих законоположений" Ордена лесничих по состоянию на 1857 г. предписывало исключать из общества преступников и приостанавливать членство тех, кого найдут виновным в попытке "обмануть других братьев в том, что касается справедливо причитающейся ему доли" [34].

 

Ситуация 2.

В XIX веке при получении помощи вследствие потери трудоспособности в английских обществах взаимопомощи на местах осуществлялась обязательная проверка, устанавливающая факт болезни или несчастного случая. Так, в уставах большинства обществ существовали положения о том, что помощь не оказывается, если речь идет о недугах, связанных с пьянством, или о венерических заболеваниях. Например, в "Общих законоположениях" Древнего ордена лесничих образца 1907 г. отмечалось, что пособие не выплачивается, если увечье или заболевание члена общества "вызвано дракой (за исключением самообороны) или участием в любых незаконных играх, действиях и занятиях, а также аморальным образом жизни" [34].

 

Кейс-задание 3:

Эффект Матфея, подробно описанный в экономической науке, часто применяется к анализу различных ситуаций. Суть его сводится к тенденции роста привилегий и углублению дискриминации. Подумайте, какие ситуации в сфере социальной защиты он может характеризовать. Согласны ли вы с утверждением: появившись однажды, социальные преференции сохраняются на длительные годы. Из-за того, что сокращение сословных привилегий часто бывает непопулярно у населения и рискованно для политиков, то при сокращении финансовых ресурсов, происходит ухудшение
положения остальных социальных групп.

 

Кейс-задание 4.

Социолог Ричард Титмусс установил, что если начать платить за сдачу крови, число доноров уменьшится и более того, происходит увеличение количества недобросовестных доноров (с зараженной кровью). Вначале экономисты отнеслись к этому заявлению с недоверием, но позже новые исследования подтвердили правоту Титмусса. Так, в экономической науке появилось понятие "парадокс Титмусса", суть его заключается в том, что материальные стимулы могут вытеснить внутреннюю мотивацию.

Ранее вы познакомились с понятием "эффект кобры", который также иллюстрирует ситуацию, когда стимулы становятся антистимулами.

Подумайте и приведите примеры из российской и зарубежной практики, когда общественные предпочтения могут усиливаться материальными стимулами и, наоборот, ослабляться ими.

Согласны ли вы с утверждением, что осознание добродетельности своего поступка само по себе является мотиватором к действию?

Доклады:

1) Английские общества взаимопомощи XIX века: есть чему поучиться?

2) Лоренц фон Штейн и его концепция социального государства.

3) Социальная реформа Отто фон Бисмарка: цели и последствия.

4) Концепция социального рыночного хозяйства фрайбургской школы.

5) Модель социалистического государства: аргументы "за" и "против".

6) Социальное государство сегодня: что дальше?

7) Патернализм: теория и практика.

 

Для подготовки к докладам рекомендуется изучить следующую литературу [34, 39, 42, 50, 54, 69, 70, 72, 81].

 

    Обсуждение прочитанных статей по вопросам темы из списка рекомендуемых источников: [72, 73, 76, 79, 80, 81].

Тесты:

1) Перемещение сельского населения в город называется:

a) маргинализация

б) урбанизация

в) автаркизм

г) индустриализация.

2) Модель государства "ночной сторож" предполагает:

a) минимальное участие государства

б) активная роль государства в социальной сфере и бюджетной политике

в) тотальный контроль за перераспределением доходом и обобществление средств производства.

3) Закон Оукена характеризует:

а) степень увеличения объема ВНП в зависимости от роста новых рабочих мест

б) степень отставания объема ВНП в зависимости от степени превышения естественного уровня безработицы

в) степень превышения естественного уровня безработицы в зависимости от интенсивности антиинфляционного регулирования

г) зависимость между ростом уровня цен и снижением уровня реальных доходов.

4) Что характеризует роль государства в системе социального партнерства?

а) установление пороговых значений важнейших социальных стандартов

б) определение структуры и условий заключения соглашений между профсоюзами и работодателями

в) осуществление контроля за всеми сферами общественной жизни

г) полный контроль и регулирование социальной сферы.

5) Основным механизмом повышения благосостояния в социальном государстве является:

а) работа благотворительных организаций и фондов;

б) перераспределение доходов между индивидами и группами индивидов;

в) рыночный способ организации социального и пенсионного обеспечения;

г) семейная помощь.

6) Инструментом осуществления "социальной компенсации", в соответствии с идеями А. Мюллер-Армака является:

а) рыночный механизм

б) прогрессивное налогообложение

в) ценообразование

г) благотворительность.

7) "Эффект кобры" означает, что:

а) стимулы всегда способствуют снижению оппортунизма

б) стимулы могут иметь обратный эффект

в) стимулы всегда способствуют достижению цели

г) стимулы не имеют значения.

8) К провалам рынка традиционно относят:

а) загрязнение окружающей среды фирмами

б) монополии

в) социальное неравенство

г) рост бюрократического аппарата государства.

9) Провалы государства в самом общем виде представляют собой:

а) несовершенства рыночной системы

б) "невидимую руку рынка"

в) последствия реализации модели государственного управления "ночной сторож"

г) неспособность обеспечить аллокационную эффективность.

10) Логроллинг – это:

а) несовершенства бюрократического аппарата государства

б) социальное неравенство

в) взаимосвязь между ростом цен и снижением доходов

г) практика "торговли голосами" среди членов законодательных органов.

11) Какой из указанных примеров иллюстрирует проблему безбилетника?

а) насильственная национализация объектов частной собственности

б) приватизация

в) уклонение от уплаты налогов

г) отсутствие информации об объекте собственности.

12) Общественное благо – это:

а) товар или услуга, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам;

б) товар или услуга, которые потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.

13) К провалам государства традиционно относят:

а) возникновение легальной монополии

б) ограниченность контроля над бюрократией

в) загрязнение окружающей среды фирмами

г) социальное неравенство.

14) Основу консервативной модели социального государства составляет:

а) социальная помощь

б) частная благотворительность

в) социальное страхование

г) семейная помощь

Занятие по теме 2. Социальное обеспечение как одно из направлений реализации социальной функции современных государств

План занятия:

1) Опрос по материалам лекций.

2) Решение практических задач.

3) Решение кейс-заданий.

4) Заслушивание докладов.

5) Работа с тестами.

Вопросы:

1) Развитие форм социальной защиты от древности до наших дней

2) Основные формы социальной защиты в современный период.

3) Социальное обеспечение: понятие, задачи, механизм финансирования.

4) Микро- и макроэкономические последствия социального обеспечения

5) Социальное обеспечение: отличительные особенности

Для подготовки к указанным вопросам рекомендуется изучить следующую литературу [32, 37, 48, 49, 52] и посмотреть видеолекции [98, 99, 110, 113].

Практическая задача 1:

    Определите причинно-следственную связь между фискальной политикой и общественным благосостоянием. Вспомните рекомендации известных экономистов по построению эффективных налоговых систем и структурируйте их в соответствии с этапами развития фискально-финансовой экономической мысли.

 

Практическая задача 2:

    Во многих социально ориентированных странах мира действует прогрессивная шкала по налогам на прибыль и доходы. В качестве аргументов, обосновывающих введение прогрессивного налогообложения, называют следующие: достижение социальной справедливости, перераспределение доходов от богатых к бедным, решение задач социальной политики, устранение бедности, ликвидация социального неравенства.

 

Практическая задача 3:

Как вы думаете, способно ли прогрессивное налогообложение решить указанные выше проблемы? Какие отрицательные последствия социально-экономического характера наблюдаются в результате введения прогрессивного налогообложения? Считаете ли вы правильным использовать прогрессивное налогообложение в фискальной практике современных государств? Если да, то какой критерий должен быть положен в основу определения величины дохода, с которой начинают уплачиваться повышенные размеры налоговых платежей?

Практическая задача 4:

    В качестве противодействия негативным социальным явлениям и процессам в практике многих социальных государств неоднократно употреблялись такие налоги, как налог на тунеядство, налог на бездетность. Опишите их. Назовите цели использования этих налогов. Подумайте о микро и макроэкономических последствиях применения таких налогов.

 

Практическая задача 5:

Проанализируйте опыт разных стран в вопросах установления минимальных стандартов. Какими принципами следует руководствоваться при определении минимального размера пенсии, пособия? Почему?

 

Практическая задача 6:

История знает немало примеров, когда социальное обеспечение предоставлялось в натуральной форме. Приведите примеры социальной помощи и социального обеспечения, производимые в натуральной форме. Укажите достоинства и недостатки такого подхода.

 

Практическая задача 7:

Внимательно изучите таблицу 16 Уровни социальной защиты. Приведите примеры, распространенные в российском обществе, соответствующие каждому уровню социальной защиты. Какой из уровней является доминирующим на данный момент времени? Почему? К каким последствиям это приводит?

 

Практическая задача 8:

Последствия миграции – является одним из наиболее актуальных вопросов для современных развитых и развивающихся стран. Тема мультикультурализма, роста социальных расходов, а вместе с ними запрета на въезд граждан из других стран сегодня звучат на различных площадках. Как вы думаете, в какие периоды своего развития страны заинтересованы в мигрантах? Почему? Как влияет миграция населения на социальное поведение? Какое влияние оказывает эмиграция и иммиграция на различные сегменты социальной сферы? Результаты анализа занесите в таблицу 3.1.

 

Таблица 3.1 – Влияние миграции на социальную сферу национальной экономики

Сфера влияния

Влияние иммиграции

Влияние эмиграции

Положительное влияние Отрицательное влияние Положительное влияние Отрицательное влияние
Образование        
Здравоохранение        
Социальное обеспечение        
Социальное страхование        
Пенсионная система        

                                                                                    

Кейс-задание 1

Прожиточный минимум и потребительская корзина во многих странах мира являются минимальными нормативами уровня жизни в стране. Должна ли пересматриваться структура потребительской корзины со временем? Почему? Как вы думаете, должны ли включаться расходы на мобильную связь, на оплату услуг интернет-связи в современную потребительскую корзину? Объясните свой ответ.

Кейс-задание 2

В книге Вивиан Зелизер "Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы" обращается внимание на дискуссию в определении правильных практик помощи бедным в США. Например, выдача денежных пособий, не связывающая получателя никакими обязательствами, долгое время считалась неприемлемой из-за высокой вероятности траты денег на нецелевые нужды (сигареты, алкоголь). Поэтому были распространены практики так называемых целевых денег: талонов, карточек и др. на конкретные виды товаров и часто в определенных магазинах.

В задачи социальных работников входил контроль за потребительским поведением, они помогали составлять семейные бюджеты, использовать талоны и карточки по прямому назначению.

Известны примеры, когда денежные суррогаты полностью замещались натуральной помощью (продуктовые наборы, одежда).

Считаете ли вы замену денежной помощи на квазиденежную или натуральную правильным решением? Объясните свой ответ. Как вы оцениваете участие социальных работников в обучении бедных семей? Назовите достоинства и недостатки такого обучения. Как вы думаете, может ли натурализация помощи являться своеобразным ярлыком бедности и фактором маргинализации бедных?

Кейс-задание 3:

В поведенческой экономической теории было обнаружено удивительное явление: даже если суммы денег абсолютно идентичны, люди совершенно по-разному их могут воспринимать. Все зависит от способа получения денег. Например, деньги могут быть подарены, выиграны в лотерею, заработаны и т.д. Экономисты утверждают, что к заработанным деньгам люди, как правило, относятся серьезнее. Как вы думаете, это знание может быть полезно для теории и практики социального обеспечения? Руководствуясь вышесказанным, дайте рекомендации для служб социальной защиты.

Кейс-задание 4:

Рассмотрите следующие ситуации и дайте их экономическое объяснение.

Ситуация 1.

В 1973 году в некоторых штатах США был введен закон, запрещающий в случае банкротства заемщика отчуждать у него дом, который использовался в виде залога по кредиту. Это, согласно замыслу законодателей, позволило бы улучшить положение наиболее бедных заемщиков. Однако в результате нововведения благосостояние беднейших слоев населения только ухудшилось. Объясните почему.

 

Ситуация 2.

В середине 20 века в городе Сент-Луисе штата Миссури, США был открыт жилой комплекс "Пруитт-Айгоу" для молодых квартиросъёмщиков, его спроектировал архитектор Минору Ямасаки, который известен как автор проекта Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

На строительство тридцати трёх 11-этажных жилых зданий Казначейством США было выделено в общей сложности 36 млн долларов. До 1954 года в жилищной политике Сент-Луиса использовался принцип сегрегации, и планировалось, что комплекс будет состоять из двух частей — для чёрных и для белых. С отменой сегрегации на законодательном уровне комплекс вначале имел смешанный состав жильцов, но в течение двух лет большинство белых квартиросъёмщиков переехали в другие места, и в комплексе осталось в основном малообеспеченное негритянское население. В середине 1960-х годов квартал стал отчётливо напоминать гетто и впоследствии комплекс стал ассоциироваться с нищетой и преступностью. В 1970 году городские власти объявили квартал зоной бедствия. Не найдя средств на ремонт местной инфраструктуры, власти решили начать отселение жильцов. После многочисленных безуспешных попыток улучшить криминогенную ситуацию в жилом комплексе 16 марта 1972 года по решению Федерального правительства было взорвано первое здание, затем, в течение двух лет — и все остальные. Полностью территория была расчищена в 1976 году.

Как можно объяснить провал этого социального эксперимента? Во многих странах мира практикуется строительство социального жилья для бедных и малоимущих. Какие риски необходимо учитывать?

Доклады:

1) Государственное и частное социальное обеспечение.

2) Благотворительность как одна из форм социального обеспечения.

3) Особенности социального обеспечения в странах англо-саксонской, континентальной и скандинавской групп.

4) Безусловный базовый доход как элемент социального обеспечения: сущность, назначение, возможности применения.

                                        

    Для подготовки к докладам рекомендуется изучить следующую литературу [33, 34, 54, 62, 64, 68, 71, 74, 80].

   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.45 (0.163 с.)