Тема 2. Социальное обеспечение как одно из направлений реализации социальной функции современных государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Социальное обеспечение как одно из направлений реализации социальной функции современных государств



СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И СТРАХОВАНИЕ

 

Учебно-методическое пособие

по освоению дисциплины и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения, обучающихся в бакалавриате

по направлению подготовки 38.03.03. – "Управление персоналом"

Профиль программы "Аудит и контроллинг персонала"

 

Калининград

Издательство ФГБОУ ВО "КГТУ"

2020


УДК 339.9. 012

Рецензент: канд. экон. наук, доцент кафедры инструментальных методов в экономике и управлении ИНОТЭКУ ФГБОУ ВО "КГТУ" Ю.Я. Настин

 

    Мосейко В. В. Социальное обеспечение и страхование: учебно-методическое пособие по освоению дисциплины, выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, обучающихся в бакалавриате по направлению подготовки 38.03.03. – "Управление персоналом". – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО "КГТУ", 2020. – 72 с.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры управления персоналом в отраслях и комплексах ФГБОУ ВО "КГТУ" от 02 июля 2020 г., протокол № 9.

 

Учебно-методическое пособие рекомендовано к печати методической комиссией Института отраслевой экономики и управления от 3 июля 2020 г., протокол № 13.

 

                                                                                   

 

© Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Калининградский государственный

технический университет", 2020.

© Мосейко В. В., 2020.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

 

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ.. 5

1.1 Цель и задачи дисциплины.. 5

1.2 Требования к результатам освоения дисциплины.. 5

1.3 Общая характеристика и структура дисциплины.. 7

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ЕЁ ОСВОЕНИЮ... 7

2.1 Методические рекомендации преподавателю.. 7

2.2 Методические рекомендации студенту. 9

2.3 Содержание тем дисциплины и методические рекомендации по освоению терминов. 9

 

3 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.. 34

 

4 ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 59

4.1 Примерный перечень тем эссе. 60

4.2 Интернет-ресурсы.. 63

 

5 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.. 64

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 66

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

С тех пор, как социальная функция получила формальное закрепление в конституциях многих стран и стала неотъемлемой частью государственного управления, теоретические и практические аспекты функционирования социальных государств не утратили своей актуальности. Создание систем социального обеспечения и страхования не всегда становилось панацеей от бедности, неравенства, дискриминации, а долгосрочная реализация социальных программ привела к появлению новых социальных недугов (иждивенчество, паразитизм, снижение трудовой мотивации). В современных условиях хронических дефицитов бюджетов во многих странах и развития финансовой неустойчивости страховых систем вопросы социального обеспечения и страхования становятся все более значимыми.

В рамках дисциплины "Социальное обеспечение и страхование" изучаются вопросы становления и развития социальных государств, проблемы их функционирования на современном этапе и перспективы дальнейшего развития; рассматриваются социальное обеспечение и социальное страхование как основные направления реализации социальной функции современных государств, выявляются их противоречия; анализируются механизмы финансирования социального обеспечения и социального страхования, а также исследуются конкретные виды социального обеспечения и социального страхования в России и за рубежом.

Учебно-методическое пособие по дисциплине "Социальное обеспечение и страхование" предназначено для студентов заочной формы обучения бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 38.03.03. – "Управление персоналом" и включает в себя методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим (семинарским) занятиям и выполнении контрольных заданий.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с утвержденной рабочей программой дисциплины "Социальное обеспечение и страхование" по направлению подготовки 38.03.03. – "Управление персоналом".

Пособие структурировано по разделам. В первом разделе приводятся общие организационно-методические указания, включая цели, задачи и требования к результатам освоения дисциплины, трудоемкость дисциплины для заочной формы обучения и тематический план.

Во втором разделе даются методические указания и рекомендации по изучению тем курса и освоению основных терминов, предлагается перечень рекомендуемой литературы и вопросы для промежуточного контроля.

Третий раздел содержит методические указания по подготовке к практическим занятиям согласно тематическому плану, список рекомендуемых дополнительных источников, темы докладов, а также практические задания, кейс-задания и тесты для текущего контроля.

В четвертом разделе приведены методические указания по выполнению контрольных работ и их защите, а также перечень примерных теоретических вопросов.

1 Общие сведения о дисциплине

1.1 Цель и задачи дисциплины

 

Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся целостного представления о социальном обеспечении и страховании, механизмах их финансирования, основных проблемах и тенденциях развития в ведущих странах мира; об особенностях, конкретных формах и видах социального обеспечения и социального страхования.

Дисциплина "Социальное обеспечение и страхование" играет особую роль в подготовке специалистов. Вследствие усиления социальной составляющей современных государств мира системы социального обеспечения и страхования стали важнейшими элементами их устройства. Повышение уровня и качества жизни населения посредством социального обеспечения и страхования одновременно привело к обострению финансовых проблем. Указанные тенденции характерны для всех без исключения стран и требуют тщательного анализа.

Задачи изучения дисциплины:

- формирование знаний и обеспечение понимания устройства системы социального обеспечения и страхования, способов их осуществления и механизмов их финансирования;

- овладение понятийным аппаратом данной дисциплины;

приобретение навыков работы с нормативно-правовыми актами по вопросам социального обеспечения и страхования в России, а также соответствующими статистическими данными.

 

1.2 Требования к результатам освоения дисциплины

 

Результатом освоения дисциплины "Социальное обеспечение и страхование" должен быть следующий этап формирования у обучающегося общепрофессиональной компетенции (ОПК), предусмотренной Основной образовательной программой, а именно:

ОПК-4: владение навыками работы с внешними организациями (Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой по труду и занятости, кадровыми агентствами, службами занятости населения):

·  социальное обеспечение и страхование;

·  корпоративная социальная ответственность;

·  основы управленческого и кадрового консультирования;

·  система подбора и отбора персонала;

·  производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

 

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

·  теорию социального государства, основные модели социальных государств;

·  тенденции развития социальной функции современных государств;

·  основные характеристики и институциональное устройство социального обеспечения и страхования;

·  основные проблемы развития социального обеспечения и страхования;

·  особенности, основные проблемы и перспективы развития социального обеспечения и страхования в России;      

Уметь:

·  собирать и обобщать информацию о состоянии и перспективах развития социального обеспечения и страхования из источников научных и научно-публицистических изданий, в том числе из публикаций национальных и международных экономических организаций;

·   работать со специальной справочной литературой, статистическими данными;

·  пользоваться сравнительным, графическим, статистическим и количественными методами решения задач макроэкономического анализа;

·  анализировать состояние и основные тенденции развития социального обеспечения и страхования;

·   оценивать целесообразность и эффективность мер государственной политики современных государств;

владеть:

·  современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

·  навыками творческого обобщения полученных знаний, научного изложения своих знаний в письменной и устной форме;

·  навыками работы с компьютером и интернетом в области сбора и обобщения статистических данных с сайтов национальных и международных экономических организаций;

·  навыками анализа документов справочно-аналитического характера, а также нормативно-правовых актов.


1.3 Общая характеристика и структура дисциплины

 

Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ) - 108 академических часов. Сюда входит контактная (лекционные и практические занятия) и самостоятельная учебная работа студента.

Распределение трудоемкости освоения дисциплины по темам и видам учебной работы студента приведено в таблице 1.1.

Форма промежуточной аттестации по дисциплине для заочной формы обучения: седьмой семестр – контрольная работа, экзамен.

 

Таблица 1.1 – Объем (трудоёмкость освоения) в заочной форме обучения и структура дисциплины

Номер и наименование темы, вид учебной работы

Объем учебной работы, ч

Контактная работа

СРС

Всего

Лекции ЛЗ ПЗ

Семестр – 7, трудоемкость – 3 ЗЕТ (108час.)

1. Введение в курс "Социальное обеспечение и страхование" - - 2 25 27
2. Социальное обеспечение как одно из направлений реализации социальной функции современных государств 2 - 2 20 24
3. Социальное страхование как одно из направлений реализации социальной функции современных государств 2 - 2 20 24
4. Особенности реализации социального обеспечения и страхования в России 2 - 2 20 24
Учебные занятия 6 - 8 85 99
Промежуточная аттестация

Экзамен

9

Итого по дисциплине

108

 

 

2. Содержание дисциплины и методические указания

По её освоению

2.1 Методические рекомендации преподавателю

 

Дисциплина "Социальное обеспечение и страхование" позволяет сформировать представление о направлениях и формах социальной политики современных социальных государств.

При изучении дисциплины важное место отводится самостоятельной работе студента. Принципы персональной ответственности и индивидуальный вклад в изучение данной дисциплины отражаются в структуре и содержании методического пособия.

В целях повышения эффективности и результативности учебного процесса за преподавателем закреплена активная роль наставника. Для реализации вышеуказанной цели предусмотрено проведение лекционных и семинарских занятий, посещение которых является обязательным для студентов. Предполагается осуществление текущего и промежуточного контроля.

На лекциях последовательно и логично излагаются основные вопросы в соответствии с тематическим планом. Для этого предлагается ознакомиться и изучить необходимую литературу [33, 34, 35, 36, 43, 45]. Курс лекций позволяет сформировать у студентов общее представление о становлении и развитии социального обеспечения и страхования. В целях изучения социального обеспечения и страхования в России предлагается обратиться к нормативно-правовым актам, регулирующим данную сферу [1-31].

Семинарские занятия направлены на усвоение уже рассмотренного материала на лекциях и формирование представления о тенденциях развития социальных государств. На семинарских занятиях подробно разбираются заблаговременно подготовленные вопросы, заслушиваются доклады, выполняются задания.

Для вовлечения в учебный процесс всех слушателей преподавателю предлагается применять методы активного обучения и, главным образом, дискуссию с использованием индивидуального подхода.

Проведение лекционных и семинарских занятий высокого уровня требует изучения учебной и научной литературы, а также статистических данных авторитетных международных организаций. Все это формирует глубокий уровень усвоения вопросов в рамках дисциплины "Социальное обеспечение и страхование".

В целях обеспечения информативности и лучшего усвоения материалов лекции студентами преподавателю рекомендуется использовать демонстрационные материалы, к ним следует отнести презентации, таблицы, схемы. Для самостоятельного изучения материала студентам могут быть рекомендованы видеолекции российских и зарубежных преподавателей по вопросам социального обеспечения и социального страхования [92-113].

Текущий контроль осуществляется непосредственно на аудиторных занятиях, главным образом, семинарских, посредством оценивания выполняемых заданий, а также подготовки докладов, их обсуждения, проведения дебатов и дискуссий, защиты контрольных работ и эссе, тестирования.

Дебаты – обмен мнениями по предложенному студентам тематическому тезису. Преподаватель должен следить за тем, чтобы участники дебатов аргументированно высказывали свою точку зрения, опираясь на законы логики и фактографический материал. Для развития критического мышления в ходе дебатов преподавателю рекомендуется поделить всех участников на две группы с противоположными позициями, где одна команда утверждает тезис, а другая ищет аргументы для его отрицания. Обе команды пытаются, таким образом, убедить преподавателя в правильности своей позиции посредством логичности и аргументированности.

Дискуссия – обсуждение проблемы. В силу ограниченности времени при проведении дискуссии рекомендуется применять метод "вопрос – ответ", суть которого сводится кпостановке одного или нескольких вопросов по обсуждаемой проблематике для участников дискуссии.

На семинарских занятиях преподаватель может обращаться к таким методическим приемам как проведение деловых игр и рассмотрение кейсов. Деловая игра – это методический прием, в ходе которого участникам предлагается выполнить определенное задание или составить проект решения при заранее заданных правилах и ограниченности во времени.

Метод рассмотрения кейсов – это фактический анализ конкретной ситуации для обнаружения проблем и разработки решений.  

По окончании модуля осуществляется промежуточный контроль в целях проверки усвоения материала в форме устного экзамена (собеседования), выполнения контрольной работы.

2.2 Методические рекомендации студенту

 

Учебный процесс студента в рамах изучения дисциплины "Социальное обеспечение и страхование" предполагает обязательное посещение аудиторных занятий, а именно лекций и семинаров и выполнение самостоятельной работы в форме подготовки докладов, выполнения заданий, контрольной работы. Составной частью самостоятельной учебной работы студента является изучение рекомендуемой литературы и иных источников.

Выполнение заданий может происходить как непосредственно на аудиторных занятиях, так и при подготовке к ним. Конкретные задания к семинарским занятиям указаны в настоящем пособии.

Самостоятельная работа студента предполагает изучение учебной и научной литературы, анализ статистических данных международных организаций, подготовку к докладам, выполнение контрольной работы. Задание для контрольной работы выдается на установочной сессии. Предусматривается возможность самостоятельного выбора задания по согласованию с преподавателем.

 

2.3 Содержание тем дисциплины и методические рекомендации по освоению терминов

 

Тема 1. Введение в курс "Социальное обеспечение и страхование"

Содержание темы

1)Социальная функция государства: понятие, этапы развития и основные направления.

2) Теоретическое обоснование социальной роли государства в различных направлениях экономической мысли.

3) Социальное государство: понятие и модели. Модели социального государства: подход Г. Эспинг-Андерсена.

4) Проблемы функционирования социальных государств. Критика теории и практики социальных государств.

Методические указания по освоению темы

Цель освоения темы – получить представление: 1) о становлении и развитии социального государства, об основных моделях социальных государств; 2) о проблемах их функционирования; 3) о существующей критике социального государства.

В процессе изучения темы следует уяснить ряд основных терминов.

Глоссарий к теме 1:

1) Административно-командная экономика – способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование социалистических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии экономической свободы.

2) Государство благосостояния (от английского Welfare state), "государство всеобщего благосостояния" – применяется в значении "социальное государство".

3) " Дырявое ведро " Оукена – потери из-за бюрократизации при перераспределении дохода.

4) Закон Оукена – эмпирическая зависимость между темпом роста ВВП и темпом роста безработицы, предполагающая, что снижение темпа роста ВВП на 2 % приводит к повышению уровня безработицы на 1 %.

5) Институты экономической системы –формализованные правила и неформальные нормы, структурирующие взаимодействия между экономическими субъектами экономических систем.

6) Либерализм – философская концепция, основанная на признании прав и свобод человека. В настоящий момент времени этот термин представлен чрезвычайно размыто и понимается часто в разных смыслах. Если изначально либерализм предполагал незыблемость прав и свобод индивида, неприкосновенность частной собственности и минимальное вмешательство государства в частную жизнь (или отсутствие государственного вмешательства), то сегодня термин "либеральный" все чаще применяют вкупе с социалистическими идеями, связанными с активной ролью государства в жизни индивида и общества.

7) Модели социального государства – типы социально-экономического устройства общества, основанные на единой идеологической основе.

8) Мошенничество в социальной сфере (welfare fraud) – получение социальных льгот и пособий, на которые индивид не имеет права.

9) Мягкий патернализм (либертарианский патернализм) – осуществление патернализма без прямого принуждения.

10) Общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет.

11) Патернализм – система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного.

12) Плановая экономика – форма экономического устройства, в которой средства производства, в основном, принадлежит государству, и специальный государственный орган регулирует ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, цены на все продукты, величину всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно. Такая экономическая система отрицает частную собственность либо полностью, либо частично и противопоставляет себя рыночной экономике.

13) Подталкивание – механизм в управлении, задающий траектории поведения индивидов при сохранении свободы выбора.

14) Социалистическое государство – модель государства, характеризующаяся общественным (государственным) контролем над средствами производства и распределением ресурсов.

15) Социальная политика государства –комплекс конкретных мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения посредством перераспределения доходов различных групп общества.

16) Социальная справедливость – философская концепция об отношениях между людьми в социуме.

17) Социальная функция государства – одно из направлений деятельности современных государств, связанное с реализацией мер социальной защиты населения.

18) Социальное государство – это понятие часто используется в разных значениях и характеризует модель государственного управления; концепцию политического строя, соответствующую определенному уровню экономического развития; конституционный принцип; общим признаком для всех значений является проведение политики перераспределения материальных благ.

19) Социальное иждивенчество – явление, характеризующееся удовлетворением жизненных потребностей за чужой счет.

20) Социальное партнерство –система институтов согласования интересов работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве.

21) Социальные права человека – совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ, как правило, к социальным правам человека относятся: право на социальное обеспечение; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище; пенсионное обеспечение и другие.

22) Социальный паразитизм – то же, что и социальное иждивенчество.

23) Эффект безбилетника – (проблема фрирайдера) экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты.

 

Теория и практика государства насчитывает десятки различных типов государств и правовых систем. Дискуссии о поиске и выборе лучшей модели государства ведутся до сих пор. Данный курс посвящен изучению социального государства и его основного направления социального обеспечения и страхования. В таблице 2.1 представлены некоторые модели государств.

 

Таблица 2.1 – Модели государств

Модель государства   Идеологи   Характеристика
Государство как ночной сторож Представители классической политической экономики (А. Смит, Д. Рикардо, Ф. Бастиа, Ж.-Б. Сэй);   Р. Нозик. По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности: - ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; - ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; - создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.   Р. Нозик выступает за минимальное государство, "ограниченное лишь функцией защиты от силы, кражи, мошенничества, принуждения контрактов" и т.д., "может быть оправданно, если оно не нарушает прав людей".
Социалистическое государство Марксизм (К. Маркс, В. И. Ленин) Централизация власти, однопартийная система обобществление средств производства, отказ от частной собственности
Социальное государство Фрайбургская школа (Мюллер-Армак, Л. Эрхард) Экономика должна носить смешанный характер, государственное вмешательство обусловлено т.н. провалами рынка (общественные блага, естественные монополии, внешние эффекты, неполнота информации); Необходимость комплексной макроэкономической политики; Регулирование распределения доходов.

 

Выбор и реализация той или иной модели государства во многом связан с господством идей о социальной справедливости в обществе и перераспределении доходов в обществе. В позитивной экономической теории ответов на вопросы, как обеспечить социальную справедливость и организовать правильное распределение доходов не существует. В нормативной экономической теории этим вопросам уделяется самое пристальное внимание. В таблице 2.2 представлены некоторые теории социальной справедливости.

 

Таблица 2.2 – Теории социальной справедливости

Теория социальной справедливости Основные положения
Эгалитаристская теория справедливости (социализм) Уравнительное распределение доходов, часто в эгалитарных концепциях подчеркивается принцип распределения по заслугам.
Утилитаристская теория справедливости, И. Бентам Общественное благосостояние представлено суммой индивидуальных полезностей. От благосостояния всего общества зависит благосостояние каждого из его членов и что только максимизируя благосостояние всего общества можно улучшить благосостояние каждого в отдельности.
Теория справедливости Дж. Ролза Социальная справедливость как общественный договор Ролз рассматривает справедливость не через ценность, а через общественный договор и формулирует два ее основополагающих принципа. Первый сводится к тому, что каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы основных политических свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других. Второй предполагает наличие неравенства при распределении материальных благ с целью максимизации благосостояния наименее обеспеченного члена общества в условиях равного доступа к положениям и должностям.[1]  
Теория А. Сена Перераспределение основной способ достижения социальной справедливости. Общественное благосостояние будет увеличиваться в большей степени, если продукт питания потребляется голодающим, чем, если он употреблялся для удовольствия[2]
Теория справедливости австрийской экономической школы Отрицательно относятся к идее социальной справедливости в государственной политике, Мизес при этом подчеркивает, что "абсолютного понятия справедливости, не относящегося к определенной системе социальной организации, не существует" и "понятие справедливости имеет смысл, только когда относится к определенной системе норм, которая сама по себе полагается неоспоримой и не допускающей никакой критики".[3]

 

В ХХ веке утвердилось понимание, что достижение социальной справедливости возможно через реализацию концепции социального государства.

Феномен социального государства многогранен и представлен тремя основными идеями (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 – Три ипостаси социального государства

Социальное государство как модель управления Социальное государство как конституционный принцип Социальное государство как философская концепция
Проведение социальной политики, организация социальной защиты, социального страхования, социального обеспечения, социальной помощи в обществе. Закрепление за государством конституционной обязанности заботиться о населении (о бедных, инвалидах, пожилых, материнстве, отцовстве, детях и т.д.) В основе реализация распространенной идеи социальной справедливости; создание государством условий для благополучного развития индивида и общества.

 

    Социальный аспект в государственном управлении интересовал мыслителей с давних пор. Некоторые представления о роли государства в социальном развитии представлены в таблице 2.4.

 


Таблица 2.4 – Теоретическое обоснование социальной роли государства

Направление в экономической науке Обоснование
Классическая политическая экономия Несмотря на то, что классики выступали за рыночную экономику ("невидимая рука рынка") в росте общественного благосостояния. В трудах отдельных мыслителей обнаруживаются идеи о роли государства в решении вопросов строительства инфраструктурных объектов (А. Смит) бедности (Дж. Ст. Милль), образования (Дж. Ст. Милль), регулировании рождаемости (Т.Р. Мальтус) и т.д.
Неоклассическое направление Ранние маржиналисты в социальном вопросе мало отличались от классиков. Позднее в результате популярности концепции А.Пигу о провалах рынка и внешних эффектах государство стали рассматривать важнейшим инструментом в решении социальных проблем. Одним из наиболее видных представителей является Дж. М. Кейнс. Его теория совокупного спроса обосновывает дискреционную фискальную политику (налоги, трансферты) как средство достижения полной занятости
Фрайбургская школа (также ее называют теория социального рыночного хозяйства или ордолиберализм) Отводили государству значимую роль в построении социально справедливой рыночной экономики. Создание системы социальной защиты населения.
Либеральные течения (австрийская школа, монетаризм) Решение острых социальных вопросов государством порождает новые социальные проблемы (иждивенчество, снижение трудовой мотивации и др.). Все социальные проблемы должны решаться с помощью рыночной экономики и гражданской самоорганизации.
Неоинституционализм Придает огромную роль социальным институтам (правилам игры в обществе). Институты социальной сферы исследуются с учетом следующих методологических предпосылок как ограниченная рациональность и оппортунизм индивидов, а также неопределенность внешней среды и асимметрия информации. Следовательно,
Поведенческая экономика За признанием иррациональности индивида последовал поиск способов ее нейтрализации. Поведенческие экономисты выступают за мягкий патернализм и применение механизмов подталкивания в социальной сфере.

 

    Решение социального вопроса в современных обществах достигается за счет производства и предоставления общественных благ. Одним из производителей общественных (публичных) благ является государство. Через проведение социальной политики государством формируются системы образования, здравоохранения, социальной защиты, социальное обеспечение и социальное страхование. Они представляют собой блага общего пользования (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 – Типология благ

Характеристика благ Наличие исключительности доступа к благу Отсутствие исключительности доступа к благу
Конкурентность в потреблении Частные блага (личный автомобиль) Блага общего пользования (дороги, начальное образование, вызов скорой помощи)
Отсутствие конкуренции при потреблении Клубные блага (домофон) Чистые общественные блага (национальная оборона)

    От того, кто и каким образом производят общественные блага в социальной сфере, зависит характер социального государства. Одной из наиболее популярных типологизаций социальных государств является классификация, предложенная Г. Эспинг-Андерсеном (таблица 2.6).

 

Таблица 2.6 – Модели социального государства (классификация Г. Эспинг-Андерсена)

Модель социального государства Страны Характеристики
Либеральная модель (англо-американская или англо-саксонсонская, или модель Бевериджа) США, Канада, Великобритания, Ирландия, Австралия У истоков англосаксонской модели лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный в 1942 г. Государство должно обеспечивать перераспределение доходов таким образом, чтобы соблюдались интересы наиболее уязвимых слоев общества. В основе англосаксонской системы положены принципы универсальности (всеобщности), единообразия социальных услуг и социальной справедливости. Она характеризуется меньшей ролью государства и реализуется, главным образом, посредством института социальной помощи.
Консервативная модель (франко-германская или модель Бисмарка) Германия, Франция, Италия, Бельгия, Австрия Ее принципы были заложены еще в конце 19 веке канцлером О. Бисмарком. Фундаментом консервативной модели является система социального страхования: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве.
Социально-демократическая модель (скандинавская или шведская) Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия Государство инициативно регулирует социальную сферу, предоставляя всем гражданам широкий круг гарантий, льгот, иных мер социальной поддержки и субсидируя сферу государственных социальных услуг. Но вместе с тем устанавливаются высокие налоговые ставки на предпринимательский доход и подоходный налог, что отвечает главной цели социальной политики – достижению равенства. Скандинавский тип еще в большей степени развивает разнообразные формы социальной помощи. Социальная защита для граждан стран, распространивших данную модель, понимается как их законное право. Здесь увязываются институты и общего налогообложения, и страхования. Причем также как и в англосаксонской модели, основополагающим принципом системы является ее универсальность, но при этом в первой четко выполняется условие, сформулированное Бевериджем: "равные пособия за равные взносы", а во второй всеобщность дополняется принципом солидарности, означающим, что все граждане участвуют в финансировании социальной защиты, уплачивая взносы, соразмерные их доходам.

 

    Особенности производства общественных (публичных) благ в социальной сфере могут существенно отличаться (таблица 2.7).

 

Таблица 2.7 – Сравнительная характеристика института публичных благ в либеральной, консервативной и социально-демократической моделях

Консервативная модель Либеральная модель Социально-демократическая модель
Социальное страхование является основным инструментом Обеспечение трех базовых условий – государственное (бесплатное) здравоохранение, предоставление равных возможностей для воспитания детей семьям с разными доходами (пособие на детей) и предотвращение массовой безработицы Государственное всеобщее социальное обеспечение; равные возможности в образовании и здравоохранении.

 

    Одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения в современных странах индустриального и постиндустриального типов является заработная плата. Во многих странах мира заработная плата подлежит государственному регулированию (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8 – Сравнительная характеристика института заработной платы в либеральной, консервативной и социально-демократической моделях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.085 с.)