Фоминичева Любовь Евгеньевна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фоминичева Любовь Евгеньевна,



Преподаватель

 ГБПОУ РО «Константиновский

Технологический техникум»

Г. Константиновск

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Массовое внедрение Интернета в образование в России – уже свершившийся факт. Информационные ресурсы используются как в работе преподавателя, так и в работе студентов. Одно из направлений использования интернет-технологий – это использование их непосредственно во внеурочной деятельности при выполнении самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов рассматривается как один из наиболее важных компонентов профессионального образования. В концепции Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения большое количество часов от максимальной учебной нагрузки отводится именно на самостоятельную работу студентов.

Организация самостоятельной работы студентов – это сложная и трудоемкая работа, если только не подходить к этому формально. Результаты и качество учебной деятельности зависят от уровня готовности студентов к самостоятельной работе и навыков. От степени их готовности к преобразующей учебной и исследовательской деятельности, которая определяется личной подготовленностью к этому.[1]

Одним из средств организации самостоятельной работы в контексте компетентностной парадигмы образования является использование интернет-технологий. Студенты получают возможность для самообразования, так как образовательные интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, умение самостоятельно принимать решения.

Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у студентов устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки выпускников, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей.

В своей педагогической практике я применяю разнообразные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплинам химия и биология, большая часть которых выполняется с применением информационных технологий.

Практикуются подготовка обучающимися опережающих заданий в виде слайд - презентаций по основным темам уроков, контрольных тестовых заданий, подготовку презентаций к контрольным и итоговым занятиям по дисциплинам химии и биологии.

Планировать самостоятельную работу с применением цифровых технологий следует в зависимости от уровня подготовленности группы, мотивации обучающихся данной группы на получение знаний, их компетентности по данной дисциплине и в области информационных технологий.

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся носит индивидуальный характер. Это даёт возможность креативного выполнения задания некоторыми наиболее продвинутыми студентами, которые имеют более высокий уровень знаний и стремление к поиску информации.

Следует отметить, что самостоятельная работа может быть эффективной только тогда, когда она достаточным образом контролируется. Так у меня студенты добросовестно выполнявшие всю самостоятельную работу в течение всего времени изучения дисциплины имеют дополнительные бонусы при сдаче дифференцированного зачета или экзамена.

       Проведение оценки знаний по предмету с помощью тестирования на компьютере – тема очень актуальная, так как при поступлении в вузы ребятам все чаще приходится сталкиваться с тестами. Компьютеры создают благоприятные возможности для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на уроках химии и биологии. Нельзя не остановиться на том, что текущий контроль играет такую же большую роль в самостоятельной деятельности обучающихся. Они могут использовать компьютер для самоконтроля полученных знаний. Причём он является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа.

Опыт работы учителем и преподавателем более 20 лет позволил мне создать свой персональный сайт на мульти уроке. Технология создания сайта позволяет разместить коллекции авторских учебных материалов (аудио- и видеоматериалы, ссылки на нужные и интересные сайты, текстовые материалы, задачи, практические работы, материалы для подготовки к экзаменам и дифференцированным зачетам и прочее).

У студентов  происходит расширение образовательного пространства. Техникум перестает быть единственным источником учебной информации, происходит изменение учебной среды. Появляются другие «пространства», где обучающимся будет предоставлена возможность получать навыки общения и сотрудничества, поведения в обществе. Студент, работая в соавторстве, приобретает навыки работы в команде, учится грамотно формулировать мысли и строить предложения, учится отбирать, анализировать и представлять информацию, осваивает сетевой этикет. Такое изменение концепции учебной среды может существенно повлиять на развитие наших выпускников.

Ведение педагогом собственного блога может и должно стать способом самовыражения и одним из приемов осознания собственной профессиональной компетентности.

Самостоятельная работа студента есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в аудитории, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Так как самостоятельная работа студентов – не самопроизвольный процесс, а управляемая и направляемая деятельность, предполагающая тесный контакт между преподавателем и студентом, то необходимо также создать социально-психологический климат, чтобы студент при необходимости мог свободно обращаться за индивидуальной консультацией к преподавателю. Малейшее проявление формализма, авторитарности и догматизма в действиях обучающего негативно сказывается на самостоятельной деятельности обучаемых.[2]

При выполнении самостоятельной работы студенты нашего техникума пользуются электронной библиотекой издательского центра «Академия», где  техникум имеет подписку, сроком на 3 года. Тематика книжной полки очень разнообразна. Регулярно наши студенты получают коды доступа для входа в электронную библиотеку. Также наши студенты пользуются материалами образовательной платформы  Юрайт и др.

Широкое использование ресурсов Интернета, самостоятельная деятельность студентов с ними могут оказать неоценимую услугу в интенсификации учебного процесса, решении таких задач, которые не могут быть адекватно решены иным способом. Сюда можно отнести: нахождение  в общей поисковой системе запрашиваемой информации, умение  пользоваться электронными словарями, научиться  анализировать и обобщать найденную информацию и уметь представить её аудитории, выработать навыки дискурсивной компетенции и многое другое.

Ссылки:

1.Статья Н.В.Максименко «Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов» в журнале «Образование. Карьера. Общество» № 3 (54) 2017.

2. Ополонец Л. В. Использование интернет-ресурсов для самостоятельной работы студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 7. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95008.htm.

Список литературы:

1. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4, с.47—57.

2. http://www.larousse.fr

3. Полат, Е. С. Интернет в гуманитарном образовании [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. С. Полат. – М.:Владос, 2001. – 272 с.

4. Л. Рождественская. Побег из классной комнаты.

http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=2623

5. Л. Рождественская. Лаборатория тренера.

http://ljudmillar.blogspot.com/2009/02/blog-post_15.html

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81

7. С.Г.Никитенко. Интернет для учителя химии

http://him.1september.ru/article.php?ID=200400704

   8.Чучин-Русов А. Е. Образование и культура.//Педагогика №1,в переиздании 2008. – С. 35-37.

Бытый Ирина Вячеславовна,

Преподаватель, методист

 ГБПОУ РО «Каменский химико-механический техникум»

Г. Каменск-Шахтинский

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

В качестве основных функций самостоятельной деятельности ученые отмечают качественное усвоение теоретических знаний, формирование умений и навыков самостоятельной работы, потребности в систематическом пополнении и обновлении знаний, овладение рациональными приемами, методами самообразования.

Основная идея управления процессом самостоятельной работы студентов – это необходимость организовать этот процесс таким образом, чтобы студенты выполняли задания и путем самостоятельного поиска овладевали методами научного познания. Также формировали умение заниматься самообразованием, развивали интерес к творческому подходу в своей учебной работе и тем самым вырабатывали или совершенствовали у себя качества, свойства, черты характера, значимые для успешного выполнения профессиональных функций [1].

В настоящие время широко используются следующие формы самостоятельной работы:

· освоение информационных и телекоммуникационных технологий, поиск необходимой информации в Интернет;

· подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;

· подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе, самотестирование на компьютере;

· выполнение домашних контрольных работ и заданий;

· написание рефератов, докладов, статей;

· выполнение курсовых работ;

· написание отчета по практике;

· выполнение дипломной работы.

Особое значение при организации самостоятельной работы обучения имеет стимулирование мотивации студентов к самостоятельному учению. Самостоятельное приобретение знаний должно носить продуктивный характер. Студентов необходимо привлекать к активной творческой деятельности, вызывать у них желание и стремление работать творчески, самостоятельно находить интересные решения проблем [2].

Как же можно эффективно организовать самостоятельную работу студентов с при­менением Интернет-технологий?

Например, дать задание найти и просмотреть видеоролик, на заданную тему используя YouTube или социальную сеть «В контакте», тем самым побудить студентов к дискуссии по данной теме.

Для обеспечения доступ­ности и повышения качества образования все студенты нашего техникума с первого курса проходят регистрацию на образовательной платформе ЮРАЙТ, в арсенале которой, не только электронные библиотечные ресурсы с наглядно структурированным представлением информации, учебными материалами нового поколения, но и  тестовые программы для организации контроля усвое­ния знаний.

Online Test Pad отличный бесплатный многофункциональный сервис, для проведения не только тестирования, но и обучения. Используя его, студенты не только могут самостоятельно подготовиться к занятиям, но и пройти предэкзаменационное тестирование.

Так же студентам предлагаем целую систему методов и средств организации самостоятельной работы, основанную на поиске учебной информации в сети Интернет средствами Интернет-каталогов и поисковых систем.

Одним из вариантов использования возможностей Интернет-технологий в профессиональном образо­вании является создание собственного электронного средства учебного назначения (ЭСУН), размещенного в сети Интернет.

Такое учебное средство интегрирует в себе множество способов предъявления учебной ин­формации (текстовую, графическую, звуковую, видео), которые повышают эффективность ее усвоения, так как один и тот же материал может быть представлен различными способами. Это способствует созданию психологически комфортной ситуации, так как учи­тываются особенности типа восприятия информации студентами [3].

Таким образом, организация самостоятельной работы студентов с использованием Интернет-технологий дополняет и конкретизирует теоретическую подготовку студентов, способствует первичному формированию у них профессионально-значимых знаний, умений и навыков.

 

Список литературы

1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов / Высшее образование в России, № 6, 2003

2. Демеусов А. Особенности планирования, организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов.//Высшая школа Казахстана,2004. – С.52–54. 3.

3. Аминов, И. Б. Современные технологии для эффективной организации самостоятельной работы студентов / И. Б. Аминов, Д. Ф. Ходжаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 523-524. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38507/ (дата обращения: 17.10.2020).

Сидоренко Инна Юрьевна,

Преподаватель

 ГБПОУ РО «Таганрогский металлургический техникум»

Г. Таганрог

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Современное обучение уже невозможно представить без использования инноваций. Это касается и преподавания социальных дисциплин.

В представленной работе речь пойдет об использовании компьютерных технологий в самостоятельной работе студентов на примере творческой работы «Психологическое исследование личности».

В новых образовательных стандартах самостоятельной работе студентов уделяется повышенное внимание и предъявляются определенные требования. Задачей преподавателя является найти такие формы деятельности, чтобы заинтересовать студентов, сделать процесс обучения творческим. Ведь в настоящее время очень ценным навыком студента является умение найти самостоятельно в обширном море информации нужный материал, использовать его и творчески реализовать свои возможности. С целью раскрытия творческого потенциала студентов в процессе выполнения ими самостоятельной работы, хочу поделиться опытом проведения данной работы.

Работа «Психологическое исследование личности» включена в рабочую программу дисциплины «Управление персоналом» в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов 2 курса, обучающихся по специальности 46.02.01 – «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Данная работа предусматривает следующие цели:

Дидактические:

-обобщить и закрепить знания студентов по теме «Личность».

Развивающие:

-содействовать развитию творческих способностей;

-содействовать развитию аналитического и логического мышления;

-содействовать развитию навыков устной речи.

Воспитательные:

-вызвать у студентов интерес к предмету;

-расширение кругозора студентов.

Приступая к выполнению работы, студенты должны знать:

-содержание основных понятий темы;

-из каких компонентов состоит личность человека;

-психологические особенности личности.

Должны уметь:

-находить необходимую информацию в интернете и систематизировать ее;

-создавать компьютерную презентацию в программе MSPowerPoint.

Для организации данного вида деятельности мною была составлена разработка, включающая подробные методические указания по написанию и оформлению работы, требования, предъявляемые к ее защите и критерии оценки.

Творческая работа включает в себя пять этапов. Первым этапом является консультирование по написанию творческой работы.По окончанию изучения темы «Психология эффективного управления персоналом» студенты получают задание по написанию психологического исследования.

Задание: выбрать известную личность (писатель, художник, композитор, политический деятель) и дать ей психологическую характеристику по предложенному плану. Источниками тем творческих работ служат личные интересы или симпатии к той или иной личности. В ходе написания работы при возникновении у студентов вопросов или трудностей, преподаватель проводит индивидуальные консультации.

План написания работы:

1 Краткая биография.

2 Характеристика как индивида.

3 Характеристика как личности и индивидуальности.

4 Социальные роли и ценность личности.

5 Вывод: мое отношение к данной личности.

Второй этап представлен оформлением творческой работы.К защите допускается творческая работа, включающая в себя презентациюMSPowerPoint и доклад.

Третий этап заключается в защите творческой работы в форме доклада, сопровождаемого презентацией в MSPowerPoint.

К выступлению предъявляются следующие требования:

-В выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты, представленные на слайдах;

-Краткость и доступность изложения;

-Научность выступления (логика, обоснованность выводов, доказательность);

- Материал представлен в хорошо структурируемом виде;

- Текст слайдов строится на использовании ключевых слов и фраз и тщательно отредактирован.

После выступления авторам задаются вопросы, затем присутствующие высказывают суждения.

Четвертый этап заключается в оценке творческой работы. Оценку каждому исследованию дает экспертная комиссия, в которую входят студенты. Оценка творческой работы может проводиться по следующим параметрам: степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, оформление, аргументированность ответов на вопросы, трудоемкость, уровень разработки темы, умение защищаться и др. Необходимо установить 3-5 приоритетных параметров, по которым будет происходить анализ и оценка работ.

По каждому критерию экспертная группа по пятибалльной системе выставляет оценку в оценочном листе.

    И пятый этап – это рефлексия. Студентам предлагается проанализировать свою деятельность по написанию и защите творческой работы: назвать трудности и пути их решения, какой этап работы был самым интересным, какой этап был самым сложным, чему данная работа их научила.

Вывод:

Вспоминая слова Л.Н. Толстого: «Если человек не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…», возникает желание пробудить интерес к дисциплине, разжечь желание у студентов узнать что-то новое самостоятельно и поделиться этим. Именно поэтому многолетний опыт использования данной формы обучения при организации самостоятельной работы студентов доказал ее эффективность и может быть рекомендован к использованию.

 

Список литературы

1.  Куклина Е.Н.  Организация самостоятельной работы студента 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Елена Николаевна Куклина. - М.: Юрайт, 2016. - 579 c.

2. Абрамов, С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения (на примере негосударственного гуманитарного вуза) / С. М. Абрамов. — Екатеринбург, 2003. — 22 с.

3. Абулъханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. Москва: Наука, 1980. — 335 с.

4. Активизировать познавательную деятельность студента // Вестник высшей школы. — 1976. — № 9. — С. 25—29.

5. Асаналиев М. К. Технология измерения результатов самостоятельной познавательной деятельности студентов [Текст] / М. К. Асаналиев // Открытое образование. - 2006. - № 1. - С. 64-68.

6. https://www.dissercat.com/content/modernizatsiya-samostoyatelnoi-raboty-studentov-uchrezhdenii-srednego-professionalnogo-obraz

7. https://urok.1sept.ru/статьи/647878/

Голова Ольга Ивановна,

Преподаватель

 ГБПОУ РО «Красносулинский колледж промышленных технологий»

Г. Красный Сулин

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГЙ

В условиях угрозы распространения короновирусной инфекции большинство учебных заведений по рекомендации Министерства общего и профессионального образования приняли решение о переходе на дистанционное обучение.

В связи с этим все очные занятия, включая лабораторные занятия, были перенесены в онлайн-среду.

Для качественного выполнения лабораторных работ необходимо было в кратчайшие сроки провести обзор интернет-ресурсов, позволяющих проводить лабораторные занятия дистанционно, разработать методические рекомендации для проведения виртуальных лабораторных работ.

В Интернете имеется огромное множество доступных образовательных ресурсов: образовательные порталы, электронные библиотеки, сайты преподавателей, тематические сайты, которые содержат виртуальные лабораторные работы.

Было выбрано и проанализировано несколько подходящих по тематике ресурсов:

1. Ресурс Новая образовательная среда .

Данный набор цифровых образовательных ресурсов представляет собой ряд интерактивных моделей по физике, охватывающий абсолютное большинство тем, изучаемых в колледже. Каждая интерактивная модель сопровождается краткой инструкцией для пользователя, а также методическими рекомендациями для преподавателей по использованию моделей в образовательном процессе.

2. Ресурс Медиадидактика [2].

Данный ресурс представляет большой выбор по темам всех разделов физики. Для выполнения виртуальных лабораторных работ материал представлен качественно, с подробными методическими указаниями и рекомендациями. Для проведения экспериментов регистрация на сайте не обязательна. Опыты представлены анимацией, имеется возможность изменения многих параметров эксперимента.

Недостатки: большое количество вариантов проведения опытов, обработка результатов экспериментов.

3. Виртуальная лаборатория ВиртуЛаб [3] предлагает не такой широкий выбор лабораторных работ по физике как Медиадидактика, но здесь можно найти также эксперименты по химии, биологии, экологии. Регистрация на сайте также не обязательна. Анимация на данном ресурсе более соответствует реальным изображениям.

Недостатки: пояснения к работам очень лаконичны, методические рекомендации отсутствуют, сами эксперименты очень просты, имеют один, иногда два варианта проведения опыта, уровень данных работ не соответствует учебному исследованию.

4. Серия «Физика-23. ОГЭ» [4].

В данном ресурсе тематика экспериментов соответствует тематике утвержденной рабочей программы. Наблюдается реальный демонстрационный эксперимент, показана подготовка оборудования к проведению опыта, фиксируются реальные показания приборов, эксперимент сопровождается подробным объяснением, в конце работы ведущий делает вывод по результатам опыта.

Недостатки: не всегда чётко формулируются цели и задачи опытов, деятельность студентов, в данном случае, ограничивается только наблюдением, что недостаточно для учебного исследования.

Таким образом, ресурсов, предоставляющих лабораторные задания, отвечающих требованиям рабочих программ, найдено не было.

Проведение дистанционных лабораторных работ отличается от проведения лабораторных работ в аудитории:

· студенты не проводят реальные опыты;

·  наблюдают виртуальные опыты или реальные эксперименты в видеозаписи.

При разработке инструкции по выполнению виртуальной лабораторной работы преподавателю необходимо конкретизировать цель выполнения лабораторной работы, например, определить период колебаний нитяного маятника. Сделать вывод о том, как меняется период колебаний при уменьшении длины нити.

Выводы

Полноценные лабораторные исследования нельзя полностью заменить дистанционными лабораторными работами. Студенты должны проводить реальные опыты, допускать ошибки в эксперименте, а, следовательно, эти ошибки исправлять.

При просмотре видеороликов студенты наблюдают демонстрационный эксперимент. В данном варианте им, в большинстве случаев, представляют только удачно завершившиеся попытки. При реальных демонстрациях опыта преподаватель может повторить неудавшуюся попытку, объяснив при этом причину неудачи. При дистанционном эксперименте такой возможности нет.

При виртуальных опытах, студент может задать данные, выходящие за границы применимости физических законов, и, следовательно, может эти границы установить. Но, как правило, создатели программ, ограничивают опыт только допустимыми значениями, принуждая процесс протекать идеально. Таким образом, студенты получают неполное представление о реальных физических явлениях.

В ходе дистанционных экспериментов студенты не соприкасаются с лабораторным оборудованием, а, следовательно, не нарабатывают навык обращения с физическими приборами.

При дистанционном обучении усиливается роль самостоятельной учебной деятельности студентов. При выполнении лабораторных заданий студентам необходимо самостоятельно пройти по указанной ссылке, найти необходимую информацию, внимательно просмотреть и прослушать учебный материал, выполнить обработку полученной информации, проанализировать и сделать вывод. Таким образом, студенты получают навыки самостоятельной работы.

Использование различных информационных ресурсов также позволяет студентам расширить кругозор и изучить новые для себя информационные технологии.

Применение дистанционных лабораторных работ целесообразно не только в случае чрезвычайных ситуаций, но можно использовать при заочном обучении, а также при работе со студентами, длительно не посещающими учебные занятия по различным причинам.

Список литературы

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ef4b174a-8fec-c03a-df26e730713bc30/?interface=themcol - открытая физика.

2. Виртуальные лабораторные работы по физике Медиадидактика. – 2016 - 2019 – URL: http://mediadidaktika.ru/.

3. Виртуальная образовательная лаборатория ВиртуЛаб. – 2020 - URL: http://www.virtulab.net/.

4. https://yandex.ru/video/preview/9&redircnt=1588862430.1.

Зинцова Ирина Петровна,

Преподаватель

 ГБПОУ РО «Волгодонский техникум



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.073 с.)