Хованскова Татьяна Александровна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хованскова Татьяна Александровна,



Преподаватель

ГБПОУ РО «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)»

Г. Миллерово

 

  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЫЙ

 ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Новая образовательная система рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования.

Среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

Поэтому, одной из основных задач считаю помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.

Работаю со студентамис разным уровнем реальных учебных возможностей.Учитываю это при разработке методических рекомендаций по выполнению аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

В связи с тем, что количество часов математики в техникуме меньше, чем в школе, а требования остаются прежними, я считаю, что для успешного усвоения материала студентами,просто необходимо вовлечение их в самостоятельную работу.

В учебном процессе применяю два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

 - внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным моим руководством. В этом случае студентов обеспечиваю необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по мной разработанным методическим рекомендациям(указаниям), но без моего непосредственного участия.

Самостоятельная работа включает в себя:

- подготовку к аудиторным занятиям;

- выполнение электронных презентаций;

- подготовку ко всем видам контрольных работ, экзаменам и зачетам;

- работу в предметных кружках;

- участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

В своей работе использую следующие виды практических заданий для самостоятельной работы студентов:

- Составить опорный конспект по теме…

- Сформулировать вопросы…

- Продолжить фразу…

- Дать определения следующим терминам…

- Заполнить пропуски в тексте (в решении)…

- Заполнить таблицу, используя…

- Составить тематический кроссворд.

- Решитьпрактико-ориентированные задачи.

- Составить кластер по теме….

- Установить соответствия…

- Написать реферат.

При предъявлении видов заданий на самостоятель­ную работу использую дифференцированный подход к сту­дентам. Перед выполнением самостоятельной рабо­ты провожу инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Впроцессе инструктажа предупреждаю студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной
работы при необходимости провожу дополнительные консультации.

Самостоятельная работа осуществляться индивидуально или
группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

    Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.  Работа студента за выполнение заданий оценивается комплексной оценкой в процессе учебных занятий. 

Материал для самостоятельной работы студентов конструирую по следующим принципам:

1. Провожу предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Выявляю трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

3. При этом решаю задачи, направленные на:

- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

- формирование умений вычленять главное.

4. При подборе и разработке заданий, упражнений исхожу прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

5. Структура материала в целом подобрана по принципу – от простого к сложному, от частного к общему.

Планируемые результаты грамотно организованной СРС предполагают:

ü усвоение знаний, формирование профессиональных умений, навыков икомпетенций будущего специалиста;

ü закрепление знания теоретического материала практическим путем;

ü воспитание потребности в самообразовании;

ü максимальное развитие познавательных и творческих способностей
личности;

ü побуждение к научно-исследовательской работе;

ü повышение качества и интенсификации образовательного процесса;

ü формирование интереса к избранной профессии и овладению ее
особенностями;

ü осуществление дифференцированного подхода в обучении;

ü применение полученных знаний и практических навыков для анализаситуации и выработки правильного решения, для формирования
собственной позиции, теории, модели.

Достижение планируемых результатов позволит придать инновационный
характер современному социально-гуманитарному образованию, а,следовательно, решить задачи его модернизации.

 

Список литературы

1. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации /
А.С.Зенкин, В.М.Кирдяев, Ф.П.Пильгаев, А.П.Лащ. – Саранск: Изд-во
Морд. Ун-та, 2009.

2. Буряк Владимир Константинович.Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя / В. К. Буряк. - Москва: Просвещение, 1984.

3. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.

 

Самбурова Галина Петровна,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.011 с.)