Особенности психофизического развития глухих и слабослышащих детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психофизического развития глухих и слабослышащих детей



У глухих и слабослышащих детей встречаются следующие сопутствующие отклонения:

- дисгармоничное физическое развитие в 62% случаев;

- в 43% случаев – дефекты ОДА (сколиоз, плоскостопие);

- в 80% случаев – задержка моторного развития;

- у 70% глухих детей сопутствующие заболевания;

- снижение уровня развития основных физических качеств: от 12 до 20% - отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп, скоростно-силовых качествах;

- трудности сохранения статического и динамического равновесия;

- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;

- низкий уровень ориентировки в пространстве;

- замедленная скорость выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности;

- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений;

- специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания;

- замедленность и снижение восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом.

 

Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) глухих и слабослышащих детей

 Коррекционные задачи адаптивного физического воспитания:

- коррекция и развитие способности к усвоению ритма движений;

- коррекция и развитие способности к быстрому реагированию;

- коррекция и развитие координации движений;

 - коррекция и развитие мелкой моторики пальцев;

 - формирование устойчивости, помогающей преодолеть шаркающую походку;

- развитие и правильное использование остатков слуха;

- развитие чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы.

 

Средства для коррекции функции равновесия:

- ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);

- ходьба по кругу (в обоих направлениях);

- ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;

- ходьба по дощечкам («кочкам»);

- ходьба на лыжах и коньках по ковру;

- езда на велосипеде и самокате;

- ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре;

- балансировка на набивном мяче;

- элементы игры в баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон.

Средства коррекции вестибулярной функции:

- движения глаз;

- наклоны и повороты головы в разных плоскостях;

- повороты головы при наклоненном туловище;

- повороты на 90,180,360 гр.;

- кувырки вперед, назад;

- вращение вокруг шеста, держась за него руками;

- кружение в парах с резкой остановкой;

- подскоки на батуте;

- изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках;

- резкая остановка при выполнении движений;

- прыжки со скакалкой с изменением темпа;

- упражнения с закрытыми глазами (кувырки, кружение, наклоны и повороты головы).

Методические правила:

- подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;

- специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими;

- упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

- упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;

- в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи;

- образцовый показ упражнений учителем;

- применять на занятиях звуковые сигналы (пианино, барабан, бубен);

- использование специального словаря (определенный набор слов для каждого занятия).

2.5.Особенности проведения подвижных игр для глухих и слабослышащих детей

Особенности физического и психического развития:

- затруднено восприятие мира, ограничены возможности общения с окружающими;

- частые простудные заболевания,

- общая ослабленность организма,

- низкая работоспособность, быстрая утомляемость,

- нарушение осанки,

- отставание развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости),

- труднее и дольше осваивают новые движения,

- испытывают трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений;

- плохая ориентация в пространстве,

- неустойчивость внимания,

- замедленное и непрочное запоминание,

- ограниченная речь, малый запас слов,

- неспособность к адекватному восприятию и воображению.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит повысит в процессе развития речи, повысить уровень отработки значений.

Как показывают наблюдения, игра не занимает ведущего места в работе с такими детьми. Причины: незнание педагогами особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих; перенесение в детские сады для детей с нарушением слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; трудности общения в процессе игры с низким уровнем речевого развития; отношение к игру со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия.

Методические рекомендации:

- вызвать интерес к играм;

- ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать,

- показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, командой, указанием),

- дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;

- при показе дети должны повторять задание вслух;

- проводящий игру должен быть уверен, что все дети поняли задание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.009 с.)