I. Организация подвижных игр для слепых и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Организация подвижных игр для слепых и



С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Методические рекомендации

  для студентов факультета физической культуры

Специальность – 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

ВОЛОГДА

«РУСЬ»

2009

Печатается по решению УМС ВГПУ от …………

 

Составитель – доцент кафедры теоретических основ

                    физического воспитания и спортивных дисциплин,

                     к.п.н. Н.Н. Мелентьева

 

                      

Ответственный за выпуск – профессор кафедры теоретических основ

                   физического воспитания и спортивных дисциплин,

                    к.п.н. Н.Л. Елагина

Рецензент – доцент кафедры теоретических основ

               физического воспитания и спортивных дисциплин,

                к.п.н.  Н.В. Румянцева

  

 

В методических рекомендациях представлена психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями в состоянии здоровья. В соответствии с базовыми сведениями предложена методика адаптивного физического воспитания, изложены особенности проведения подвижных игр для различных нозологических групп детей, представлен примерный перечень подвижных игр для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Методические рекомендации составлены для студентов факультета физической культуры и учителей общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ.

 

 

ВГПУ, издательство «Русь», 2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….5

I.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ…………………………………………………………6

1.1.Причины нарушения зрения……………………………………………………….6

1.2.Классификация детей с нарушениями зрения…………………………………...7

1.3.Особенности психического развития детей с нарушением зрения…………….7

1.4. Особенности физического развития детей с нарушением зрения……………..8

1.5.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) слепых и слабовидящих детей…………………………………………………………………...9

1.6.Особенности проведения подвижных игр для слепых и слабовидящих детей……………………………………………………………………………………12

1.7.Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей………………………….14

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ …………………………………………………...17

2.1.Причины нарушения слуха………………………………………………………17

2.2. Классификация детей с нарушением слуха…………………………………….18

2.3.Особенности психофизического развития детей с нарушением слуха………19

2.4.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) глухих и слабослышащих детей………………………………………………………………..19

2.5. Особенности проведения подвижных игр для глухих и слабослышащих детей…………………………………………………………………………………..20

2.6.Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей……………………….21

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ……………………………………23

3.1. Основные виды и причины нарушений ОДА опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………………..23

3.2. Специфика заболевания………………………………………………………….24

3.3.Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом (ДЦП)……………………………………………………………………..24

3.4.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ)детей с детским церебральным параличом………………………………………………….25

3.5.Особенности проведения подвижных игр для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………27

3.6. Подвижные игры для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………………..28

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………………….30

4.1. Виды нарушения интеллекта…………………………………………………….30

4.2.Характеристика здоровья детей с нарушением интеллекта…………………...31

4.3.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………32

4.4.Особенности проведения подвижных игр для детей с нарушением интеллекта……………………………………………………………………………..33

4.5.Подвижные игры для детей с нарушением интеллекта………………………..34

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ…………………………………………………………………………………38

5.1. Причины и классификация нарушений речи…………………………………38

5.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи……..39

5.3.Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) детей с нарушением речи…………………………………………………………………….40

5.4.Особенности проведения подвижных игр для детей с нарушением речи……40

5.5.Подвижные игры для детей с нарушением речи………………………………41

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….44

                                                   ВВЕДЕНИЕ

Для формирования личности и устранения дефектов развития у детей, обучающихся в коррекционных вспомогательных школах, необходимы определенные условия. Как правило, дефекты психического и физического развития обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей снижение тонуса коры головного мозга приводит к неравномерному напряжению мышц, скованности в движениях.

Нередко у этих детей встречаются «стертые» двигательные нарушения. Они часто незаметны в бытовых условиях, но проявляются при физической нагрузке, особенно при выполнении сложных движений, хотя встречаются дети и с хорошо развитой моторикой, что обуславливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. При гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет, сужается диапазон возможностей дыхательной    и сердечнососудистой системы, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки.

Также наблюдается ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.

Учитель физической культуры, инструктор по физическому воспитанию специальной коррекционной школы обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом школы, учитывать состояние ребенка на каждом уроке, дифференцированно планировать физическую нагрузку, особенно это касается детей, вернувшихся после болезни.

Физическое воспитание должно сопутствовать всему учебному процессу и пронизывать жизнь и быт школы. Кроме уроков и работы по укреплению здоровья в режиме дня большое внимание следует уделять внеклассной и внешкольной работе, по возможности почти всех детей вовлекать в физкультурные секции и кружки. Желательно ежемесячно проводить дни здоровья, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, спортивно-театрализованные праздники.

Мерами предупреждения отрицательных последствий гипокинезии является расширение двигательной активности, закаливание, применение подвижных игр.

Особое значение должно отводится игре. Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они являются одним из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития. Однако подбор игр и игровых элементов в коррекционной школе отличается от того, что практикуется в обычной школе.

Рекомендации при проведении подвижных игр:

- учитывать разный уровень физических возможностей детей (дети с большой подвижностью, средней и малоподвижные дети);

- регулировать нагрузку (ЧСС, сокращение длительности игры, введение перерывов для отдыха, изменение количества играющих, уменьшение поля игровой площадки, изменение правил, смена ролей играющих, переключение на другую игру),

- выделять этапы проведения игры: выбор игры, подготовка места для игры, подготовка инвентаря, разметка площадки, расстановка играющих, объяснение правил и хода игры, назначение водящих, распределение по командам, судейство, дозировка нагрузки, окончание игры, подведение итогов;

- начинающему педагогу записать игры на карточку;

- иногда педагог должен вступать в игру;

- игры должны быть всегда интересны детям и направлены на контакт с другими детьми.

При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны.

Дети-инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии.

 

Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ)

 слепых и слабовидящих детей

Задачи АФВ в специальных (коррекционных) школах 3-4 видов:

- воспитание гармонически развитого ребенка;

- укрепление здоровья;

- воспитание волевых качеств;

- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

- развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

Специальные коррекционные задачи:

- охрана и развитие остаточного зрения;

- развитие навыков пространственной ориентировки;

- развитие и использование сохранных анализаторов;

- развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение;

- укрепление мышечной системы глаза;

- коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

- коррекция скованности и ограниченности движений;

- улучшение и укрепление ОДА;

- развитие коммуникативной и познавательной деятельности.

Средства АФВ:

- передвижения (ходьба, бег, подскоки);

- ОРУ без предметов и с предметами (озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели).5 кг, гимнастические палки);

- упражнения на снарядах (скамейка, бревно, гимнастическая стенка, кольца, перекладина);

- упражнения на формирование навыка правильной осанки;

- упражнения для укрепления сводов стопы;

- упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата;

- упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой системы;

- упражнения для развития равновесия, координационных способностей;

- упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий;

- упражнения на расслабление;

- упражнения для развития мелкой моторики рук;

- специальные упражнения для развития зрительного тренинга;

- плавание;

- лыжная подготовка.

Коррекционная направленность АФВ

 В процессе АФВ детей с нарушением зрения учитывают:

- возраст и пол;

- результаты медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;

- степень и характер зрительного нарушения; поля зрения, остроты зрения;

- состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);

- исходный уровень физического развития;

- состояние ОДА и его нарушения;

- наличие сопутствующих заболеваний;

- способность ребенка к пространственному ориентированию;

- наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;

- состояние и возможности сохранных анализаторов;

- способность восприятия учебного материала;

- состояние нервной системы.

Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста, когда глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать. Поэтому в урок включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для снятия утомления глаз.

АФВ строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей.

Широко используются на занятиях звуковые (озвученные мячи), осязательные (полоса на чехле для матраса), обонятельные ориентиры (мяч с запахом ванилина).

Для стимуляции двигательной активности создаются ситуации успеха, акцент на активизацию работы сохранных анализаторов (слухового, осязательного, обонятельного, зрительного).

Методы и методические приемы обучения.

Особенности применения метода практического упражнения:

- выполнение упражнений в облегченных условиях (бег под уклон);

- использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные);

- использование имитационных упражнений (велосипед);

- подражательные упражнения;

- использование страховки, помощи и сопровождения;

- использование изученного движения в сочетании с другими действиями;

- использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки;

- изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне;

- использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу);

- изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, музыкальное сопровождение).

Особенности применения метода наглядности:

- рассматривание предмета по частям;

- определение формы предмета, поверхности, качества, цвета;

- целостное восприятие предмета;

- насыщенность и контрастность цветов (красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

Особенности стимулирования двигательной активности:

- поощрение детей;

- создание условий успеха;

- участие педагога в игре.

Особенности регулирования нагрузки:

- варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;

- варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику;

- воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут повышать внутриглазное давление;

- учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;

- наблюдать за самочувствием занимающихся.

Противопоказания к физическим упражнениям:

- свежая травма оболочек глазных яблок, дегенерация или отслойка сетчатки, дистрофия роговицы, опухоли мозга или глаза, глаукома, катаракта, миопия высокой степени, подвывих хрусталика. При наличии этих заболеваний противопоказаны следующие виды спорта: прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба, хоккей, футбол, баскетбол, велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт.

- резкие наклоны;

- прыжки;

- упражнения с отягощением;

- акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой);

- соскоки со снарядов;

- упражнения с сотрясениями тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы;

- упражнения высокой интенсивности;

- длительные мышечные напряжения и статические упражнения;

- нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках.

Слабая степень миопии (до 3д) не является препятствием для занятий спортом. Показаны без ограничений плавание, легкая атлетика (отдельные виды), настольный теннис, художественная гимнастика, туризм, шашки, шахматы, бадминтон, лыжи. Циклические упражнения, упражнения умеренной интенсивности оказывают благоприятное воздействие на зрение. Выбор вида спорта согласовывается с врачом офтальмологом.

Опасен для здоровья не вид движений, а методика проведения.

Методические указания

- во время игры следует соблюдать тишину;

- водящий с остатком зрения или нормально видящий должен закрыть глаза или надеть повязку.

 

«Чем играем?»

Цель: развитие слухового восприятия, умения различать звуки.

В игре участвуют от 4 до 15 человек.

Инвентарь: предметы, издающие различные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные или металлические ложки, озвученные мячи, другие озвученные игрушки, бумага и т.д.

Инструкция. Игра проводится на поляне или игровой площадке. Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу водящего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки (звенеть колокольчиком, шелестеть бумагой, бить в бубен и т.д.). Водящий должен определить, каким предметом издается звук (колокольчиком, бумагой, бубном). Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока, не даст верный ответ.

Если водящий не может определить, чем вызван звук с трех попыток, играющие меняют предметы до тех пор, пока водящий не определит правильно.

Методические указания

- водящие с остатком зрения или нормально видящие должны закрыть глаза;

- звуки необходимо периодически менять, включая новые предметы;

- начинать следует с самых простых звуков, хорошо знакомых игрокам, а заканчивать более сложными по силе и характеру;

 - с незнакомым звуком играющих необходимо ознакомить предварительно.

 

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков -10-12.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик какому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих): вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

Методические указания

- пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий;

- играющим нельзя выходить за пределы площадки;

- всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.);

- если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

 

«На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков – 5-10.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция.  В темный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, наперсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т.п. Ребенок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нем лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Методические указания

- ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой;

- игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещенными в мешок.

 

«Рука все помнит»

Цель: развитие сенсорной памяти. Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Ведущий раскладывает на столе 8-10 различных предметов, которые детям нужно запомнить за 20-13 секунд. Затем одному из играющих завязывают глаза, ведущий называет два предмета и предлагает игроку поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом игрок должен безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке он выбывает из игры. Если игрок справился с заданием, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто переложит большее количество предметов.

Методические указания

Это игра только для слабовидящих детей и для детей без патологии зрения.

 

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков – 4-10.

Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.

Инструкция. На листе бумаги участники игры рисуют по рожице. Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности и только те фрагменты рисунка, которые назовет ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т.д.). Выигрывает тот, кто точнее выполнить задание.

Методические указания. Это игра для слабовидящих и нормальновидящих детей.

 

«Секретное донесение»

Цель: развитие ловкости, быстроты, точности движений, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 20.

Инвентарь: десять обручей, два пакета, две стойки.

Инструкция. Играют две команды по 10 человек. Пять игроков встают в шеренгу на одной линии и вертикально держат обручи, поставив их на землю и образовав таким образом «тоннель». Остальные пять участников команды становятся перед «тоннелем» в колонну по одному. У первого игрока в руках «пакет с секретным донесением».

По сигналу ведущего первый игрок с пакетом пролезает через 2тоннель», бежит к стойке, огибает ее и возвращается назад к своей команде, минуя «тоннель». Он передает пакет следующему игроку своей команды, а сам становится в конец колонны. Очередной игрок проделывает то же самое. Замыкающий колонну, получив пакет, преодолевает «тоннель» и передает пакет ведущему. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Вариант: игра может проводится в два тура. Сначала обручи держат незрячие, а задание выполняют игроки с остаточным зрением, затем они меняются ролями. Зачет результатов раздельный.

Методические указания

- незрячие игроки вначале ориентируются по обручам, затем помощники ведущего подают звуковой сигнал, сопровождая незрячего до стойки и обратно;

- замыкающим колонны нужно ставить ребенка с остаточным зрением.

 

«Паук»

Цель: развитие ловкости, способности к коллективным действиям, чувства сплоченности команды.

Играют две команды по 10-15 человек в каждой.

Инвентарь: две веревки.

Инструкция. Игра проводится на площадке, на которой прочерчиваются два круга диаметром 1,5-2 метра на линии старта и два – на линии финиша. Команды становятся в стартовый круг. Каждую команду нужно обвязать веревкой, чтобы получилось два 2паука». По команде «Марш!» оба «паука» начинают наперегонки перебираться к финишным кругам. «Паук», первым достигший финиша, выигрывает.

Методические указания.

- «Пауки» не бегут, а еле ползут, чтобы не упасть.

- Все играющие должны быть в обуви.

- Желательно, чтобы в каждой команде был кто-то из взрослых.

 

Причины нарушения слуха

Нарушения слуха могут быть врожденными (25%) и приобретенными (75%).

Врожденные:

Причины:

- нарушение внутриутробного развития слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии);

- воздействие на развивающийся плод различных вредных факторов (вирусные инфекции - корь, краснуха, грипп, вирус герпеса; внутриутробные интоксикации химическими или лекарственными веществами);

- травма плода в период беременности и при родах;

- алкоголизм матери, перенесение желтухи и неврологических расстройств;

- к группе риска относятся дети, имеющие родителей или родственников с врожденными нарушениями слуха (10%).

Приобретенные:

Встречаются чаще, чем врожденные.

Причины:

- инфекционные заболевания, перенесенные в грудном и раннем детском возрасте – менингит, корь, скарлатина, паротит, пневмония;

- воспалительные процессы (отит – воспаление среднего уха);

- кровоизлияния, опухоли, энцефалиты – поражается центральный отдел слухового анализатора;

- заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды), которые вызывают непроходимость органов среднего уха и евстахиевой трубы;

- неадекватное применение антибиотиков;

- длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (аудиоплейеры).

Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно остатки слуха, позволяют воспринимать отдельные, очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки), но разборчивое восприятие речи обычной громкости невозможно.

 

Основы методики адаптивного физического воспитания (АФВ) глухих и слабослышащих детей

 Коррекционные задачи адаптивного физического воспитания:

- коррекция и развитие способности к усвоению ритма движений;

- коррекция и развитие способности к быстрому реагированию;

- коррекция и развитие координации движений;

 - коррекция и развитие мелкой моторики пальцев;

 - формирование устойчивости, помогающей преодолеть шаркающую походку;

- развитие и правильное использование остатков слуха;

- развитие чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы.

 

Средства для коррекции функции равновесия:

- ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);

- ходьба по кругу (в обоих направлениях);

- ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;

- ходьба по дощечкам («кочкам»);

- ходьба на лыжах и коньках по ковру;

- езда на велосипеде и самокате;

- ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре;

- балансировка на набивном мяче;

- элементы игры в баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон.

Средства коррекции вестибулярной функции:

- движения глаз;

- наклоны и повороты головы в разных плоскостях;

- повороты головы при наклоненном туловище;

- повороты на 90,180,360 гр.;

- кувырки вперед, назад;

- вращение вокруг шеста, держась за него руками;

- кружение в парах с резкой остановкой;

- подскоки на батуте;

- изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках;

- резкая остановка при выполнении движений;

- прыжки со скакалкой с изменением темпа;

- упражнения с закрытыми глазами (кувырки, кружение, наклоны и повороты головы).

Методические правила:

- подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;

- специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими;

- упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

- упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;

- в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи;

- образцовый показ упражнений учителем;

- применять на занятиях звуковые сигналы (пианино, барабан, бубен);

- использование специального словаря (определенный набор слов для каждого занятия).

2.5.Особенности проведения подвижных игр для глухих и слабослышащих детей

Особенности физического и психического развития:

- затруднено восприятие мира, ограничены возможности общения с окружающими;

- частые простудные заболевания,

- общая ослабленность организма,

- низкая работоспособность, быстрая утомляемость,

- нарушение осанки,

- отставание развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости),

- труднее и дольше осваивают новые движения,

- испытывают трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений;

- плохая ориентация в пространстве,

- неустойчивость внимания,

- замедленное и непрочное запоминание,

- ограниченная речь, малый запас слов,

- неспособность к адекватному восприятию и воображению.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит повысит в процессе развития речи, повысить уровень отработки значений.

Как показывают наблюдения, игра не занимает ведущего места в работе с такими детьми. Причины: незнание педагогами особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих; перенесение в детские сады для детей с нарушением слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; трудности общения в процессе игры с низким уровнем речевого развития; отношение к игру со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия.

Методические рекомендации:

- вызвать интерес к играм;

- ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать,

- показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, командой, указанием),

- дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;

- при показе дети должны повторять задание вслух;

- проводящий игру должен быть уверен, что все дети поняли задание.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны – «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначенную «Воздух».

Слово «пароход» - играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

 

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

- от количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры;

- если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет;

- играющие могут свободно передвигаться по кругу.

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков -10-14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догонял мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания

- игра повторяется несколько раз;

- выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

 

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа – левую руку, игрок слева – правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

 

«В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств – ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока вес участники не опустят канат для построения.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА)

Специфика заболевания

1. Нарушение мышечного тонуса (спастичность - повышение мышечного тонуса, регидность – максимальное повышение мышечного тонуса, гипотония – низкий мышечный тонус, дистония – меняющийся характер мышечного тонуса).

2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы – ограничение движений и параличи – полное или частичное отсутствие движений).

3. Наличие насильственных движений. Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Тремор – дрожание пальцев рук и языка.

4. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия). Неустойчивость при сидении, стоянии и ходьбе, неустойчивость походки, неточность, несоразмерность движений рук, трудности в манипулятивной деятельности.

5. Нарушение ощущений движений (кинестезии). Ослаблено чувство позы.

6. Синкинезии – непроизвольные содружественные движения (при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки).

7. Наличие патологических тонических рефлексов. Отмечается запаздывание в угасании врожденных безусловно-рефлекторных двигательных ав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.5 (0.213 с.)