Сестричка новая к нам в госпиталь пришла, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сестричка новая к нам в госпиталь пришла,



Варламенков В.Н.

Сборник учебных заданийпо выполнению самостоятельных работ 

для студентов по дисциплине «Основы философии» – Самара: ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» 2013, − 38 С.

Сборник учебных заданий по выполнению самостоятельных работ для студентов по дисциплине «Основы философии» помогает развивать критическое мышление.

 Сборник учебных заданий для студентов может быть использован для подготовки к учебным занятиям в процессе обучения студентов.

Рецензируемый материал может быть рекомендован в учебном процессе по дисциплине «Основы философии» для студентов 2 курса всех специальностей.

© В.Н. Варламенков

Предисловие

Сборник учебных заданий и рекомендаций по их выполнению по дисциплине «Основы философии» с помощью технологии критического мышления помогает сформировать у обучающихся понимание и усвоение идеи универсальной формы духовной культуры человека. Работа над учебными заданиями расширяет и углубляет представления о гуманистических ценностях: человеке, жизни, здоровье, истине, любви, добре, совести,  вырабатывает готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. Работа над философскими задачами при желании настраивает и стимулирует вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Задания творческого характера формируют у обучающихся способности к самореализации, самообразованию, самоопределению.

 

Задание № 1.

Используя текст статьи, дайте анализ проблем современности, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

«У побережья Южной Аляски, в проливе Принца Уильяма танкер «Эксон Валдиз» натолкнулся на риф 24 марта 1989 года. Около 40 тысяч сырой нефти вылилось из его трюма, загрязнив почти 2000 километров побережья. Последствия аварии были катастрофическими. В вязкой, чёрной жиже погибли не менее 350 тысяч морских и водоплавающих птиц, бесчисленное множество рыб, рачков, моллюсков и растений. Популяция сельди здесь не восстановилась до сих пор. Жертвами катастрофы стали также около 2800 каланов, обитавших в районе пролива, 200 тюленей и 20 касаток. Мировая общественность была взбудоражена. Компании «Эксон» каждая спасённая птица обошлась в 32 тысячи $, а каждый выживший калан – в 82 тысячи(!)$. Многим миллионам жителей Африки, вынужденным жить на 1-2 $ в сутки, такие баснословные суммы не заработать за всю жизнь».

Волков А. Нефть возвращается в природу // Знание-Сила, № 5,2012, с.6, 11.

Алгоритм действий:

1.Выделите проблемы. 2. Оцените их. 3.Обоснуйте их.        

4. Сопоставьте их.      5. Дайте свои рекомендации.                          

Основные проблемы Экономич. Экологич. Социальн. Этическая
Причинение вреда человеку        

 

 

Задание № 2.

Используя текст философского содержания, дайте ответ: в чём заключается смысл жизни человека?

 

 «Смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей».

                                                                    Л. Н. Толстой

 

Афоризмы и цитаты о смысле жизни // newacropol.ru›

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.

2. Обоснуйте её.

3.  Сопоставьте разные понимания смысла жизни.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

 

Задание № 3.

Используя текст философского произведения, покажите понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса:

Человек есть личность не по природе, а по духу… Личность не есть часть и не может быть частью в отношении к какому – либо целому, хотя бы к огромному целому, всему миру… Личное в человеке есть как раз то, что в нём не общее с другими, но в этом не общем заключена потенция универсального.

Медицина как никакая другая дисциплина нуждается в целостном восприятии объекта, причём, сплошь и рядом это нужно делать мгновенно. Поэтому в медицине, как в искусстве, важную роль играет непосредственное впечатление, или, как выражался М.М. Пришвин, впечатление "первого взгляда": "Малое должно узнать себя в целом со всеми частями". Необходимо развивать умение познать целое через деталь. Через детали врач должен видеть направление процесса развития болезни.

  Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Личность. // Философия: хрестоматия / сост.     В.Б. Рожковский, ДЛ. Устименко. – Ростов н / Д: Феникс, 2009. – С.259-260.           

Алгоритм действий: 1.Выделите проблему. 2. Обоснуйте её. 3. Сопоставьте разные понимания милосердия как долга человека и профессиональной обязанности. 4. Оцените их. Помогает ли философия врачу видеть процесс развития болезни в целом и процесс выздоровления пациента? 5. Дайте свои рекомендации.

Задание № 4.

Используя текст монографии русского учёного, дайте анализ вашим усилиям в пользу здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

«Биологический анализ дисгармоний человека И. И. Мечников увенчивает теорией "ортобиоза" − "правильной жизни", основанной на всестороннем знании человеческой природы и поиске средств исправления ее дисгармоний. Согласно этой теории, идеал человека состоит в нормальном развитии и достижении им долгой и деятельной старости, а в конечном итоге - в развитии чувства насыщения жизнь».

Мечников И.И. Этюды о природе человека: Из - во Академии наук СССР. – М. 1961. – С.18.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.

2. Обоснуйте её.

3. Сопоставьте разные понимания здорового образа жизни.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 5.

Используя высказывание о России, дайте обоснование своей готовности в современных условиях взять на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

«Россия соткана из двух миров − из мира дивной природы и мира уникальной культуры. Когда их не будет, не станет и России».

kotmurr.spb.ru›library/prishvin/index.html

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.

2. Обоснуйте её.

3. Сопоставьте разные понимания нравственных обязательств по отношению к природе, обществу, человеку.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 6.

Переведите текст стихотворения на язык философских категорий   

«конечное-бесконечное».

 

            «В одном мгновеньи видеть вечность,

              Огромный мир - в крупице песка,

              В единственной горсти - всю бесконечность.

              И небо в глазке у цветка».

У. Блейк. Из «Прорицаний невинности » // Собрание сочинений С.Я. Маршака в восьми томах. Т. 3. − М., "Художественная литература", 1969.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.

2. Обоснуйте её.

3. Парная категория «конечное-бесконечное», является выражением закона единства и борьбы противоположности?

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

 

Задание № 7.

Используя текст поэтического произведения, определите составные элементы личности.

Мы не знаем, протянется ль жизнь до утра…
Так спешите же сеять вы зерна добра!
И любовь в тленном мире к друзьям берегите
Каждый миг пуще золота и серебра.

 

  Омар Хайям // http://vtvmir.kz/chst/chom05.htm

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.

2. Обоснуйте её.

3. Сопоставьте разные понимания межличностных отношений.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

 

 

 

Задание № 8.

Используя текст философского произведения, объяснитеусловия, при которых происходит формирование личности готовой брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

 

«Личность ни в коем случае не есть готовая данность, она есть задание, идеал человека. Личность самосоздаётся. Ни один человек не может про себя сказать, что он вполне личность. Личность есть категория аксиологическая, оценочная. Тут мы встречаемся с основным парадоксом существования личности. Личность должна себя созидать, обогащать, наполнять универсальным содержанием, достигать единства в цельности на протяжении всей своей жизни.»

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Личность. // Философия: хрестоматия / сост.     В.Б. Рожковский, ДЛ. Устименко. – Ростоа н / Д: Феникс, 2009. – С. 261.   

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.

2. Обоснуйте её.

3. Сопоставьте разные позиции о личности готовой брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

Задание № 9.

Используя текст поэтического произведения, определите нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку, которые должен взять на себя гражданин нашей страны:

Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
 
Вадим Шефнер. Миг // http://er3ed.qrz.ru/shefner.htm

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему. 2. Обоснуйте её. 3.Сопоставьте разные позиции о личности готовой брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. 4.Оцените их. 5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 10.

Используя фрагмент песни, дайте философский анализ проблем смысла жизни, смерти и бессмертия.

 У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают: кому - позор,
Кому - бесславье, а кому - бессмертие.

Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.

Придет оно, большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.

Стихи Роберта Рождественского. Мгновения//http://apesni.org/drugije/mgnovenia.htm


Алгоритм действий:

1. Выделите проблему. 2. Обоснуйте её. 3. Сопоставьте разные позиции о проблемах смысла жизни, смерти и бессмертия. 4. Оцените их. 5. Дайте свои рекомендации.

Задание № 11.

Используя текст поэтического произведения, определите сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

 Сестричка

Задание № 12.

Используя текст философского произведения, объяснитеусловия, при которых происходит формирование личности, отношение к свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:

 

«Борьба за личность, утверждение личности болезненны. Самоосуществление личности предполагает сопротивление, требует борьбы против порабощающей власти мира, несогласия на конформизм () с миром. Отказ от личности, согласие на растворение в окружающем мире может уменьшить боль, несогласие увеличивает боль. Боль в человеческом мире есть порождение личности, её борьбы за свой образ. Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы. Достоинство человека, т.е. личности, т.е. свободы, предполагает согласие на боль, способность пережить боль. Личность есть торжество свободы над рабством мира».

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Личность. // Философия: хрестоматия / сост. В.Б. Рожковский, ДЛ. Устименко. – Ростов н / Д: Феникс, 2009. – С. 266, 263. 

Алгоритм действий:

1.Выделите проблему.

2. Обоснуйте её.

3.Сопоставьте разные позиции об ответственности человека за сохранение окружающей среды.

4. Оцените их.                            

5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 13.

Определите ответственность человека за сохранение окружающей среды на примере стихотворения Николая Заболоцкого «Журавли»:

 

Вылетев из Африки в апреле            Два крыла, как два огромных горя,
К берегам отеческой земли,              Обняли холодную волну,
Длинным треугольником летели,   И, рыданью горестному вторя,
Утопая в небе, журавли.                   Журавли рванулись в вышину.

Вытянув серебряные крылья           Только там, где движутся светила Через весь широкий небосвод,          В искупленье собственного зла
Вел вожак в долину изобилья          Им природа снова возвратила
Свой немногочисленный народ.       То, что смерть с собою унесла:

Но когда под крыльями блеснуло       Гордый дух, высокое стремленье,
Озеро, прозрачное насквозь,            Волю непреклонную к борьбе -
Черное зияющее дуло                       Все, что от былого поколенья
Из кустов навстречу поднялось.   Переходит, молодость, к тебе.

Задание № 14.

Определите неразрывную взаимосвязь человека и природы на примере стихотворного эскиза Николая Заболоцкого:

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворечнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники...
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествую.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                             

3. Сопоставьте разные позиции об ответственности человека за сохранение окружающей среды.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

 

Задание № 15.

Охарактеризуйте условия формирования личности на примере четверостишья Николая Заболоцкого:

 Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                            

3. Оцените их.

4. Сопоставьте разные позиции об ответственности человека.

 5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 16.

Общество должно сохранить свободу и ответственность человека, чтобы уберечь жизнь, культуру. Используя текст философского произведения, определите мировоззренческие основы личности, главной из которых является проблема смысла жизни (мировоззренческое самоопределение – это процесс личностного решения основных смысложизненных проблем (отношение к себе, другому человеку, обществу, миру, Богу),; это внутренняя духовная деятельность, направленная на создание собственной философии, живой процесс ориентации в мире, осуществляемый при помощи философского осмысления действительности, рефлексии):  

«Втехнологическом обществе аппарат стремится к всевластию, определяя не только занятость и социальное поведение, но и индивидуальные потребности. Технологический универсум стремится стать политическим универсумом. Это последняя стадия реализации исторического проекта — превращение природы, общества, сознание в простой объект подавления».

Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней).Том 4. От романтизма до наших дней. − Санкт-Петербург, 1997: ТОО ТК "Петрополис", – С.572.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему. 2. Обоснуйте её. 3. Оцените их. 4. Сопоставьте разные позиции о свободе и ответственности человека. 5. Дайте свои рекомендации.

Задание № 17.

Используя текст статьи, дайте анализ условий формирования личности, свободы, ответственности граждан за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:

«В 135 городах России (66% городского населения) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. Причина простая – охрана природы противоречит интересам крупного бизнеса. Грязные предприятия должны заменить всё устаревшее оборудование. Олигархам это дорого. Чиновники с разрешения правительства разработали следующую систему. Заводы и фабрики давно руководствуются не предельно допустимыми концентрациями вредных веществ, а персональными разрешениями на загрязнения, которые выдают местные отделения Росприрднадзора. Они устанавливают для каждого предприятия так называемый лимит выбросов, который может многократно превышать безопасные с медицинской точки зрения. Взамен заводы платят деньги в региональный и федеральный бюджеты. Тарифы на порчу природы известны и утверждены правительством. Хочешь выбросить тонну аммиака в пределах ПДК – плати 106 рублей. Тонну синильной кислоты – 422 рубля. Если выбрасываешь с превышением ПДК, но в пределах разрешённого Росприроднадзором объёма – раскошелься на 533 рубля и 2,1 тыс. рублей соответственно. В итоге все довольны. Олигархи избегают ненужной шумихи и судов, а государство получает немалые деньги. В 2011 году Росприроднадзор собрал за ущерб окружающей среде 3,8 млрд. рублей. Кто окажется победителем в этой войне с природой?».           

Бородкин С. Природа на поле боя // Аргументы недели. № 22,2012.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                             

3.  Сопоставьте разные позиции о свободе и ответственности человека.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 18.

Используя текст статьи, дайте анализ условий формирования личности, свободы, ответственности граждан за сохранение жизни, культуры, окружающей среды: «Ежегодно 20 мая отмечается День Волги. Протяжённость Волги – 3531 км. В Волгу и её водохранилища впадает 2600 рек, а всего в бассейне насчитывается более 150 тысяч водотоков рек и речек длиной более 10 км. 38% от населения России – население Волжского бассейна, наиболее плотно заселённого региона. По последней переписи население Волжского бассейна даже увеличилось. Если до строительства плотин вода от Рыбинска до Волгограда добегала за 50 суток, то теперь только за полтора года. В результате самоочищаемость Волги снизилась в десятки раз. По данным Приволжского территориального центра по мониторингу загрязнения окружающей среды за 2011 год, воды Саратовского водохранилища в районе Самары характеризуются как «очень загрязнённые». Более 20 ядовитых химических соединений обнаружено в волжской воде. В 1000 раз возросла мутность волжской воды, водообмен замедлился в 12 раз. Волга может обрядить купающихся в радужную плёнку. А ныряльщика ждёт на дне не только речной ил, но и толщи гнили. Внедряются, конечно, новые, современные технологии по очистке стоков, например, ультрафиолетовое обеззараживание вместо вместо хлорирования, но всё это капля в море. В 2011 году в Самарской области проведены работы по реализации водоохранных мероприятий на сумму 2 млрд. 200 тысяч рублей».

Ерёменко С. День памяти Волги. Вода великой русской реки стала мёртвой // Аргументы и факты. №21, 2012, − С.6.      

        

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                             

3.  Сопоставьте разные позиции о жизни, культуры, окружающей среды человека.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

 

 

Задание № 19.

Используя научную информацию, дайте анализ условий формирования личности, свободы, ответственности граждан за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:

«20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе на нефтяной платформе принадлежащей британской нефтегазовой компании «Бритиш Петролеум» произошёл   взрыв повлекший гибель людей и выброса из скважины, находящейся на глубине около 1,5 км 800 тысяч кубометров нефти. Это событие повлекло за собой крупнейшую мировую экологическую катастрофу. Серьёзному загрязнению подверглось побережье южных штатов США, а образовавшиеся нефтяные линзы создают серьёзное препятствие для прохождения тёплого течения Гольфстрим в Европу. Для борьбы с загрязнениями на деньги компании в Институте Крейга Вентера (США) была создана синтетическая клетка, геном которой был смоделирован на компьютере. Новые бактерии расщепляют нефтяные загрязнения в Мексиканском Заливе. Синтезированный микроорганизм получил название Mycoplasma mycoides JCVI-syn1.0, ну, или Голубая Синтия. К радости создателей бактерии сначала питались нефтью, но к ужасу экспериментаторов после того как в поле их расположения стали попадать рыбы, киты, другая фауна и флора они теряли интерес к углеводородам и пожирали их. Когда на их пути попадались люди, на их телах появлялись язвы, не поддающиеся на сегодняшний день лечению. Власти США замалчивают масштабы пандемии против человечества. Таким образом, новые открытия в генетике оборачиваются глобальными катастрофами».               

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                             

3.  Сопоставьте разные позиции о жизни, культуры, окружающей среды человека.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

Задание № 20.

Выделите сущностные условия и составные части творческого процесса познания, которые отметил А.С. Пушкин в знаменитых строках:

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

Задание № 21.

Используя текст философского наставления, определите основы философского учения о бытии:

«Прошлое заключено в настоящем как следствие прошлых причин. Поток материи, идущий из прошлого через настоящее в будущее, непрерываем. Прошлое в настоящем — это один из его аспектов. Будущее, непреложно творится причинами настоящего и прошедшего. Те причины, или зерна будущих осуществлений, которые Посеяны Нами в прошлом для достижения совершенно определенных результатов, существуют и не могут быть уничтожены.»

Грани Агни Йоги.Т.6. – М.,1965, − С.15.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                            

3. Сопоставьте разные позиции о бытии.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 22.

Используя фрагмент из произведения древнегреческого философа Парменида, определите основы философского учения о бытии:

«Остается только один мысленный путь,
[Который гласит]: «ЕСТЬ». На нем — очень много знаков,
Что сущее нерожденным, оно и не подвержено гибели,
Целокупное, единородное, бездрожное (неподвижное) и законченное [?].
Оно не «было» некогда и не «будет», так как оно «есть» сейчас — все вместе [~единовременно]».

Фрагменты ранних греческих философов. − М., 1989. Ч. 1. − С. 286.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                            

3. Сопоставьте разные позиции о бытии.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

 

Задание № 23.

Используя фрагмент из произведения немецкого философа К.Ясперса, определите роль философии в жизни человека и общества:

«Между 8000 и 2000 гг. до н.э. произошёл новый, самый резкий поворот в истории: появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы будем называть осевым временем. В этот период формируется духовная основа человечества, причём независимо друг от друга в трёх различных местах – в Европе с её поляризацией на восточную и западную, в Индии и Китае. Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в себе самом. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвысится над миром и над самим собой. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.»

К.  Ясперс. Осевое время истории // Философия: хрестоматия / сост. В.Б. Рожковский, ДЛ. Устименко. – Ростов н / Д: Феникс, 2009. – С. 327 -328.  Фрагменты ранних греческих философов. − М., 1989. Ч. 1. − С. 286.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему. 2. Обоснуйте её. 3. Сопоставьте разные позиции о роли философии в жизни человека и общества. 4. Оцените их. 5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 24.

Используя фрагмент из произведения испанского философа Х. Ортега-и-Гассет, определите роль философии в жизни человека и общества:

«Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь на счёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё и навязывают её всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться – неприлично. Масса сминает всё непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. И ясно, что «все» − это ещё не всё. Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой. Такова жестокая реальность наших дней.»

Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Философия: хрестоматия / сост.         

В.Б. Рожковский, ДЛ. Устименко. – Ростов н / Д: Феникс, 2009. – С. 333.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                            

3. Сопоставьте разные позиции о роли философии в жизни человека и общества.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

 

Задание № 25.

Используя фрагмент из произведения немецкого философа М. Хайдеггера, определите смысл основных категорий и понятий философии:

«Сущность истины есть свобода. Поместить сущность истины в свободу - не означает ли это оставить истину на произвол человеку? Конечно, человеку приписывают фальшь и искажения, ложь и заблуждения, обман и видимость, короче говоря, все виды неистинны. Но ведь неистинна – это, также противоположность истине, из-за чего она как её не-сущность надлежащим образом удалена из круга вопроса о чистой сущности истины. Этот человеческий источник происхождения не-истины подтверждает ведь господствующую только из противоположности «над» человеком сущность истины «в себе». Истина означает просвечивающие хранение как основную черту бытия. Вопрос о сущности истины находит ответ в утверждении: сущность истины есть истина сущности.»

 

Основы философии. Хрестоматия: материалы для самостоятельной работы / автор-сост. А.В. Кисельман, рец. И.Н. Крылов; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». − Канск, 2011. − С. 15,20.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                            

3. Сопоставьте разные позиции о основных понятиях философии.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 26.

Используя фрагмент из произведения немецкого философа М. Хайдеггера, определите философский смысл и проблемы бытия:

«Мысль есть мышление бытия, поскольку, сбываясь благодаря бытию, она принадлежит бытию. Она — мышление бытия одновременно и потому, что, послушная бытию, при­слушивается к нему. Мысль есть то, что она есть в согласии со своей сутью, в качестве слышаще-послушной бытию. Мысль есть — это зна­чит: бытие в своей истории изначально привязано к ее существу. Привя­заться к какой-либо “вещи” или “личности” в ее существе значит: любить ее, быть расположенным к ней. Это расположение бытия, если его продумать глубже, означает: дарение существенности. Расположение бытия — собственное существо возможности, могущее не только произ­водить то или это, но и осуществлять что-либо в его изначальности, т. е. дарить бытие».

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Философия: хрестоматия / сост.     В.Б. Рожковский, ДЛ. Устименко. – Ростов н / Д: Феникс, 2009. – С. 250.   

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                            

3. Сопоставьте разные позиции о проблемах бытия.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

Задание № 27.

Используя фрагмент из произведения русского философа С. Франка, определите философский смысл жизни:

«Наша жизнь, простой стихийный процесс изживания ее, пребывания на свете и сознания этого факта, вовсе не есть для нас «самоцель». Она не может быть самоцелью, во-первых, потому, что в общем страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями и, несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Но и независимо от этого она не может быть самоцелью и потому, что жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда — хотим ли мы того или нет — живем для чего-то. В согласии с явным требованием нашей души — жизнь должна быть служением высшему и абсолютному благу».

Основы философии. Хрестоматия: материалы для самостоятельной работы / автор-сост. А.В. Кисельман, рец. И.Н. Крылов; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». − Канск, 2011. − С. 27.

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему. 2. Обоснуйте её. 3. Сопоставьте разные позиции о проблемах смысла жизни. 4. Оцените их. 5.Дайте свои рекомендации.

Задание № 28.

Используя фрагмент из произведения грузинского философа Мамардашвили М.К. определите возможности поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

«В культуре (а не в религии) Бог – это символ некоторой силы, которая действует в мире вопреки нашей глупости, непониманию, неумению или нежеланию понимать некоторые состояния, к которым мы не могли прийти своими собственными силами, но, которые, тем не менее, являются фактами. Я имею в виду нечто в мире, что есть и без нашего на то соизволения, нечто, что бытийствует и как бы воссоздает себя в некоторых состояниях человека, в которых он – уже не тот, кто был перед этим. И это то, к чему он не мог бы прийти простым продолжением приложения собственных сил. Мир устроен так, что в нём всегда возможна, например, непосредственная очевидность нравственного сознания, не нуждающегося в обоснованиях и объяснениях. Главное – не считать себя лишним в этом мире».

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию (из философских бесед) // Философия: хрестоматия / сост. В.Б. Рожковский, ДЛ. Устименко. – Ростов н / Д: Феникс, 2009. – С. 24.   

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему. 2. Обоснуйте её. 3. Сопоставьте разные позиции о возможности поиска и использования информации. 4. Оцените их. 5. Дайте свои рекомендации.

Задание № 29.

Используя высказывание французского учёного М. Блока определите   задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

«Жизнь очень короткая, знания добываются долго, чтобы самый обычный гений мог бы надеется усвоить тотальный опыт человечества».

 Блок М. Апология истории // avorhist.ru›publish/mblok1.htm   

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                            

3. Сопоставьте разные позиции о задачах профессионального и личностного развития, самообразования.  

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 30.

Используя высказывание древнегреческого врача-философа Гиппократа,определитесущность и социальную значимость своей будущей профессии.

«Врач − философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной».

Афоризмы и цитаты о медицине // citaty.su›aforizmy-i-citaty-o-medicine

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                            

3. Сопоставьте разные позиции о  сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

Задание № 31.

Используя фрагмент размышления врача, педагога, философа Николая Ивановича Пирогова, определите возможность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

«Люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю, иногда бывают слишком восприимчивы к нравственным основам нашего воспитания, слишком проницательны, чтобы не заметить, при первом вступлении в свет, резкого различия между этими основами и направлениями общества, слишком совестливы, чтобы оставить без сожаления и ропота высокое и святое, слишком разборчивы, чтобы довольствоваться выбором, сделанным почти поневоле или по неопытности. Недовольные, они слишком скоро разлаживают с тем, что их окружает, и, переходя от одного взгляда к другому, вникают, сравнивают и пытают, все глубже роются в родниках своей души и, неудовлетворенные стремлением общества, не находят и в себе внутреннего спокойствия; хлопочут, как бы согласить вопиющие противоречия; оставляют поочередно и то и другое; с энтузиазмом и самоотвержением ищут решения столбовых вопросов жизни; стараются во что бы то ни стало перевоспитать себя и тщатся проложить новые пути».

Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // biografia.ru›arhiv/593.html

Алгоритм действий:

1. Выделите проблему.                  

2. Обоснуйте её.                            

3. Сопоставьте разные позиции на жизнь и противоречия, которые в этой жизни присутствуют.

4. Оцените их.

5. Дайте свои рекомендации.

 

Оглавление

1. Предисловие                                                                                            3                                                                                                

2.  Задания и алгоритм действий для их выполнения                             4         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.185 с.)