Объектно-ориентированная парадигма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объектно-ориентированная парадигма.



 Сразу же необходимо заметить, что общепринятого определения "объектно-ориентированной модели данных" не существует. Сейчас можно говорить лишь о неком "объектном" подходе к логическому представлению данных и о различных объектно-ориентированных способах его реализации.

 Мы знаем, что любая модель данных должна включать три аспекта: структурный, целостный и манипуляционный. Посмотрим, как они реализуются на основе объектно-ориентированная парадигмы программирования:

 

Структура:

 Структура объектной модели описываются с помощью трех ключевых понятий:

инкапсуляция - каждый объект обладает некоторым внутренним состянием (хранит внутри себя запись данных), а также набором методов - процедур, с помощью которых (и только таким образом) можно получить доступ к данным, определяющим внутреннее состояние объекта, или изменить их. Таким образом, объекты можно рассматривать как самостоятельные сущности, отделенные от внешнего мира. Пример:

Class Point {         // вводим новый тип данных - объект "точка"

X,Y: int;           // данные объекта - координаты точки

Point(X: int, Y: int); // конструктор объекта - процедура, вызываемая при

                          // определении переменной на базе объекта и

                          // присваивающая значения его данным

 

Draw();              // метод "нарисовать точку"

Erase();             // метод "стереть точку"

Move(newX,newY);     // метод "переместить точку" (изменяет данные объекта)

int GetX();          // метод "получить значение поля X"

int GetY();          // метод "получить значение поля Y"

                          // все методы должны быть описаны, например

                          // реализация метода Move:

Move(newX: int, newY: int) {

  X=newX;            // запись новых данных в объект

  Y=newY;            //

}

}                      // конец описания объекта

Begin                  // основная процедура программы

Point A(0,0);        // создать новый объект и присвоить ему данные

for i=1 to 100       // создать цикл

    A.Draw();        // нарисовать точку

    A.Hide();        // стереть точку

    A.Move(i,i*10);  // присвоить экземпляру объекта новые данные

endfor;              //

print(A.GetX(),A.GetY()); // получить и напечатать данные объекта

End.

 Из этого примера видно, что мы не можем напрямую обратиться к данным объекта, а должны вызывать метод Move для изменения его данных и GetX, GetY для считывания значений этих данных. Т.е. объект скрывает свою внутренню структуру, именно это свойство и называется "инкапсуляцией".

наследование - подразумевает возможность создавать из классов объектов новые классы объекты, которые наследуют структуру и методы своих предков, добавляя к ним черты, отражающие их собственную индивидуальность. Наследование может быть простым (один предок) и множественным (несколько предков). Пример:

Class Circle extend Point { // создаем новый объект "окружность", наследующий

                             // свойства объекта "точка"

  Radius: int;              // добавляем новое поле "радиус", поля X и Y наследуются

                             // от родительского объекта

Circle(X:int,Y:int,Radius:int); // конструктор нового объекта

Draw();                    // переопределяем некоторые методы

Hide();                    // родительского объекта, метод Move наследуется

ChangeRadius(Radius);      // вводим новый метод "изменить радиус"

GetRadius();               // вводим новый метод "получить значение радиуса"

                             // методы GetX и GetY наследуются от родительского

                             // объекта

}

полиморфизм - различные объекты могут по разному реагировать на одинаковые внешние события в зависимости от того, как реализованы их методы. Пример:

 Begin

Point A(100,100);

Circle B(200,200,50);

A.Draw();   // рисует точку

B.Draw();   // рисует окружность

 End.

Целостность данных:

Для поддержания целостности объектно-ориентированный подход предлагает использовать следующие средства:

автоматическое поддержание отношений наследования

возможность объявить некоторые поля данных и методы объекта как "скрытые", не видимые для других объектов; такие поля и методы используются только методами самого объекта создание процедур контроля целостности внутри объекта

Средства манипулирования данными:

 К сожалению, в объектно-ориентированном программировании отсутствуют общие средства манипулирования данными, такие как реляционная алгебра или реляционное счисление. Работа с данными ведется с помощью одного из объектно-ориентированных языков программирования общего назначения, обычно это SmallTalk, C++ или Java.

Подведем теперь некоторые итоги:

В объектно-ориентированных базах данных, в отличие от реляционных, хранятся не записи, а объекты. ОО-подход представляет более совершенные средства для отображения реального мира, чем реляционная модель:

естественное представление данных. В реляционной модели все отношения принадлежат одному уровню, именно это осложняет преобразование иерархических связей модели "сущность-связь" в реляционную модель (см. параграф 5.5.3). ОО-модель можно рассматривать послойно, на разных уровнях абстракции.

имеется возможность определения новых типов данных и операций с ними.

 В то же время, ОО-модели присущ и ряд недостатков:

осутствуют мощные непроцедурные средства извлечения объектов из базы. Все запросы приходится писать на процедурных языках, проблема их оптимизации возлагается на программиста.

вместо чисто декларативных ограничений целостности (типа явного объявления первичных и внешних ключей реляционных таблиц с помощью ключевых слов PRIMARY KEY и REFERENCES) или полудекларативных триггеров для обеспечения внутренней целостности приходится писать процедурный код.

 Очевидно, что оба эти недостатка связаны с отсутствием развитых средств манипулирования данными. Эта задача решается двумя способами - расширение ОО-языков в сторону управления данными (стандарт ODMG), либо добавление объектных свойств в реляционные СУБД (SQL-3, а также так называемые объектно-реляционных СУБД).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.008 с.)