Выделяют раннюю и позднюю школьную неуспеваемость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделяют раннюю и позднюю школьную неуспеваемость.



 

Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:

 

-педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу);

 

-психологическая неготовность к обучению

 

-низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);

 

-низкий темп работы

 

-повышенная эмоциональная сензитивность

 

-астеничность, соматические проблемы

 

-нарушение анализаторных систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);

 

-недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).

 

-Неблагоприятная обстановка в семье (разводы, ссоры родителей, рождение второго ребенка и т.п.)

 

- Неблагоприятная обстановка в школе (часто возникает на основании вышеуказанных особенностей ребенка, таких как медлительность, эмоциональность, тревожность; в случае неприятия педагогом этих особенностей, при конфликтах семьи и школы и т.д.).

 

Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. Обычно при переходе начальной школы в среднее звено успеваемость снижается. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости.

 

Это, во-первых, дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает учиться.

 

-Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание учиться плюс усложнение программы приводит к неуспеваемости бывших троечников.

 

-В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.

 

-Кроме того в средней школе может закрепиться ранняя неуспеваемость, появившаяся еще в начальных классах.

 

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности (по сути – особенности познавательной сферы в целом) и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

 

Типы неуспевающих учеников:

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

 

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

 

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

 

Такая типология, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

 

Н.А.Менчинская:

 

1) низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учебной деятельности и сохранением позиции школьника

 

2) высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и частичной (или полной) утратой позиции школьника

 

3) низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению и тем самым частичной (или полной) утратой позиции школьника



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.005 с.)