Психология педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности, функции учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности, функции учителя.



В педагогической деятельности имеются те же компоненты, что и в любом другом виде деятельности. Структура деятельности включает в себя:

 

1) мотивационно-ориентировочный компонент, когда человек ориентируется в новой обстановке, ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности;

2) центральный, исполнительный компонент, где человек осуществляет действия – то, ради чего начата деятельность;

3) контрольно-оценочный компонент, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он ставил.

 

Соответственно педагогическая деятельность имеет три компонента:

 

1) постановка учителем педагогических целей и задач;

2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;

3) контроль и оценка учителем своих собственных педагогических воздействий (педагогический самоанализ).

 

Педагогические цели и задачи. Задачи – это цели, заданные в определенных условиях. Постановка педагогической задачи учителем всегда должна учитывать ученика как активного равноправного соучастника учебно-воспитательного процесса. Практически всегда педагогическая задача учителя претерпевает "доопределение" со стороны ученика, в зависимости от его мотивации, уровня притязаний, или "переопределение", т.е. замену задачи учителя на иную, но свою собственную. Эти процессы активного принятия и переработки учениками задач учителя важно принимать как реальный факт изменения педагогической задачи в сознании ученика в зависимости от его возможностей, а не рассматривать это как неподчинение требованиям учителя.

 

Учитель всегда имеет дело с иерархией педагогических задач. Некоторые из них (глобальные) ставит перед учителем общество в своем социальном заказе (например, воспитать молодого человека как гражданина, труженика, субъекта непрерывного самообразования и др.). Другая группа педагогических задач тоже задается учителю извне содержанием учебного предмета, типом учебного заведения (поэтапные, тактические задачи). И наконец, задачи зависят от конкретного контингента учащихся данного класса и определяются самим учителем (оперативные педагогические задачи).

 

Педагогические воздействия учителя на ученика. Могут быть выделены три группы таких воздействий:

 

1) отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала ("чему учить");

2) изучение наличных возможностей учащихся и новых уровней их психического развития ("кого учить");

3) выбор и применение методов, форм, средств воздействий и их комбинаций ("как учить").

Педагогический самоанализ учителя связан со стремлением к постоянному и конструктивному самооцениванию и характеризует зрелую педагогическую деятельность учителя. Оно определяется самой сутью труда учителя: человек не будет способен разобраться в мотивах и чувствах другого человека, если он не может разобраться в себе.

 

Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Он обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И. В. Страхов, Н. Д. Левитов, Е. А. Климов и др.).

 

Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие трех факторов:

 

1) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности – учителя (индивидно-типологические, личностные, поведенческие);

2) особенностей самой деятельности;

3) особенностей учеников (возраст, пол, статус, уровень знаний).

Стиль педагогической деятельности в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

 

При авторитарном стиле ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, нс обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие.

 

Главной особенностью демократического стиля является то, что ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки.

 

Главной особенностью попустительского стиля руководства является самоустранение учителя из учебного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее, передача инициативы ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся учитель осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.007 с.)