Практическое применение мрот и прожиточного минимума В реализации социальной политики РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое применение мрот и прожиточного минимума В реализации социальной политики РФ



Необходимо отметить, что повышение уровня жизни населения - одна из главных целей экономической и социальной политики любой страны, одним из критериев успешности которой признается сокращение масштабов бедности и нищеты.

На наш взгляд, специфика определения понятия бедности на уровне отдельной страны зависит, прежде всего, от уровня ее социально-экономического развития, а также от целей проводимой в стране социальной политики и бюджетных возможностей государства.

Так, например, в России малоимущими принято называть людей, доходы которых не превышают прожиточного минимума, величина которого устанавливается на основе стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных сборов и платежей. Корзину принято рассчитывать для трех основных демографических групп: детей, трудоспособного населения, пенсионеров. Расходы на продукты питания составляют 50 % потребительской корзины, а оставшиеся 50 % приходятся на непродовольственные товары и услуги. Состав корзины может быть изменен на уровне субъекта Федерации, с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и особенностей потребления. При расчете прожиточного минимума также учитываются обязательные сборы и платежи. Однако, они включаются в расчет лишь для трудоспособного населения. Расчет потребительской корзины принято начинать с определения структуры продуктовой компонента, который составляется с учетом физиологических потребностей человека в зависимости от его возраста[17].

На наш взгляд, главная цель продуктовой корзины – обеспечение минимальным набором продуктов питания, позволяющим человеку поддерживать его здоровье и жизнедеятельность.

Однако, как показывают многие исследования и эксперименты, современная корзина не выполняет данной функции. Она позволяет выжить, но у многих людей, соблюдающих подобный рацион, после нескольких месяцев наблюдается снижение умственной активности, апатия, слабость, чувство голода, головокружения и головные боли и т.п. Такое самочувствие не позволяет людям качественно выполнять свои трудовые обязанности, а значит, может оставить их без работы и средств к существованию, что приведет к дальнейшему скатыванию в состояние бедности[18].

В свою очередь, стоит отметить, что особенность современной потребительской корзины состоит в том, что объем и стоимость непродовольственных товаров и услуг привязаны к стоимости продуктовой корзины. Следует сказать, что набор товаров и услуг никак не поименован в законе.

На наш взгляд, такой подход нельзя назвать оптимальным. Во-первых, при таком варианте расчетов нельзя проанализировать состав товаров и услуг, которые должны позволить человеку осуществлять нормальную жизнедеятельность. Во-вторых, стоимость непродовольственных товаров и услуг (особенно услуг ЖКХ и медикаментов) зачастую растет быстрее, чем стоимость продуктов питания. В третьих, соотношение продовольственной и непродовольственной компонент исходит из неправильных предпосылок. По наблюдениям специалистов, бедные домохозяйства более 50-60 % своего дохода тратят на продукты питания. Однако, это не значит, что за счет оставшихся 40-50 % дохода они могут удовлетворить свои минимальные потребности в лекарствах, одежде, жилье, не говоря уже о духовных потребностях. Поэтому, мы полагаем, что ставить стоимостную оценку непродовольственной компоненты в зависимость от продовольственной – не является целесообразным. Список товаров и услуг стоит снова поименовать (как это было до 2013 года). При этом отдельно стоит выделить предметы одежды, услуги ЖКХ, медикаменты, мебель, стоимость аренды жилья и др. Также необходимо оставить графу «другие услуги» и «другие товары», чтобы обеспечить резерв на непредусмотренные расходы.

Несмотря на все выше отмеченные недостатки, на наш взгляд, стоит отметить постепенный рост прожиточного минимума на протяжении последних 15 лет.

В соответствии с законодательством, одной из целей расчета прожиточного минимума является определение на его основе минимального размера оплаты труда (МРОТ), который гарантируется ТК РФ. При этом, МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Например, в 2015 году МРОТ (5 965 руб.) не достигал и 60 % прожиточного минимума трудоспособного населения (10 792 руб.).

Так, стоит отметить, что сегодня в России около двух третей бедных - это работающие люди. Получается, что даже работающий россиянин может оказаться в числе бедных, так как минимальная заработная плата не позволяет обеспечить даже физиологические потребности человека. Такая ситуация противоречит мировой практике и здравому смыслу. По рекомендации Международной организации труда МРОТ должен составлять порядка 150 % прожиточного минимума[19].

Таким образом, для повышения уровня жизни в Российской Федерации, необходимо пересмотреть понятие бедности и разработать эффективную стратегию по борьбе с ней. В доработке нуждается, прежде всего, состав и методология исчисления потребительской корзины. В современном обществе бедность - это не только невозможность удовлетворения потребностей в пище, одежде и жилье. Человек - это социальное существо, а поэтому для выживания и развития ему необходимо удовлетворять и духовные потребности, исходя из чего, расчет потребительской корзины лишь на уровне физиологического выживания устарел и не позволяет человеку вырваться из ловушки бедности самостоятельно. Современная методика расчета потребительской корзины не позволяет понять, какой минимум потребностей заложен в основу прожиточного минимума. Так, например, стоило бы, на наш взгляд, ввести в расчет потребительской корзины отдельным разделом медикаменты и жилищно-коммунальные услуги.

Для полного исследования темы курсовой работы необходимо сравнить МРОТ и прожиточный минимум по Красноярскому краю и РФ. Так, необходимо начать с того, что основным документом, на основании которого устанавливается величина размера минимальной оплаты труда в Красноярском крае – это ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82 – ФЗ. Решение об установлении МРОТ основывается на региональном соглашении о минимальной заработной плате, которое заключается непосредственно между Правительством Красноярского края, краевым объединением работодателей, а также Красноярским краевым союзом организации профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края».

В декабре 2017 года Конституционный суд Российской Федерации указал, что в МРОТ (минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации) не должны включаться процентная надбавка к заработной плате за работу на территориях с особыми климатическими условиями, а также районный коэффициент.

Итак, МРОТ, который установлен на федеральном уровне (с 1 января 2018 года составляет 9 489 рублей) должны быть начислены процентная надбавка и районный коэффициент. К примеру, в Красноярске данная величина с 1 января 2018 года составляет 15 182 рубля, но это сумма до вычета НДФЛ. Закон о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума был подписан Президентом РФ 29 декабря 2017 года, а фактически реализован 1 мая 2018 года. В соответствии с данным документом с 1 января 2018 года МРОТ в крае составляет 9 489 рублей в месяц 85 % от общей величины прожиточного минимума населения за 2 квартал 2017 года.

В Красноярском крае МРОТ зависит непосредственно от района в котором работает организация. Одними из самых высоких показателей МРОТ: в Норильске, Хатанге, Долгано-Ненецком муниципальном районе – 29 024 руб., чуть меньше в Туруханском районе (25 675 руб.), в Эвенкийском муниципальном районе МРОТ составляет 26 791 руб. С остальными данными предлагаю ознакомиться в таблице (Приложение В).

Так, анализ нормативно-правовой базы позволяет отметить, что в Красноярском крае действует федеральный МРОТ, который с 01.05.2018 составляет 11163 рублей. При сравнении МРОТ по всей РФ и Красноярскому краю следует отметить, что величина МРОТ одинаковая. 

Что касается прожиточного минимума в Красноярском крае, то было принято решение о его снижении в 2018 году. Данное решение было принято на заседании Правительства Красноярского края. Данная цифра за 4 квартал 2017 года снизилась на 5, 8 % составила 11 043 руб. в расчете на одного человека. Необходимо помнить, что величина прожиточного минимума разная, для разных категорий населения. Для трудоспособных граждан прожиточный минимум составляет 11 693 рубля (- 5,8 %), для пенсионеров составляет 8 609 рублей (- 5,7 %), для детей – 11 542 рубля (- 5, 8 %).

Прожиточный минимум снизился менее значительно в районах Крайнего Севера. Он опустился на 2, 6 % - 15 850 рублей в местностях, которые приравнены к районам Крайнего Севера на 6, 1 % - 12 281 рубль.

Так, в самой невыгодной ситуации оказались жители южных районов. Но такая инициатива краевых властей оправдывается общероссийской тенденцией, прежде всего, сибирского региона. Величина прожиточного минимума на душу населения за 4 квартал 2017 года в Томской, Кемеровской и Омской областях снизилась на 7,1-8,0%, в республике Алтай – на 6,2%, в Новосибирской области и республике Бурятия – на 5,2-5,5 процента. А это значит, в Красноярске сохранился стабильный прожиточный минимум. 

Снижение прожиточного минимума в Красноярском крае имеет экономическое объяснение, т.к. цены на овощи в крае сезонно изменяются. Снижение цен коснулись и других продуктов питания, например, цены на сахар снизились на 16, 7%, а на мясо птицы – на 4,2%. 

Таким образом, МРОТ в РФ и в Красноярском крае одинаковый (Приложение Г), а прожиточный минимум в крае чуть меньше, чем в РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.006 с.)