Тематика курсовых проектов и научное руководство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика курсовых проектов и научное руководство



Примерная тематика курсовых проектов определяется выпускающей кафедрой и указывается в рабочей программе дисциплины. Перечень примерных тем приведен в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.

Студент имеет право выбора темы курсового проекта из примерной тематики, а также может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее выполнения. Для выбора темы курсового проекта студент подает заявление (пример заявления приведен в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям) на имя заведующего выпускающей кафедры.

Закрепление за студентом темы курсового проекта и назначение научного руководителя курсового проекта утверждается распоряжением заведующего выпускающей кафедры. Изменение или уточнение темы курсового проекта после издания распоряжения возможно при наличии согласия руководителя курсового проекта или по инициативе руководителя курсового проекта.

Сроки выбора студентами и закрепления за студентом темы курсового проекта, назначения научного руководителя определяются выпускающей кафедрой с учетом календарного учебного графика по образовательной программе и доводятся до сведения студентов путем размещения в электронной информационно-образовательной среде Академии и (или) на информационном стенде.

Дублирование тем курсовых проектов в пределах одной учебной группы не допускается.

Научный руководитель курсового проекта:

– оказывает консультационную помощь студенту при подготовке плана курсового проекта;

– содействует в подборе студентом литературы, нормативного и (или) эмпирического материала;

– консультирует студента в выборе методики исследования;

– осуществляет систематический контроль этапов выполнения студентом проекта;

– дает квалифицированные рекомендации по содержанию курсового проекта;

– производит оценку качества выполнения работы в соответствии требованиями, установленными настоящими методическими рекомендациями;

– готовит рецензию на курсовой проект.

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Порядок подготовки студентом курсового проекта включает в себя следующие этапы:

– выбор темы курсового проекта;

– составление плана курсового проекта;

– поиск и обработка источников информации;

– подготовка и оформление текста курсового проекта;

– представление курсового проекта научному руководителю;

– защита курсового проекта.

Существует определенная логическая схема курсового проектирования, вытекающая из самой сути учебно-исследовательского задания. На основе многолетнего опыта подготовки научных работ предлагаем следующую логически обусловленную последовательность их выполнения:

1. Формирование замысла (осмысление полученного задания).

2. Поиск и отбор материалов.

3. Группировка и систематизация материалов (составление плана).

4. Написание текста.

5. Обработка рукописи.

Формирование замысла. Сформулировать замысел работы - значит:

- четко определить, какую цель она преследует (решить задачу, продемонстрировать свои знания в той или иной области и т.д.);

- на какой круг читателей она рассчитана (преподавателя, рецензента и т.д.);

- какие материалы должны быть представлены в тексте, и с какой степенью детализации;

- нужны ли теоретические обоснования описываемых процессов и явлений;

- какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы сделать работу содержательной и убедительной.

В момент формирования замысла работы возникает идея ее структуры. Новые соображения, дополняющие и развивающие эту идею, появляются в дальнейшем, после сбора материалов.

Поиск и отбор материалов.

Существует два подхода к сбору материала. Первый – это стремление собрать его максимально много, чтобы иметь достаточно фактов, цифровых данных, обобщающих мыслей для полного освещения избранной темы. Другой подход – собрать минимум материала для освещения темы, чтобы сэкономить время и труд. Разрозненные данные группируются, цифровые показатели сводятся в удобные для чтения таблицы, продумывается перечень необходимых иллюстраций.

Все документальные источники научной информации делятся, прежде всего, на первичные и вторичные. В первичных документах и изданиях содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения, во вторичных - результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов.

Оценка документальных источников информации включает в себя критерии: полнота и достоверность данных; сроки их опубликования; наличие теоретических обобщений и критических материалов, реальность их получения.

Подбором литературы и сбором информации студент должен в основном заниматься самостоятельно. Для более целенаправленного подбора материала в первую очередь рекомендуется ознакомиться с освещением выбранной темы в новейших изданиях учебников, учебных пособиях по курсам «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «История экономических учений». Затем необходимо ознакомиться с каталогами литературы, имеющимися в библиотеке филиала, электронных библиотечных системах, к которым подключен доступ РАНХиГС, библиотеках города.

Поскольку в современных условиях рыночных отношений происходят перманентные изменения в экономической жизни общества, следует обратить внимание на изучение периодических изданий. В научных журналах, в том числе электронных, публикуются статьи по различным проблемам экономической теории.

Рекомендуется посмотреть библиографические указатели в наиболее распространенных периодических изданиях: журналы «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «ЭКО: экономика и организация промышленности», «Эксперт», «Вопросы статистики», «Финансы и кредит», «Финансовая аналитика: проблемы и решения», «Дайджест-финансы» и др.

Часто полезную информацию можно почерпнуть в тезисах докладов и статьях научно-теоретических и научно-практических конференций. Тезисы такого рода публикуются в специально издаваемых сборниках и представляют собой краткую выжимку содержания сделанных на конференции докладов. Пользоваться тезисами очень удобно, поскольку и сами конференции, и сборники тезисов, как правило, носят тематический характер.

При использовании статистического материала необходимо учитывать определенные правила:

– данные должны быть соизмеримы и выражаться в абсолютных или относительных показателях;

– обоснование тенденций или закономерностей предполагает использование данных за ряд лет или периодов;

– для наглядности цифровые данные целесообразно сводить в таблицы, диаграммы, графики.

Следует иметь в виду, что в курсовом проекте статистические данные являются лишь иллюстрацией теоретических положений и выводов.

Группировка и систематизация материалов (составление плана).

Подготовка собранных материалов позволяет получить более отчетливое представление о плане будущего труда. На основе найденной структуры курсового проекта определяется, какой должна быть его рубрикация, т.е. деление на логически соподчиненные элементы (части, разделы, подразделы, пункты). При составлении плана следует прежде всего наметить основные «вехи», определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность.

Любая тема может быть раскрыта по–разному. Но именно план курсового проекта отражает его основные направления, раскрывает содержание и характер. В плане должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.

При составлении плана не должно быть шаблона. И все же обычно первая глава курсового проекта освещает степень изученности и теорию вопроса; в последующих разделах излагается основное содержание темы. Более четкие требования к плану приведены далее в настоящих рекомендациях. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсового проекта. В процессе написания работы план может корректироваться.

Примерные планы курсовых проектов по ряду тем представлены в приложении 4.

Написание текста.

Типичная ошибка студента на этапе написания текста – попытка выполнить письменную работу «с ходу», разложив на столе перед собой 1-2 книги и переписывая из них куски текста. Так можно подготовить реферат, доклад или выступление на семинарском занятии. Но курсовой проект, выполненный путем списывания, компиляции, может быть не допущен до защиты из-за невыполнения требования к уровню оригинальности, а также не получит высокой оценки, и главное, ее автор не приобретет навыков самостоятельной исследовательской работы.

В основной части курсового проекта раскрывается тема в соответствии с планом. Теоретические вопросы необходимо увязать с проблемами, которые возникают в практике российской и мировой экономики. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться. Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами (см. ниже). Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок.

Обработка рукописи.

На заключительном этапе первоначальная рукопись обязательно дорабатывается, а именно:

- критически уточняется содержание;

- проверяется правильность оформления;

- проводится литературная правка или редактирование текста.

Курсовой проект по дисциплине «Экономическая теория» оформляется в форме аналитической записки, в которой должны быть даны расчеты, таблицы, графики (схемы и диаграммы) и выводы по результатам из анализа, определены основные факторы и степень их влияния на изучаемую проблему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.009 с.)