Логика развития лагерной смены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика развития лагерной смены



Здесь мы будем говорить о развитии лагерной смены. А для начала представим смену в виде схемы, где попытаемся найти место:

­ позиции вожатого;

­ основному виду деятельности;

­ массовым (общелагерным) мероприятиям;

­ отрядной работе;

­ межотрядной работе;

­ играм;

­ трудностям и кризисам.

Итак, смена…

Подготовительный период

Организационный период

Основной период

Заключительный период

Период после лагеря

 

Подготовительный период

Подготовительный период у вожатых может длиться от 2 недель до 9 месяцев. Чем раньше он начинается, тем больше возможности подготовиться к смене и продумать все до мелочей.

Подготовительный период включает в себя:

· Программирование смены (определение целей, задач, содержания смены, предполагаемых результатов)

· Подготовка педагогического отряда для работы по программе, выработка единых педагогических требований

· Знакомство педагогического коллектива с должностными обязанностями

· Знакомство педагогического коллектива с нормативными документами: правилами пребывания детей в лагере, инструкции по технике безопасности и другими

· Разработка и реализация плана подготовки к смене (закупка необходимых материалов и оборудования, канцтоваров, призов, костюмов и т.д.; ремонтные работы; набор и подготовка обслуживающего персонала)

Организационный период

Организационный период - самое важное время смены. Как пройдет оргпериод - так и пройдет и сама смена. Это первые три-четыре дня лагерной смены. В этот период происходит знакомство, налаживаются отношения, формируется коллектив отряда и возникает взаимопонимание.

Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для

тех кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо:

– как можно скорее познакомить детей друг с другом - провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;

– приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм;

– создать у детей ощущение уюта и комфорта - красиво оформить комнаты и весь корпус;

– сделать детей «управляемыми» - поделить детский коллектив на маленькие группы, которые можно назвать «звенья», «звездочки», «экипажи», «команды»;

– дать возможность детям проявить себя, самоутвердится - предложить набор коллективных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;

– сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем - для чего познакомить их с планом смены...

Позиция вожатого: заботливый

, строгий, требовательный, но добрый и справедливый.

Основной вид деятельности вожатого: разъяснять, требовать, добиваться выполненения требований. Инициатива исходит от Вас.

Массовые мероприятия: «Открытие лагерной смены», на котором каждый отряд показывает на сцене свою «визитную карточку» – выступление на 3–4 минуты, а вожатский коллектив, представляя себя, продумывает сюжет, организует яркое начало и концовку мероприятия.

Отрядная работа: сбор-знакомство, освоение территории лагеря;, вечерние огоньки знакомств, коллективно-творческая деятельность (КТД), тематические беседы и т.д.

Межотрядная работа: направлена на знакомство детей разных отрядов друг с другом, с целью не замыкаться только на своем отряде, а жить в лагере дружной большой семьей.

Игры: на установление контакта, на знакомство, по преодолению коммуникативных барьеров (трудностей и проблем в общении), на сплочение.

Первый пик трудности – кризисный период лагерной смены – может возникнуть именно здесь. Он связан с процессами адаптации к новым

условиям и новой деятельности. Необходимо постараться снять напряжение, дать положительные эмоции.

Зарядка

Вариантов проведения зарядки может быть много, главное – поступать адекватно ситуации и соблюдать следующие обязательныетребования:

- время проведения зарядки составляет 10–15 минут;

- зарядка проводится на открытом воздухе;

- во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении;

- физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.

Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню их физического развития. Если лагерь большой и в нем работают несколько физруков, то зарядку можно проводить не по отрядам, а по возрастам, так как более взрослым детям можно давать усиленные физические нагрузки, а с младшими ребятами провести зарядку в виде игры.

Особое внимание следует обратить вожатому на обувь и одежду, в которой ребята выходят на зарядку.

И еще, очень важно, чтобы вожатый также участвовал в зарядке наравне со своими детьми. Никакие слова не убеждают так, как личный пример.

Основной период

В этот период происходит смена инициативы, теперь она исходит не от вожатого, а от самих ребят. Продолжают налаживаться отношения, результатом чего является сплочение коллектива отряда.

Позиция вожатого: сотрудничать, Вожатый - консультант-инструктор.

Основной вид деятельности вожатого: работа с ребятами по организации и проведению отрядных, межотрядных и общелагерных мероприятий, возможны межлагерные соревнования. Старайтесь почаще уходить в сторону, не берите на себя всю долю ответственности за дело. Ребята тоже должны чувствовать свою ответственность.

Второй пик трудности – кризисный период лагерной смены – может возникнуть примерно на 13–14 день. Это «пик привыкания». Это время, когда ребята привыкли ко всему: к Вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю и т.д. Будьте внимательны – это зона конфликтности, основанная на межличностных отношениях. Возникают конфликты между мальчиками и девочками, которые можно постараться предусмотреть и предотвратить. Ребята устали от однообразия, попробуйте их как-нибудь встряхнуть, сломать уже привычный образ жизни. Именно для этого Вы можете организовать межотрядные формы взаимодействия, встретить с ребятами рассвет

или уйти в поход, отправиться на экскурсию или придумать что-то еще.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.006 с.)