Такими должны быть все школы страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Такими должны быть все школы страны



Директор совхоза имени Ленина (Московская область) Павел ГРУДИНИН рассказал о построенной несколько лет назад в этом хозяйстве школе, которая по праву может считаться одной из лучших не только в нашей стране, но и в Европе, и поделился своими мыслями о том, что нужно изменить в нашей системе образования, чтобы двигаться вперёд.

Понимая, что будущее страны — в детях, и решив построить у себя в посёлке передовую школу, коллектив совхоза имени Ленина обратился к опыту Англии и Финляндии. Павел Грудинин считает, что главным в проектировании и организации образовательного пространства является учитель. Он также убеждён в том, что если мы хотим воспитать граждан с конкурентным и критическим мышлением, бюрократизацию из образования нужно убрать. Должна уйти из школы и политическая пропаганда. А то доходит до абсурда: в каждом кабинете висит портрет губернатора, а потом дети видят, как этого губернатора сажают, как, например, случилось недавно в Пензенской области. И, конечно, никаких учителей в избирательных комиссиях быть не должно, потому что они превращаются просто в слуг.

Поднял вопрос П. Грудинин и о статусе учителя.

«Когда я был депутатом Московской областной думы, мне довелось в составе делегации побывать в Китае, в провинции Нанкин, где мы встречались с партийным руководством этой области, — рассказал он. — Первое, о чём они нас попросили, — дать им учителей. Они готовы были платить им зарплату тысячу долларов, предоставить полное государственное обеспечение, в том числе и квартиру. Потому что учитель — это главное. В Финляндии 10 процентов лучших выпускников школы идут в учителя».

«Римляне говорили, что у государства три функции: учить, лечить и защищать, — заметил Грудинин. — Нужно, чтобы любой ребёнок имел одинаковый доступ к образованию. А это, естественно, зависит от учительского состава. Почему лучшие учителя уезжают в Москву, в Санкт-Петербург и другие крупные города? Зарплата выше, жить легче, ну и контингент, скажем так, более мотивирован. У нас единая страна, единое образовательное пространство. Почему учитель где-нибудь в Курской области или в Орловской получает в разы меньше, чем, например, учитель в Москве? Это же ненормально».

ЕГЭ, по мнению Грудинина, всё больше лишается той аргументации, на которую педалировали его защитники: дескать, единый госэкзамен расширяет возможности для детей с периферии поступить в столичные вузы. С сокращением бюджетных мест в вузах эта польза ЕГЭ тает.

«Финляндия и другие страны прекрасно обходятся без ЕГЭ. На мой взгляд, его нужно или отменить, или модернизировать», — заявил П. Грудинин.

Школа, построенная в совхозе имени Ленина, обошлась хозяйству приблизительно в 1,9 миллиарда рублей. «Но такими должны быть все школы в России, — убеждён Павел Николаевич. — Это даёт возможность и учителям, и детям развиваться».

Будучи молодым инженером, Павлу Грудинину довелось поработать учителем в Развилковской средней школе: учил ребят с техникой дружить. И из школьных стен они выходили уже с правами трактористов.

«Когда мы с Геннадием Андреевичем обсуждали будущую школу, он поставил задачу: развивать трудовое воспитание», — рассказал Павел Грудинин. И сегодня ученики школы совхоза имени Ленина знакомятся с профессиями агронома, зоотехника и др.

Грудинин полагает, что образовательный процесс нужно рассматривать в триединстве: детский сад, школа и вуз. Сегодня выпускников аграрных вузов нужно с самого начала переучивать, заметил директор совхоза. Они, например, никогда не видели робота, который доит коров. А сегодня это уже реальность. Материальная база учебных заведений должна быть на голову или на две головы выше, чем сейчас. Надо следить за новейшими разработками. К сожалению, сегодня наши студенты могут познакомиться с новейшими технологиями либо в очень хорошем передовом хозяйстве, либо за границей, если им такая возможность представится.

«Мы так и делаем, — говорит Павел Николаевич, — берём молодых агрономов, зоотехников и отправляем в Германию, в Голландию. Там они смотрят, как работают новейшие системы, и приезжают уже готовыми специалистами». Но это ненормально, замечает он. Отсталые технологии — проблема России. А нам нужно срочно, как не раз отмечал Г. Зюганов, делать прорыв. Прорыв во всём: в совершенно ином уровне финансирования образовательных учреждений, в более высокой зарплате учителей, в совершенно других подходах к питанию.

Система контрактных закупок, где главным является минимум цены, приводит к тому, что покупают самое некачественное. При таком подходе у детей не может быть хорошим здоровье, считает П. Грудинин. «Когда-то в советское время мы со своей фермы поставляли в школу парное молоко, — вспомнил он. — Попробуйте сейчас это сделать. То же самое с мясом, с овощами. Сейчас это невозможно. Законы приняты как будто хорошие, а на самом деле издевательство получается. Поэтому и свежие яблоки в школу привезти можно только в качестве благотворительности. А нужно сделать так, чтобы всё, что произведено в России самое качественное, попадало именно в школу. Но самое качественное — это не самое дешёвое».

«Наша задача — обеспечить будущее России, — подытожил П. Грудинин. — Будущее России — это здоровые, умные, красивые дети. — И радушно улыбнулся: — Если вы хотите их увидеть, приезжайте в совхоз имени Ленина!»

Геннадий Зюганов присоединился к этому приглашению: «Приезжайте, чтобы своими глазами увидеть то, что называется «зоной социального оптимизма», где всё создано руками тружеников совхоза. У государства хозяйство не берёт ни копейки. При этом зарплате его рядовых работников — 100 тысяч рублей — могли бы позавидовать аграрии любого российского региона. Да и не только аграрии, но и подавляющее большинство граждан».

Совхоз имени Ленина — продукт того закона, который в своё время был разработан КПРФ совместно с правительством Примакова — Маслюкова. «Это народное предприятие, где соединяется талантливое предпринимательство с современными технологиями и заботой о гражданах», — представил его лидер КПРФ.

«Таких предприятий образовалось почти две сотни, — заметил Геннадий Андреевич. — Но олигархии, которая сегодня пьёт соки из страны, это жутко не понравилось. Ей не понравилось, что там люди трудятся, получают большую зарплату, там строятся школы и сады, там невозможно просто так отнять и перегнать деньги куда угодно, там коллектив дружно принимает решение.

В Ленинском районе Московской области было 15 крупных предприятий, уцелело одно, остальные поделили на паи, продали, и сейчас их железобетонные руины стоят в бурьяне.

Третий год подряд отбиваем от очередных рейдеров совхоз имени Ленина, образцовое, лучшее, уникальное предприятие. Привезли туда журналистов со всего света и сказали: посмотрите. Сняли великолепный фильм, который показали в Китае, на Кубе, в Белоруссии. Но российское телевидение не желает его показывать. И разбой продолжается. Наняли тех, кто в погонах, всяких сыщиков и очередных рейдеров-бандитов. 700 с лишним судов прошло. Не можем отбиться».

«Те, кто душил страну в 1990-е, сидят и в «эфирах», и в Кремле, и финансово-экономический блок правительства каким был, таким и остался. Они пытаются всё вернуть на старые рельсы, а для страны и для всех нас — это крах, это недопустимо», — заявил Г. Зюганов.

Лидер КПРФ обратился ко всем гражданам страны с призывом активно бороться и защищать все коллективы, особенно народные, трудовые, производственные, без которых Россия не выберется из кризиса и где можно создавать хорошую социальную базу.

Хороший пример

Социальная программа успешно реализуется в третьем по числу жителей после Москвы и Питера городе России — Новосибирске, где мэром коммунист Анатолий Локоть. 50 с лишним социальных объектов построено. Образованию в наукограде уделяют особое внимание. Об этом — в выступлении заместителя мэра Новосибирска Артёма СКАТОВА:

«Тема, к которой мы обращаемся сегодня, во многом центральная, она затрагивает интересы миллионов жителей страны. Сегодня производство становится всё более наукоёмким и технологичным. И собственные технологии могут обеспечить прежде всего качественное образование и повсеместная культура образованности. Доступное, качественное, разностороннее образование — это шанс для каждого ребёнка раскрыть и развить свой потенциал. Элитарность качественного образования — путь к тому, что очень скоро страна будет лишена многих талантливых хирургов, инженеров, конструкторов, физиков, биологов.

Я представляю здесь Новосибирск. В 1912 году наш город стал первым в стране, где было введено всеобщее начальное образование. Сегодня система дошкольного образования и среднего образования в Новосибирске — это более 500 учреждений и 287 тысяч обучающихся. Новосибирск — город высокого научного и интеллектуального потенциала, знаменитый своим Академгородком, у нас сконцентрированы научные институты и кадры, это одни из лучших университетов и школ страны.

В Новосибирске полным ходом идёт реализация масштабной программы «Академгородок-2». Её ядро — это несколько десятков инновационных и внедренческих проектов, центральная роль в них отводится людям высокого интеллекта, работающим над сложнейшими задачами современности. И поддержать такой запрос мы можем, лишь готовя такие кадры ещё в школах. У новосибирских образовательных учреждений тесная связь с научно-исследовательскими институтами города, и со своей стороны мы всячески поддерживаем и культивируем интерес школьников к исследовательской, изобретательской деятельности.

Запрос многих школьников и родителей — это более глубокое изучение предметов, нежели предусмотрено школьной программой, поэтому сегодня в новосибирских школах действуют почти 200 специализированных и более 500 профильных классов, и более 1000 классов с углублённым изучением отдельных предметов. Открыт первый центр политехнического обучения, оснащённый высокотехнологичным оборудованием со стандартными программами подготовки квалифицированных рабочих и служащих. На базе ряда лицеев и гимназий внедрена модель освоения предметной области технологий.

В топ-100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников вошли три образовательных учреждения Новосибирска, восемь входят в топ-300 лучших школ страны по числу выпускников, поступивших в ведущие вузы в России.

Однако, как, наверное, любой город страны, мы имеем свои трудности и стремимся с ними справляться. Мы ставим высокую планку строительства образовательных учреждений. Таких темпов не было в советское время: за семь предшествующих лет, именно столько возглавляет город Новосибирск Анатолий Евгеньевич Локоть, мы реконструировали 50 детских садов, 11 — только в прошлом году. Но, несмотря на такой во многом уникальный для городов-миллионников темп, проблема очередей на места в детских садах пока ещё не решена в полном объёме. За тот же отрезок времени в городе построено 16 школ, однако, к сожалению, и этого недостаточно. Идёт постоянно прирост школьников на 7—9 тысяч ежегодно, и вопрос ввода новых школьных мест всё ещё остро стоит. Порядка 40% школьников Новосибирска сегодня обучаются во вторую смену, и поэтому для нас крайне важно, чтобы на государственном уровне сохранились действующие программы по строительству школ и детских садов и объём финансирования как минимум не снижался.

Важной и сложной остаётся проблема педагогических кадров. В новосибирских учреждениях образования работают более 19 тысяч педагогов. Их заработная плата соответствует значениям, заложенным в указах президента, — это 32 тысячи рублей, но вряд ли можно назвать её конкурентоспособной на местном рынке труда. Ведь в регионах сложнее привлекать молодых педагогов, ежегодно в наши школы приходят всего порядка 300 человек. На местном уровне есть формы поддержки и стимулирования молодых учителей, но нужно признать, что молодёжь не видит для себя перспективы достойного заработка в государственных и муниципальных учреждениях образования, а объём ответственности несопоставим. И это не единственная проблема. Учителя жалуются на возрастающие нагрузки, на обилие бумажной работы, которая душит, отнимает бездну времени, отбивает желание посвящать себя профессии. Это общероссийская тенденция. Если ситуацию не изменить, мы постоянно будем испытывать дефицит педагогов, а в итоге пострадает качество образования.

В 2020 году сферу образования ознаменовали два радикальных нововведения. Первое — это дистанционное обучение. Это вынужденное обстоятельство стало испытанием для отрасли. Учителя перестраивали свои программы, внедряли цифровые технологии, искали новые формы подачи материалов. Представления о массовом дистанционном обучении, к которому мы считали себя подготовленными, в реальности не подтвердились: потребовалось обновление технического оборудования ряда школ и вообще подходов. Наверное, мы справились, это подтвердили итоги выпускных экзаменов, которые значительно превзошли результаты 2019 года. Новосибирские выпускники получили по ЕГЭ 133 стобалльные оценки, один из школьников сдал три предмета на высший балл. К слову, в истории Новосибирска это уже не первый случай.

Второе новшество — горячее питание для всей начальной школы, введённое с 1 сентября 2020 года. Выполнить эту задачу качественно и в срок во многом помогла предшествующая работа. Дети проводят в школе много времени, и на состояние их здоровья во многом влияет питание. Из года в год мы работали над повышением качества школьного питания и поэтапно обновляли пищеблоки школ, на протяжении трёх лет выделяли средства на лабораторные исследования сырья, которое поставляется в учреждения образования. За последние годы удалось ограничить деятельность около 20 недобросовестных компаний, которые поставляли некачественные продукты в школы.

Мы готовы делиться опытом Новосибирска и участвовать в выработке решений на государственном уровне».

Караван идёт

Константин СЁМИН, журналист, блоге р, два года назад снял документальный фильм «Последний звонок», рассказывающий о развале российского образования. «С тех пор, к сожалению, изменилось очень мало, — говорит он. — Караван продолжает движение в прежнем направлении».

Путь «реформаторского каравана» прослеживается, по мнению К. Сёмина, и в назначении временно исполняющим обязанности ректора Московского физико-технического института, ведущего технического вуза страны, Дмитрия Ливанова, отставки которого с поста министра образования и науки РФ за разрушительные решения в своё время добивалась КПРФ, и в закрытии, якобы на ремонт, школы памяти В.И. Ленина в Горках Ленинских. «К 22 апреля 2021 года по поручению Дмитрия Медведева эта школа, этот исток всего нашего образования, должна была быть отремонтирована», — заметил журналист. Но до сих не готова даже проектная документация.

В фильме «Последний звонок» показано, как в Брянской области детей после «оптимизации» школ рассовывали по крупным районным образовательным учреждениям. Они вынуждены были вставать в пять-шесть утра для того, чтобы за 30—40 километров их довезли на автобусах до новых переполненных школ. Точно так же рассовали учеников из Горок Ленинских по соседним школам. В этой маленькой истории, как в капле воды, отражается ситуация в целом, считает К. Сёмин.

«Реформы» образования, запущенные либералами в нашей стране, имеют своей целью одну простую вещь — превратить Россию в рынок труда для открытых границ мировой экономики, — подчеркнул выступавший. — Деградация образования неотрывно связана с тем социально-экономическим укладом, который восторжествовал в нашей стране. Его насильственно пытаются законсервировать все эти наши традиционалисты-консерваторы снаружи и неолибералы внутри, которые будут продолжать игнорировать всё, что говорится здесь, до тех пор, пока наши голоса не сольются в один мощный голос, который уже нельзя будет проигнорировать».

Геннадий Зюганов на правах председательствующего дополнил:

«Мы не просто сопротивляемся, мы имеем уже уникальный опыт и победы. Жорес Иванович Алфёров был в «партии власти», пришёл ко мне и говорит: хочу к вам перейти. Я говорю: вы знаете, в каком мы положении? Меня трёхсотый раз судят, каждый день угрожают. Вы понимаете, куда идёте? Он говорит: понимаю, но в «Единой России» все говорят за науку и образование, а голосуют против. Я не могу там. И он пришёл в нашу фракцию и 20 лет работал. Мы вместе с ним в Ленинграде создали лучшие учебные заведения в мире: талантливые ребята, школа, высшая школа, Академия наук и опытно-конструкторское производство. В этом проекте участвовали многие крупнейшие иностранные учёные. Мы с ним отстояли Сибирское отделение Российской академии наук в Новосибирске, где 92 института. И сейчас её возглавляет член КПРФ В. Пармон, а раньше возглавлял член КПРФ академик В. Коптюг, с которым готовили все программные документы.

Поэтому я вас настойчиво призываю бороться, бороться грамотно и профессионально. Сейчас маятник пошёл влево, его никто не остановит, никто, и поэтому максимальная сплочённость народно-патриотических и левых сил — залог того, что мы без драки и войны выйдем из этой ситуации».

От имени Конгресса работников образования, науки, культуры и техники выступили его сопредседатель Анатолий МИРОНОВ и доцент, кандидат психологических наук Елена КЛИМОВА из Калуги, которые рассказали о недавно прошедшей восьмой сессии конгресса, где обсуждались те положения, которые вошли в проект резолюции и рекомендаций нынешних парламентских слушаний и были горячо поддержаны участниками этого общественного движения. Елена Климова также обратила внимание участников форума на увеличение безнадзорности и рост преступности среди детей и подростков и от лица конгресса потребовала от министерства просвещения срочно вернуть в школу бесплатную продлёнку и пресечь коммерциализацию дополнительного образования.

Подгонка под ответ

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Михаил ЛЕВИЦКИЙ отметил: «Базисом формирования человеческого капитала является общее образование, которое по известной цепочке «школа — профессиональное образование — высокотехнологичные рабочие места» обеспечивает его приращение. А качество школьного образования, общеизвестно, зависит от развития системы педагогического образования».

По инициативе Российской академии образования подготовлена стратегия непрерывного развития педагогического образования до 2030 года, которая неоднократно рассматривалась на важных площадках и совсем недавно — на заседании нескольких экспертных советов комитета Госдумы по образованию и науке.

Достаточно ли готовится учителей сегодня в нашей стране? «Парадоксальным является то, что здесь будет два ответа и оба правильных», — заметил М. Левицкий. Если взять совокупный выпуск всех вузов, которые готовят педагогов, то в 2019/20 учебном году он составил чуть более 92 тысяч человек. Сюда же надо ещё добавить 37 тысяч специалистов со средним педагогическим образованием.

Если сопоставить эти цифры с общим числом учителей в России, что немногим более одного миллиона человек, то получится, что ежегодно педагогов готовится примерно 10% от всей численности учителей в России. Учитывая заявки регионов, выходит, что учителей вроде бы достаточно.

«Но если отойти от средней температуры по больнице, то станет совершенно очевидно, что педагогов не хватает, — подчеркнул В. Левицкий. — В ряде регионов их не хватает остро. По некоторым специальностям — катастрофически». Главная проблема, считает учёный, — в низкой оплате труда.

По его мнению, расходы федерального бюджета на подготовку педагогических кадров с целью возмещения потребности в них школ в условиях действующей ныне системы оплаты труда неэффективны. Специалисты готовятся, но в школу они не приходят.

Для того чтобы казённые деньги расходовались рационально, необходимы оперативные меры по реформированию системы оплаты труда, полагает М. Левицкий. Сейчас, заметил он, расчёты потребности в кадрах ведутся с подгонкой под ответ, а ответом является средняя заработная плата по экономике конкретного региона. Хотя совершенно очевидно, что расчёт должен производиться через затраты труда, где норма — 18 часов на ставку учителя-предметника.

Образованию — бюджет развития

Депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам, почётный работник общего образования РФ Вера ГАНЗЯ:

«С тем бюджетом, что мы сегодня имеем, поправить ничего, в том числе и в образовании, нельзя. Фракция КПРФ предложила бюджет развития, который предусматривает в два раза увеличение доходной части. Вот в нём и можно изыскать средства на развитие образования. Деньги есть. В Фонде национального благосостояния — 13,5 трлн рублей. Но ему ищут другое применение.

Размер государственного долга — 23,5 трлн рублей, что составляет 20% от ВВП. Его обслуживание с каждым годом становится всё дороже. Если в 2021 году на это будет потрачено 1,2 трлн рублей, то в 2023-м — уже 1,6 трлн рублей. Имея деньги в карманах, мы берём в долг, а потом платим гигантские проценты.

2,5 трлн рублей приходится на внутренний долг регионов и 387 млрд рублей — на внутренний долг муниципалитетов. При этом заработная плата педагогов идёт из регионального бюджета, а все текущие расходы, в том числе ремонт школ, оплачиваются из местного и муниципального бюджетов. Можно с такими долгами развивать образование? Нет. В то время как наш бюджет, бюджет развития, даёт возможность это делать.

Почему педагоги сегодня вынуждены «пахать» на две ставки? Да потому, что введено нормативное подушевое финансирование. Расходы на образование не только не увеличиваются, но и к 2023 году снижаются с нынешних 4% от ВВП до 3,6%. Эти цифры показывают, как наше государство относится к образованию. В малокомплектных школах все деньги, выделяемые в качестве субвенций на учебные расходы, уходят на приобретение учебников. Больше ничего не остаётся, ни одной копейки.

Что касается заработной платы, деньги просто перекидываются из одной статьи в другую: повышается оклад, но уменьшается стимулирующая часть заработной платы. А фонд оплаты труда как был, так и остался. Его никто не менял с 2014 года. Это недопустимо.

Чтобы сэкономить на образовании и сохранить финансирование школ, их «оптимизируют», а попросту закрывают. С 2000 по 2019 год закрыты 23 тысячи сельских школ и 5 тысяч городских. Мы настаиваем на включении в государственную программу строительства новых школ реконструкцию и капитальный ремонт действующих школ».

Назад в будущее

«Российское образование формировалось гениями, и улучшить его дилетанты не могут», — считает доктор физико-математических наук, профессор, вице-президент Российской академии естественных наук Георгий ФУРСЕЙ. По его мнению, «для того чтобы поднять наше образование, нам нужно вернуться к этому гениальному опыту нашего прошлого, назад в будущее»: в разы повысить финансирование образования и науки, устранить болонскую и воссоздать трёхступенчатую систему, перейти к пятибалльной системе, ввести экзамен на всех этапах обучения, сделать образование предметным фундаментальным и, конечно, беплатным, поскольку дело это государственное.

Учёный также затронул вопрос цифрового обучения. «Настоящий период характеризуется цивилизационным взрывом, где важнейшим является гигантский скачок в информационном поле», — заметил он. Он привлёк внимание участников слушаний к событию, произошедшему 4 декабря 2020 года, когда Китай продемонстрировал квантовое превосходство: за две с половиной минуты квантовый компьютер сумел решить задачу, которая потребовала бы решения на обычном суперкомпьютере за два с половиной миллиарда лет. Этот прорыв кардинально влияет на стратегию и тактику развития всех областей человеческой деятельности и, безусловно, на развитие образования и науки.

«Но образование — вещь очень консервативная. Оно не может быть заменено формальной логикой, как предлагается, и передано на попечение машин. Сознание, мозг человека на протяжении веков остаются практически неизменными, и предложение реформаторов, что какими-то техническими новациями можно осуществить прорыв в обу-чении, является ошибочным», — убеждён Г. Фурсей.

Юрист Елена ЧЕКАН, председатель Общественного движения «Родители Москвы» Илона МЕНЬКОВА и представитель организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Иван ВАГАНОВ затронули проблему цифрового образования.

Игнорируя мнение научной и родительской общественности, в угоду IT-бизнесу принимаются законы, целью которых является погружение участников образовательного процесса в цифровую среду, подчеркнула Е. Чекан. Постановлением правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года № 2040 был запущен эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Хотя эксперимент начался гораздо раньше: когда без разработанных СанПиНов, без должного мониторирования безопасности здоровья детей были запущены проекты МЭШ и РЭШ — московская и российская электронные школы.

При этом медики предупреждают: гаджеты являются источником электромагнитного излучения, которое вызывает раковые опухоли, нарушения репродуктивной, сердечно-сосудистой систем, ухудшение зрения и слуха, может наблюдаться когнитивная дисфункция, развитие цифрового слабоумия, особенно страдает нервная система как самая уязвимая часть развивающегося детского организма — возникают хронические депрессии, суицидальные мысли. Плюс ко всему, полагают некоторые педагоги, происходит деградация школьного обучения.

«Родители Москвы» протестуют против допуска в образование коммерческих структур и оголтелого внедрения электронного обучения. Они требуют проведения и обнародования независимой экспертной оценки последствий дистанционного электронного обу-чения и внедряемых цифровых образовательных технологий. Целесообразно, считают участники движения, разработать план взаимодействия организаций, принимающих решение о внедрении цифровой образовательной среды, для устранения противоречий во взглядах с родительской общественностью и создать при правительстве РФ постоянно действующую комиссию из профильных специалистов и представителей родительской общественности для решения широкого спектра проблем в сфере образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.049 с.)