Луганской Народной Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Луганской Народной Республики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное учреждение дополнительного образования

Луганской Народной Республики

«Республиканский центр научно-технического творчества»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

(мастер–класс)

 

Подготовила:

Бачевская Татьяна Владимировна

Практический психолог

ГУДО ЛНР «РЦНТТ»

Луганск

2020
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

· знакомство педагогов с теорией синдрома профессионального выгорания и причинами его возникновения;

· развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

· обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения;

· развитие групповой сплоченности педагогического коллектива;

· снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Материалы и оборудование: бумага, ручки, маркеры, листы бумаги, стикеры, сборник мелодий для релаксации.

 

I. Вводный блок

Приветствие.

Здравствуйте дорогие участники мастер-класса! Я рада сегодня вас видеть на нашей встрече. Давайте поприветствуем друг друга следующим способом.

2. Игра-разминка "Имя по-японски»

Все участники садятся в круг. Каждый педагог получает цветок на котором записывает свое имя в соответствии с буквами японского алфавита. Затем участники представляются группе.

А-ка Б-зу В-ру Г-жи Д-тэ Е-ку Ж-су З-з И-ки К-мэ Л-та М-рин Н-то О-мо П-но Р-ши С-ари Т-чи У-до Ф-лу Х-ри Ц-ми Ч-кэ Ш,Щ-хи Ь,Ъ,Ы-зук Э- мэй Ю-фу Я-на.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками), проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь с собственными детьми приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием этого может стать проявление синдрома эмоционального и профессионального «выгорания».

Задача нашего семинара – ответить на вопрос: «Почему это происходит? Как предотвратить надвигающийся синдром выгорания?» Прежде чем дать определение, что же такое профессиональное выгорание, давайте разберемся, какое место в нашей жизни занимает профессиональная и личная составляющие.

 

1. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Оборудование: листы бумаги, карандаши, ручки.

Преподавателям предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время, находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение.

Анализ работы:

¾ Есть ли различия?

¾ В чем они заключаются?

¾ Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому?

По результатам упражнения приоритетным направлением является профессиональная деятельность, на которую тратится большая часть психической энергии. Это и является непосредственной причиной, приводящей к синдрому профессионального выгорания.

 

II. Теоретический блок

П рофессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

 

Синдром профессионального «выгорания», это процесс, развивающийся во времени. Начало «выгорания» лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и «выгоранию» работающего человека.

Профессиональное «выгорание» это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

 Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы.

III. Диагностический блок

Автор: Водопьянова Н. Е.

    

Предлагаем Вам пройти короткий тест для выявления синдрома профессионального сгорания и определения степени его выраженности. Обработку результатов теста можно предложить участникам мастер-класса самостоятельно под руководством ведущего. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция «0» - никогда, «1»- очень редко, «2» - редко, «3» - иногда, «4» - часто, «5» - очень часто, «6» - ежедневно.

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

3. Я чувствую себя уставшим, когда встаю утром и должен идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои партнеры по работе, и использую это в интересах дела.

5. Я общаюсь по работе формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести время общения до минимума.

6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально приподнятым.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение тех, кто со мной работает.

10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению к людям по работе.

11. Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют.

12. У меня много планов на будущее, я верю в их осуществление.

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что раньше меня радовало

15. Бывает, что мне действительно безразлично происходящее с некоторыми моими коллегами по работе.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с теми, с кем приходиться сталкиваться по работе.

18. Я легко общаюсь с родственниками и с теми, с кем сталкиваюсь по работе, независимо от их социального статуса и характера.

19. Я многое успеваю сделать за день.

20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

21. Я многого еще смогу достичь в своей жизни.

22. Партнеры по работе, как правило, неблагодарные люди.

 

№ п/п Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Ежедневно
1. 0 1 2 3 4 5 6
2. 0 1 2 3 4 5 6
3. 0 1 2 3 4 5 6
4. 0 1 2 3 4 5 6
5. 0 1 2 3 4 5 6
6. 0 1 2 3 4 5 6
7. 0 1 2 3 4 5 6
8. 0 1 2 3 4 5 6
9. 0 1 2 3 4 5 6
10. 0 1 2 3 4 5 6
11. 0 1 2 3 4 5 6
12. 0 1 2 3 4 5 6
13. 0 1 2 3 4 5 6
14. 0 1 2 3 4 5 6
15. 0 1 2 3 4 5 6
16. 0 1 2 3 4 5 6
17. 0 1 2 3 4 5 6
18. 0 1 2 3 4 5 6
19. 0 1 2 3 4 5 6
20. 0 1 2 3 4 5 6
21 0 1 2 3 4 5 6
22. 0 1 2 3 4 5 6
23. 0 1 2 3 4 5 6

 

Данный тест определяет синдром эмоционального сгорания по трем основным показателям: эмоциональное истощение, личностная отстраненность и утрата эффективности. Каждому показателю соответствует номер утверждения, а сумма свидетельствует о степени его выраженности.

Для подсчета значений показателей сложите цифры согласно вашим ответам в таблице 1. (максимальная сумма баллов дана для проверки числового результата):

 

Показатели синдрома сгорания Номер утверждения Максимальная сумма баллов
Истощение 1,2,3, 6,8,13,14,16,20 54
Личностная отстраненность 5,10,11,15,22 30
Утрата эффективности 4,7,9,12,17,18,19,21 48

6 - отмечен обратный вопрос, который рассчитывается в обратном порядке и, таким образом, ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению.

Степень выраженности показателей эмоционального сгорания (таблица 2)

Показатели синдрома сгорания Низкий ур. Средний ур. Высокий ур.
Истощение 0-15 16-24 25 и больше
Личностная отстраненность 0-5 6-10 11 и больше
Утрата эффективности 37 и больше 36-31 30 и меньше

 

Анализ результатов

Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома сгорания, средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что, к сожалению, он сформирован.

1) Первый показатель выгорания – эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

2) Вторым показатель является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительного, ни отрицательного.

3) Третьим показателем является ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворенность работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

IV. Практический блок

Упражнение «Креативность»

Цель: раскрепощение участников, развитие гибкости, оригинальности, беглости мышления, воображения.

Оборудование: мяч.

Участники сидят по кругу. У психолога в руках мяч.

Инструкция: Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем мяч – называем какой-либо цвет, а когда ловим – объект такого цвета. Будем внимательны и постараемся не повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе.

Упражнение «Аккумулятор»

Упражнение «Стряхни»

Цель: снятие мышечных зажимов, нормализация самочувствия.

Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось». А кто-то может сказать себе: «Я не такой способный, как другие. Зачем я буду зря стараться?»

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Затем отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом, какие-нибудь звуки.

Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Обратная связь:

¾ Как изменилось ваше самочувствие после выполнения задания?

Упражнение «Состояния»

Цель: развитие способности понимания состояний и отношений людей.

Цель: развитие способности осознавать и вербализировать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Говорят, что японские дети различают несколько десятков оттенков черного цвета и около трехсот красного, так как знают их названия. Аналогично: расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить свои возможности идентификации этих состояний.

Участники сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас каждый из нас подумает о том, какого он(она) сейчас цвета. Давайте только подумаем об этом, и ничего не будем говорить. Теперь пусть каждый обратит внимание на своего соседа слева и постарается понять, какого он(она) сейчас цвета, с вашей точки зрения. Подождем, пока все это сделают, а затем кто-нибудь из нас первым скажет своему соседу слева какого он, его сосед, сейчас цвета, а также пояснит, почему он так решил. Потом тот, кто только что выслушал впечатление о себе, выскажет свои впечатления своему соседу и т. д. по кругу. После того как круг замкнется, каждый скажет тот цвет, который он для себя выбрал в начале упражнения.

 

V. Подведение итогов

Подводя итог, хочу сказать, чтобы не стать жертвой выгорания, меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

А соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что педагог находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания).

2. Использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы).

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию).

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.).

5. Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания).

6. Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).

7. Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания).

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Благодарю вас за занятие!

VI. Обратная связь

Прошу вас на стикерах написать две-три ассоциации, возникшие у вас после сегодняшней встречи. Желающие могут высказать свои ощущения.

 

Заключение

Наибольшая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего самому педагогу. Соблюдая рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.


Литература

 

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.

2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 162 с.

3. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.

4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.

5. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.

6. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8, С. 84-89.

7. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64.

8. Психогимнастика в тренинге // Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», 2002. – 256 с.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное учреждение дополнительного образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.049 с.)