Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Луганской Народной РеспубликиСтр 1 из 5Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное учреждение дополнительного образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр научно-технического творчества»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов (мастер–класс)
Подготовила: Бачевская Татьяна Владимировна Практический психолог ГУДО ЛНР «РЦНТТ» Луганск 2020 Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения. Задачи: · знакомство педагогов с теорией синдрома профессионального выгорания и причинами его возникновения; · развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации; · обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения; · развитие групповой сплоченности педагогического коллектива; · снижение уровня эмоционального выгорания педагогов. Материалы и оборудование: бумага, ручки, маркеры, листы бумаги, стикеры, сборник мелодий для релаксации.
I. Вводный блок Приветствие. Здравствуйте дорогие участники мастер-класса! Я рада сегодня вас видеть на нашей встрече. Давайте поприветствуем друг друга следующим способом. 2. Игра-разминка "Имя по-японски» Все участники садятся в круг. Каждый педагог получает цветок на котором записывает свое имя в соответствии с буквами японского алфавита. Затем участники представляются группе. А-ка Б-зу В-ру Г-жи Д-тэ Е-ку Ж-су З-з И-ки К-мэ Л-та М-рин Н-то О-мо П-но Р-ши С-ари Т-чи У-до Ф-лу Х-ри Ц-ми Ч-кэ Ш,Щ-хи Ь,Ъ,Ы-зук Э- мэй Ю-фу Я-на. В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками), проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь с собственными детьми приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием этого может стать проявление синдрома эмоционального и профессионального «выгорания».
Задача нашего семинара – ответить на вопрос: «Почему это происходит? Как предотвратить надвигающийся синдром выгорания?» Прежде чем дать определение, что же такое профессиональное выгорание, давайте разберемся, какое место в нашей жизни занимает профессиональная и личная составляющие.
1. Упражнение «Баланс реальный и желательный» Оборудование: листы бумаги, карандаши, ручки. Преподавателям предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время, находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение. Анализ работы: ¾ Есть ли различия? ¾ В чем они заключаются? ¾ Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? По результатам упражнения приоритетным направлением является профессиональная деятельность, на которую тратится большая часть психической энергии. Это и является непосредственной причиной, приводящей к синдрому профессионального выгорания.
II. Теоретический блок П рофессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального «выгорания», это процесс, развивающийся во времени. Начало «выгорания» лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и «выгоранию» работающего человека.
Профессиональное «выгорание» это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы. III. Диагностический блок Автор: Водопьянова Н. Е.
Предлагаем Вам пройти короткий тест для выявления синдрома профессионального сгорания и определения степени его выраженности. Обработку результатов теста можно предложить участникам мастер-класса самостоятельно под руководством ведущего. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция «0» - никогда, «1»- очень редко, «2» - редко, «3» - иногда, «4» - часто, «5» - очень часто, «6» - ежедневно. Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы. 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. 2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон. 3. Я чувствую себя уставшим, когда встаю утром и должен идти на работу. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои партнеры по работе, и использую это в интересах дела. 5. Я общаюсь по работе формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести время общения до минимума. 6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально приподнятым. 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях. 8. Я чувствую угнетенность и апатию. 9. Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение тех, кто со мной работает. 10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению к людям по работе. 11. Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют. 12. У меня много планов на будущее, я верю в их осуществление. 13. Я испытываю все больше жизненных разочарований. 14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что раньше меня радовало 15. Бывает, что мне действительно безразлично происходящее с некоторыми моими коллегами по работе. 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с теми, с кем приходиться сталкиваться по работе. 18. Я легко общаюсь с родственниками и с теми, с кем сталкиваюсь по работе, независимо от их социального статуса и характера. 19. Я многое успеваю сделать за день. 20. Я чувствую себя на пределе возможностей. 21. Я многого еще смогу достичь в своей жизни. 22. Партнеры по работе, как правило, неблагодарные люди.
Данный тест определяет синдром эмоционального сгорания по трем основным показателям: эмоциональное истощение, личностная отстраненность и утрата эффективности. Каждому показателю соответствует номер утверждения, а сумма свидетельствует о степени его выраженности. Для подсчета значений показателей сложите цифры согласно вашим ответам в таблице 1. (максимальная сумма баллов дана для проверки числового результата):
6 - отмечен обратный вопрос, который рассчитывается в обратном порядке и, таким образом, ответ «ежедневно» соответствует нулевому значению. Степень выраженности показателей эмоционального сгорания (таблица 2)
Анализ результатов Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома сгорания, средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что, к сожалению, он сформирован. 1) Первый показатель выгорания – эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска. 2) Вторым показатель является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительного, ни отрицательного. 3) Третьим показателем является ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворенность работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность. IV. Практический блок Упражнение «Креативность» Цель: раскрепощение участников, развитие гибкости, оригинальности, беглости мышления, воображения.
Оборудование: мяч. Участники сидят по кругу. У психолога в руках мяч. Инструкция: Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем мяч – называем какой-либо цвет, а когда ловим – объект такого цвета. Будем внимательны и постараемся не повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе. Упражнение «Аккумулятор» Упражнение «Стряхни» Цель: снятие мышечных зажимов, нормализация самочувствия. Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось». А кто-то может сказать себе: «Я не такой способный, как другие. Зачем я буду зря стараться?» Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Затем отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом, какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. Обратная связь: ¾ Как изменилось ваше самочувствие после выполнения задания? Упражнение «Состояния» Цель: развитие способности понимания состояний и отношений людей. Цель: развитие способности осознавать и вербализировать свое состояние, находить слова для его обозначения. Говорят, что японские дети различают несколько десятков оттенков черного цвета и около трехсот красного, так как знают их названия. Аналогично: расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить свои возможности идентификации этих состояний. Участники сидят в кругу. Инструкция: Сейчас каждый из нас подумает о том, какого он(она) сейчас цвета. Давайте только подумаем об этом, и ничего не будем говорить. Теперь пусть каждый обратит внимание на своего соседа слева и постарается понять, какого он(она) сейчас цвета, с вашей точки зрения. Подождем, пока все это сделают, а затем кто-нибудь из нас первым скажет своему соседу слева какого он, его сосед, сейчас цвета, а также пояснит, почему он так решил. Потом тот, кто только что выслушал впечатление о себе, выскажет свои впечатления своему соседу и т. д. по кругу. После того как круг замкнется, каждый скажет тот цвет, который он для себя выбрал в начале упражнения.
V. Подведение итогов Подводя итог, хочу сказать, чтобы не стать жертвой выгорания, меняйте стиль жизни, меняйтесь сами! А соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что педагог находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания). 2. Использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы). 3. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию). 4. Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.). 5. Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания). 6. Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным). 7. Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания). Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению. Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят. Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”. Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Благодарю вас за занятие! VI. Обратная связь Прошу вас на стикерах написать две-три ассоциации, возникшие у вас после сегодняшней встречи. Желающие могут высказать свои ощущения.
Заключение Наибольшая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего самому педагогу. Соблюдая рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности. Литература
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с. 2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 162 с. 3. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65. 4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101. 5. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с. 6. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8, С. 84-89. 7. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64. 8. Психогимнастика в тренинге // Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», 2002. – 256 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное учреждение дополнительного образования
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.049 с.) |