Восстановление зрительного гнозиса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстановление зрительного гнозиса.



При реабилитации больных со зрительными агнозиями применяют

1. Тренировки зрительного внимания и зрительного вос­приятия.

2. Обучение стратегиям компенсации зрительно-гнос­тических нарушений.

3. Модификацию внешней среды.

1. Тренировки зрительного внимания и зрительного вос­приятия.

Улучшению зрительно-пространственных функций в ранние и средние сроки восстановления после инсульта или тяжелой черепно-мозговой травмы способствуют преж­де всего тренировки зрительного внимания.

Например:

 1) Нахождение центра отрезка прямой линии.

2) Разделение отрезков прямых линий на равные части. Уп­ражнение повторяется с изменением длины отрезка, его пространственного расположения (вертикальное, горизон­тальное, по диагонали) и числа частей, на которое его делят (три, четыре, пять).

3) Обозначение центра круга. Упражнение повторяется для разных геометрических фигур (квадрат, треугольник) и фигур разных размеров

Тренировки зрительно-предметного гнозиса направлены на выделение существенных деталей и закрепление обоб­щенных оптических образов предметов. Применяются сле­дующие задания.

1) Выделение существенных признаков, деталей предъяв­ленного реального предмета или его изображения. Так, например, существенной деталью кружки является ее ручка. Отсутствие этой детали позволяет прийти к выво­ду, что изображен другой предмет (например, стакан). Постепенно переходят от простых к более сложным и стилизованным изображениям.

2) Выбор из набора картинок всех изображений заданно­го объекта (например, чашки, птицы и т.д.) с указа­нием того признака, который для него характерен.

3) Идентификация предмета на двух его изображениях, выполненных в различной манере. У больного спраши­вают, изображен ли на рисунках один и тот же предмет или нет. В случае правильного ответа просят указать иден­тичные детали обоих предметов, описав их назначение. Специалист помогает больному исправить допущенные ошибки и дает соответствующие пояснения.

Тренировки цветового гнозиса направлены на восста­новление у больного ассоциаций между воспринимаемым цветом, его названием и связанными с ним образами и понятиями. Вначале в памяти больного оживляют образы, традиционно ассоциирую­щиеся с представлением о конкретном цвете. Например, при обсуждении красного цвета пациенту предъявляют изображения красной рябины, красного знамени, крас­ного помидора. Каждый рисунок имеет подпись, на ко­торой название соответствующего цвета выделено круп­ным шрифтом. Аналогичным образом, понятие зеленого цвета ассоциируют с изображениями зеленой ели, зеле­ной травы, зеленого лука и т.д. Подчеркивают, что все эти предметы одного цвета. Далее обсуждают тему ярко­сти, насыщенности и оттенков цветов. Обращают внима­ние на понятия темный, темнее, светлый, светлее, сочный, бледныйи т.д.После этого больному предлагают такие задания, как:

1) Раскрасить контурные изображения ранее предъявлен­ных предметов, вначале по образцу, а затем по памяти.

2) Указать заданные цвета на разноцветных изображени­ях предметов и геометрических фигур.

3) Расположить вырезанные из бумаги квадратики опре­деленного цвета в порядке возрастания его насыщен­ности (от более светлых к более темным оттенкам).

Тренировки оптико-пространственных функций. Выше­перечисленные задания могут быть дополнены компью­терными упражнениями, например Часы

На экране демонстрируют циферблат часов и просят установить их стрелки так, чтобы часы показывали задан­ное время. Перевод стрелок осуществляется при помощи клавиш компьютера. При оценке результата учитывается число правильно выполненных заданий, среднее время выполнения каждого задания и средняя ошибка установ­ления заданного времени в минутах.

Компас

На экране демонстрируют цветную стрелку и располо­женный рядом с ней компас, собственная стрелка кото­рого обозначает север и юг. Больному предлагают выбрать из приведенного списка сторон света (север, северо-вос­ток, восток и др.) то направление, которое указывает цветная стрелка. Учитывается среднее время выполнения задания и средняя ошибка определения направления стрел­ки в градусах.

Тренировки, направленные на улучшение зрительно-мо­торной реакции и координации (компьютерные упражнения).

Мяч

Больному предлагается отражать падающий из верхней части экрана мячик горизонтальной платформой, распо­ложенной в нижней части экрана и управляемой компью­терной мышью.

Отскочив от платформы, мячик поднимается и падает вновь. Через несколько столкновений с платформой движе­ния мячика затухают, и задание считается успешно выпол­ненным. Пролет мячика мимо платформы расценивается как ошибка, на которой выполнение задания останавливают. Упражнение включает несколько подобных заданий, и его результат определяется отношением числа успешных отра­жений мяча к максимально возможному числу удач. Упражнение направлено на тренировку зрительно-про­странственных функций и внимания.

Звездопад

Больному дается задание перемещать фигурку человеч­ка в нижней части экрана таким образом, чтобы поймать как можно больше звезд, падающих из разных точек верх­ней части экрана друг за другом. Учитывается процент пой­манных звезд.

Упражнение направлено на тренировку зрительно-про­странственных функций и внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.216 (0.006 с.)