Звуковой аналитико-синтетический метод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звуковой аналитико-синтетический метод



        

Как же научить читать и писать? Можно ли писать, не умея читать?

Человечество существует более 200 тысяч лет. Всегда у людей была потребность обмениваться информацией, но на заре своего появления первобытный человек не умел ни разговаривать, ни читать, ни писать. Сначала люди объяснялись жестами, гримасами, мимикой, сопровождая это звуками. Определенные звуки в сочетании с определенными жестами начинали восприниматься в племени как понятная всем информация (напр., «Там есть мамонт»). Но это еще нельзя назвать речью, разговором.

С совершенствованием кисти руки люди стали передавать информацию своим соплеменникам, создавая наскальные рисунки (пиктограммы), но это нельзя назвать письменностью или письменной речью.

За тысячи лет у разных племен образовывались определенные совокупности звуков, правильно понимаемые всеми соплеменниками, т.е. слова (напр., некая совокупность звуков обозначала понятие «огонь», другая – «бежать» и т.д.). Так зарождалась устная речь.

Чтобы сохранить, запечатлеть информацию и передать ее потомкам (во времени) и другим людям (на расстояние) люди пытались запечатлеть эти понятия с помощью значков, символов. После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать написанное. Так постепенно у племен появлялась письменность.

У разных племен были разные способы передачи устной речи: на востоке и в Египте значок (иероглиф) мог обозначать не одно понятие, а целую мысль; в Индии значок обозначал несколько звуков произносимого слова. Но в большинстве языков значком – буквой – обозначаются один/два звука из слова. Такое письмо называют звуковым (фонемным).

Таким образом, устная речь появилась раньше письменной. Существуют народности и племена, у которых есть устная форма речи, а письменная отсутствует.

 

    Вопрос для обсуждения: Что представляют из себя ваши мысли? Это образы, картинки? Или вы думаете словами и предложениями?

       Установлено, что человек мыслит «словами». Даже если мы думаем молча, речевой аппарат все равно совершает малозаметные движения – мы как бы проговариваем слова.

 

    Устной речью (говорением и слушанием) человек овладевает в течение нескольких лет с момента рождения, а письменной (чтением и письмом)– только в ходе специального обучения. Т.е. читать (воспринимать, перекодировать в звуки и понимать значение совокупностей этих звуков) и писать (перекодировать звуки произносимого/задуманного слова в значки-буквы) человека специально обучают.

 

    Вопрос для обсуждения:

Произнесите слово «рояль». Из каких звуков оно состоит?

Прочитайте: престидижитатор, ледащий, консьюмеризм. Первый раз читали по слогам? Если да, то подумайте – почему?

 

    Так как русское письмо – звуковое (буквы обозначают звуки речи), то для обучения прочтению записанного печатными буквами слова ребенок должен узнать, какая буква какой звук обозначает, и воспроизводить слитно и последовательно все звуки слова (как в музыке: вижу значок ноты – понимаю, какую клавишу нажать и какой звук она обозначает).

    Для обучения письму (переводу звуков устной речи в значки – буквы) нужно научить ребенка слышать звуки, из которых состоят слова, и последовательно «изображать» эти звуки с помощью букв (как в музыке: композитор «изображает» звучащую в его воображении музыку значками-нотами).

    Таким образом, в основе обучения грамоте лежит формирование умений

 1) разделять на отдельные звуки произносимое слово (анализ, разложение) – чтобы потом вспомнить букву для каждого звука и записать/ «напечатать» его, и

2) опознавать и слитно произносить звуки букв записанного слова (синтез, соединение).

Поэтому основа обучения грамоте – звук, с конкретной буквой знакомим только после подробной работы с «её» звуком/звуками.

 

    Такой метод обучения грамоте (основанный на анализе устной, уже освоенной ребенком речи) называется звуковым аналитико-синтетическим.

 

    В России аналитико-синтетический метод был введен К.Д Ушинским.  Он создал первые учебники для обучения чтению, доказал, что при обучении грамоте нельзя отделять письмо от чтения, в его системе анализ и синтез неотделимы. Метод Ушинского был огромным шагом вперед. В нем преодолен догматизм буквослагательного метода. Потом в период с 1922 по 1935гг. в советской школе применялся метод целых слов, опиравшийся на зрительную память. Советская школа отказалась от метода целых слов и была восстановлена дореволюционная методика Ушинского, но в нее было внесено много нового (метод стал называться «звуковой аналитико-синтетический»).

        



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.006 с.)