Подготовительный период обучения грамоте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительный период обучения грамоте



    Описывая далее работу в 1 классе по обучению грамоте, мы предполагаем, что дети не владеют чтением и письмом, не знают буквы. Если же знают буквы и читают по слогам, то нижеописанная работа может быть проведена в более короткие сроки.

Весь период обучения грамоте делится на 3 периода:

- подготовительный (безбуквенная и буквенная ступень),

- основной (изучается остальной алфавит),

- заключительный (уроки схожи с уроками литературного чтения).

 

Задачи подготовительного периода:

    1) Приобщение детей к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Первоклассники включаются в новую обстановку, усваивают правила поведения, привыкают к режиму, получают первые умения правильно сидеть за партой, поднимать руку, громко, не торопясь отвечать, бережно относиться к тетрадям и книгам, слушать учителя.

    С 2020г. (по решению администрации школы) можно выставлять оценки и задавать домашнее задание (ранее в первом классе это запрещалось).

    2) Усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, развитие речи учащихся (обогащение словаря, составление предложений, рассказов).

3) Письмо: дети знакомятся с правилами посадки, с письменными принадлежностями, разлиновкой тетрадей, формируется понятие о рабочей и нерабочей строке, дети узнают о разных направлениях движения руки,  знакомятся с элементами письменного шрифта.

   

    Тематика уроков чтения (по Азбуке/Букварю)

1) Безбуквенная ступень: Речь устная и письменная. Предложение. Слово. Слог. Ударение. Звуки речи. Гласные звуки. Согласные звуки. Слог-слияние.

2) Буквенная ступень: пять гласных звуков и их буквы (а, о, у, и, ы).

Используем термины: буква гласного, буква согласного.

   

Содержание уроков чтения в подготовительный период

    В этот период все слова и предложения учащимися воспринимаются на слух (учитель их не записывает), идет анализ звучащей речи.

Устная и письменная речь

    Учитель организует беседу (можно по соответствующей странице учебника), после чего спрашивает: Что мы сейчас делали? (Разговаривали.) – Когда мы говорим, это называется речь. Что мы используем, чтобы разговаривать? (Рот.) – Раньше, в старину, рот назывался уста, поэтому такая речь называется устной. Устную речь мы произносим и слышим.

     

    Задание для обсуждения: Приведите фрагмент урока по введению понятия «письменная речь».

        

    - Когда люди создали устную речь (а это было очень давно), они задумались: как же передать что-то важное своим потомкам - внукам, правнукам, и как передать что-то важное в соседнее поселение: ведь далеко каждый раз не поедешь, чтобы что-то рассказать. Что же они придумали? (…).

- Сначала люди стали передавать речь картинками (пиктограммы), но потом придумали специальные значки, чтобы записывать устную речь – буквы. Так появилась письменная речь. Письменную речь мы видим и пишем.

     

    2) Предложение

- Речь можно поделить на части – предложения. Мы говорим предложениями, например: …. Я произнесла предложение. Предложение выражает законченную мысль. Какую мысль выражает такое предложение:…? (…)

- Ира, произнеси свое предложение. (…) –Какую мысль выражает твое предложение? Сережа, теперь ты. (…)

- Предложение можно изобразить вот так: прямоугольник с выходящей вертикальной линией в начале и точкой после. Так показываем, что будем писать первое слово с большой буквы, а в конце предложения ставим точку.

- Сейчас я произнесу предложения. Посчитайте, сколько предложений я произнесла:… Докажите.

    Дальнейшая работа на уроке происходит по соответствующим страницам учебника (Азбуки).

В конце каждого урока подводим итог: что нового узнали?

Слово

    Каждый новый урок по азбуке/букварю начинаем с повторения (актуализации) изученного на предыдущих уроках.

    Для введения понятия «слово» следует составить с детьми рассказ, например, «Как я провел лето».

 - Что мы сейчас произносили, рассказывая о лете? (Предложения.)

- Предложения состоят из слов. Например, в предложении «Я пошел в школу» четыре слова. Какие? (Учитель «прохлопывает» слова.)

- А сколько слов в предложении…? Давайте посчитаем (хлопаем вместе на каждое слово). Назовите каждое слово. (Несколько предложений разбираем.)

- На схеме каждое слово обозначается так:… (линия или прямоугольник).

- Какого слова не хватает в таком предложении: …?

- Есть совсем маленькие слова – их мы тоже считаем («Ученик идет в школу» – 4 слова).

- Добавьте какое-нибудь слово в предложение …

- Давайте изобразим это предложение (составление схем предложений по количеству слов).

    Работа по странице учебника – подбор слов к картинкам, обозначение словами предметов, действий, признаков того, что изображено на картинках (назовите словом цвет рубашки мальчика; каким словом назовем действие мальчика?).

    4) Слог

    Прием «Машина»: В класс приносится игрушечная машина.

- Из скольких частей состоит машина? (Из трех).

- Слово «машина» тоже можно поделить на части: ма-ши-на. Эти части называются слоги. Нельзя сказать, что в машине три слога, в машине кабина, кузов, колеса. Надо сказать: в слове «машина» три слога.

- Давайте поделим на части - слоги слово… (Учитель рубящими движениями или «прохлопывая» показывает деление, произносят всем классом.) Сначала берем двусложные слова, затем трехсложные, потом односложные.

-Сколько слогов в слове? Назовите первый слог? Третий? Второй? Так - несколько слов.

- Чтобы слово распалось на слоги, его можно проскандировать – прокричать, как болельщики на стадионе.  Давайте потренируемся….

- Можно показать, сколько в слове слогов, поделив наше «слово» (прямоугольник/ линию) на части. Давайте начертим схему слова… и покажем, сколько в нем слогов.

    Далее – работа по соответствующей странице учебника.

    Игровые приемы для закрепления навыка деления на слоги:

Игра «Теремок»: На втором этаже живут животные, в названии которых 2 слога, на 3 этаже –животные, в названии которых 3 слога…

Игра «Вагончики»: В первом вагончике поедут животные, в названии которых 2 слога, во 2 – 3 слога, в 3-м – 1 слог.

 Игра «Подари букет»: ро-маш-ка, ва-си-лек…

    Учитель придерживается правила: об одном и том же разными словами.

    Умение делить слово на слоги нужно для дальнейшего обучения переносу слов на письме. Деление, которое получается при скандировании/прохлопывании – это естественное фонетическое деление, ведь слог – это совокупность звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха (ку-сты, у-[с]кий). Такое деление часто не совпадает с изучаемым позднее делением на части для пререноса (кус-ты, уз-кий). Поэтому, хотя и нарушая принцип научности, но придерживаясь ориентации на практическое применение знаний, учитель может допускать различные варианты деления детьми слов на слоги (т.е. правильное фонетическое деление, получающееся при скандировании или прохлопывании: ку-сты, но можно и кус-ты, т.к. при переносе на письме возможно и такое деление).

   

Ударение

    Предлагаем послушать известные детям слова: кошка, домик, теремок, неправильно ставя ударения (кошкА, домИк). Что заметили? (Неправильно произнесли слово.)

    - Верно, я голосом выделила не тот слог, какой нужно. Когда произносим слово «кошка», какой слог выделяем голосом? КО-шка или ко-ШКА?

- В каждом слове есть один ударный слог. Ударный слог произносится сильнее и громче. Мы как бы голосом ударяем этот слог. Потому и называется ударение ударением.

    -Я произнесла слово «доМИК» и «ударила» какой слог? А какой надо было «ударить»? Куда правильно поставить ударение в этом слове? (Произнося слово, учитель каждый раз «дирижирует», показывая ударный слог.)

- Давайте определим, на какой слог падает ударение в слове «школа».

- Для этого слово сначала нужно поделить на слоги: шко-ла, а потом «позвать» слово: шко-о-о –ла (учитель дирижирует слоги, выделяя ударный). На какой слог падает ударение?  В ударном слоге силой голоса выделяется гласный звук [о]. (Так несколько слов.)

- Ударение в слове будем показывать так: наклонной чертой над ударным слогом.

    Сначала даются слова двусложные (с ударением на 1 слог, затем на 2-й), чайка, лиса, затем трехсложные слова, потом односложные.

    -Какой слог ударный в слове…? На какой звук падает ударение?

    -Произнесите ударный слог в слове…? (Делят на слоги, потом «зовут» слово, определяя ударный слог и звук.)

    Далее - работа по странице учебника.

    Дети узнают (если этот материал есть в Азбуке), что ударение может влиять на значение слова (за́мок-замо́к, кружки́-кру́жки, стрелки́-стре́лки, полки́-по́лки, хлопо́к-хло́пок).

 

Звуки речи

- Что слышим вокруг? Какие слышим звуки? (Музыка, скрип двери, звонок, машины…).

-Наша речь тоже состоит из звуков – звуков речи. Например, из каких звуков состоит слово «кот»? Выделим каждый звук: к-к-к-кот. Какой первый звук в слове? К-о-о-от: какой второй звук? Кот-т-т-т: какой последний звук? (Учитель по очереди акцентирует при произношении каждый звук.)

- Из каких звуков состоит слово …? Сколько звуков  в этом слове? (Так несколько

- Назовите второй (третий, последний) звук в слове…

 Гласные и согласные звуки

-  Есть звуки, которые поются, тянутся: к - о -т, а - и -ст, у -с- ы. Это гласные звуки. При произнесении гласного воздух не встречает преград. Давайте проверим: к-о-о-о-т…

    Гласные звуки легко выделить из слов. Какие гласные есть в словах …?

Учитель объясняет артикуляцию звуков, например, [у] произносится с голосом, свободно, выдыхаемый воздух не встречает преград, губы вытягиваются в трубочку, [о]- губы округляются, [и] – губы растягиваются в улыбке, [а]- рот широко открывается.

    - В каждом слоге всегда есть гласный звук. Сколько в слове гласных, столько и слогов; проверим: о-сы. (Для умения делить слова на слоги и переносить на письме эта информация не является необходимой для запоминания, т.к. невозможно отделить слог, в котором не было бы гласного; слово просто не «распадется» на части, в каждой из которых не было бы гласного звука.)

   

    - Все ли звуки в слове можно пропеть? При произношении многих звуков воздух встречает во рту преграду. Такие звуки называют согласными. Какие согласные звуки есть в слове «кот»? Какую преграду встречает воздух при произнесении нами звука [к]? [т]?

    Стихи о гласных и согласных звуках. (В период обучения грамоте учитель на каждый урок подбирает стихи, загадки, упражнения проводит в форме дидактических игр, т.к. рдетям 6-7 лет трудно сразу перейти от игровой деятельности к учебной.)

    Учитель знакомит с артикуляцией выделяемых звуков (звук [с] - при его произношении язык касается нижних зубов; от струи воздуха получается свист, шум, выдыхаемый воздух встречает преграду) .

Далее проводятся упражнения в слышании звуков:

- Назовите звуки в слове... Какой первый звук? Какой он –гласный или согласный? Как определили? Второй звук? И т.д.

- То, что слово состоит из звуков, можно показать на схеме так: например, слово мяч состоит из трех звуков [м']-[а]-[ч'] - показываем 3 соединенных квадрата. Есть ли гласный звук?

-На схеме гласный звук обозначается красным цветом. А слово «мышь» состоит из скольких звуков? (Вместе с детьми выделяем каждый, обозначаем квадратиком, гласные – красным.)

Работа по учебнику. Учитель обращает внимание, что сочетание согласного и гласного звуков обозначается прямоугольником с линией наискосок – согласный звук сливается с гласным, они произносятся вместе (слияние): соотносим картинки со звуковыми схемами слов, выделяем поочередно звуки, проверяем «правильность» данных схем.

- Давайте составим звуковые схемы слов, которые предложите вы (учитель на доске фиксирует указания учащихся, используя и значок слияния).

Например, «утка»:

произнесем слово, выделим первый звук «у-у-утка», [у]- гласный, т.к. тянется и воздух не встречает преград, обозначим красным квадратом; следующий звук «у-т-т-т-ка»- звук [т] согласный, т.к. воздух встречает преграду: кончик языка упирается в передние зубы. Обозначать его белым квадратом? Не сливается ли он дальше с гласным? Следующий звук «утк-к-к-ка» - [к] – тоже согласный (воздуху мешает изогнувшийся язык), поэтому звук [т] обозначаем отдельным белым квадратом. Звук [к] сливается –«ка-а-а» - со следующим звуком [а] – гласным; согласный и гласный вместе обозначим значком «слияние». Прочитаем, получилось ли слово (учитель читает схему, сопровождая чтение движением указки под схемой: ут-ка).

В некоторых учебниках (УМК) отсутствует значок «слияние», используются только квадраты для обозначения каждого звука.

По мере усвоения работу можно делать парной и самостоятельной; учащиеся могут рисовать схемы в тетради (в последующем тетрадь может использоваться для печатания букв, слов.)

 

***************************

В дальнейшем в течение всего периода обучения грамотена каждом уроке проводим звуковой анализ различных слов (звучащих, а не написанных).         

 

    План звукового анализа слова

1) произнести и послушать слово;

2) произнести слово по слогам, найти ударный слог;

3) протянуть первый звук слова, назвать его, описать (дать характеристику);

4) обозначить звук условным значком 

(обозначение твердости/мягкости и глухости/звонкости звуков вводим только после знакомства с этими признаками при изучении конкретных согласных звуков и их букв);

5) протянуть второй звук в слове, назвать его, описать; и т.д. с остальными звуками;

6) проверить, получилось ли слово – «прочитать» звуковую схему.

 

Последовательное выделение звуков из звучащих слов – важнейшее умение, в развитом состоянии оно называется фонематический слух. Для выделения и называния звуков ребенку не нужно иметь никаких представлений ни о буквах, ни о гласных и согласных звуках, их звонкости/глухости или твердости/мягкости.

 

    На буквенной ступени подготовительного периода обычно изучается 5 гласных звуков и букв (а, о, у, и, ы).

Однаков различных УМК последовательность знакомства с конкретными звуками и их буквами может меняться.

    План урока знакомства с «новым» звуком и его буквой – типовой (см. ниже).

        

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.054 с.)