Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение. Русский язык как предмет преподаванияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Подготовительный период
Курс лекций
Преподаватель Наумова Н.В.
Введение. Русский язык как предмет преподавания В начальных классах
В школе ученик должен овладеть определенным комплексом знаний, умений, навыков, необходимых для последующего обучения и дальнейшей жизни. Их перечень зафиксирован во ФГОС НОО и составленной на его основе Примерной основной образовательной программе начального общего образования – здесь перечислено, что дети узнают по каждому предмету (напр., о роде имен сущ.) и чему научаться (напр, определять род имен сущ.). Знания и умения по каждому учебному предмету – это предметные образовательные результаты. В программе также указаны такие результаты, которые формируются независимо от учебного предмета благодаря правильно организованной учебной деятельности – это универсальные учебные действия: личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные). Освоение школьных учебников, входящих в федеральный перечень учебников, обеспечивает формирование всех перечисленных во ФГОС образовательных результатов. Это значит, что если учитель безосновательно не пропускает какие-то упражнения или отдельные задания к ним, то учащиеся достигнут необходимого минимального уровня образовательных достижений, ведь авторы учебников продумали его содержание, материал, и все задания неслучайны. Предметом изучения методики русского языка является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, чтением, письмом, грамматикой и правописанием). Вопрос для обсуждения: Чем отличаются язык и речь?
Ребенок к началу обучения в школе владеет в определенной мере языком, т.е. умеет на нем говорить (владеет устной речью в ограниченном объеме). В школе же он начинает изучать язык: - как он устроен (речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из звуков, которые обозначаем буквами; каждое слово относится к одной из групп – частей речи; у слова есть части – корень и др., у слова есть признаки, напр., род, число, и т.д.); - какие правила действуют в языке (как произносить, как записать слово в предложении). Обучение языку должно также способствовать формированию мировоззрения и воспитанию учащихся (духовно-нравственному, эстетическому, трудовому, экологическому, патриотическому, правовому, физическому), развитию их мышления и культуры речи. Следует учить точно и выразительно передавать свои мысли.
Учащихся нужно обеспечить образцами высокохудожественной речи (предлагаем красивые предложения и тексты, ценные с точки зрения эстетического, нравственного воспитания).
На уроках русского языка прививается интерес и любовь к языку, развивается чутье языка.
Задание: Составьте по возможности исчерпывающие перечни формируемых нравственных качеств (положительных) и искореняемых (отрицательных). Приведите пример работы (беседа, созданная или стихийно возникшая ситуация и т.п.) по формированию одного из положительных качеств личности и искоренению одного из отрицательных.
Методика преподавания русского языка отвечает на вопросы «чему учить» (предметные, метапредметные и личностные результаты) и «как учить» (методы и приемы обучения для достижения результатов). Современная методика основывается на деятельностномподходе к обучению: ребенок идет путем ученого, учится осознавать цели, ставить задачи, формулировать проблемы, предполагать результат, выбирать средства достижения цели, способ решения задачи, сравнивать искомое с полученным результатом, анализировать путь достижения цели, вносить коррективы в свои действия. Так он на учебном материале разных школьных предметов обучается не только читать, писать, считать и т.д., но и решать разные жизненные задачи, с которыми будет сталкиваться.
Вопросы для обсуждения: Представьте, что к следующему занятию вы должны принести работу, выполненную в технике пуантилизма. Что вы будете делать, чтобы решить эту проблему/выполнить задачу? Какой из способов решения считаете оптимальным?
Методика преподавания русского языка включает в себя следующие разделы: 1) методика обучения грамоте - это обучение чтению и письму в 1 классе с 1 до середины 3 четверти (Азбука или Букварь); 2) методика чтения и внеклассное чтение;
3 ) грамматика, правописание и развитие речи; 4) методика развития связной речи.
Методика обучения грамоте. Содержание уроков чтения в подготовительный период В этот период все слова и предложения учащимися воспринимаются на слух (учитель их не записывает), идет анализ звучащей речи. Устная и письменная речь Учитель организует беседу (можно по соответствующей странице учебника), после чего спрашивает: Что мы сейчас делали? (Разговаривали.) – Когда мы говорим, это называется речь. Что мы используем, чтобы разговаривать? (Рот.) – Раньше, в старину, рот назывался уста, поэтому такая речь называется устной. Устную речь мы произносим и слышим.
Задание для обсуждения: Приведите фрагмент урока по введению понятия «письменная речь».
- Когда люди создали устную речь (а это было очень давно), они задумались: как же передать что-то важное своим потомкам - внукам, правнукам, и как передать что-то важное в соседнее поселение: ведь далеко каждый раз не поедешь, чтобы что-то рассказать. Что же они придумали? (…). - Сначала люди стали передавать речь картинками (пиктограммы), но потом придумали специальные значки, чтобы записывать устную речь – буквы. Так появилась письменная речь. Письменную речь мы видим и пишем.
2) Предложение - Речь можно поделить на части – предложения. Мы говорим предложениями, например: …. Я произнесла предложение. Предложение выражает законченную мысль. Какую мысль выражает такое предложение:…? (…) - Ира, произнеси свое предложение. (…) –Какую мысль выражает твое предложение? Сережа, теперь ты. (…) - Предложение можно изобразить вот так: прямоугольник с выходящей вертикальной линией в начале и точкой после. Так показываем, что будем писать первое слово с большой буквы, а в конце предложения ставим точку. - Сейчас я произнесу предложения. Посчитайте, сколько предложений я произнесла:… Докажите. Дальнейшая работа на уроке происходит по соответствующим страницам учебника (Азбуки). В конце каждого урока подводим итог: что нового узнали? Слово Каждый новый урок по азбуке/букварю начинаем с повторения (актуализации) изученного на предыдущих уроках. Для введения понятия «слово» следует составить с детьми рассказ, например, «Как я провел лето». - Что мы сейчас произносили, рассказывая о лете? (Предложения.) - Предложения состоят из слов. Например, в предложении «Я пошел в школу» четыре слова. Какие? (Учитель «прохлопывает» слова.) - А сколько слов в предложении…? Давайте посчитаем (хлопаем вместе на каждое слово). Назовите каждое слово. (Несколько предложений разбираем.) - На схеме каждое слово обозначается так:… (линия или прямоугольник). - Какого слова не хватает в таком предложении: …? - Есть совсем маленькие слова – их мы тоже считаем («Ученик идет в школу» – 4 слова). - Добавьте какое-нибудь слово в предложение … - Давайте изобразим это предложение (составление схем предложений по количеству слов). Работа по странице учебника – подбор слов к картинкам, обозначение словами предметов, действий, признаков того, что изображено на картинках (назовите словом цвет рубашки мальчика; каким словом назовем действие мальчика?).
4) Слог Прием «Машина»: В класс приносится игрушечная машина. - Из скольких частей состоит машина? (Из трех). - Слово «машина» тоже можно поделить на части: ма-ши-на. Эти части называются слоги. Нельзя сказать, что в машине три слога, в машине кабина, кузов, колеса. Надо сказать: в слове «машина» три слога. - Давайте поделим на части - слоги слово… (Учитель рубящими движениями или «прохлопывая» показывает деление, произносят всем классом.) Сначала берем двусложные слова, затем трехсложные, потом односложные. -Сколько слогов в слове? Назовите первый слог? Третий? Второй? Так - несколько слов. - Чтобы слово распалось на слоги, его можно проскандировать – прокричать, как болельщики на стадионе. Давайте потренируемся…. - Можно показать, сколько в слове слогов, поделив наше «слово» (прямоугольник/ линию) на части. Давайте начертим схему слова… и покажем, сколько в нем слогов. Далее – работа по соответствующей странице учебника. Игровые приемы для закрепления навыка деления на слоги: Игра «Теремок»: На втором этаже живут животные, в названии которых 2 слога, на 3 этаже –животные, в названии которых 3 слога… Игра «Вагончики»: В первом вагончике поедут животные, в названии которых 2 слога, во 2 – 3 слога, в 3-м – 1 слог. Игра «Подари букет»: ро-маш-ка, ва-си-лек… Учитель придерживается правила: об одном и том же разными словами. Умение делить слово на слоги нужно для дальнейшего обучения переносу слов на письме. Деление, которое получается при скандировании/прохлопывании – это естественное фонетическое деление, ведь слог – это совокупность звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха (ку-сты, у-[с]кий). Такое деление часто не совпадает с изучаемым позднее делением на части для пререноса (кус-ты, уз-кий). Поэтому, хотя и нарушая принцип научности, но придерживаясь ориентации на практическое применение знаний, учитель может допускать различные варианты деления детьми слов на слоги (т.е. правильное фонетическое деление, получающееся при скандировании или прохлопывании: ку-сты, но можно и кус-ты, т.к. при переносе на письме возможно и такое деление).
Ударение Предлагаем послушать известные детям слова: кошка, домик, теремок, неправильно ставя ударения (кошкА, домИк). Что заметили? (Неправильно произнесли слово.) - Верно, я голосом выделила не тот слог, какой нужно. Когда произносим слово «кошка», какой слог выделяем голосом? КО-шка или ко-ШКА?
- В каждом слове есть один ударный слог. Ударный слог произносится сильнее и громче. Мы как бы голосом ударяем этот слог. Потому и называется ударение ударением. -Я произнесла слово «доМИК» и «ударила» какой слог? А какой надо было «ударить»? Куда правильно поставить ударение в этом слове? (Произнося слово, учитель каждый раз «дирижирует», показывая ударный слог.) - Давайте определим, на какой слог падает ударение в слове «школа». - Для этого слово сначала нужно поделить на слоги: шко-ла, а потом «позвать» слово: шко-о-о –ла (учитель дирижирует слоги, выделяя ударный). На какой слог падает ударение? В ударном слоге силой голоса выделяется гласный звук [о]. (Так несколько слов.) - Ударение в слове будем показывать так: наклонной чертой над ударным слогом. Сначала даются слова двусложные (с ударением на 1 слог, затем на 2-й), чайка, лиса, затем трехсложные слова, потом односложные. -Какой слог ударный в слове…? На какой звук падает ударение? -Произнесите ударный слог в слове…? (Делят на слоги, потом «зовут» слово, определяя ударный слог и звук.) Далее - работа по странице учебника. Дети узнают (если этот материал есть в Азбуке), что ударение может влиять на значение слова (за́мок-замо́к, кружки́-кру́жки, стрелки́-стре́лки, полки́-по́лки, хлопо́к-хло́пок).
Звуки речи - Что слышим вокруг? Какие слышим звуки? (Музыка, скрип двери, звонок, машины…). -Наша речь тоже состоит из звуков – звуков речи. Например, из каких звуков состоит слово «кот»? Выделим каждый звук: к-к-к-кот. Какой первый звук в слове? К-о-о-от: какой второй звук? Кот-т-т-т: какой последний звук? (Учитель по очереди акцентирует при произношении каждый звук.) - Из каких звуков состоит слово …? Сколько звуков в этом слове? (Так несколько - Назовите второй (третий, последний) звук в слове… Гласные и согласные звуки - Есть звуки, которые поются, тянутся: к - о -т, а - и -ст, у -с- ы. Это гласные звуки. При произнесении гласного воздух не встречает преград. Давайте проверим: к-о-о-о-т… Гласные звуки легко выделить из слов. Какие гласные есть в словах …? Учитель объясняет артикуляцию звуков, например, [у] произносится с голосом, свободно, выдыхаемый воздух не встречает преград, губы вытягиваются в трубочку, [о]- губы округляются, [и] – губы растягиваются в улыбке, [а]- рот широко открывается. - В каждом слоге всегда есть гласный звук. Сколько в слове гласных, столько и слогов; проверим: о-сы. (Для умения делить слова на слоги и переносить на письме эта информация не является необходимой для запоминания, т.к. невозможно отделить слог, в котором не было бы гласного; слово просто не «распадется» на части, в каждой из которых не было бы гласного звука.)
- Все ли звуки в слове можно пропеть? При произношении многих звуков воздух встречает во рту преграду. Такие звуки называют согласными. Какие согласные звуки есть в слове «кот»? Какую преграду встречает воздух при произнесении нами звука [к]? [т]?
Стихи о гласных и согласных звуках. (В период обучения грамоте учитель на каждый урок подбирает стихи, загадки, упражнения проводит в форме дидактических игр, т.к. рдетям 6-7 лет трудно сразу перейти от игровой деятельности к учебной.) Учитель знакомит с артикуляцией выделяемых звуков (звук [с] - при его произношении язык касается нижних зубов; от струи воздуха получается свист, шум, выдыхаемый воздух встречает преграду) . Далее проводятся упражнения в слышании звуков: - Назовите звуки в слове... Какой первый звук? Какой он –гласный или согласный? Как определили? Второй звук? И т.д. - То, что слово состоит из звуков, можно показать на схеме так: например, слово мяч состоит из трех звуков [м']-[а]-[ч'] - показываем 3 соединенных квадрата. Есть ли гласный звук? -На схеме гласный звук обозначается красным цветом. А слово «мышь» состоит из скольких звуков? (Вместе с детьми выделяем каждый, обозначаем квадратиком, гласные – красным.) Работа по учебнику. Учитель обращает внимание, что сочетание согласного и гласного звуков обозначается прямоугольником с линией наискосок – согласный звук сливается с гласным, они произносятся вместе (слияние): соотносим картинки со звуковыми схемами слов, выделяем поочередно звуки, проверяем «правильность» данных схем. - Давайте составим звуковые схемы слов, которые предложите вы (учитель на доске фиксирует указания учащихся, используя и значок слияния). Например, «утка»: произнесем слово, выделим первый звук «у-у-утка», [у]- гласный, т.к. тянется и воздух не встречает преград, обозначим красным квадратом; следующий звук «у-т-т-т-ка»- звук [т] согласный, т.к. воздух встречает преграду: кончик языка упирается в передние зубы. Обозначать его белым квадратом? Не сливается ли он дальше с гласным? Следующий звук «утк-к-к-ка» - [к] – тоже согласный (воздуху мешает изогнувшийся язык), поэтому звук [т] обозначаем отдельным белым квадратом. Звук [к] сливается –«ка-а-а» - со следующим звуком [а] – гласным; согласный и гласный вместе обозначим значком «слияние». Прочитаем, получилось ли слово (учитель читает схему, сопровождая чтение движением указки под схемой: ут-ка). В некоторых учебниках (УМК) отсутствует значок «слияние», используются только квадраты для обозначения каждого звука. По мере усвоения работу можно делать парной и самостоятельной; учащиеся могут рисовать схемы в тетради (в последующем тетрадь может использоваться для печатания букв, слов.)
*************************** В дальнейшем в течение всего периода обучения грамотена каждом уроке проводим звуковой анализ различных слов (звучащих, а не написанных).
План звукового анализа слова 1) произнести и послушать слово; 2) произнести слово по слогам, найти ударный слог; 3) протянуть первый звук слова, назвать его, описать (дать характеристику); 4) обозначить звук условным значком (обозначение твердости/мягкости и глухости/звонкости звуков вводим только после знакомства с этими признаками при изучении конкретных согласных звуков и их букв); 5) протянуть второй звук в слове, назвать его, описать; и т.д. с остальными звуками; 6) проверить, получилось ли слово – «прочитать» звуковую схему.
Последовательное выделение звуков из звучащих слов – важнейшее умение, в развитом состоянии оно называется фонематический слух. Для выделения и называния звуков ребенку не нужно иметь никаких представлений ни о буквах, ни о гласных и согласных звуках, их звонкости/глухости или твердости/мягкости.
На буквенной ступени подготовительного периода обычно изучается 5 гласных звуков и букв (а, о, у, и, ы). Однаков различных УМК последовательность знакомства с конкретными звуками и их буквами может меняться. План урока знакомства с «новым» звуком и его буквой – типовой (см. ниже).
Подготовительный период
Курс лекций
Преподаватель Наумова Н.В.
Введение. Русский язык как предмет преподавания В начальных классах
В школе ученик должен овладеть определенным комплексом знаний, умений, навыков, необходимых для последующего обучения и дальнейшей жизни. Их перечень зафиксирован во ФГОС НОО и составленной на его основе Примерной основной образовательной программе начального общего образования – здесь перечислено, что дети узнают по каждому предмету (напр., о роде имен сущ.) и чему научаться (напр, определять род имен сущ.). Знания и умения по каждому учебному предмету – это предметные образовательные результаты. В программе также указаны такие результаты, которые формируются независимо от учебного предмета благодаря правильно организованной учебной деятельности – это универсальные учебные действия: личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные). Освоение школьных учебников, входящих в федеральный перечень учебников, обеспечивает формирование всех перечисленных во ФГОС образовательных результатов. Это значит, что если учитель безосновательно не пропускает какие-то упражнения или отдельные задания к ним, то учащиеся достигнут необходимого минимального уровня образовательных достижений, ведь авторы учебников продумали его содержание, материал, и все задания неслучайны. Предметом изучения методики русского языка является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, чтением, письмом, грамматикой и правописанием). Вопрос для обсуждения: Чем отличаются язык и речь?
Ребенок к началу обучения в школе владеет в определенной мере языком, т.е. умеет на нем говорить (владеет устной речью в ограниченном объеме). В школе же он начинает изучать язык: - как он устроен (речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова - из звуков, которые обозначаем буквами; каждое слово относится к одной из групп – частей речи; у слова есть части – корень и др., у слова есть признаки, напр., род, число, и т.д.); - какие правила действуют в языке (как произносить, как записать слово в предложении). Обучение языку должно также способствовать формированию мировоззрения и воспитанию учащихся (духовно-нравственному, эстетическому, трудовому, экологическому, патриотическому, правовому, физическому), развитию их мышления и культуры речи. Следует учить точно и выразительно передавать свои мысли. Учащихся нужно обеспечить образцами высокохудожественной речи (предлагаем красивые предложения и тексты, ценные с точки зрения эстетического, нравственного воспитания).
На уроках русского языка прививается интерес и любовь к языку, развивается чутье языка.
Задание: Составьте по возможности исчерпывающие перечни формируемых нравственных качеств (положительных) и искореняемых (отрицательных). Приведите пример работы (беседа, созданная или стихийно возникшая ситуация и т.п.) по формированию одного из положительных качеств личности и искоренению одного из отрицательных.
Методика преподавания русского языка отвечает на вопросы «чему учить» (предметные, метапредметные и личностные результаты) и «как учить» (методы и приемы обучения для достижения результатов). Современная методика основывается на деятельностномподходе к обучению: ребенок идет путем ученого, учится осознавать цели, ставить задачи, формулировать проблемы, предполагать результат, выбирать средства достижения цели, способ решения задачи, сравнивать искомое с полученным результатом, анализировать путь достижения цели, вносить коррективы в свои действия. Так он на учебном материале разных школьных предметов обучается не только читать, писать, считать и т.д., но и решать разные жизненные задачи, с которыми будет сталкиваться.
Вопросы для обсуждения: Представьте, что к следующему занятию вы должны принести работу, выполненную в технике пуантилизма. Что вы будете делать, чтобы решить эту проблему/выполнить задачу? Какой из способов решения считаете оптимальным?
Методика преподавания русского языка включает в себя следующие разделы: 1) методика обучения грамоте - это обучение чтению и письму в 1 классе с 1 до середины 3 четверти (Азбука или Букварь); 2) методика чтения и внеклассное чтение; 3 ) грамматика, правописание и развитие речи; 4) методика развития связной речи.
Методика обучения грамоте.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.089 с.) |