Как должна быть организована психологическая служба в школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как должна быть организована психологическая служба в школе.



 В настоящее время уже никому не придет в голову полемизировать на тему, нужна ли психологическая служба в школе. Вопрос этот закономерно переведен в иную плоскость, где обсуждается, как конкретно организовать деятельность психологической службы, максимально ее оптимизировав. Для того чтобы результаты деятельности психологической службы соответствовали практическим потребностям и чтобы ее деятельность существенно повышала эффективность школы как педагогической системы, необходимо поставить психологическую службу на системную основу, адекватную реальным условиям педагогического процесса.

Чтобы организация психологической службы школы носила системный характер, необходимо учитывать следующие принципы:

Системного целеполагания.

Состоит в рассмотрении психологической службы школы как подсистемы более общей системы «школа». Системообразующим компонентом здесь является цель или результат (как степень достижения цели). Для системы «школа» такой целью (и результатом) выступает развитие личности учащегося. Отдельные подсистемы школы, в том числе и психологическая служба, могут иметь свои специфические цели, конкретизирующие общее направление, трансформируя его в специальные задачи (психологические, педагогические, методические и т.д.).

2. Целостности. Предполагает, что служба должна быть ориентирована на учебное заведение как на целое, на систему. Это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся (не менее 70%).

Профессионально-педагогической активности.

 Состоит в утверждении активной роли педагога в структуре психологической службы школы. При этом на педагога возлагается проведение индивидуальной психолого-педагогической (консультационной, коррекционной, воспитательной) работы с учащимися.

Данный принцип обоснован не только утилитарно, он имеет и более глубокий содержательный смысл, поскольку отражает представление о педагоге и как об учителе-предметнике, и как о педагоге-психологе, профессионале в области воспитания и развития личности. Реализация этого принципа по существу означает переход от классической модели индивидуального консультирования «психолог - учащийся» к специфической модели школьной психологии «психолог - педагог - учащийся». Реализация этой модели предъявляет высокие требования к профессионализму педагога, а также способствует его развитию в профессиональном и личностном плане.

Достаточной ограниченности.

 Касается выбора диагностических методик и создания в конкретной школе целостной системы изучения учащегося как личности и как субъекта учебно-познавательной деятельности. Выбранные методики должны быть экономичными в плане временных затрат. В свою очередь, созданная система методик должна быть достаточно полной, с тем чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности: психических процессов, эмоциональной сферы, личностных свойств, мотивации.

Принцип взаимосодействия.

Состоит в том, что деятельность психологов, учителей и администрации основана не просто на сумме активности, но на взаимосодействии их как элементов школьной системы. Причем это взаимосодействие направлено на достижение фокусированного результата, общей цели системы, каковой является развитие учащегося как личности и субъекта деятельности.

Развития. Является центральным системообразующим принципом. Однако в современной школьной практике развитие не всегда понимается как комплексная задача: имеется явный дисбаланс в соотношении проблем интеллектуального и личностного развития при несомненном перевесе первого аспекта. Более того, часто развитие вообще не ставится как осознанная задача, а сама проблема подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной школе, которая реализуется на практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном сознании педагогов.

В самом общем виде этапы деятельности психологической службы школы, построенной на этих принципах, могут быть представлены следующим образом:

На первом этапе происходит исследование по возможности всех  учащихся школы с помощью ранее отобранных экономичных психодиагностических методик. Организационную сторону процесса проведения экспресс-диагностики в масштабах школы обеспечивает один из заместителей директора.

Одновременно с проведением процедуры психодиагностики проходит серия психолого-педагогических семинаров для учителей школы. Обычно таких семинаров бывает 4 - 5. Их цель - ввести педагогов в курс проводимой работы, описать основные направления исследования учащихся, дать характеристику применяемых методик, коротко рассмотреть психологию диагностируемых свойств, качеств, процессов.

По окончании диагностической работы проводится обработка и анализ полученных результатов. Данные но каждому из учащихся заносятся в специальные психологические карты класса. Психологические карты обычно находятся в психологическом кабинете.

4. Когда результаты проанализированы психологом и заполнены психологические карты по всем обследованным классам, начинается наиболее важный и существенный этап - совместная работа психологов и педагогов по анализу полученных результатов. Организационно это выглядит следующим образом:

-  составляется график индивидуальной (в диаде «психолог - классный руководитель») работы с учащимися всех классов. В процессе анализа результатов диагностики, отраженных в психологических картах, классный руководитель при помощи психолога определяет психологический климат класса и разрабатывает педагогическую стратегию индивидуального подхода к тому или иному ученику, а также тактику взаимодействия на межличностном уровне и с классом в целом;

-  на следующем этапе аналогичная работа проводится в диаде «психолог - учитель-предметник»;

- результаты психодиагностики учащегося в психолого- педагогическом аспекте могут обсуждаться с его родителями как по их собственному желанию, так и по просьбе психолога. Понятно, что в данном случае имеет место не просто обсуждение, а психолого-педагогическое консультирование родителей.

Результаты работы в обобщенном виде сообщаются на родительских собраниях, а также обсуждаются на педагогическом совете школы. В некоторых случаях с отдельными учащимися проводится дополнительная психологическая работа. В частности, она может заключаться в углубленном изучении какого-либо аспекта его личности. В других случаях дополнительная работа может состоять в прямой психоконсультационной или психокоррекционной работе школьного психолога с конкретным учащимся.

Контрольные вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.005 с.)