Правовая природа и понятие государственной пошлины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая природа и понятие государственной пошлины



Исследование правовой природы государственной пошлины необходимо начать с ее легальной дефиниции, которая содержится в части 2 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственной пошлиной именуется сбор, который взимается с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации[5].

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что государственная пошлина относится к числу сборов. В научной литературе именно в таком ракурсе раскрываются категории «государственная пошлина» и «сбор»: за государственной пошлиной, как правило, не признают собственной, характерной только для нее, правовой природы. Такой подход обуславливает возможность применения при изучении правовой природы государственной пошлины разработок современных ученых в области познания категории «сбор».

Родовое понятие сбора содержится в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности[6].

Сбор хотя и не является прямым эквивалентом испрашиваемой плательщиком «публично-правовой услуги», тем не менее, по своей природе представляет собой индивидуально-возмездный платеж. В этом заключается принципиальное различие между сбором и налогом, последнее согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации является индивидуально-безвозмездным платежом, уплата которого не предполагает совершения в отношении конкретного плательщика каких-либо юридически значимых действий.

В статье 333.16 НК РФ законодатель выделяет такой основной признак государственной пошлины - как уплата её за совершение юридически значимых действий. Юридически значимые действия, по мнению Реут А.В., это действия, совершение которых является юридическим фактом, т.е. основанием возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей[7].

Доминирующим в настоящее время в правовом регулировании является видение уплаты пошлины через своеобразный барьер для получения определенных публичных услуг, повышающий сознательность плательщиков при обращении в уполномоченные органы за совершением юридически значимых действий, а также в ряде случаев предотвращающий злоупотребления плательщиками своими правами и способствующий добропорядочному поведению, т.е. с точки зрения процессуальной, превентивной, стимулирующей и воспитательной функций данного субинститута судебных расходов.

Д.А. Королев, исследуя сущность пошлин, указывал, что пошлина лишь сопровождает правительственное действие, которое было бы необходимо, если бы за него и не требовалось никакого особенного вознаграждения, так что действие это предпринимается не для дохода. Пошлины были им обозначены как налоги, которые требуются при особом соприкосновении граждан с правительством и являются поэтому вознаграждением за отдельные соединенные с издержками распоряжения исполнительной власти[8].

Говоря о понятии государственной пошлины, Закон «О государственной пошлине», регулирующий вопросы взимания государственной пошлины до введения в действие главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, содержал менее объемную норму. Он определял государственную пошлину как установленный настоящим законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами[9].

Сравнивая приведенные определения, прежде всего, необходимо отметить, что Налоговый кодекс более точно определил правовую природу государственной пошлины - это не обезличенный с позиций налогового законодательства платеж, а именно сбор. В действующем законодательном определении по сравнению с определением, данным в статье 1 Закона РФ «О государственной пошлине», более расширено указаны органы, при обращении в которые взимается государственная пошлина, также уточнена формулировка наличия полномочий указанных органов на совершение юридически значимых действий.

Таким образом, место государственной пошлины в системе налогов и сборов Российской Федерации в настоящее время определяют следующие нормы. Во-первых, ст. 13 НК РФ, относящая государственную пошлину к федеральным налогам и сборам, устанавливаемым НК РФ и обязательным к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ). Во-вторых, п. 1 ст. 333.16 НК РФ, который относит государственную пошлину к числу сборов. Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.006 с.)