Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция нотариального удостоверения и государственной регистрации сделок с жилыми помещениями
Нотариальное удостоверение договора является – важным этапом при заключении сделки. На данном этапе происходит придание сделке установленной законом формы. Удостоверение договора нотариусом и государственная регистрация обладают важной задачей – обеспечить законность оборота недвижимости. Государственная регистрация по своему характеру не равнозначна нотариальному удостоверению Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью было предусмотрено Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. Но, в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. не оперировал такой категорией, как «недвижимость», а лишь устанавливал правило обязательного нотариального оформления договоров купли-продажи недвижимости, и в первую очередь жилых домов, договоров дарения, залога и мены. После распада СССР и перехода России на рыночный тип экономики, современный российский законодатель, регулируя оборот недвижимого имущества, создал систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но отказался от нотариальной формы этой категории сделок. Предполагалось, что либерализация законодательства будет способствовать снижению расходов участников рынка[20]. В марте 1996 г. в была утверждена простая письменная форма сделок с недвижимостью. Действовать соответствующие положения стали только после принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», именно данный закон отменил обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью. В ст. 24 и 30 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были внесены изменения, по которым сделки по отчуждению долей в общей собственности на недвижимое имущество подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Данные статьи утратили силу, и в 2017 г. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2016 г. были внесены аналогичные изменения в другой Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Согласно п. 1 ст. 42, сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками доле вой собственности своих долей по одной сделке, подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Одним из главных аргументов противников обязательного нотариального удостоверения сделок выступает экономическая нецелесообразность подобных нововведений. В 2016 г. было предложено отменить обязательное нотариальное удостоверение сделок купли-продажи земельных долей. Данное предложение было аргументировано тем, что исполнение обязанности по нотариальному удостоверению сделок по продаже земельной доли затруднительно для граждан в финансовом плане. Федеральный закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17 июня 1997 года в ст. понимает под государственной регистрацией «юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права».
Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной. В нашей стране прообраз системы государственной регистрации прав на недвижимость начал формироваться в дореволюционный период[21]. К сожалению, из-за политических событий начала ХХ века не были приняты ни проект Гражданского уложения, ни проект Вотчинного устава. Однако сам факт разработки Вотчинного устава свидетельствовал о том, что юридическое сообщество того времени признавало необходимость фиксации сведений о правах на недвижимость в едином публичном реестре и обеспечения достоверности сведений в нем. В советское время публичная система государственной регистрации прав на недвижимость практически отсутствовала. Объекты, являющиеся по своей природе недвижимыми вещами, как правило, находились в государственной собственности, поэтому не было и практической необходимости в создании публичного реестра прав на недвижимость. В Гражданском кодексе РСФСР от 1922 года и в Гражданском кодексе РСФСР от 1964 года предусматривались обязательное нотариальное удостоверение сделок с жилыми домами и их последующая регистрация в местных советах. В Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 1968 года и Земельном кодексе РСФСР от 1970 года впервые появляются положения о государственном земельном кадастре, целью которого являлась экономическая оценка земель.
Потребность в полноценной публичной системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество появилась в начале 1990-х годов с развитием частной собственности. С начала 1990-х годов начинается первый этап формирования российской системы государственной регистрации прав на недвижимость, который завершается в 1998 году с вступлением в силу кодифицированного акта – Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» В 1990-х годах отсутствовал единый акт о государственной регистрации прав на недвижимость и об учете объектов недвижимости. В то время правовое регулирование регистрации прав на недвижимое имущество осуществлялось разрозненно – указами Президента Российской Федерации, а также актами субъектов Российской Федерации, которые самостоятельно определяли порядок государственной регистрации[22]. В 1993 году с выходом Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» была предпринята попытка создать единую систему регистрации и учета объектов недвижимости, однако из-за отсутствия федеральной законодательной базы и существующей разрозненности в местной практике объединение не состоялось. С 1 января 1995 года вступила в силу часть первая ГК РФ, которым было установлено, что вещные права, их ограничения подлежат государственной регистрации и возникают с момента внесения соответствующей записи в реестр, если иной момент возникновения права не установлен законом. Таким образом, принцип «внесения» был закреплен в качестве основного начала российского регистрационного режима.В то же время ГК РФ предусмотрел, что государственной регистрации подлежат практически все сделки с недвижимым имуществом. Статьей 131 ГК РФ предусматривалась необходимость принятия отдельного закона о государственной регистрации прав на недвижимость. Однако Закон № 122-ФЗ был принят спустя несколько лет и вступил в силу только 31 января 1998 года. В период c 31 января 1998 года по 1 января 2000 года формируется система учреждений, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость. При разработке Закона № 122-ФЗ обсуждался вопрос, на кого возложить функции по государственной регистрации прав. Учреждения юстиции были образованы к 1 января 2000 года. На всей территории Российской Федерации был введен единый порядок осуществления государственной регистрации прав и сформирован Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним[23]. В период с 2001 по 2008 год система государственной регистрации прав на недвижимость, а также системы учета земельных участков и объектов капитального строительства существуют отдельно и находятся в ведении различных органов. В период проведения административной реформы в 2004 году Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти была образована Федеральная регистрационная служба (далее – Росрегистрация),заменившая систему учреждений юстиции.Росрегистрация начала работу с 1 января 2005 года. В ее ведении находилась государственная регистрация прав на недвижимое имущество.
30 октября 2001 года вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации,который закрепил принцип единства судьбы земельного участка и расположенной на нем недвижимости, что послужило толчком к будущему объединению систем учета земельных участков и объектов капитального строительства. В период с 2008 по 2013 год происходит постепенное объединение систем учета недвижимости, формируется единый государственный кадастр недвижимости. Также происходит сближение ЕГРП и ГКН, закладываются основы принципа достоверности реестра, закрепленного впоследствии в статье 8.1 ГК РФ. В 2013 году в рамках начавшей реформы гражданского законодательства были внесены существенные изменения в ГК РФ, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость.С 2014 по 1 января 2017 года на основании Концепции Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 годы)» и принятого в 2015 году Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» идет подготовка к созданию единого реестра[24].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.007 с.) |