Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя и внешняя политика древнерусских князей



 

Изучая эту проблему, необходимо принять во внимание тот факт, что внутренняя политика Древнерусского государства мало исследована. Князь Олег Вещий, объединивший Новгородскую и Киевскую земли, был первым достоверным государственным деятелем нашей истории [см.: Новосельцев А.Н. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории, 1992, № 2–3]. Дело в том, что не только Кий – основатель Киева, был для летописцев XI – XII вв. фигурой легендарной, о которой они имели, по крайней мере, две версии эпического рассказа, но и более близкие хронистам политические личности, как Рюрик, Дир, Аскольд и другие, были для них малоизвестными фигурами. От Олега же дошли первые древнерусские документы – договоры с греками, реальность которых подтверждается свидетельствами иностранных источников.

Активная внутренняя и внешняя политика первых древнерусских князей способствовала формированию Древнерусского государства. Следует отметить, что у славян существовало 2 центра формирующегося государства – Новгород и Киев. Хотя истоки великокняжеской династии связаны с Новгородом, государство возникло с присоединением Киева. Решающее значение здесь имел геополитический фактор. Киев стал центром формирующегося государства, т.к. находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и важным оборонительным форпостом. Как уже отмечаюсь выше, государство Киевская Русь возникло при князе Олеге (879 – 912 гг.). Деятельность князя Олега способствовала расширению границ Древнерусского государства, укреплению его международного положения, развитию торговых отношений с соседями.

В княжестве Олега под его властью были объединены земли киевских полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей. В 907 г. он предпринял победоносный поход на Царьград (Константинополь), в котором участвовали не только варяги, но и словене, кривичи, древляне. Выгодный договор Олега с греками (911 г.) открыл Руси путь на византийский рынок и обеспечил получение дани с Византии в качестве платы за ненападение Руси.

Князь Игорь (912 – 945 гг.) подчинил древлян, уличей, тиверцев; совершил два похода на Царьград (941 и 944 гг.), заключив в 944 г. договор с византийским правительством. При нем произошло первое народное выступление, описанное в летописи. Восстали древляне, возмущенные попыткой Игоря собрать дань с них повторно. Князь Игорь был убит, а его жена Ольга (945 – 969 гг.) жестоко отомстила за смерть мужа. Исходя из уроков восстания, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», т.е. определила размеры дани и наметила «становища» и «погосты» – административно-финансовые центры сбора податей. Была изменена система сбора дани.

Единицей обложения данью служил дым (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (т.е. крестьянское землевладельческое хозяйство).

В правление Святослава Храброго (969 – 972 гг.), сына Ольги, продолжались расширяться границы Древнерусского государства. Ему удалось подчинить еще одну восточнославянскую племенную группу – вятичей. В состав Руси вошли также низовья Дона, Северный Кавказ, Тамань, Восточный Крым, где возникло русское Тмутараканское княжество.

В то время соседями Руси были: на севере – Скандинавия, на юге – Византия, на северо-востоке – Волжская Булгария, на востоке – Хазария. Главную опасность для Руси представлял Хазарский каганат, контролировавший торговые пути на Восток и в Азию через реки Итиль (Волга) и Хазарское (Каспийское) море. Часть восточнославянских племен платила дань хазарам.

Святослав разгромил Хазарский каганат. В результате военных походов князя Святослава изменилась политическая карта Восточной Европы, укрепилось международное положение Киевской Руси. После разгрома Хазарии ее союзники венгры были потеснены на Запад; южные степи заняли печенеги; потерпела поражение Волжская Булгария; были покорены мордовские племена. Святослав не только освободил Русь от дани, уплачиваемой Хазарскому каганату, но и открыл ей новые рынки, укрепил ее позиции в Причерноморье, на Востоке и Балканах.

При жизни Святослав сделал своим наместником в Киеве старшего сына Ярополка. Древлянскую землю передал второму сыну – Олегу, третьего – Владимира – призвали к себе новгородцы. Владимир одержал победу в междоусобицах, которые начались после смерти Святослава, захватив в 980 г. Киев.

В годы княжения Владимира IСвятославича произошло событие очень важное для последующего исторического развития Руси – принятие христианства.

Рассматривая этот достаточно сложный вопрос, необходимо проанализировать причины и значение принятия Русью христианства.

До середины X в. господствующей религией в Древнерусском государстве оставалась языческая. Так, в договоре Олега с Византией 911 г. говорилось, что он заключен «межи христианы и Русью». Первой христианкой в княжеской династии, видимо, была Ольга, вдова Игоря. Ее сын Святослав отказался принять христианство.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин:

1. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. Древнерусского государства требовало изменений в религии. Языческая религия, для которой характерно многобожие, не отвечала интересам усиления княжеской власти.

2. Окружающие Русь страны исповедовали монотеистические религии (христианство, мусульманство, иудаизм). Исповедование той или иной религии делало их формально равными друг другу, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему язычникам-варварам.

3. Русь в IX – X вв. традиционно была связана с Константинополем и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определили церковную ориентацию Руси на восточнохристианский мир.    

 

Великий князь киевский Владимир I осознал необходимость религиозной реформы. Мудрость князя заключалась в том, что он стремился укрепить государство с помощью веры, общей для всех. Его первая религиозная реформа – попытка превращения языческой религии в государственную – оказалась неудачной. За ней последовала вторая – официальная христианизация.

Эго событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х гг. X века. Для борьбы с очередным мятежником, полководцем Вардой Фокой, византийский император Василий II обратился к князю Владимиру за военной помощью. Важными условиями договора были, по сведениям арабского христианского историка XI в. Яхьи Антиохийского, женитьба «царя руссов» Владимира на сестре императора Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства. Русское войско подавило восстание, но Византия отказалась выполнить свое обещание. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимиру пришлось осадить принадлежавший Византии город Корсунь (Херсонес). Это византийское владение было возвращено императору в качестве «вена» – выкупа за невесту.

Приняв христианскую веру, великий князь киевский ввел ее в качестве официальной государственной религии на Руси (988 г.). Однако христианство победило не сразу. Оно проводилось княжеской властью и формировавшейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только языческого жречества, но и различных слоев населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.005 с.)