Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место России в мировой цивилизации
В период Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Совершенно закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизации ее можно отнести? Дискуссии по этому вопросу не прекращались на протяжении всей российской истории. Решение этого вопроса имеет не только методологическое значение в плане исследования истории России, но и политическое, духовно-нравственное. С решением этой проблемы связан выбор пути развития нашей страны, определение ее главных ценностных ориентиров. Рассмотрим основные точки зрения по данному вопросу. В XIX в. западники (В.Г Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Т.Н. Грановский) предложили рассматривать Россию как составную часть Европ ы. Они считали, что Россия, хотя и с некоторым отставанием, развивалась в русле западной цивилизации. В пользу такой точки зрения говорят определённые характеристики российской истории. Реформаторская деятельность многих государственных деятелей (Петра I, Екатерины II, Александра II) была направлена на включение России в западную цивилизацию. Большинство населения России исповедует христианство, поэтому по духовным, религиозно-ценностным ориентациям близко к западной цивилизации. Приверженцы другого подхода относят Россию к восточной цивилизации. Они считают, что все попытки приобщения России к западной цивилизации закончились неудачно. Россия всегда представляла собой разновидность восточной деспотии: отсутствие в российском государстве демократических традиций, уважения к достоинству личности, коллективистский характер народного менталитета, цикличность истории (за периодом реформ неизбежное следование контрреформ). Наиболее крупным течением в истории российской общественной мысли является идейно-теоретическое течение, отстаивающее идею самобытности России. Славянофилы (А.С. Хомяков, K.C. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.П. Киреевский) полагали, что Россия развивается по своему собственному историческому пути, который ничего не имеет общего ни с Западом, ни с Востоком. Идею самобытности российской истории они связывали с исключительным своеобразием русской культуры, особенностями общинного устройства социальной жизни. Славянофильство базируется на идеологии панславянизма, в основе которой лежит идея исключительности, особенности славянства.
Другим направлением, отстаивающим идею самобытности России является евразийство. Эго течение сформировалось в 20-е гг. XX в. среди молодой интеллигенции в эмиграции. Группа молодых российских ученых (Н.С. Трубецкой, П.Н. Севицкий, Г.В. Флоровский) выпустила за границей несколько сборников, в которых ставилась проблема поиска смысла российской истории. Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. По их мнению, Россия представляет собой особый тип цивилизации, который отличается как от Запада, так и от Востока. Этот особый тип цивилизации они называли евразийским. В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место отводилось географическому фактору, который определяет особенности развития различных стран и народов, их самосознание и судьбу. Значительная роль в аргументации евразийцев принадлежит особенностям этногенеза русской нации. Русский этнос формировался не только на основе славянского этноса, но и под сильным влиянием тюркских и угро-финских племен. Особо подчеркивалось влияние на российскую историю и русское самосознание восточного, тюрско-татарского элемента, связанного с монголо-татарским игом. Идеи евразийцев разделял известный русский философ Н.А. Бердяев. Рассмотренные концепции имеют сегодня немало сторонников среди историков, политологов, политиков и публицистов. Проблема места России в мировой цивилизации по-прежнему остается нерешенной. Для студентов, изучающих вузовский курс истории Отечества, важно понять своеобразие пути России в контексте истории мировой цивилизации.
Вопросы для самоконтроля
1. Определите хронологические рамки Средневековья. 2. Назовите типологические черты средневекового общества. 3. Какие цивилизационные регионы в период Средневековья были основными? 4. Какие цивилизации в этот период сформировались в Азии? Их особенности. 5. Становление каких цивилизаций начинается в период Средневековья в Европе? В чем их отличительные черты? 6. К какому типу цивилизаций стоит отнести Россию? Рассмотрите основные точки зрения по этому вопросу.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.221 (0.006 с.) |