Восточные славяне в древности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточные славяне в древности



 

История древних и средневековых цивилизаций Европы и Азии теснейшим образом связана с развитием окружавших их кочевых, полукочевых и оседлых племен, среди которых были и славяне.

Славяне, как считают большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародина славян – территория от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ближайшими соседями славян на западе были кельтско-иллирийские племена, на севере – балтские и финно-угорские (угро-финские), на юго-востоке – ираноязычные, на юго-западе – дакийские.

Первые письменные свидетельства о венедах (так называли древних славян) появились в трудах римских историков Плиния и Тацита в I в. н.э.

Сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э., когда у них начинаются военные столкновения сначала с готами, а затем с гуннами.

В эпоху Великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, ассимилировались с местными племенами и дали начало новым народностям (впоследствии они стали называться западными славянами – поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы; восточными – русские, украинцы, белорусы; южными – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы).

К VI в. относится обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства. В этот период славяне неоднократно совершают военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии, возникшей в восточной части бывшей Римской империи.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Уклад их жизни во многом определялся природными условиями.

Основным занятием восточных славян было земледелие. В VI – VIII вв. у них происходило разложение родовых отношений. Родовую общину сменила соседская община (вервь), единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями. Члены верви владели совместно сенокосами, лесными угодьями. Пашенная земля была поделена между крестьянами-общинниками. Для решения общих для всех вопросов собиралось вече, а для ведения общих дел выбирался старейшина.

С VII в. славяне объединяются в общности, носившие уже не только родовой, но и территориально-политический характер (племенные союзы). Это уже были своеобразные первые прогосударственные объединения, названия которых обычно происходили от названия местности: поляне (юг, район Киева), северяне (Новгород-Северский, Северский Донец), дреговичи (от дрегва «болото»), вятичи (р. Ока) и т.д. Каждый из этих союзов имел свои княжения. Князьями назывались племенные вожди.

В VIII – IX веках на территории, занятой восточнославянскими племенными союзами, шло интенсивное развитие экономики: выделяются ремёсла, возникают города1, начинаются торговые отношения с Византией, Востоком и Западной Европой.

По религиозным верованиям и культовым обрядам славяне были язычниками. В Средние века в Западной Европе язычниками называли нехристианские народы, не знавшие латыни. Славяне поклонялись силам природы и духам предков.

У восточных славян сложился пантеон богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Особо почитался бог Солнца, который у разных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорс. Важнейшими богами были: Перун – бог грома и молнии, ставший затем богом войны; Сварог – бог огня, Мокошъ – богиня плодородия, оберегавшая женскую часть хозяйства; Велес – покровитель скотоводства; Симаргал – бог подземного мира.

В основе всей жизнедеятельности славян лежали языческие верования и представления, ими определялись циклы работ, формы строительства жилья, обычаи, обряды.

Таким образом, на основе различных укладов жизни, экономической деятельности, складывающихся первооснов государственности, взаимодействия культур различных народов на значительной части Восточной Европы сформировалось своеобразное общество – Древняя Русь, которая положила начало формированию русского этноса и Российского государства.

Следующий этап в развитии русского этноса и государства – Киевская Русь. Становление этого государства началось с конца IX в. Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла к рубежу образования раннефеодального государства почти одновременно с западноевропейскими государствами.

Однако в развитии Древней Руси и народов Западной Европы имеются существенные различия. Западноевропейские варварские племена в процессе Великого переселения столкнулись с высоко развитой античной культурой, многое переняв у нее. Славяне же находились на более высокой стадии развития, чем племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину. Кроме того, сложные природно-климатические условия затрудняли хозяйственную деятельность славян, накладывали существенный отпечаток на социальную структуру общества, тип государственности и особенности формирования национального характера.

 

 

Образование Древнерусского государства

 

В отечественной историографии большое внимание уделяется изучению предпосылок и процесса становления государства у восточных славян. Внимание историков к этим проблемам связано, прежде всего, с тем, что начальный период образования государства у восточных славян мало отражен в источниках. Основными источниками по этому вопросу являются летописные сообщения, носящие нередко черты легенды.

Самые ранние летописи связывают начало Русского государства с княжением Кия, считавшегося основателем Киева и Киевского княжества. Эта легенда была записана в армянской хронике уже в VIII в. Другие летописцы началом государственности считали «призвание варягов». Летописный рассказ о призвании в 862 г.1 на княжение в Новгороде варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора послужил основанием для создания так называемой норманистской теории возникновения Русского государства. Она появилась в XVIII в. и была сформулирована немецкими учеными Иоганном Готфридом Байером и Герхардом Фридрихом Шлетцером.

Норманизм отвечал тогда политическим интересам Голштинской династии, которая со второй половины XVIII в. под фамилией Романовых правила в России. Норманисты отрицали роль внутренних факторов в становлении русского государства. Они утверждали, что норманны – скандинавские викинги (на Руси их называли варягами) – создали Русское государство. Спор в исторической литературе между норманистами и их противниками затянулся на столетия. Норманистскую теорию критиковали М.В. Ломоносов, русские историки Ю.М. Всислин, И.Е. Забелин, Н.И. Костомаров, академик Б.А. Рыбаков и др. В современной отечественной и зарубежной историографии существует неонорманизм, не отрицающий роль внутренних факторов в создании государства на Руси, но несколько преувеличивающий роль варягов в этом процессе.

В легенде о призвании варягов до сих пор многое неясно. Большинство историков признаёт вымышленность Синеуса и Трувора, так как древнескандинавские слова sine hus tru var означают не имена братьев Рюрика, а переводятся как «со своим домом и верной дружиной». Историчность же Рюрика не отрицается, потому что в исландских сагах IX в. имеются упоминания о датском конунге Рюрике Фрисландском.

Серьёзного влияния на ход русского исторического процесса и на развитие русской культуры варяги не оказали.

Русское государство образовалось из племенных объединений восточных славян 1. Складывание государства шло параллельно с процессом формирования древнерусской народности, ядром которой стали славянские племена, проживающие в VI в. на территории лесостепной полосы от Киева до Воронежа.

Отрывок первоначального летописного текста, уцелевший в «Повести временных лет», позволяет определить размеры государства Руси первой половины IX в. В его состав входили следующие племенные союзы, имевшие ранее самостоятельные княжения: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские славяне. Кроме того, летопись перечисляет до полутора десятков финно-угорских и балтийских (летто-литовских) племен, плативших дань Руси. Русь этого времени представляла собой обширное государство, объединившее уже половину восточнославянских племен и собиравшее дань с народов Поволжья и Прибалтики.

Накануне призвания варягов в Новгороде правил старейшина Гостомысл. Он пригласил к себе на службу норманнского конунга Рюрика с дружиной. После смерти Гостомысла Рюрик захватывает власть в Новгороде. Рюрик умирает, не оставив наследников, и власть в Новгороде берет в свои руки предводитель одного из варяжских отрядов Олег (882-912 гг.) – по некоторым источникам родственник Рюрика. Игорь, сын Рюрика, согласно летописи, был тогда малолетним. Олег начал объединение восточнославянских племен за пределами Новгородской земли.

В 882 г. он с дружиной отравился на юг, взял Любеч, служивший своего рода северными воротами Киевского княжества. Из Любеча Олег приплыл в Киев, где ему обманом и хитростью удалось убить киевского князя Аскольда и захватить власть. Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода, важнейших центров двух основных ветвей восточного славянства, было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. Если до взятия Киева Олегом можно говорить о существовании государственности на Руси, то с этого момента уже можно говорить о существовании Древнерусского государства.

Таким образом, Киев становится центром объединенного государства.

Вопрос об этническом происхождении княжеской династии не является важным в изучении проблемы генезиса государственности у восточных славян. Известно, что версия об иноземном происхождении власти типична для Древности и Средневековья (рассказы об основании Рима братьями Ромулом и Рэмом, о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, и т.п.). Важно другое: государственность не может быть предметом экспорта или импорта. Возникновение государства – закономерный процесс многовекового исторического пути народа. Даже, исходя из логики самой легенды, можно заметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, надо уже иметь у себя эту форму власти. Славяне и варяги находились в IX в. примерно на одной стадии социального развития. Синхронность развития позволила славянам приглашать на Русь варяжских конунгов с дружинами. В истории известны факты, когда норманнские князья захватывали власть на Руси. Варяги быстро ассимилировались с местным населением. Возвращаясь в Швецию, они приносили с собой русские вещи, русские технические приемы в гончарном деле. Позднее шведские короли чеканили монеты по образцу русских монет. В скандинавских сагах сохранились воспоминании о богатствах «страны городов» – Руси.

В современной историографии вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства является спорным. Чтобы рассмотреть его, необходимо остановиться на тех источниках, которыми располагают историки для его характеристики. В основном это своды законов Руси. Древнейшим из них является Русская Правда. Под этим общим названием известны три памятника: Краткая Правда, являющаяся древнейшей; Пространная, относящаяся ко второй половине XII в., и Сокращенная, основанная на Пространной правде, а также на некоторых, не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. Краткая Правда делится, в свою очередь, на Правду Ярослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей (2-я половина XI в.) и дополнительные статьи. Отдельные юридические нормы содержатся во включенных в текст летописи договорах Олега (911 г.) и Игоря (444 г.) с Византией. В этих договорах упоминается более ранний юридический документ – «закон русский», который учитывался в делах, затрагивавших споры византийцев и русских. «Повесть временных лет» (древнейшая дошедшая до нас летопись) в основном содержит сведения, относящиеся к политической истории, но она также дает материал и для изучения социального строя.

Основным населением страны были свободные общинники, «люди», как их называет Русская Правда.

На Руси имелся целый ряд категорий крестьян, зависимых от землевладельцев. Среди них – смерды, холопы, челядь, закупы, рядовичи.

Существует много гипотез о социальной сущности смердов, но большинство исследователей считают, что смерды были свободными или полусвободными княжескими данниками, несшими повинности в пользу князя. Существовало право «мертвой руки», по которому после смерти смерда, не оставившего потомков мужского пола, его имущество переходило к князю. Кроме того, за убийство людина полагался штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда всего лишь – 5. Это подтверждает неполноправное положение смердов.

Значительное место Русская Правда уделяет рабам. Они были известны под разными названиями: челядь и холопы. Исследователи по-разному решают вопрос о соотношении челядинной и холопьей зависимости. Возможно, челядь – термин более раннего периода, который некоторое время существовал одновременно с более новым термином холоп. Холопы были полностью бесправной категорией населения. Они не имели права свидетельствовать на суде. За убийство холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался церковному покаянию. Вопрос о холопах наиболее детально излагается в Пространной Правде (XII в.). В это время уже известны два вида холопства: обельное (полное) и неполное. Источниками обельного холопства были плен, а также продажа себя в холопство. Холопом становился человек, женившийся на рабыне.

Пространная Правда упоминает закупов, воспринимавшихся как неполных, необельных холопов. Это сравнительно поздняя категория зависимых людей, возникшая только в XII в. Закуп – разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику за какую-то ссуду («купу»). Получив ссуду, он должен был работать на господина. Хозяин имел право подвергать закупа телесным наказаниям; попытка к бегству наказывалась превращением в обельного холопа. Закуп отличался от раба: он имел право выкупаться на волю, вернув купу. Закуп продолжал вести свое хозяйство. Такое положение закупа, лишенного личной свободы, но не отделенного от средств производства, близко к положению будущего крепостного крестьянина.

Другой категорией зависимого населения были рядовичи, т.е. люди, вынужденные заключить с господином какой-то договор («ряд») и выполнять различные работы согласно этому «ряду». Рядовичи часто исполняли роль мелких административных агентов своих господ.

Существовало еще несколько терминов, обозначивших различные категории неполноправного населения: изгой – человек, порвавший связь с общиной; пущенник – отпущенный на волю раб и др.

В историографии остается спорным вопрос о времени возникновения феодального землевладения на Руси. Некоторые авторы относят его появление к IX – Х вв., но большинство полагает, что феодальная вотчина образуется в 1-й половине XI в. Имеются и другие точки зрения. Так, историк И.Л. Фроянов считает, что в древнерусском обществе IX – XI вв. существовало несколько социально-экономических укладов, ни один из которых не был преобладающим. Большинство отечественных исследователей считает Древнюю Русь раннефеодальным государством. Раннефеодальное общество не тождественно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодализма и продолжают существовать многие явления, характерные для родоплеменных отношений.

По устройству системы государственной власти Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. На Руси признавался родовой сюзеренитет. Власть над территорией принадлежала всему роду Рюриковичей, но это не означало коллективного управления. Старшим был великий князь киевский, которому подчинялись князья подвластных земель. Его сыновья и братья сидели наместниками в главных городах и платили дань. Наследование шло по прямой нисходящей мужской линии.

Великий князь киевский был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, участвовали в походах, делили дань и военную добычу.

Различают два вида отношений между властью и подданными: вассальные и подданнические. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства. Между ними установились вассальные отношения. Князь советовался с дружиной по всем вопросам. Дружина делилась на старшую (мужи) и младшую (гриди, отроки, чадь). Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли постоянный совет, «думу» при князе и назывались боярами. Бояре часто выступали в роли воевод, а младшие дружинники исполняли обязанности младших администраторов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и др.

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания характерного для периода родоплеменного строя всеобщего вооружения народа.

Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Народное собрание – вече активно действовало в IХ – XI вв. и позднее. Народные старейшины – «старцы градские» – участвовали в княжеской думе.

В руках киевского князя были значительные военные силы. Они состояли из собственной дружины и из войск вассальных (подколенных) князей и бояр. В особых случаях собиралось народное ополчение.

В Древней Руси был флот, действовавший на реках и на Чёрном море.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.024 с.)