Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические идеи и деятельность А. С. МакаренкоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Антон Семенович Макаренко (1 (13) марта 1888— 1 апреля 1939) — всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесен к четырем педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке. Основная воспитательная и педагогическая деятельность А. С. Макаренко относится к первому пятнадцатилетию послереволюционного времени (1920—1934), когда школы и иные воспитательные учреждения, с одной стороны, крайне слабо снабжались, с другой — над ними не было столь жестких стандартизации и идеологического контроля, которые были установлены с середины 1930-х годов. Убедившись, после принятия в 1920 г. заведования колонией для малолетних правонарушителей, в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени, А. С. Макаренко на основе обычаев и приемов народной педагогики, то есть воспитания и обучен, разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека и ряда других подходов, предложил и успешно опробовал в Колонии им. М. Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя. В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений. Демократические основы, являющиеся неотъемлемой составляющей этой системы, противоречили практике большевистской педагогики, уже в мае 1928 г. Н. К. Крупская на VIII съезде комсомола критикует систему Макаренко, а другие представители «Педагогического олимпа» вскоре прямо называют ее «несоветской». В том же году А. С. Макаренко, несмотря на все воспитательные, учебные и хозяйственные успехи, снимают с поста зав. Колонии им. Горького, а от ареста его спасает только переход в систему НКВД, где его покровитель, нарком НКВД Украины В. А. Балицкий, предложил опальному педагогу возглавить новое воспитательное учреждение — Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Вскоре коллективом Коммуны были достигнуты ещё более впечатляющие успехи, уже в области промышленного производства. И вновь, уже в середине 1930-х, «из производственной необходимости» и в условиях надвигающейся войны, Макаренко отстраняется от заведования коммуной, а созданные заводы передаются для круглосуточной работы военному ведомству. Перейдя в наркомат, Макаренко пытается подготовить распространение своего опыта для других исправительных учреждений Украины, но его подходы слишком расходятся с практикой советской жизни и он, по сути вынужден уехать в Москву, чтобы по возможности завершить литературное описание своего педагогического опыта и разработок, начатое по настойчивому совету М. Горького, выступившего первым редактором «Педагогической поэмы» — самого известного в России и за рубежом произведения А. С. Макаренко. Его книги издаются во многих странах. Ряд исследователей, например, Симон Соловейчик, отмечают, что вокруг воспитательно-педагогического наследия А. С. Макаренко с течением времени страсти обсуждения не только не утихают, а даже разгораются с новой силой, что связывается с тем, что существенные и глубокие противоречия и недостатки советского и постсоветского воспитания и обучения, успешно разрешавшиеся Макаренко, во многом остаются камнем преткновения современной российской школы и имеют большие общественные накладки как в уровне воспитания и обучения, так и умственного, морального и психического здоровья подрастающего поколения. Детство
Антон Семенович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года в поселке при железнодорожной станции у села Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье Семена Григорьевича Макаренко, рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских, и Татьяны Михайловны Макаренко, дочери солдата из Николаева. В силу разных причин, прежде всего политической цензуры, в биографических источниках «советского» периода (до 1991) ряд фактов о происхождении А.С. Макаренко умалчивался или даже несколько искажался. Так, в силу того, что младший брат Виталий был офицером Добровольческой армии (марковцем), вынужденный покинуть Россию, эвакуировавшись с частями Русской армии из Крыма в ноябре 1920-го года, то о самом факте его рождения было принято умалчивать в СССР до 1991 г., заодно опускались сведения и о других детях (сестрах) в семье С.Г. и Т.М. Макаренко. В качестве примера приведем основательную книгу Е. З. Балабановича «Макаренко: человек и писатель» (1963 г.) Заметим, что Виталий Семёнович Макаренко (1895—1983), офицер (поручик) Царской армии, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, несколько раз сыграл важную роль в жизни брата Антона. В том числе - принял деятельное участие в комиссовании призванного в 1916 г. на воинскую службу А.С. Макаренко по состоянию здоровья (близорукости) и возвращению его к педагогической деятельности. Видный макаренковед Г. Хиллиг отмечает, что А.С. Макаренко крайне тяжело переносил условия упомянутого призыва и это вмешательство Виталия м.б. даже спасло жизнь Антона. Именно Виталий Макаренко, позже посильно помогая брату в педагогической деятельности, предложил ввести элементы игры и военизацию в занятия с учащимися, что позже показало свою уместность и полезность. После эмиграции остаток жизни Виталий Семёнович провёл во Франции, где его в 1970 году разыскали западноевропейские биографы Макаренко Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили оставить о старшем брате воспоминания. Из этих воспоминаний макаренковеды узнали и уточнили многие подробности детства Антона и всей семьи Макаренко, в частности, о факте рождения трёх сестёр Антона и Виталия. Историк С. В. Максименко в своих докладах утверждает, что в книге В. С. Макаренко присутствуют неточности, связанные с книгой профессора Гетца Хиллига, написанной во времена «Перестройки». По С.В. Максименко. Макаренко в 1920-х годах
В связи с местом рождения и основной педагогической деятельности, а также украиноязычной фамилией в литературе советского периода А.С. Макаренко по умолчанию считался украинцем. Отчасти этому способствовало и то, что сам Антон Семенович с какого-то времени в анкетах начал писать в графе национальность «украинец». Биограф А. С. Макаренко профессор Гетц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко», где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семеновича. Хиллиг отмечает, что все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вел на русском языке. В то же время он знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений. А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски, о чём упоминает также Л. В. Конисевич в книге «Нас воспитал Макаренко» в главе о приезде польской делегации. В то же время указывается, что по тактическим соображениям он с определённого года перестает указывать в графе национальность слово «русский», а начинает писать «украинец». Сохранились и письма самого А. С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.007 с.) |