Педагогические идеи и деятельность А. С. Макаренко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические идеи и деятельность А. С. Макаренко



 

Антон Семенович Макаренко (1 (13) марта 1888— 1 апреля 1939) — всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесен к четырем педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.

Основная воспитательная и педагогическая деятельность А. С. Макаренко относится к первому пятнадцатилетию послереволюционного времени (1920—1934), когда школы и иные воспитательные учреждения, с одной стороны, крайне слабо снабжались, с другой — над ними не было столь жестких стандартизации и идеологического контроля, которые были установлены с середины 1930-х годов. Убедившись, после принятия в 1920 г. заведования колонией для малолетних правонарушителей, в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени, А. С. Макаренко на основе обычаев и приемов народной педагогики, то есть воспитания и обучен, разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека и ряда других подходов, предложил и успешно опробовал в Колонии им. М. Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя. В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений.

Демократические основы, являющиеся неотъемлемой составляющей этой системы, противоречили практике большевистской педагогики, уже в мае 1928 г. Н. К. Крупская на VIII съезде комсомола критикует систему Макаренко, а другие представители «Педагогического олимпа» вскоре прямо называют ее «несоветской». В том же году А. С. Макаренко, несмотря на все воспитательные, учебные и хозяйственные успехи, снимают с поста зав. Колонии им. Горького, а от ареста его спасает только переход в систему НКВД, где его покровитель, нарком НКВД Украины В. А. Балицкий, предложил опальному педагогу возглавить новое воспитательное учреждение — Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Вскоре коллективом Коммуны были достигнуты ещё более впечатляющие успехи, уже в области промышленного производства. И вновь, уже в середине 1930-х, «из производственной необходимости» и в условиях надвигающейся войны, Макаренко отстраняется от заведования коммуной, а созданные заводы передаются для круглосуточной работы военному ведомству. Перейдя в наркомат, Макаренко пытается подготовить распространение своего опыта для других исправительных учреждений Украины, но его подходы слишком расходятся с практикой советской жизни и он, по сути вынужден уехать в Москву, чтобы по возможности завершить литературное описание своего педагогического опыта и разработок, начатое по настойчивому совету М. Горького, выступившего первым редактором «Педагогической поэмы» — самого известного в России и за рубежом произведения А. С. Макаренко. Его книги издаются во многих странах.

Ряд исследователей, например, Симон Соловейчик, отмечают, что вокруг воспитательно-педагогического наследия А. С. Макаренко с течением времени страсти обсуждения не только не утихают, а даже разгораются с новой силой, что связывается с тем, что существенные и глубокие противоречия и недостатки советского и постсоветского воспитания и обучения, успешно разрешавшиеся Макаренко, во многом остаются камнем преткновения современной российской школы и имеют большие общественные накладки как в уровне воспитания и обучения, так и умственного, морального и психического здоровья подрастающего поколения.

Детство

 

Антон Семенович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года в поселке при железнодорожной станции у села Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье Семена Григорьевича Макаренко, рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских, и Татьяны Михайловны Макаренко, дочери солдата из Николаева.

В силу разных причин, прежде всего политической цензуры, в биографических источниках «советского» периода (до 1991) ряд фактов о происхождении А.С. Макаренко умалчивался или даже несколько искажался. Так, в силу того, что младший брат Виталий был офицером Добровольческой армии (марковцем), вынужденный покинуть Россию, эвакуировавшись с частями Русской армии из Крыма в ноябре 1920-го года, то о самом факте его рождения было принято умалчивать в СССР до 1991 г., заодно опускались сведения и о других детях (сестрах) в семье С.Г. и Т.М. Макаренко. В качестве примера приведем основательную книгу Е. З. Балабановича «Макаренко: человек и писатель» (1963 г.)

Заметим, что Виталий Семёнович Макаренко (1895—1983), офицер (поручик) Царской армии, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, несколько раз сыграл важную роль в жизни брата Антона. В том числе - принял деятельное участие в комиссовании призванного в 1916 г. на воинскую службу А.С. Макаренко по состоянию здоровья (близорукости) и возвращению его к педагогической деятельности. Видный макаренковед Г. Хиллиг отмечает, что А.С. Макаренко крайне тяжело переносил условия упомянутого призыва и это вмешательство Виталия м.б. даже спасло жизнь Антона. Именно Виталий Макаренко, позже посильно помогая брату в педагогической деятельности, предложил ввести элементы игры и военизацию в занятия с учащимися, что позже показало свою уместность и полезность. После эмиграции остаток жизни Виталий Семёнович провёл во Франции, где его в 1970 году разыскали западноевропейские биографы Макаренко Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили оставить о старшем брате воспоминания. Из этих воспоминаний макаренковеды узнали и уточнили многие подробности детства Антона и всей семьи Макаренко, в частности, о факте рождения трёх сестёр Антона и Виталия.

Историк С. В. Максименко в своих докладах утверждает, что в книге В. С. Макаренко присутствуют неточности, связанные с книгой профессора Гетца Хиллига, написанной во времена «Перестройки». По С.В. Максименко.

Макаренко в 1920-х годах

 

В связи с местом рождения и основной педагогической деятельности, а также украиноязычной фамилией в литературе советского периода А.С. Макаренко по умолчанию считался украинцем. Отчасти этому способствовало и то, что сам Антон Семенович с какого-то времени в анкетах начал писать в графе национальность «украинец».

Биограф А. С. Макаренко профессор Гетц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко», где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семеновича.

Хиллиг отмечает, что все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вел на русском языке. В то же время он знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений. А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски, о чём упоминает также Л. В. Конисевич в книге «Нас воспитал Макаренко» в главе о приезде польской делегации.

В то же время указывается, что по тактическим соображениям он с определённого года перестает указывать в графе национальность слово «русский», а начинает писать «украинец».

Сохранились и письма самого А. С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.005 с.)