Последствия введения кантонной системы управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия введения кантонной системы управления



 

Введение кантонной системы управления оказало сильное влияние на развитие населения края и в целом позволило достичь поставленных при его внедрении целей.

Среди отрицательных последствий введения кантонной системы управления следует отметить ухудшение материального положения рядового населения, которое оказалось под полным контролем родоплеменной верхушки и администрации. Тяжёлые условия линейно-пограничной службы, надзорно-полицейский режим, частые злоупотребления чиновников, ужесточение налогов и повинностей, недовольство населения религиозной и социальной политикой государства приводило к протестам населения, в частности к восстанию 1834—1835 года, в котором участвовали башкиры, мишари, тептяри и русские крестьяне и которое было жестоко подавлено. Тем не менее введение кантонной системы сыграло роль сдерживающего фактора и в течение первой половины XIX века в крае отсутствовали какие-либо другие крупные вооруженные выступления.

В то же время введение кантонной системы имело и позитивные моменты. Оно способствовало переходу кочевого населения к оседлости и земледелию, хотя и осуществлялось принудительными мерами. Был поднят хозяйственный и культурный уровень деревни. Так, в башкирских деревнях начали культивировать озимые хлеба, познакомились с картофелем и овощами. Были расширены возможности для получения образования.

В целом период существования кантонной системы управления явился последним этапом колонизации края. За время её существования были подготовлены все условия для интеграции края в состав Российской империи, выразившиеся в утверждении единообразия в управлении, в социально-экономическом и культурном отношениях.

Кантонная система управления была введена указом императора Павла I от 10 апреля 1978 года. Во вводной части указа говорится, что Оренбургская пограничная линия не в полной мере соответствует своему назначению вследствие расставленных по форпосту худых войск. А происходит это по причине того, что на службу высылаются по большей части бедные и неимущие, следственно неисправные ни оружием, ни лошадьми, и часто вовсе неспособные к военной службе, ибо богатые и лучшие отпускаются. В связи с этим предполагалось, во - первых, что бы всякий по своей очереди был наряжен на линейную службу, несмотря ни на какие предлоги, во-вторых, возложение снабжения продовольствием казаков, на всё общество, в – третьих, подавание помощи по хозяйству отсутствующем по службе казакам.

И так, в 1798 г. в Башкортостане была введена кантонная система управления, и просуществовавшая до 1866 г. Царские власти опасались новых восстаний башкир, поэтому они искали пути их предотвращения. Выдвигались различные проекты в этом отношении. Было даже предложение о раздаче башкир как крепостных крестьян дворянам. Ф.А. Ишкулов отмечает, что «предпочтение было отдано проекту, учитывавшему пограничное положение Башкортостана и превращению края в плацдарм для проведения активной политики в Казахстане и Средней Азии». Он предусматривал перевод башкир в военное сословие, установление жесткого режима и использование боевой энергии башкир для охраны юго-восточной границы империи и участия во внешних войнах России.

Власти не сразу нашли новую систему повинностей и управления башкирами. Первым шагом явилось введение для них в 1789 г. как основной повинности военно-сторожевой службы на границе с Казахстаном. Имеющиеся в крае 20 908 дворов башкир были поделены на 103 юрты (команды), во главе которых стояли назначенные юртовые старшины и их помощники. Для организации военно-сторожевой службы на Оренбургской пограничной линии к юртовым старшинам были определены походные старшины и сотники, которых соответственно насчитывалось 63 и 213. Но башкиры, неся военную службу, оставались в ведении гражданской администрации. 10 апреля 1798 г. император Павел I по представлению генерал-губернатора О. А. Игельстрома подписал указ о введении кантонной системы управления в крае, по которому башкиры и мишари были превращены в военное сословие, об образовании 11 башкирских и 5 мишарских кантонов, о порядке их службы по охране границ с Казахстаном. Одновременно было объявлено о создании 5 кантонов оренбургских и 2 оренбургских казаков.

При переводе башкир в военное сословие были учтены особенности их жизни и быта, многолетний опыт военно-сторожевой службы и участия в военных действиях русской армии. Царская администрация отмечала большую склонность башкир «к воинским упражнениям», их «сметливость, привычку к степной местности, неутомимость в степных походах», «сносливость и крепость их лошадей». Позже генерал-губернатор В. А. Перовский писал, что «относительно воинского духа они не уступают оренбургским казакам, а в иных отношениях даже превосходят прочие нерегулярные войска».

Первоначально кантонная система управления была введена только для башкир и немногочисленных мишарей. Для башкир и мишарей было установлено:

а) все лица мужского пола в возрасте от 17 до 45 лет были обязаны нести военную службу на границе с Казахстаном и Сибирью в составе башкирского иррегулярного войска. Негодные к строевой службе призывались в составы рабочих команд по возведению военных объектов. За свою службу они никакого жалования не получали, содержали сами себя;

б) все подростки с 14 лет прикреплялись к определённым воинским подразделениям в качестве «младших военных кантонистов»;

в) была введена строгая паспортная система – все башкиры и мишари были обязаны иметь паспорта (с 6-летнего возраста). Передвижение башкир даже в пределах одной юрты или кантона без разрешения («отпускного билета») категорически запрещалось. За нарушение паспортного режима и отлучку с места постоянного жительства без разрешения начальства они подлежали уголовной ответственности как бродяги и дезертиры;

г) запрещалась женитьба башкир на татарках и казашках, строительство мечетей и т.п.

За все виды преступлений и проступков, нарушающих установленный режим, они карались по военно-уголовным законам империи. Это далеко не полный перечень тех мер, которыми башкиры фактически были загнаны в одну огромную казарму под названием «кантонное управление» и при помощи которых для них был установлен режим бесправия, угнетения и террора.

Д.Ж. Валеев отмечает, что «введение особого военно-кантонного управления было логическим следствием многовековой колонизаторской политики царизма в отношении Башкортостана; решительной попыткой самыми жёсткими военно-политическими мерами навсегда усмирить башкир, оказывавших в течение последних двух столетий отчаянное сопротивление его колонизаторским устремлениям».

Сущность новой системы управления краем заключалась, прежде всего, в том, что ставила «беспокойных» башкир под жёсткий надзор военно-полицейских органов, создавала для них особый военно-правовой режим жизни. Это, по мысли правительства, должно было окончательно «умиротворить» Башкортостан, исключить в будущем возможность восстаний и выступлений башкир против политики колонизации края и захвата их земельных богатств.

Специальное управление возглавлялось Оренбургским генерал-губернатором. При нём находилось войсковое правление, войсковая канцелярия, войсковой суд и так называемое корпусное дежурство, где сосредоточивались все судебные и другие дела башкирского и мишарского населения края. Низовое звено специального управления состояло из попечителей (введены в 1834 году), кантонных начальников, их помощников, юртовых старшин, сельских старост, сотников и десятников. Кантонное управление было строго централизовано и совершенно отделено от гражданских органов власти, в том числе и по судебной части.

Д.П. Никольский анализирует, что «кантонная система управления в Башкирии просуществовала 67 лет, (1798-1865 годы) и была введена с целью укрепления юго-восточных границ России и усмирения башкирского края после башкирских восстаний XVIII века»1. Были осуществлены перевод башкир и мишарей в служилое сословие и формирование Башкиро-мещерякского войска. Территория расселения башкир, мишарей, оренбургских и уральских казаков была разделена на кантоны. Башкирское и мишарское население лишалось свободы передвижения в пределах Башкирии, выезд в другие уезды и губернии осуществлялся по паспортам. После присоединения Казахстана к России Башкирия утратила окраинное положение, поэтому необходимость в военной службе коренного населения края отпадает. 14 мая 1863 года выходит «Положение о башкирах», согласно которому башкиры, мишари, тептяри и бобыли получили права свободных сельских жителей. Введение Положения 14 мая 1863 года стало первым этапом на пути перевода башкир и припущенников в податное сословие и прошло достаточно спокойно. Ободренный этим, оренбургский генерал- губернатор Безак в октябре 1864 года поставил перед Военным министерством вопрос о переходе ко второму этапу реформы — передаче башкир и припущенников в гражданское ведомство. С 1 января 1865 года тех, кто проживает в Пермской, Вятской и Самарской губерниях, а остальных, проживающих на территории Оренбургской губернии, - одновременно с разделением губернии на две (Оренбургскую и Уфимскую), чтобы реформа в башкирском народе совпала с образованием новой губернии и была принята им как необходимое последствие разделения губернии.

2 июля 1865 года было принято высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство». Башкиры и припущенники, сохраняя права, предоставленные им Положением 14 мая 1863 года, переходили из военного в гражданское ведомство, то есть в заведование общих губернских и уездных по крестьянским делам присутствий и мировых посредников. Кантонные управления и общее управление башкирами ликвидировалось. Отмена кантонной системы и перевод башкир в гражданское сословие были составной частью крестьянской реформы 1861 года. Она ликвидировала военно-феодальное угнетение местного населения и открыла возможности для развития капиталистических отношений в крае.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.006 с.)