Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последствия введения кантонной системы управления
Введение кантонной системы управления оказало сильное влияние на развитие населения края и в целом позволило достичь поставленных при его внедрении целей. Среди отрицательных последствий введения кантонной системы управления следует отметить ухудшение материального положения рядового населения, которое оказалось под полным контролем родоплеменной верхушки и администрации. Тяжёлые условия линейно-пограничной службы, надзорно-полицейский режим, частые злоупотребления чиновников, ужесточение налогов и повинностей, недовольство населения религиозной и социальной политикой государства приводило к протестам населения, в частности к восстанию 1834—1835 года, в котором участвовали башкиры, мишари, тептяри и русские крестьяне и которое было жестоко подавлено. Тем не менее введение кантонной системы сыграло роль сдерживающего фактора и в течение первой половины XIX века в крае отсутствовали какие-либо другие крупные вооруженные выступления. В то же время введение кантонной системы имело и позитивные моменты. Оно способствовало переходу кочевого населения к оседлости и земледелию, хотя и осуществлялось принудительными мерами. Был поднят хозяйственный и культурный уровень деревни. Так, в башкирских деревнях начали культивировать озимые хлеба, познакомились с картофелем и овощами. Были расширены возможности для получения образования. В целом период существования кантонной системы управления явился последним этапом колонизации края. За время её существования были подготовлены все условия для интеграции края в состав Российской империи, выразившиеся в утверждении единообразия в управлении, в социально-экономическом и культурном отношениях. Кантонная система управления была введена указом императора Павла I от 10 апреля 1978 года. Во вводной части указа говорится, что Оренбургская пограничная линия не в полной мере соответствует своему назначению вследствие расставленных по форпосту худых войск. А происходит это по причине того, что на службу высылаются по большей части бедные и неимущие, следственно неисправные ни оружием, ни лошадьми, и часто вовсе неспособные к военной службе, ибо богатые и лучшие отпускаются. В связи с этим предполагалось, во - первых, что бы всякий по своей очереди был наряжен на линейную службу, несмотря ни на какие предлоги, во-вторых, возложение снабжения продовольствием казаков, на всё общество, в – третьих, подавание помощи по хозяйству отсутствующем по службе казакам.
И так, в 1798 г. в Башкортостане была введена кантонная система управления, и просуществовавшая до 1866 г. Царские власти опасались новых восстаний башкир, поэтому они искали пути их предотвращения. Выдвигались различные проекты в этом отношении. Было даже предложение о раздаче башкир как крепостных крестьян дворянам. Ф.А. Ишкулов отмечает, что «предпочтение было отдано проекту, учитывавшему пограничное положение Башкортостана и превращению края в плацдарм для проведения активной политики в Казахстане и Средней Азии». Он предусматривал перевод башкир в военное сословие, установление жесткого режима и использование боевой энергии башкир для охраны юго-восточной границы империи и участия во внешних войнах России. Власти не сразу нашли новую систему повинностей и управления башкирами. Первым шагом явилось введение для них в 1789 г. как основной повинности военно-сторожевой службы на границе с Казахстаном. Имеющиеся в крае 20 908 дворов башкир были поделены на 103 юрты (команды), во главе которых стояли назначенные юртовые старшины и их помощники. Для организации военно-сторожевой службы на Оренбургской пограничной линии к юртовым старшинам были определены походные старшины и сотники, которых соответственно насчитывалось 63 и 213. Но башкиры, неся военную службу, оставались в ведении гражданской администрации. 10 апреля 1798 г. император Павел I по представлению генерал-губернатора О. А. Игельстрома подписал указ о введении кантонной системы управления в крае, по которому башкиры и мишари были превращены в военное сословие, об образовании 11 башкирских и 5 мишарских кантонов, о порядке их службы по охране границ с Казахстаном. Одновременно было объявлено о создании 5 кантонов оренбургских и 2 оренбургских казаков. При переводе башкир в военное сословие были учтены особенности их жизни и быта, многолетний опыт военно-сторожевой службы и участия в военных действиях русской армии. Царская администрация отмечала большую склонность башкир «к воинским упражнениям», их «сметливость, привычку к степной местности, неутомимость в степных походах», «сносливость и крепость их лошадей». Позже генерал-губернатор В. А. Перовский писал, что «относительно воинского духа они не уступают оренбургским казакам, а в иных отношениях даже превосходят прочие нерегулярные войска».
Первоначально кантонная система управления была введена только для башкир и немногочисленных мишарей. Для башкир и мишарей было установлено: а) все лица мужского пола в возрасте от 17 до 45 лет были обязаны нести военную службу на границе с Казахстаном и Сибирью в составе башкирского иррегулярного войска. Негодные к строевой службе призывались в составы рабочих команд по возведению военных объектов. За свою службу они никакого жалования не получали, содержали сами себя; б) все подростки с 14 лет прикреплялись к определённым воинским подразделениям в качестве «младших военных кантонистов»; в) была введена строгая паспортная система – все башкиры и мишари были обязаны иметь паспорта (с 6-летнего возраста). Передвижение башкир даже в пределах одной юрты или кантона без разрешения («отпускного билета») категорически запрещалось. За нарушение паспортного режима и отлучку с места постоянного жительства без разрешения начальства они подлежали уголовной ответственности как бродяги и дезертиры; г) запрещалась женитьба башкир на татарках и казашках, строительство мечетей и т.п. За все виды преступлений и проступков, нарушающих установленный режим, они карались по военно-уголовным законам империи. Это далеко не полный перечень тех мер, которыми башкиры фактически были загнаны в одну огромную казарму под названием «кантонное управление» и при помощи которых для них был установлен режим бесправия, угнетения и террора. Д.Ж. Валеев отмечает, что «введение особого военно-кантонного управления было логическим следствием многовековой колонизаторской политики царизма в отношении Башкортостана; решительной попыткой самыми жёсткими военно-политическими мерами навсегда усмирить башкир, оказывавших в течение последних двух столетий отчаянное сопротивление его колонизаторским устремлениям». Сущность новой системы управления краем заключалась, прежде всего, в том, что ставила «беспокойных» башкир под жёсткий надзор военно-полицейских органов, создавала для них особый военно-правовой режим жизни. Это, по мысли правительства, должно было окончательно «умиротворить» Башкортостан, исключить в будущем возможность восстаний и выступлений башкир против политики колонизации края и захвата их земельных богатств. Специальное управление возглавлялось Оренбургским генерал-губернатором. При нём находилось войсковое правление, войсковая канцелярия, войсковой суд и так называемое корпусное дежурство, где сосредоточивались все судебные и другие дела башкирского и мишарского населения края. Низовое звено специального управления состояло из попечителей (введены в 1834 году), кантонных начальников, их помощников, юртовых старшин, сельских старост, сотников и десятников. Кантонное управление было строго централизовано и совершенно отделено от гражданских органов власти, в том числе и по судебной части.
Д.П. Никольский анализирует, что «кантонная система управления в Башкирии просуществовала 67 лет, (1798-1865 годы) и была введена с целью укрепления юго-восточных границ России и усмирения башкирского края после башкирских восстаний XVIII века»1. Были осуществлены перевод башкир и мишарей в служилое сословие и формирование Башкиро-мещерякского войска. Территория расселения башкир, мишарей, оренбургских и уральских казаков была разделена на кантоны. Башкирское и мишарское население лишалось свободы передвижения в пределах Башкирии, выезд в другие уезды и губернии осуществлялся по паспортам. После присоединения Казахстана к России Башкирия утратила окраинное положение, поэтому необходимость в военной службе коренного населения края отпадает. 14 мая 1863 года выходит «Положение о башкирах», согласно которому башкиры, мишари, тептяри и бобыли получили права свободных сельских жителей. Введение Положения 14 мая 1863 года стало первым этапом на пути перевода башкир и припущенников в податное сословие и прошло достаточно спокойно. Ободренный этим, оренбургский генерал- губернатор Безак в октябре 1864 года поставил перед Военным министерством вопрос о переходе ко второму этапу реформы — передаче башкир и припущенников в гражданское ведомство. С 1 января 1865 года тех, кто проживает в Пермской, Вятской и Самарской губерниях, а остальных, проживающих на территории Оренбургской губернии, - одновременно с разделением губернии на две (Оренбургскую и Уфимскую), чтобы реформа в башкирском народе совпала с образованием новой губернии и была принята им как необходимое последствие разделения губернии. 2 июля 1865 года было принято высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство». Башкиры и припущенники, сохраняя права, предоставленные им Положением 14 мая 1863 года, переходили из военного в гражданское ведомство, то есть в заведование общих губернских и уездных по крестьянским делам присутствий и мировых посредников. Кантонные управления и общее управление башкирами ликвидировалось. Отмена кантонной системы и перевод башкир в гражданское сословие были составной частью крестьянской реформы 1861 года. Она ликвидировала военно-феодальное угнетение местного населения и открыла возможности для развития капиталистических отношений в крае.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.006 с.) |