Предприятие как экономическая система. Целевая функция бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятие как экономическая система. Целевая функция бюджета



Объектом бюджетирования является предприятие, представляющее собой сложную экономическую систему. Соответственно, и процесс бюджетирования, как моделирования (при составлении сводного бюджета) и отражения (при проведении план-факт анализа исполнения сводного бюджета) хозяйственной деятельности предприятия, должен основываться на применении системного подхода.

Основными характеристиками предприятия как экономической системы являются:

1) Наличие множества факторов системы (параметров хозяйственной деятельности), объединенных функциональными (межфакторными) связями. Функциональная взаимосвязь (в отличие от причинно-следственной) предполагает равнозначность параметров как в самой хозяйственной деятельности предприятия, так и при ее планировании. Так, нельзя сказать, что уровень целевого (прогнозного) объема продаж определяет величину издержек (себестоимости реализации), как нельзя сказать и обратное. И функция выручки (объема продаж), и функция затрат являются составными элементами единой целевой функции системы (функции прибыли). Решение управленческой задачи по максимизации значения целевой функции даст величину бюджетных значений и объема реализации, и себестоимости реализации (см. параграф 3.2).

Другим примером функциональной связи является при составлении операционного бюджета взаимосвязь таких параметров хозяйственной деятельности, как объем и структура продаж, величина и структура товарных остатков (запасов готовой продукции), объем и структура выпуска. Расчетным путем величина объема выпуска получается как разница целевого объема продаж и изменения товарных остатков за бюджетный период.

С другой стороны, при планировании целевого объема продаж аппарат управления предприятия уже должен иметь предварительные данные о величине выпуска, так как объем производства (выпуска) определяет уровень производственных затрат, включаемых в целевую функцию при определении объема продаж.

Наконец, оптимальная величина товарных остатков на конец периода, закладываемая в бюджет предприятия, зависит, помимо всего прочего, и от объема реализации и выпуска за бюджетный период (см. параграф 3.3).

Факторами предприятия как системы являются параметры, формирующие сводный бюджет предприятия (то есть бюджетные показатели), такие как физический объем продаж и уровень цен в разрезе видов продукции, величина и структура товарных остатков, производственная программа (величина и структура выпуска), себестоимость выпуска по видам продукции, уровень постоянных затрат, величина и структура краткосрочных обязательств и пр.

2) Функциональные взаимосвязи параметров системы (в том числе предприятия как экономической системы) определяют особенности изменения (динамики) системы под воздействием внешних факторов (inputs). Для процесса бюджетирования такими внешними воздействиями являются, во-первых, конъюнктурные тенденции рынка и изменения хозяйственного законодательства (неконтролируемые внешние воздействия) и, во-вторых, управленческие меры, планируемые к осуществлению в текущем периоде (контролируемые внешние воздействия).

Совокупность внешних воздействий (прогнозируемых изменений рыночной конъюнктуры и планируемых управленческих мер) лежит в основе разработки сводного бюджета компании на текущий период. Внешние воздействия в большинстве случаев являются «точечными», то есть воздействуют на отдельный фактор системы. Например, управленческой мерой из сводного бюджета компании на текущий бюджетный период может быть решение снизить уровень цен реализации продукта K с2 000 руб./единица до 1 500 руб./единица.

Параметр «цена реализации продукта функционально связан с параметром «физический объем реализации продукта K» — эта взаимосвязь определяется степенью эластичности рыночного спроса по цене. Следовательно, снижение отпускной цены продукта А с большой степенью вероятности приведет к увеличению физического объема продаж данного вида продукции. Всвою очередь, рост физического объема продаж обусловливает увеличение выпуска и/или снижение величины товарных остатков. В результате увеличивается величина производственных затрат. Это требует дополнительных источников финансирования текущих хозяйственных операций, то есть увеличивается величина краткосрочных обязательств (краткосрочных кредитов банков, кредиторской задолженности, расчетов).

Таким образом, изменение состояния предприятия под воздействием «точечного» управленческого решения не ограничивается непосредственным изменением того параметра (в данном случае величины отпускной цены), на который было направлено воздействие. Изменяются и сопряженные параметры, с которыми параметр, подвергшийся управленческому воздействию, находится в функциональной связи.

Совокупный эффект изменения состояния предприятия в результате «точечного» управленческого воздействия в упрощенной форме изображен на схеме 7.

3) Предприятие является не просто системой, но управляемой системой (то есть объектом управления). При этом субъектом управления предприятием является его планово-аналитическое подразделение, ответственное за разработку сводного бюджета (служба заместителя Генерального директора по экономике). Субъективный элемент управления предприятием, по большому счету, сводится к:

• выбору контролируемых внешних воздействий и их количественной меры (то есть разработки управленческих мер, включаемых в бюджет текущего периода);

• выбору вторичных управленческих мер из имеющихся альтернатив изменения состояния предприятия в результате внешнего воздействия. Например, альтернативными вторичными управленческими мерами в результате снижения цен и повышения физического объема продаж продукта K могут быть (см. схему 7): либо снижение товарных остатков продукта K, либо повышение объема выпуска продукта K, либо комбинированное решение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.005 с.)