Тренинги коммуникативных навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинги коммуникативных навыков



* «Секреты хорошего слушания»

Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их.

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

«Упражнение мы будем выполнять в парах».

Преподаватель сам разбивает на пары, стараясь свести студентов не находящихся радом друг с другом....

«Распределите между собой роли: один из вас будет – «говорящим», другой – «слуша­ющим».

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчи­тан на определенное время, но вам не надо будет следить за временем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «слушающий».

Итак, «говорящий» в течение пяти минут рассказывает «слушающему» о своих трудностях, проблемах в эффективном общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождаю эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает «говорящему» рассказывать о себе.

Через 5 минут преподаватель останавливает беседу.

«Сейчас у «говорящего» будет одна минута, в течение которой ему надо будет ска­зать «слушающему», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому за­данию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того, как 1 минута прошла, преподаватель дает следующее задание.

«Теперь «говорящий» в течение пяти минут будет рассказывать «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. «Слушающий», не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть эту информацию, которую он получил от «говорящего» в течение предыдущей минуты».

Через 5 минут преподаватель останавливает беседу и предлагает перейти к следую­щему шагу.

«Слушающий» за три минуты должен повторить «говорящему», что он понял из дух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих трех минут «говорящий» все время молчит и только дви­жением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что неправильно поняли, то «слу­шающий» должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того, как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено, что искажено».

Если позволяет время – пары меняются, в противном случае – на следующем заня­тии доделывается это упражнение;

*  «Испорченный телефон» («Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии…)

Текст для воспроизведения:

«Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично и просил передать вам, что если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет в облздраве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о постав­ке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все молодые специалисты должны пройти обследование у психо­логов, которые будут работать в 20 комнате с 10 часов утра ежедневно до 6 марта»

Три типа ошибок характерных для передачи сообщений: а) утрата; б) искажение; в) дополнение;

* Общегрупповая дискуссия: акцентуации личности и общение (цит. по Егидесу А.П.)

Задание – определите по особенностям общения основные типы акцентуаций: гипотим, эпилептоид, паранойяльный, гипертим, истероид, шизоид, психастеноид, сензитив.

Тип –1. Как и во всех остальных областях жизни, он любит порядок в человеческих отношениях. Поэтому он не склонен к случайным знакомствам, а предпочитает общаться с друзьями детства, дома, школьными товарищами, сослуживцами и т.д. В общении он довольно поверхностен, т.е., добросовестно выполняя все принятые в обществе ритуалы, не склонен идти на истинную неформальную человеческую близость, не раскрывая сам, не стремится поближе узнать другого, и если вдруг сталкивается с человеком, предлагающим ему теплое эмоциональное общение, то может даже и не понять, чего тот от него хочет.

Тип-2. В общении он в основном конфликтен, т.к. он не испытывает потребности в общении как таковом, общение для него – средство для достижения цели, для организации совместной деятельности, для получения информации, но не для установления душевных контактов. Поэтому, вступая в вынужденное общение, он постоянно ранит, задевает окружающих, наступает на их интересы и уж обязательно на их чувства, которых он просто не замечает. Поэтому он постоянно конфликтен в общении и сам не замечает своей конфликтности, только иногда удивляется: «Почему это люди такие странные, ведут себя как-то нелогично и непоследовательно, вдруг ни с того, ни с сего обижаются?», что только убеждает его в ненужности лишнего общения.

Тип-3. Такие люди очень общительны. Такой человек в любой компании «свой в доску», все называют его «рубаха парень», балагур, весельчак. В отличие от Типа-1 и Типа-2 он очень любит и ценит общение. Он может посвящать ему очень много времени. У таких людей постоянно собираются гости, их дом – клуб для всех знакомых и подруг. Все свободно приходят сюда, как к себе домой, едят, разговаривают, засиживаясь за полночь или до утра, для него совершенно естественно не спать всю ночь, провести ее в разговорах. Часто именно такие люди вместе с Типом-4 создают так называемое «богемное» общество, ведут «богемный» образ жизни – днем спят, а ночью работают или общаются.

Тип-4. Поскольку ему нужны зрители, то он очень общителен. Общение в тех или иных формах – его основная форма деятельности. Здесь перед ним встают следующие проблемы.

Во-первых, он общается только с теми, кто им восхищается. Если оказывается, что он попадает в среду, где им не восхищаются, то он может, конечно, приложить определенные усилия в тех направлениях, которыми принято восхищаться в этой среде. И если это не трудно, то он наверняка добьется своего. Но если эта деятельность ему не близка, или вовсе незнакома, и усилия покажутся ему слишком большими, то он просто уйдет из этого круга общения, но не с обидой или разочарованием, или чувством поражения, а с выводом, что это были недостойные люди, не умные и т.д.

Во-вторых, даже там, где его оценили, первое впечатление тоже рано или поздно, но сгладится и восхищение станет менее бурным и менее заметным, а то и просто эта группа постепенно поймет его поверхность и претенциозность, «раскусит» его. В любом случае наступает момент, когда такому человеку понадобятся новые зрители – и он снова поменяет круг общения. Через некоторое время он может вернуться в то же общество, если только за этот период он достиг чего-то нового. Тогда он возвращается, чтобы поразить своими успехами и вызвать сожаление окружающих о том, что в свое время они его «недооценивали» и поэтому потеряли.

Тип-5. Общительность его очень избирательна. В основном он людей не замечает, так же как и вещей, всего окружающего мира. Однако, в отличие от Типа-2 и Типа-1, он все-таки нуждается в понимании и контакте, а значит, и в общении. Но в отличие от Типа-3 не в общении со многими, а в глубоком общении с очень ограниченным кругом людей. Он может общаться сам с собой, может читать лекции одному единственному студенту, случайно пришедшему на занятия.

Тип-6. Он застенчив, боится новых контактов, общения с новыми людьми, ему трудна ситуация, в которой он должен прикладывать усилия для того, чтобы произвести впечатление. В своих старых взаимоотношениях он очень привязчив, ценит именно глубокий личностный контакт, а не общение со многими. В отличие от Типа-5 привязывается не к тем, кто понимает его, а к тем, кого понял он сам.

Тип-7. Они нуждаются в круге общения для того, чтобы иметь, кому жаловаться. Им нравится ставить окружающих в известность о той тяжелой ситуации, в которой они находятся, а затем аргументированно отвергать все советы о возможных путях выхода из создавшегося положения: «... это я уже пробовал...» и т.д.

Дружить с ним трудно всем окружающим. Но и ему трудно выбирать друга, т.к. его восприятие людей устроено так, что он замечает в первую очередь плохое.

Ему найти любовь еще труднее, чем дружбу. Но если он связывает с кем-то свою судьбу, то будет хоть и недоволен, но верен.

Тип-8. Он создан для любви. Он любит всех, может полюбить любого, кто к нему расположен. Кроме того, в нем сильна привычка, к нему относится понятие «стерпится-слюбится». Он полностью способен жить жизнью любимого человека, его интересами. Прекрасный пример – чеховская «Душечка».

 

.

 

РАЗДЕЛ II. МЕДИЦИНСКОЕ ИНТЕРВЬЮ:

ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.008 с.)