Тема 1. Регион как объект исследования в региональной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Регион как объект исследования в региональной экономике



ВВЕДЕНИЕ

Переход Российской Федерации в начале 1990-х годов к рыночным отношениям и интеграция национальной экономики в мировое хозяйство привели к существенным изменениям всех параметров социально-экономического развития страны и образующих ее регионов. После резкого сокращения объемов производства, падения жизненного уровня значительной части населения, критического снижения эффективности национальной экономики в ее развитии наметились начиная с конца 1990-х годов, а затем в течение ряда лет сохранялись позитивные тенденции.

Главной «ареной» для внедрения принципов и механизмов устойчивого развития в российскую практику жизнедеятельности выступают регионы. Именно им в наибольшей мере необходимо комплексное решение экономических, социальных, демографических и иных проблем. Для осуществления этого регионы наделены соответствующим юридическим статусом, обладают определенными правомочиями, имеют органы власти и управления. Поэтому объектом настоящего пособия является сложная, динамическая, открытая социально-экономическая система управления регионом.

Цель дисциплины - формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых для высоко-результативной работы в органах государственного и муниципального управления, в государственных и муниципальных бюджетных учреждениях и организациях.

Целью освоения дисциплин «Региональное управление и территориальное планирование» является приобретение студентами базовых профессиональных знаний о методах и моделях регионального управления и территориального планирования, формирование у них представлений и знаний об уровнях, инструментах и способах территориального управления и планирования.

 

 

ТЕМА 1. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Понятие «регион» происходит от латинского «regionis» в экономической географии и означает область или район. Данное понятие первоначально выражает определенную территорию по тем или иным признакам. Содержание региона характеризуется в современных условиях на основе географических, экономических, социальных, культурных, политических, институциональных и других подходах.

Классификация свободных экономических зон.

Комплексные свободные экономические зоны создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

- Особые экономические зоны;

- Территории особого режима;

- Специальные экономические зоны;

- Зоны свободного предпринимательства.

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

- Туристические услуги;

- Банковские и страховые услуги;

- Офшорные.

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

- Экспортно-импортозамещающие;

- Экспортно-производственные;

- Импортозамещающие;

- Промышленные парки;

- Научно-промышленные парки.

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

- Инновационные центры;

- Технопарки;

- Технополисы.

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

- Торгово-производственные;

- Свободные порты;

- Бондовые склады;

- Свободные таможенные.

 

ТЕМА 14. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Стратегический план – документ, содержащий концептуальные положения о развитии конкурентоспособности региона и сочетающий долгосрочное стратегические видение с конкретными мероприятиями и предложениями по реализации стратегии на практике. Стратегический план затрагивает наиболее важные проблемные зоны региона, фокусируясь на выделении приоритетных направлений его развития с учетом сильных и слабых сторон, внешних и внутренних угроз. Стратегический план – ключевой инструмент стратегического регионального планирования как непрерывного процесса, включенного в систему управления регионом.

Стратегическое планирование для региональной экономики – это сравнительно новое явление. Объективная необходимость в нем по явилась в результате того, что в условиях не стабильной внешней среды циклическое планирование оказалось неприемлемым, и, чтобы справиться со «стратегическими сюрпризами» в виде неожиданных угроз и возможностей, стратегические решения должны приниматься достаточно быстро. В условиях рыночной экономики стратегическое региональное планирование позволяет:

– использовать конкурентные преимущества региона;

– определять «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект;

– сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях;

– создать базу для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования;

– продемонстрировать стремление региональной власти к использованию современных методов управления.

Идея стратегического планирования региона несет в себе, во-первых, передачу ответственности за настоящее и будущее территории самим жителям и выбранным ими органам власти; во-вторых, - распределение деятельности стратегического планирования между различными уровнями органов власти (федеральной, региональной, местной); в третьих, - поддержку инициативы и повышение самостоятельности местных сообществ в деятельности, направленной на решение социально-экономических проблем и развитие территорий.

По содержанию стратегическое планирование – это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, прорисовка желаемого будущего территории, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность территории в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также отдельных отраслей региональной экономики и социальной сферы.

Стратегический план должен включать хорошо продуманную, специфичную миссию, четкие формулировки целей, относительно небольшой набор задач и конкретных стратегических проектов. Стратегический план, в отличие от комплексного плана, должен затрагивать только самое главное для адаптации и устойчивого развития города в конкурентной рыночной среде. Несколько элементов, используемых при формировании стратегического плана:

а) современный облик региона – описание территории в текущий момент времени, чтобы его выполнить, производится анализ преимуществ и недостатков как экономики в целом, так и отдельных кластеров, и отраслей. Понимание сравнительных преимуществ и недостатков позволяет заглянуть вперед поверх сегодняшних трудностей и критически оценить будущее;

б) перспективный облик региона – описание территории в будущем (в долгосрочной перспективе) как результата стратегического управления. Это видение включает, как правило, ряд бесспорных элементов – высокий жизненный стандарт, основанный на высокой производительности труда, рост занятости, диверсифицированная сильная экономика, хорошее качество жизни. Перспективный облик не может дать точной и детальной картины будущего вследствие нестабильности внешнего окружения и долгосрочности периода планирования;

в) внутренняя среда региона – анализ внутренней среды направлен на выделение «сильных и слабых сторон», проводится анализ имеющихся острых социально-экономических проблем и выделение порождающих их условий, анализируются имеющиеся социальные, экономические и культурные ресурсы, выделяются возможные направления и «точки» роста;

г) внешняя среда региона – анализ внешней среды направлен на выделение в окружающем мире тенденций, потенциально благоприятных или угрожающих будущему территории, создающих возможные угрозы или предпосылки развития;

д) стратегия – система действий по достижению желаемого состояния региона в долгосрочной перспективе. Стратегия учитывает имеющийся потенциал региона, существующие предпосылки для его реализации. Эти элементы включаются в стратегический план региона, состоящий из трех крупных блоков и соответствующих разделов.

Первый блок - аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, фиксирующий основные параметры и характеристики развития территории, значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии. Формулирует основные проблемы развития.

 Второй блок – собственно стратегия, т.е. описание: стратегических целей и приоритетов развития; направлений деятельности по реализации поставленных стратегических целей; ресурсов управления, имеющихся на территории для реализации стратегии.

Третий блок – механизм реализации стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, осуществляемые подразделениями администрации или с использованием ресурсов территории, сводятся в двухгодичный план мероприятий по реализации стратегии. Таким образом, этот блок обеспечивает увязку стратегических целей и текущей деятельности администрации по реализации социально-экономической политики.

Стратегия регионального развития – это способ, средство достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией (жизни) общества.

Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать эффективное развитие регионов в рыночных условиях. В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции регионов в новых условиях хозяйствования, определяются стратегические приоритеты развития региона в трансформируемой экономике, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде. Безусловно, стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое.

Формирование системы целей регионального развития является важнейшим этапом стратегического планирования. По существу, данный этап – это определение желаемого к соответствующему сроку состояния региона во всех важнейших аспектах его функционирования.

Процедура целеполагания начинается с процесса выявления и упорядочения сложных проблем развития региона. Основным методом их выявления является экономико-статистический анализ, направленный на выявление диспропорций в региональной экономике, выработку мер по их устранению в условиях рыночных отношений. Анализу подвергается вся региональная подсистема страны, все ее составляющие. При анализе отраслевой структуры выявляются соотношения и динамика развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта. В качестве основных показателей выступают объемы производства и потребления, ввоза и вывоза продукции, занятости населения по возрастно-половой и профессионально-квалификационной структуре. Анализ ведется по всем видам региональной собственности.

 

ТЕМА 15. ПРОГРАММНО - ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

В течение длительного периода времени программно-целевое планирование и управление в России было сосредоточено на построении и осуществлении целевых программ федерального уровня. Политические и социально-экономические реформы 1990-х гг. привели к смещению программных разработок на уровень субъектов Российской Федерации, что было следствием развития демократии и федерализма, перехода от преимущественно отраслевого к территориальному управлению, повышения роли регионов в проведении экономической политики и решении социально-экономических проблем.

В России с ее громадными расстояниями и неравномерностью хозяйственного освоения территории и расселения особое место в экономической, социальной и политической жизни занимает организация управления регионами. Именно регионы скрепляют огромные пространства России, обеспечивающие ее единство и целостность. Одним из немногих инструментов, способствующих решению большого круга задач, является программно-целевое управление, направленное на решения сложных проблем социально-экономического характера, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей в ограниченные сроки.

В экономике социально-экономические программы служат средством поддержания планомерности в государственном управлении экономическими объектами, процессами, отношениями, они являются инструментом проведения государственной политики, государственного регулирования рынка. Программы призваны содействовать ускоренному решению наиболее назревших, острых, неотложных проблем посредством сосредоточения ресурсов и координации действий исполнителей разной ведомственной подчиненности. На целевые программы возлагается задача повышения качества и эффективности государственного управления. Программно-целевое управление, будучи по своей природе стратегическим, призвано ослабить или устранить недостатки ситуационного, инерционного, «ручного» государственного управления экономикой.

Программное планирование и управление непосредственно связано с факторами региональной природы. Цели развития территорий, решение региональных проблем занимают достойное место в ряду целевых ориентиров социально-экономического развития.

Территориальная природа объективно присуща целевой программе, ибо ее действие происходит в территориальном пространстве, а объекты программных мероприятий расположены на определенных территориях. Неизбежная потребность каждой целевой программы в использовании земельных, водных, лесных ресурсов, недр и других природных богатств также свидетельствует о территориальной привязке программы, она определяется и потребностями в трудовых ресурсах, наличие которых также связано с территориями. К крупным региональным программам, которые были приняты и осуществлены в середине и конце прошлого века относятся программа создания угольно-металлургической базы Урала и Сибири, развитие нефтегазового комплекса в Сибири и районах Крайнего Севера, строительство Байкало-Амурской магистрали в России, освоение и развитие природного потенциала Аляски в США.

Территориальный фактор накладывает ощутимый отпечаток на цели и задачи программ вне зависимости от их вида и масштаба. В особенности это касается программ социальной ориентации, которые по своей сути не могут быть внетерриториальными. Природа социальных программных потребностей проистекает из состава и структуры населяющих территорию людей и складывается под влиянием географических, климатических, исторических условий, теснейшим образом обусловленных расположением и потенциалом региона.

В этом смысле любые целевые программы могут быть названы территориальными, так как они порождены территориальными проблемами, используют территориальные ресурсы и реализуются на определенных территориях. В связи с этим затруднительно выделить признаки, в соответствии с которыми одни целевые программы правомерно относить к классу региональных, а другие не стоит. Включение в название программ слов «региональная», «муниципальная» часто отражает не столько территориальную зону действия программ, сколько заинтересованность в ее реализации и выделении средств на выполнение программы со стороны региональных, городских, местных органов управления.

Территориальность программ допустимо связывать с источниками материальных, трудовых, финансовых ресурсов, используемых для разработки и выполнения программы. Так если основными, определяющими источниками ресурсного обеспечения программы служат ресурсы региона (региональные, муниципальные бюджеты, средства региональных участников программы, кредиты, предоставляемые этим участникам под гарантии территориальных органов власти, иностранные вложения в региональные объекты), то есть основания считать такие программы территориальными.

Управление территориальными программами, функции и компетенции управления, ответственность за качество и эффективность управления должны быть возложены на государственные и местные органы территориального управления.

Масштабы и интенсивность программно-целевого подхода при решении территориальных проблем зависят от системы управления экономикой страны в целом, от реализуемой в стране социально-экономической стратегии и вытекающей из нее региональной экономической политики.

ТЕМА 16. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ПОДХОДЫ УРОВНИ И ГОРИЗОНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Территориальное планирование это теория и практика наиболее рациональной организации территории и размещения в ее пределах производственных предприятий, коммуникаций и мест расселения с комплексным учетом его географических, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-строительных факторов и условий. При этом различают территориальное планирование как процесс проектирования, разработки схемы (проекта) территорий разного пространственно-временного ранга; и как общее наименование развивающейся области знаний, включающей методологические и методические основы территориального планирования.

Территориальное планирование основывается на учете пространственных территориальных закономерностей размещения природных, социальных и экономических явлений и их взаимодействий.

Пространство, территория есть особый ресурс, который в современных условиях приобретает все большее значение.

Комплексное территориальное планирование включает организацию
территории с учетом социально-экологических потребностей: промышленного производства, сельского хозяйства, селитебных, коммунальных, транспортных, рекреационных, экологических и других геосистем. Территориальное планирование ведется на приоритетах геоэкологической стабилизации территории (устойчивого ее развития) и, как правило, включает территориальное экологическое планирование, е.е. планированиеэкологической инфраструктуры.

Процесс территориального проектирования осуществляется
деятельностью государственных органов, юридических и физических лиц по
комплексному проектированию территориальных объектов всех уровней — от национального до локального, включая проектирование отдельных объектов в целях рациональной организации территории, эффективного развития производительных сил, решения социальных и экологических задач.

Сейчас существует несколько подходов к определению понятия «территориальное планирование

Первый подход. Территориальное планирование — планирование развития территорий, в томчисле для установления функциональных зон,

определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Этот подход — юридический, нормативно-правовой, и в нем, как и в современном издании Градостроительного кодекса РФ, присутствуют некоторые пробелы и неясности.

Второй подход. Под территориальным планированием следует понимать деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления по установлению и утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд.

Третий подход — методологический.Поскольку территориальное планирование является отраслью практической деятельности,при его осуществлении используются следующие методы.

Четвертый подход — социологический, социально-психологический.

Этот подход на сегодняшний день является наиболее обсуждаемым и актуальным. Он заключается прежде всего в том, что территориальное планирование должно опираться и исходить из интересов населения, проживающего на территории, где осуществляется планирование.

Планировка территорий на региональном уровне.

В схемах планировки территорий на региональном уровне определяются меры реализации государственной политики и учитываются государственные интересы при планировке этих территорий, их исторические, экономические, экологические, географические и демографические особенности, этнические н культурные традиции.

Планировка территорий на местном уровне.

Схема планировки территории - это градостроительная документация, определяющая принципиальные решения планировки, застройки и иного использования соответствующих территорий административно-территориальных единиц, и их отдельных частей.

Схемы.планировки территорий на местном уровне определяют:

- потребности в изменении границ, населенных пунктов, потребности в территориях, предусмотренных для градостроительных нужд;

- зонирование территории для застройки и иного значения

- планировочную структуру территории.

Сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в пределах своих полномочий решают вопросы планировки, застройки и иного использования территорий согласно схеме планировки, территорий соответствующих административно-территориальных единиц.
Схемами планировки территорий на местном уровне в случае необходимости может определяться целесообразность разработки генеральных планов отдельных населенных пунктов.

Горизонт планирования.

В зависимости от временного горизонта плана организации планирование подразделяется на три типа:

- краткосрочное;

- среднесрочное;

-долгосрочное.

Подобное разделение основывается на продолжительности временных отрезков, необходимых для выполнения плановых показателей, и имеет технический характер. 

Краткосрочно планирование — это разработка планов на один год. Содержание таких планов детализируется по кварталам и месяцам. При этом первый квартал планового периода детализируется вплоть до сменного уровня. Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей.

Среднесрочное планирование опирается на краткосрочные планы. Оно осуществляется на период от 2 до 5 лет.

Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды — от 5 до 10 лет. Его нельзя отождествлять со стратегическим планированием, которое по своему содержанию гораздо сложнее долгосрочного. Оно не является простой экстраполяцией предыдущих планов и поэтому не может отождествляться с функцией времени, так как характеризует функцию направления развития организации. Все типы планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.

 

ГЛОССАРИЙ

Автономия - право руководствоваться собственными нормами и правилами в определенных, установленных государством, пределах.

Агломерационный потенциал территории - комплексная характеристика территории, включающая в свой состав агломерационную экономию, локационные константы, локационные предпочтения.

Агломерация – территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты.

Административно-территориальное деление субъектов - деление субъектов федерации на более мелкие административно-территориальные образования (административные районы, города, городские районы, поселки городского типа, сельские администрации).

Административно-территориальные единицы – регионы, являющиеся объектом государственного управления, границы и статус которых закреплены административным способом.

Административные методы воздействия - воздействие на систему общественных отношений и каждого хозяйствующего субъекта с помощью регламентирующих, командных и нормативных актов — законов, приказов, инструкций, указаний, постановлений, директивных планов и т.п.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.

Валовой внутренний продукт -  основной экономический показатель для государства и ВРП (валовой региональный продукт) для региона - сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период резидентами региона.

Валовой региональный продукт – стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах (ценах покупателя), произведенных резидентами данного региона за определенный промежуток времени.

Внутренняя политика регионов - целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры.

Внутригосударственное разделение труда – это специализация территорий в рамках не только производства, но и сферы услуг, культуры, науки, информации.

Государственная корпорация регионального развития - организация, осуществляющая управление государственной собственностью и реализации целей государственного регулирования.

Государственная региональная политика - самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами.

Депрессивные регионы - регионы, имеющие более низкие, чем в среднем по стране, социально-экономические показатели.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Дополнительность - совместное финансирование мероприятий.

Закономерности размещения – они отражают наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

Закрытое административно-территориальное образование – это особая форма территориальной организации, регулируемая законом РФ, действует в городах и поселках оборонного и атомно-промышленного профиля. Требование секретности, финансирования их деятельности и социальной поддержки проживающего населения.

Зона Севера - экономико-географическая зона, объединяющая 28 субъектов РФ, имеющая большой сырьевой потенциал, важное геополитическое и геоэкономическое положение. Северные регионы существенно различаются по комфортабельности жизнедеятельности и условиям хозяйствования.

Зонирование - деление территории на зоны при планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.

Изодапана Вебера – это линия, соединяющая пункты одинаковых издержек отклонения: приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта равномерно в любом направлении удаления.

Инвестиционный потенциал региона – совокупность характеристик, учитывающих основные экономические параметры региона (природные ресурсы, трудовые ресурсы, основные фонды, производственная и непроизводственная инфраструктура и т.д.).

Инвестиционный потенциал региона – это совокупность характеристик, учитывающих основные его экономические параметры, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос, население и т.д.

Индикатор социально-экономического развития региона – он отражает общий уровень развития региона, состояние важнейших отраслей производства, финансовое положение региона, инвестиционная активность, доходы населения, занятость и рынок труда, состояние социальной сферы, экологическая ситуация, международная экономическая активность.

Инструментарий региональной политики – средства, используемые в экономической политике, которые могут быть условно разделены на две группы: средства макроэкономической и средства микроэкономической политики.

Интегральная оценка социально-экономического развития региона – она объединяет все эти первичные индикаторы в одну общую оценку развития региона.

Инфраструктура (инженерная, транспортная, социальная и др.) - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.

Кольца Тюнена - это система концентрических кругов разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе городу должно размещаться соответствующее производство. Чем дороже продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение.

Комбинирование – это форма организации территориального разделения труда, основанная на технико-экономическом и территориальном единстве сопряженных отраслей, их сочетании.

Конкурентный рост – тип регионального роста, когда все регионы конкурируют за ограниченные ресурсы, а развитие национальной экономики рассматривается как результат эффективного распределения ресурсов между регионами.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Концепция регионального развития – это совокупность взглядов на пути решения социально-экономических проблем, достижения целей и задач развития региона в перспективе.

Коэффициент товарности регионального производства – это соотношение вывоза продукции и объема производства.

Кризисный регион – это территория, подвергшееся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регион широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регион, в котором глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.

Критерии оптимальности экономики региона – они выражают стремление к максимизации благосостояния населения в рамках условий устойчивого социо-экономико-экологического развития региональной системы: максимизация внутреннего конечного спроса (конечного потребления) в заданном ассортименте; максимизация прироста внутреннего конечного спроса (конечного потребления) в заданном ассортименте; максимизация векторной функции конечного спроса (конечного потребления).

Локализованные материалы - сосредоточение природных ресурсов на конкретной территории.

Локационный треугольник Лаунхардта: на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого соотносятся как a:b:1), вокруг построенных треугольников описываются окружности, точка пересечения которых является точкой минимума транспортных издержек.

Макроинструмент региональной политики – это дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и т.п.) и условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной социальной политики.

Материальный индекс - отношение веса локализованных материалов к весу готового продукта.

Меркантилизм - научное мировоззрение, препятствующее развитию внешней торговли.

Наднациональная региональная политика – это объединение национальных экономик, обеспечение их гармоничного развития при сокращении разрыва в уровнях развития между отдельными территориями.

Обобщающие показатели – это показатели в денежном выражении.

Объект государственной региональной политики - регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика.

Объект региональной экономической политики – это региональные (пространственные) неравенства, различия в уровнях развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства и т.д.

Однородные или унифицированные регионы – отдельные пространственные единицы, являющиеся объектами экономического анализа, имеющие определенные унифицированные характеристики (одинаковая структура производства, одинаковые среднедушевые доходы, доминирующие природные ресурсы, сходство социального положения и т.д.).

Отсталый слаборазвитый регион – это регион, имеющий традиционно-низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны, находящийся в состоянии длительного застоя, с низкой интенсивностью хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера.

Оффшорная зона – это территория, где свободно могут зарегистрироваться иностранные компании (основная деятельность которых происходит в других странах) с их подчинением местному законодательству.

Партнерство определяется как тесное сотрудничество между комиссией сообщества и страной, которую представляют на национальном, региональном, локальном и прочих уровнях компетентные органы.

Пионерные регионы - регионы нового освоения.

Плотность – это численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади).

Поддержка депрессивных регионов – это обеспечение ускорения процесса структурной перестройки экономики России, смягчение его неблагоприятных последствий для населения наиболее уязвимых в структурном отношении регионов.

Полигон - исследуемая территория, независимо от ее таксономической структуры.

Полная экономия от ввоза продукции – это учет прямого ввоза соответствующей продукции, косвенных межотраслевых влияний ввоза продукции всех отраслей на объемы выпусков.

Приграничный регион - территория, испытывающая существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная.

Приоритеты государственной региональной политики - научно обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими задачами внутренней и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по совершенствованию региональных отношений.

Проблемное экономическое районирование - выделение для целей государственного регулирования территориального развития различных типов проблемных регионов.

Проблемный регион - это большие и малые территории с особыми аномалиями; территория, которая самосто



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.096 с.)