Перспективы использования опыта Германии в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы использования опыта Германии в России



Опыт западноевропейских стран по становлению и функционированию социальной рыночной экономики не может не быть привлекательным для России, ставшей на путь рыночных преобразований. нынешняя ситуация в России гораздо более напоминает то состояние, в котором находи­лась послевоенная Германия, чем многие думают. Крах милитаризованной экономики и необходимость масштабной структурной перестройки, отпадение весьма значительных территорий, волны переселен­цев и беженцев, укорененность в сознании значитель­ных слоев населения и политиков патерналистских и уравнительных стереотипов, стремление западных держав-победительниц навязать Западной Германии рецепты кейнсианской экономической политики, ко­торая в общем оказалась успешной десятилетием ранее в США и Великобритании, но впервые три-че­тыре послевоенных года только усугубила болезни немецкого общества и экономики, слабость и неэф­фективность государства, расцвет теневой экономи­ки — можно было бы перечислить еще многое, но, думается, и этого довольно, чтобы, вглядевшись, уз­нать в послевоенной Германии знакомые черты постсоветской России. Послевоенная Германия за короткий период добилась восстановление экономики и социальной стабильности.

Именно по этим причинам, опыт Германии в переходе к социальной экономике так актуален в нашей стране. Опыт западногерманской реформы показывает, что экономический успех и социальную стабильность обеспечивает не тот вариант, который устраивает пришедших к власти реформаторов и навязывается населению, а тот, который воспринимается большинством социальных слоев, потому что гарантирует им реальную перспективу экономической безопасности, соответствует традициям экономической жизни, уровню образованности и профессионализма населения, отраслевой специфике экономики страны, возможностям производственной и технологической базы.

Концепция, или модель переходного периода, была введена в практику России правительством Е.Гайдара. Парадоксальным для России является то, что при разработке экономической концепции на переходный период ставка была сделана на экономистов США, т.е. страны, а в которой не было административно-командной системы, следовательно и опыта перехода от нее к рыночному хозяйству. Этим в известной мере объясняется неуспех экономической реформы в нашей стране. Примененная на практике концепция, само собой разумеется, имела цель и механизм (модель) с инструментами, используемыми для достижения поставленной цели.

 Целью указанной концепции было: капитализм любой ценой и рыночное хозяйство тоже любой ценой и при этом как можно быстрее ("шоковая терапия"). Экономическая политика базировалась на монетаристской теории Запада и осуществлялась с привлечением американских экспертов (Дж.Сакс и др.). Следовательно, это - имитационная модель, которая исходит не из реального состояния экономики России и прежде всего сложившейся в ней за многие года административно-командной системы и структуры хозяйства (речь идет об отраслевой, воспроизводственной, технологической структуре производственных фондов, или капитала), а из рыночных отношений, сложившихся за многие годы в развитых западных странах.

 Экономическая модель правительств Гайдара и затем Черномырдина в соответствии с монетаристской теорией опирается на механизм, сооруженный главным образом из трех инструментов: либерализация цен; либерализация внешнеэкономических связей; привлечение иностранного капитала. Введение этих инструментов в экономическую жизнь началось в условиях отсутствия конкуренции и частной собственности, при отказе от регулирующей роли государства, без обеспечения юридическими законами самостоятельности предприятий, особенно мелких и средних фирм.

Что же необходимо сегодня делать и каковы перспективы нашей экономики?

В формировании рыночной экономики мы должны строго следовать закономерностям соотношения общего и особенного. Известно, что при решении крупных стратегических проблем социально-экономического порядка мы должны исходить из первенства общего, а не особенного или частного. И в противном случае, т.е. при первоочередном решении частных вопросов мы постоянно будем натыкаться на нерешенность общих проблем. В нашем случае общим является совокупность основополагающих принципов организации рыночного хозяйства, которые едины и лежат в основе организации экономических систем всех развитых стран. Благодаря этому единству все развитые страны образуют единое рыночное пространство, их экономика развивается в принципе по одним и тем же объективным экономическим законам. Именно с освоения этих общих основополагающих принципов мы и должны начинать формирование рыночной экономики в своей стране. И уже на эти общие и единые принципы организации рыночного хозяйства, как и в каждой стране, в России наложатся особые, специфические черты, характерные национальному менталитету, историческим условиям и т. д.

Следовательно, социальный характер современной развитой рыночной экономики проявляется не только в эффективном насыщении рынка обилием и разнообразием материальных благ и услуг, но и в гуманизации самого производственного процесса, в эстетизации труда, в создании на производстве условий, в которых работник мог бы реализовать себя как личность, наиболее полно раскрыл и использовал бы свой творческий потенциал. К этому следует добавить получившие широкое распространение в развитых странах отношения социального партнерства, которые реализуются в частности в системе так называемых «человеческих отношениях» и других формах сотрудничества различных социальных групп в процессе производства. Иначе говоря, наряду с гуманизацией самого процесса труда на предприятиях устанавливается своеобразный социальный климат, который в немалой степени способствует - эффективности производства.

Таким образом, мы можем утверждать, что в условиях современной развитой рыночной экономики социальный элемент пронизывает все стороны процесса производства и распределения: это и направленность всего процесса производства непосредственно на потребности, выражающиеся в платежеспособном спросе, это и гуманизация самого процесса труда, это и развитие отношений социального партнерства, выражающееся в создании на производстве благоприятного социального климата, это и внедрение системы распределения, обеспечивающей, с одной стороны, высокую заинтересованность в результатах труда, а с другой стороны, - социальное равенство и социальную обеспеченность.

Во внутренней политике необходима стабильность и демократия, без которой не может функционировать социально-ориентированная рыночная экономика. Президентское правление противоречит принципам демократизма. Произошел отрыв новой политической и экономической элиты от народа.

 Во внутренней экономике предстоит существенно изменить нынешний правительственный курс, точнее говоря, принять новый. Существенные черты этой назревшей смены, думается, таковы.

 Во-первых, необходимо сменить имитационную монетаристскую модель на трансформационную со следующим приоритетом: начать структурные изменения в экономике путем перелива капитала из 1-го во 2-е подразделение общественного производства с целью увеличить производство предметов народного потребления до уровня не менее 3/4 ВВП (в настоящее время это примерно 1/3).

 Структурные сдвиги немыслимы без энергичного содействия процессу накопления денежного капитала уа предприятий и сбережений у населения (инфляция с 1992 г., как известно, обесценила и то и другое). Подобное содействие оживит инвестиционный процесс как за счет самофинансирования из прибыли, так и путем привлечения заемного капитала с рынка ссудных капиталов. Важно заинтересовать банки в долгосрочных кредитах и создать вторичный рынок ценных бумаг на фондовых биржах.

 Во-вторых, необходимо немедленно отказаться от рестрикционного курса экономической политики и перейти к экспансионистскому курсу в целях выхода из экономического кризиса. Необходимы "круглые столы" между исполнительной и законодательной властями с подключением предпринимателей и профсоюзов.

 В-третьих, следует усилить регулирующую роль государства в экономике, в том числе начать непримиримую борьбу с коррупцией и мафией. Для этого, думается, требуется смена правительственной команды.

 В-четвертых, надо ввести в действие все инструменты механизма социально-ориентированного рыночного хозяйства. Речь идет о конкуренции и обуздании монополизма (как государственного, так и частного); о законодательном обеспечении права и обязанностей предпринимателей (особого внимания заслуживают при этом малые и средние предприятия); о соблюдении плюрализма форма собственности, обращая особое внимание на эффективность ее использования; о регулировании цен с помощью денежно-кредитной политики, соответствующей требованиям объективных экономических законов; наконец, о роли государства в регулировании хода экономического и социального развития в интересах трудящихся масс. Все эти элементы и образуют тот механизм, эффективность коего будет зависеть от успеха их взаимодействия. О этом механизме нелепо вести речь, если некоторые инструменты отсутствуют, или не применяются. Базируясь в своей политике лишь на некоторых инструментах, правительство России не сумело до сих пор создать механизм экономической модели, способный вывести страну из экономического и социального кризиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы создания эффективно функционирующей рыночной системы хозяйствования, преодолениия длящегося восьмой год экономического кризиса, разрушения производственного потенциала страны, роста безработицы и обеднения все большей части населения, которые сопровождают трансформацию экономики и всего общественного строя в России, потребовали активизации изучения и использования опыта экономической политикии стран развитой рыночной экономики и теорий, которыми руководствовалась политика. И в этом смысле особенно актуальным является опыт перехода Германии к социальной рыночной экономике.

В процессе экономической трансформации Германии была использована ордолиберальная модель, основателем которой был В. Ойкен. Ордолиберализм исходит из приверженности принципам свободной рыночной экономики (частная собственность, конкуренция, свободное ценообразование, самостоятельность и полная хозяйственная ответственность предпринимателя в качестве исходных предпосылок оптимального использования производственных факторов и наилучшего удовлетворения потребностей населения). «Если этот немецкий пример, - писал Л. Эрхард, - должен иметь значение за пределами границ собственной страны, то только в том смысле, что он должен показать всему миру, каким благом является свобода человека и свобода экономического развития». Ордолибералисты признавали необходимость социальной ориентации экономики.

Ордолибералисты особое внимание уделяли роли государства в экономике. Государство несет ответственность за хозяйственную политику, оно формирует определенный хозяйственный порядок. Государство не вмешивается в практическую деятельность предпринимателя, но тем не менее, берет на себя ответственность за минимизацию последствий возможные кризисных явлений, за поддержание стабильность денежной единицы, недопущение господства монополий. Оно создает условия, для того чтобы соблюдение свободы субъектов рынка в конце концов результировалось в удовлетворение общественных нужд.

Концепция ордолибералистов развивалась, результатом чего стала концепция «социального рыночного хозяйства» А. Мюллер-Армака. В понятии "социальное рыночное хозяйство" отражается сочетание целей – свобода и справедливость. Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу, которая ограничивается лишь в случаях нарушения прав третьих лиц, конституционного порядка или правила нравственности. Термин "социальный" означает, что 1) рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности носит социальный характер, так как создает экономические предпосылки "благосостояния для всех" и 2) рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привлекло бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными

Теоретические положения ордолибералистов реализовал на практике Л. Эрхард. В числе первоочередных мер своей антикризисной программы Эрхард называет отказ от распределительной системы, либерализацию цен и восстановление жизнеспособной денежной еди­ницы. Только так, считал Эрхард, можно в короткий срок насытить рынок и дать убедительные стимулы к труду. Государство должно немедленно и решительно провести санацию денежной системы, перекрыв, прежде всего, главный источник инфляционной угрозы ― широкомасштабное бюджетное финансирование тяжелой промышленности и военного сектора. Вместе с тем следует создать льготный режим для быстрого роста производства потребительских това­ров и жилищного строительства, где размеры инвес­тиций и срок оборота капитала существенно меньше, чем в тяжелой промышленности, а “демонстрацион­ный эффект” в глазах населения значительно выше.

Экономическое положение Германии после войны было крайне тяжелым. Хозяйство практически встало, инициатива была подавлена, рынок не функционировал, предприятия в лучшем случае изготовляли всякий хлам. Деньги практически не имели ценности. В этих условиях перед Германией стоял выбор: либо государственно регулируемая плановая экономика, либо свободное рыночное хозяйство. Страна пошла по второму пути и уже ближайшие годы показали правильность ее выбора.

Экономическая трансформации в Германии началась с денежной реформы. Денежная реформа была направлена на избавление от обесценившихся денег и создание твердой валюты. Помимо денежной реформы была проведена реформа цен. Цены были отпущены на свободу, отменялось административное распределение и многие нормативные документы, регулирующие в "старой" Германии экономические отношения.

В ходе реформирования был принят Антикартельный закон, согласно которому признава­лись недействительными любые соглашения между предприятиями или объединениями предприятий, если они “путем ограничения конкуренции способны влиять на производство или рыночный оборот това­ров или промышленных изделий”. Согласно Л. Эрхарду деятельность картелей ограничивала конкуренцию. А честная и свободная конкуренция не только является главной гарантией эффективности экономической системы, но и выпол­няет важную социальную функцию защиты прав и интересов потребителя, поскольку дает ему возможность выбрать нужный товар требуемого качества и наиболее низкой цене.

Результаты реформ заложили хороший фундамент для развития экономики Германии, и к 60-м годам она вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. К 1958 году Германия ут­роила свой ВНП, став вторым после США мировым экспортером. Ста­бильность немецкой марки вызывала зависть соседей, каждый седьмой немец обзавелся машиной, система социальной защиты не плодила ижди­венцев, но позволяла каждому достойно встретить и старость, и болезни.

Не раз Эрхард указывал, что «немецкое чудо» — результат... усилий всех немцев, их трудолюбия, деловитости и организованности. Немцы умеют считать деньги и не пускать их на ветер. Правительство со своей стороны всячески поощряет накопление собственности, создавая для этого необходимые условия».

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная экономика строится на свободной конкуренции, экономической свободе и ориентации на экономический рост, свободе внешней торговли, свободном обмен валют и на приоритете социальной сферы в экономике.

Проблема построения социального рыночного хозяйства особенно актуальна в нашей стране, т.к. в процессе реформирования экономики России не был учтен социальный аспект, результатом чего стало обнищание населения. В Германии же при проведении реформ приоритет отдавался социальной пользе, пользе населения. В  условиях современной развитой рыночной экономики социальный элемент пронизывает все стороны процесса производства и распределения: это и направленность всего процесса производства непосредственно на потребности, выражающиеся в платежеспособном спросе, это и гуманизация самого процесса труда, это и развитие отношений социального партнерства, выражающееся в создании на производстве благоприятного социального климата, это и внедрение системы распределения, обеспечивающей, с одной стороны, высокую заинтересованность в результатах труда, а с другой стороны, - социальное равенство и социальную обеспеченность.

Для построения социальной экономике в России необходимо поддерживать честную и свободную конкуренцию, проводить продуманную социальную политику, сменить импортную ориентацию экономики на экспортную (как это было в Германии), необходим порядок в законодательстве. Решение этих проблем позволит России на шаг приблизиться к социальному рыночному хозяйству.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1) Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М., 1994.

2) Мюллер-Армак А. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики. // Политэконом, - 1996. - № 1.

3) Ойкен В. Основы принципы экономической политики. – М., 1995.

4) Приоритетные задачи усиления социальной политики. // Российский экономический журнал. – 1997. - № 5-7.

5) Эрхард Л. Благосостояние для всех. – М.: Начало – Пресс, 1991.

6) Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика. М. – Росспэн, 2001.

7) Волченко М.Я. Концепция социальной рыночной экономики германских ордолибералов и проблемы трансформации российской экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.025 с.)