Правовое понятие оружия и его юридическая классификация в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое понятие оружия и его юридическая классификация в Российской Федерации



 

Как уже отмечалось, среди объектов прав граждан и других субъектов оружие занимает особое место (в силу его особых свойств), поэтому режим оборота оружия следует рассматривать как режим исключений из общедозволительного характера регулирования права собственности и иных прав, касающихся владения пользования и распоряжения им. Одновременно следует подчеркнуть, что категория «оружие» весьма абстрактна, поскольку она охватывает множество самых разнообразных предметов и устройств, обладающих неодинаковыми свойствами. При этом юридическое понимание оружия не всегда совпадает с обыденным представлением о нем.

В этой связи определяющее значение приобретают правовые дефиниции оружия, а также четко разработанная его юридическая классификация, являющаяся основанием и своего рода «краеугольным камнем» для опреде­ления объема и содержания прав и обязанностей участников правоотноше­ний, построения правового режима в исследуемой сфере.

В рамках любой классификации главной является проблема выявления тех признаков, по которым определяются искомые группы объектов, при этом предъявляются два основных требования: во-первых, единство классификационных критериев для всех рассматриваемых объектов; во-вторых, признаки должны быть существенными для объектов. Важным является и третий, дополнительный, признак практическая применимость предложенной классификации.

В связи с этим, на наш взгляд, в основу классификации оружия, должны быть положены те признаки, которые позволяют четко разграничить один вид оружия от другого, а также оружие от предметов хозяйственно-бытового назначения и кроме этого, имеющих существенное значение для достижения как общих, так и частных целей правового регулирования.

В статье 1 Федерального закона «Об оружии» оружие определяется как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов».

В этой же статье закона дается классификация и определены понятия следующих видов оружия:

Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;

Холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;

Метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;

Пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;

Газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ;

Сигнальное оружие - оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов.

Как можно видеть, в этой статье оружие определяется и классифицируется по признаку механизма поражения цели.

Системный анализ других положений Федерального закона показывает, что здесь законодатель дал перечень не всех видов устройств, подпадающих под правовой режим оружия. Так, в статье 3 наряду с другими разновидностями гражданского оружия самообороны перечислены электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства. Очевидно, что эти предметы не подпадают под признаки ни одного из перечисленных в статье 1 видов оружия, поскольку механизм поражения данными устройствами принципиально отличается от всех, перечисленных видов оружия, и основан на поражающих свойствах электрического тока.

В последние десятилетия в странах с развитыми военными технологиями резко возросли исследования, разработка и внедрение устройств, которые позволяют вести боевые действия, решать служебные задачи и оборонятся, не нанося лишних потерь живой силе и материальным ценностям противника. В исследовании и развитии подобных технологий за последние годы заметных успехов добились США. Продукт этих технологий получил название Non-Lethal Weapons (NLW или Less Than Lethal Weapons - LLW) в переводе с английского - нелетальное оружие. В последнее время данный термин, все более уверенно входит в обиход и в России.

Нелетальное оружие позволяет достигнуть необходимых целей в ситуациях, когда использование «классического» оружия по разным причинам (политическим, этическим, моральным, экологическим) нежелательно. Так, например, еще с конца 70-х годов прошлого века британские спецслужбы взяли на вооружение резиновые пули, которые позднее заменили на более мягкий пластик: чтобы не убивать, а разгонять демонстрантов в Северной Ирландии.

Нелетальное оружие кардинальным образом отличается от обычного оружия использованием для поражения живой цели специфических факторов. Эти факторы воздействуют на человека либо непосредственно тем, что ограничивают его способности (внимание, мышление, способность принятия решения, движение) путем воздействия негативных импульсов на органы чувств (от раздражения, обострения болевого восприятия, временной потери зрения, потери равновесия и координации движения до потери сознания), или путем применения обездвиживающих средств (специальной пены, клея или сетки).

В соответствии с этим нелетальное оружие определяют как «оружие, принцип действия которого основан на временном (от нескольких секунд до часов) лишении противника способности самостоятельно выполнять координированные во времени и пространстве действия без серьёзных остаточных патологических изменений в организме пострадавшего».

В российском законодательстве термин «нелетальное оружие» не нашел пока своего нормативного закрепления, хотя оборот некоторых видов оружия поражающие действие которых основано на описанных выше факторах, регулируется действующим законодательством об оружии.

Так, еще Закон РФ «Об оружии» от 20 мая 1993 года ввел понятие и легализовал оборот газового оружия, определив, его как оружие, предназначенноедля временного поражения живой цели путем применения токсических веществ, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Федеральный закон «Об оружии» от 13 ноября 1996 года разрешил к обороту еще несколько видов оружия, которые по своим поражающим свойствам также могут быть причислены к нелетальному оружию. Так, статья 3 Федерального закона относит к гражданскому оружию самообороны огнестрельное бесствольное оружие, а также электрошоковые устройства и искровые разрядники, и здесь же особо оговорено, что патроны к огнестрельному бесствольному оружию и выходные параметры электрошоковых устройства должны соответствовать нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Еще одним видом нелетального оружия, не предусмотренным действующим законодательством, но фактически допущенным в настоящее время в оборот, является травматическое оружие, в числе которого пистолеты: Иж- 19-91 («Макарыч»), Walther Р-22Т («Эскорт»), револьверы: «Викинг», Reck Chief Special mod.60, «Safegom».

Как поясняют специалисты, данные пистолеты и револьверы нелетального действия внешне, как правило, идентичны своим боевым прототипам. При этом в качестве метаемого снаряжения патрона у них используется резиновый шарик, диаметром 10,2 мм и массой 0,7 граммов. Этот тип оружия приспособлен для стрельбы только травматическими патронами и имеет конструктивные особенности ствола, исключающие возможность его использования для стрельбы боевыми патронами. При удельной энергии 0,32 Дж/мм, эффективное применение составляет до 10 метров, далее снаряд быстро теряет свою энергию и поражающие свойства.

Следует отметить, что подобные пистолеты и револьверы были сертифицированы в качестве газового оружия, хотя очевидно, что они по своей конструкции подпадают под определение огнестрельного оружия, поскольку предназначены, прежде всего, для «механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии по­рохового заряда». На это указывают и конструктивные особенности пистолета ИЖ-79-9Т - самозарядного, при стрельбе патронами с резиновой пулей и стреляющего газовыми и шумовыми патронами лишь в режиме ручного перезаряжания.

Возвращаясь к вопросу классификации оружия, следует отметить и то, что кроме газового, электрошокового, огнестрельного бесствольного оружия под категорию «нелетальное оружие» подпадает пневматическое оружие калибра до 4,5 мм и с дульной энергией до 7,5 Дж. Устройства этого вида хотя и не отнесены Законом к оружию самообороны, но по своим техническим характеристикам практически не способны причинить смертельное повреждение.

Говоря о «нелетальном оружии» нельзя и не обратить внимание на существующие на сегодняшний день юридические противоречия. Согласно Федеральному закону «Об оружии»все рассмотренные выше виды оружия, относятся к категории гражданского оружия. Вместе с тем, ряд предметов и устройств, поражающие свойства которых основаны на описанных выше принципах, находятся в настоящее время в обороте, но не охватываются юридическим понятием «оружие» и не подпадают под правовой режим оружия.

Так, на вооружении правоохранительных органов, в частности полиции, находятся электрошоковые устройства, устройства, снаряженные слезоточивым газом, а также резиновые палки. Вместе с тем, указанные устройства и предметы, фактически предназначенные для нелетального поражения живой цели, как и рассмотренные выше виды оружия, но превосходящие их по выходным параметрам и характеристикам, законодатель относит к юридически неопределенной категории «специальные средства».

Очевидно, что подобная ситуация нарушает логику правового режима оружия и, на наш взгляд, требует корректировки путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «Об оружии».

Заслуживает внимание точка зрения ряда криминалистов: Т.А. Седовой, E.H. Тихонова, А. С. Подшибякина, относящих резиновые палки к группе милицейского (полицейского) холодного оружия.

Вместе с тем следует отметить, что ряд криминалистов, в частности В.М. Плескачевский, П.А. Дьяконов, рассматривают оружие исключительно как средство, предназначенное для нанесения летальных повреждений человеку или животному.

Так, по мнению П.А. Дьяконова полицейские палки (дубинки), использующиеся в работе милиции и полиции многих государств, являются специальными средствами дозированного ударного воздействия.

В.М. Плескачевский считает, что аэрозольные упаковки и газовые пистолеты и револьверы также не относятся к оружию и должны классифицироваться на две группы в зависимости от используемых химических средств - в гражданско-служебном исполнении они являются «специальным средством самообороны», а предназначенные для решения боевых и оперативно служебных задач - боевыми химическими средствами борьбы с беспорядками.

С такой позицией можно было согласиться исходя из традиционного понимания оружия, как средства причинения смерти или тяжкого вреда здоровью. Однако нельзя не прислушаться и к точке зрения Д.А. Корецкого, считающего, что «данный подход игнорируют юридическую реальность и необоснованно умножает число сущностей, подлежащих правовому объяснению: какие последствия порождает незаконный оборот таких средств, какая норма уголовного или административного закона должна распространяться на эти средства - ответов на эти вопросы, усложняющие и без того сложные проблемы правовой оценки «нетрадиционного» оружия, криминалистический подход не дает».

На наш взгляд многие проблемы удалось бы решить, легализовав понятие «нелетальное оружие» и включив в сферу действия режима оружия - специальные средства, предназначенные для поражения живых целей.

Возвращаясь к закрепленной в Федеральном законе «Об оружии» клас­сификации отметим, что в статье 2 оружие «в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным пара­метрам и характеристикам» подразделяется на: 1) гражданское, 2) служебное, 3) боевое ручное стрелковое и холодное.

К видам гражданского оружия относятся:

) оружие самообороны:

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;

огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;

газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению на территории Российской Федерации;

электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов РФ и нормам Министерства здравоохранения и социального развития;

) спортивное оружие:

огнестрельное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное;

холодное клинковое;

метательное;

пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

) охотничье оружие:

огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

холодное клинковое;

) сигнальное оружие;

) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов РФ.

К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.

Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федерального агентства специального строительства. Федеральной службы исполнения наказаний. Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы. Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, войск гражданской обороны (далее - государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. административный правовой оружие юридический

Нельзя не обратить внимание на нечеткость установленной классификации видов оружия, поскольку законодатель базирует ее одновременно на трех критериях: 1) цели использования; 2) субъекте использования; 3) основных параметрах (характеристиках) оружия, тем самым нарушает один из основных, рассмотренных нами выше принципов систематизации - единства классификационных признаков. Кроме этого, в Федеральном законе «Об оружии» от 13 ноября 1996 г. более четкий признак - предназначение оружия, взятый за классификационную основу в Законе «Об оружии» от 20 мая 1993 г.ода, законодатель по непонятным причинам заменил на более неопределенный субъективный признак - цель использования, которая может варьироваться для одного и того же вида оружия.

Недостатки подобной классификации проявляются уже в самом Федеральном законе от 13 ноября 1996 г., порождая терминологическую путаницу. Так, в частности, в статье 12 говорится, что предприятиям и организациям, на которые Федеральным законом «О животном мире» возложены функции охраны охотничьих и рыбных ресурсов, разрешается приобретение и использование охотничьего оружия с нарезным стволом в качестве служебного, т.е. охотничье оружие, которое согласно Закону является гражданским, одновременно относится и к категории служебного оружия.

В связи с этим Д. А. Корецкий справедливо отмечает, что «...одно и то же оружие - например, ружье многозарядное «Иж-81» может выступать в качестве гражданского оружия самообороны, гражданского охотничьего оружия, гражданского спортивного оружия либо служебного оружия - в зависимости от целей его использования, при этом правила его приобретения, хранения, ношения и использования будут различными».

Таким образом, согласно этой классификации одна и та же разновидность оружия, в зависимости от цели его использования, либо субъекта использования, может быть отнесена к различным видам. Это приводит к затруднениям при применении Федерального закона «Об оружии». Разъяснения по этому поводу был вынужден давать даже Пленум Верховного Суда Российской Федерации, в Постановлении которого говорится: «При установлении вида оружия по правилам статей 2-5 Федерального закона «Об оружии» судам необходимо иметь в виду, что принятие государственными военизированными организациями на вооружение гражданского или служебного оружия и патронов к нему, соответствующих требованиям статей 3, 4, 6 Федерального закона «Об оружии» и сертифицированных в соответствии со статьей 7 данного закона, не является достаточным основанием для того, чтобы расценивать это гражданское или служебное оружие и патроны как боевые и привлекать лицо к ответственности за нарушение правил оборота боевого оружия».

Устранение имеющихся противоречий на наш взгляд невозможно без выполнения основного требования, предъявляемого к классификации - соблюдения единство классификационных критериев для всех рассматриваемых объектов, что предполагает, прежде всего, разграничение таких признаков как назначение оружия и субъекта его использования.

При этом автор работы разделяет точку зрения И.В. Делягина, что наиболее целесообразно, было бы положить в основу классификации оружия, в первую очередь, его назначение, как наиболее стабильный признак, так как именно назначением оружия, и определяются его основные конструктивные особенности. С этой позиции И.В. Делягин предлагает в законе распределить оружие по пяти группам: 1) боевое, 2) служебное, 3) оружие самообороны, 4) спортивное, 5) охотничье.

Каждой группе должен относиться определенный вид оружия, т.е. должна быть исключена возможность применения оружия одной марки различными субъектами, будь-то сотрудники правоохранительных органов, охотники или спортсмены.

Предложенная классификация оружия, на наш взгляд, послужит более устойчивой базой для установления административно-правового режима, выраженного в объеме и содержании прав того или иного субъекта по отношению к каждому конкретному виду оружия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.024 с.)