Теоретические основы маркетинга. Роль организации маркетинга на современном предприятии 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы маркетинга. Роль организации маркетинга на современном предприятии



Содержание

Введение

1. Теоретические основы маркетинга. Роль организации маркетинга на современном предприятии

1.1Понятие, сущность и функции маркетинга

1.2 Теоретические основы организации маркетинга на предприятии

2. Анализ маркетинговой деятельности на предприятии

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Башмаков»

2.2 Анализ основных экономических показателей ЗАО «Башмаков»

2.3 Организация маркетинговой деятельности на предприятии ЗАО «Башмаков»

3. Совершенствование работы отдела маркетинга на предприятии

3.1 Мероприятия по совершенствованию работы отдела маркетинга на исследуемом предприятии

3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры, а также развития компании, укрупнения бизнеса усложняется процесс управления рыночной деятельностью. Это справедливо, в том числе и для управления товарной, ценовой и сбытовой политикой компании, т.е. на вопросы о типе товара, его качестве, цене, конкурентоспособности, месте продажи с большой вероятностью может ответить только маркетинг.

Общей целью маркетинга является достижение рыночного согласия между производителями и потребителями, продавцами и покупателями при обоюдной выгоде и в наилучших психологических условиях.

Маркетинг призван выявлять, создавать и удовлетворять потребности потенциальных покупателей в товарах и услугах.

По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры и капитала успешно действующих фирм, появления проблем сбыта постоянно растет и потребность в маркетинге. Маркетинг активно внедряется в торговлю и производство. Появляются элементы государственного маркетинга - макромаркетинга (например, на рынке вооружений), некоммерческого маркетинга (музеи, библиотеки). В условиях глобализации экономики развивается и мегамаркетинг, сферой экономических интересов которого является мировой рынок. Появление новых средств коммуникации (Интернет) привело к активизации и качественному изменению инструментария маркетинг - продвижения (баннерная реклама и др.).

На рынке произведенный продукт доказывает свою социальную значимость путем признания его потребителями. Задача маркетинга сделать этот процесс не только эффективным для продавца и приятным для покупателя, но и взаимовыгодным, тем самым определяется актуальность данного вопроса в назначении и роли службы маркетинга на предприятии, основной задачей которой заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны и возможные рыночные действия, исходя из этого, определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнения планов и программ маркетинговой деятельности, доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия.

Цель курсовой работы - изучить теорию маркетинговой деятельности, дать оценку эффективности работы службы маркетинга на примере реального предприятия.

Исходя из цели работы, определятся задачи исследуемого вопроса:

) рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности;

) проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность предприятия на примере предприятия по производству обуви;

) выявить и изучить проблемы предприятия по совершенствованию маркетинговой деятельностью; дать рекомендации по совершенствованию существующих систем по увеличению объемов продаж.

Объектом исследованиякурсовой работы является - производственне предприятие Закрытое Акционерное Общество «Башмаков» - производство детской и подростковой обуви.

Субъектом исследования - организация маркетинговой деятельности на предприятии.

Ожидаемый эффект от внедрения предложенных рекомендаций позволит отделу маркетинга наиболее полно реализовать свои функции, осуществить долгосрочное планирование, поиск новых направлений деятельности предприятия, разработку перспективных программ.

 


Уровень

Управления

 

 

Уровень

Управления

 

 

Уровень управления

 

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура предприятия ЗАО «Башмаков»

 


Структура управления организации наиболее близка к линейно-функциональному типу структуры. Представленная структура обладает как положительными, так и отрицательными чертами, присущими данному типу структуры (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2 - Преимущества и недостатки организационной структуры

Преимущества Недостатки
Освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов Возможность заинтересованности каждого звена в достижении своей «узкой цели», а не общей цели организации
Построение связей «руководитель - подчиненный» по иерархической лестнице, при которой каждый работник подчиняется только одному руководителю. Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали

 

Для формирования экономической характеристики деятельности объекта исследования проведем анализ эффективности его хозяйственной деятельности, с точки зрения обеспеченности его трудовыми ресурсами и материально-технической базой.

Трудовые ресурсы. Согласно штатному расписанию в настоящее время численность работников ЗАО «Башмаков» составляет 80 человек.

Характеристика кадрового состава ЗАО «Башмаков» по основным категориям персонала (административный, производственный, вспомогательный) представлена в таблице 2.2.

Из таблицы видно, что на протяжении двух лет численность работников на предприятии увеличилась на 12 человек, что было вызвано наращиванием объемов продаж предприятия и обусловило необходимость в привлечении дополнительных штатных единиц. В результате численность персонала в 2011 году составила 80 человек.


Таблица 2.2 - Анализ динамики, состава и структуры персонала фабрики в 2010 - 2011 годах по категориям работников

Категории персонала

2010 год

2011 год

Отклонение (+; -)

Темп изменения, %
  численность, чел. удельный вес, % численность, чел. удельный вес, % численность, чел. удельный вес, %  
А 1 2 3 4 5 6 7
Административно- управленческий персонал 17 12,12 16 11,43 - -0,69 100,00
Производственный персонал 40 69,70 53 71,43 2 1,73 108,70
Вспомогательный персонал 12 18,18 12 17,14 - -1,04 100,00
Итого 68 100,00 80 100,00 12 - 106,06

 

На предприятии большую часть работников занимает производственный персонал. Наглядно динамика структуры персонала ЗАО «Башмаков» на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 - Динамика структуры численности персонала ЗАО «Башмаков» в 2010-2011 годах по категориям, %

 

На долю производственного персонала приходится 69,7% общей численности работников предприятия в прошлом году и 71,43% в отчетном году. Увеличение удельного веса работников данной группы на 1,73% в 2011 году оценивается позитивно, так как именно от данной категории работников зависит технологический процесс, а соответственно и эффективность коммерческой деятельности предприятия. В динамике численность обслуживающего персонала увеличилась с 40 до 53 работников организации.

Материально-техническое обеспечение. Оценку материально-технического обеспечения целесообразно начать с анализа имеющихся у предприятия основных и оборотных фондов. К основным фондам данного предприятия относятся: машины и оборудование и другие виды основных фондов, в частности инвентарь.

Рассмотрим основные фонды ЗАО «Башмаков» более подробно, для чего проведем анализ их динамики, состава и структуры (табл.2.3).

 

Таблица 2.3 - Анализ динамики состава и структуры основных фондов ЗАО «Башмаков» в 2010 - 2011 гг

Виды основных фондов

2010

2011

Отклонение (+; -)

Темп изменения, %
  сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, %  
А 1 2 3 4 5 6 7
Здания 15 950 72,94 35 153 65,57 19 203 -7,37 220,39
Машины и оборудование 5 126 23,44 17 226 32,13 12 100 8,69 336,05
Производственный и хозяйственный инвентарь 575 2,63 815 1,52 240 -1,11 141,74
Транспортные средства 216 0,99 418 0,78 202 -0,21 193,52
Итого 21 867 100,00 53 612 100,00 31 745 - 245,17

 

Как видно из таблицы основные фонды рассматриваемого предприятия включают в себя четыре категории.

Большую часть основных фондов рассматриваемого предприятия, а именно 72,94% на конец 2010 года и 65,57% на конец 2011 года занимают здания. Их стоимость в динамике выросла более чем в два раза, а именно с 15950 тыс. руб. до 35153 тыс. руб., то есть на 19203 тыс. руб. в денежной форме. Данный рост объясняется приобретением в собственность помещений под новый цех и постановкой их на баланс предприятия.

Удельный вес машин и оборудования в общей величине основных средств увеличился в динамике на 8,69% и составил 32,13% в конце отчетного года. Их стоимость выросла с 5126 тыс. руб. в конце 2010 года до 17226 тыс. руб. в конце 2010 году. Рост стоимость машин и оборудования в отчетном году объясняется проведенной на предприятии модернизацией производственных линий, в основном их снятия с баланса и дальнейшей перепродажей, что привело к постановке на баланс предприятия нового оборудования.

Категория производственный и хозяйственный инвентарь занимает незначительную долю в общей величине основных средств организации. Это 2,63% в конце 2010 года и 1,52% в конце 2011 года. В денежном выражении их стоимость составила 815 тыс. руб. в отчетном периоде, что больше базисного периода на 240 тыс. руб. в денежной форме или на 41,74% в относительном выражении.

В целом основные фонды ЗАО «Башмаков» в динамике выросли почти в 2,5 раза, а именно на 31745 тыс. руб. в денежной форме, в результате чего соли 53612 тыс. руб. в конце 2011 года. Рост стоимости основных средств свидетельствует о расширении материально-технической базы предприятия

 

Маркетинговые исследования:

Мониторинг рынка детской обуви на состояние, емкость, конкурентов Ежеквартально
Мониторинг рынка ортопедической обуви на состояние, емкость, конкурентов Ежеквартально
Мониторинг рынка подростковой обуви на состояние, емкость, конкурентов Ежеквартально

Маркетинговые проекты

Разработка и внедрение проекта ортопедической детской обуви 3 квартал 2011 года
Разработка и верстка каталога продукции 1 раз в сезон
Печать проспектов, фирменных настенных календарей, календариков, сувенирной фирменной продукции Ежемесячно

Маркетинговая деятельность

Организация выставки женской летней обуви Апрель 2011 года
Участие во всероссийской ярмарке легкой промышленности в г. Москва 4 квартал 2011 года
Рекламное сопровождение Ежемесячно
Разработка и составление бизнес-плана на приобретение итальянской линии по производство спортивной обуви 3 квартал 2011 года

Особо отметим, что участие в выставках и ярмарках занимают основное место в продвижении продукции. Они позволяют достичь целевой аудитории в течение нескольких дней, поэтому считаются одним из наиболее эффективных средств повышения объемов продаж. Их важное достоинство - возможность представить покупателям товар в подлинном виде, а также в действии. В любом случае посетители приходят с ясно выраженным намерением узнать нечто новое для себя, и такое отношение активно способствует внедрению на рынок новых товаров и услуг. Личные контакты между представителями предприятия и потенциальными покупателями позволяют сформировать атмосферу доверия и благожелательности, что способствует развитию деловых отношений.

На предприятии большое внимание уделяется выставкам и ярмаркам, так как они позволяют потребителям получить ответы на вопросы относительно его потребительских свойств и условий эксплуатации; ознакомиться с рекламными проспектами и другой рекламной литературой; составить предоставление о солидности фирмы; завязать прямые контакты с ее представителями, то есть выполняют значительные рекламные и стимулирующие функции сбыта товаров.

Кроме того, выставочные мероприятия позволяют представить на рынок любой товар и оценить его с помощью мнения широкой аудитории покупателей, обеспечивают потребителей и заказчиков более достоверной информацией, квалифицированными консультациями, наиболее благоприятными условиями для переговоров о торговых сделках; предоставляют возможность провести непосредственное сравнение конструкций изделий, предлагаемых предприятиями - конкурентами. Однако работа на выставке будет эффективной лишь в том случае, когда она ведется строго по плану и целенаправленно. Специалисты, находящиеся на стенде, должны четко представлять себе, ради каких коммерческих целей предприятие участвует в выставке, и делать все от них зависящее, чтобы эта цель была достигнута.

Помимо интенсивного мониторинга рынка, расширение каналов сбыта и рекламного сопровождения продукции на отдел возложена функция аналитики продаж в разрезе применения различных маркетинговых решений, итоги которой еженедельно докладываются на планерке.

Таким образом, основными функциями отдела маркетинга на исследуемом предприятии являются:

. Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

. Разработка маркетинговой стратегии. Организация процесса маркетинговых исследований, включающего следующие операции:

определение проблемы, связанной со сбытом продукции;

получение первичной информации (внешней и внутренней);

проведение анализа вторичной информации (внешней и внутренней);

проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции;

формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа;

использование результатов маркетингового исследования;

. Поиск и систематизация информации о:

показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющей производство и сбыт выпускаемой продукции и потребляемых видов сырья;

существующем на уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции-заменителя;

потребителях и сегментации рынка;

основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичности сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности);

. Сбор информации о конкурентах по следующим направлениям:

объемы продажи в целом и по сегментам рынка;

общая доля на рынке;

цели и поведение на рынке;

. Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием. Выявление сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов;

. Составление перечня мероприятий, необходимых для формирования стратегии поведения предприятия на рынке, с учетом следующих параметров:

регион или территория, на которую направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта;

доля рынка, которую предполагается занять;

группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;

связь «продукт-рынок» в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);

базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);

вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);

квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;

возможность кооперации с другими предприятиями и организациями;

. Определение уровня конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию-заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).

Составление по результатам маркетинговых исследований оптимистических, пессимистических и средневзвешенных прогнозов развития рынка, в которых определяются фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, а также приводится оценка потенциальных рисков деятельности предприятия.

. Анализ потребительских свойств выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями. Определение: потребностей потребителей в продукции, выпускаемой предприятием, а также продукции, выпускаемой конкурентами; вероятности появления новых потребителей; платежеспособности потребителей и их обязательности в платежах. Выявление потребности потребителей в новых видах продукции. Участие в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств.

. Организация рекламы и стимулирование сбыта. Организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте. Организация участия предприятия в региональных, всероссийских, международных выставках, ярмарках, выставках-продажах, которая включает следующие этапы:

сбор информации о планируемых выставках, ярмарках, выставках-продажах; анализ затрат на участие; подготовка необходимых материалов, документов для заявок на участие в выставках;

отбор образцов продукции для представления потребителям;

планирование мероприятий по предложению товара покупателям (показа, демонстрации, обеспечения рекламными материалами (плакаты, проспекты, буклеты, афиши, пр.), дизайна выставочных павильонов, указателей расположения представителей предприятия, пр.);

Подготовка предложений по формированию фирменного стиля предприятия. Разработка предложений по повышению оперативности и качества послепродажного обслуживания продукции.


Выводы и предложения

 

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что работу специалиста по маркетингу в части организационных вопросов следует признать качественной при соблюдении ряда условий, если:

у отдела маркетинга налажено продуктивное взаимодействие со всеми бизнес - подразделениями, которые контактируют с внешними контрагентами;

отдел маркетинга принимает активное участие в развитии предприятия: он периодически "отрывается от текучки" и ищет возможности усовершенствовать бизнес (по любому из аспектов, касающихся маркетинговых целей)».

Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

а) надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;

б) создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;

в) необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует производить только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю «несогласованную» предварительно с рынком продукцию.

Эффективность деятельности предприятия в значительной степени определяется функционированием маркетинговой системы.

Внедрение маркетинга на российские рынки осложняется, как правило, следующими причинами:

традиционностью мышления менеджеров;

низкой квалификацией управленческого звена;

значительной суммой первоначальных затрат на маркетинг, в то время как рост прибыли, как правило, приписывается службе сбыта.

Работники этой системы непосредственно не создают продукции, но, осуществляя определенную организационную и коммерческую деятельность по производству товара, сохранению его качества, обеспечению товарной инфраструктуры, является составной частью производственного персонала.

Эффективность хозяйственной деятельности, во-первых, определяется степенью удовлетворения спроса потребителей, во-вторых, системой частных показателей, характеризующих отдельные подсистемы или элементы предприятия.

Качество и эффективность работы системы маркетинга обеспечивается научностью методических разработок, объективностью количественной, количественно-качественной и качественной оценок, созданием и внедрением рациональной системы оценок и управлением этой системой, уровнем организации системы маркетинга и использованием резервов ее совершенствования, рационализации.

Таким образом, эффективной работы маркетинговой службы предприятия можно добиться, путем:

создания целостной, диалектической, гибкой системы маркетинга, которая была бы адаптивной и восприимчивой к спросу потребителей, рыночным изменениям, маркетинговым инновациям, интеллектуальному сервису;

рационализации маркетинговой функциональной организации обеспечивающей четкое распределение должностных функций между работниками управления и производства;

улучшение кадровой политики и работы с кадрами, т.е. уделять много внимания подготовке, повышению квалификации маркетологов;

совершенствование управления маркетингом - создание системы управления маркетингом, научное обоснование ее подсистем и организация рационального их функционирования.

маркетинг товар спрос рынок


Список использованной литературы

 

1.Данченок Л.А. Маркетинг: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2005. - 300 с.

. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Данченок.- М .: ООО Маркет ДС Корпорейшн, 2008. - 758 с. - (Университетская серия)

. Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость: Пер. с англ./ Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

.Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент: Пер. с англ./Под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2008. - 320 с.

. Беляевский И.К., Данченок Л.А., Коротков А.В., Романов А.А. Маркетинг: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2011 - 188 с.

. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 896 с.

. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.

Второе европейское издание: Пер. с англ. - М.: СПб.; К.: Издательский дом «Вильяме», 2000. - 994 с.

. Медведев, П.М. Как оценить работу специалистов по маркетингу? /Скоробогатых И.И.//Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2009,-№5, - с. 18 - 20.

. Титова, В.А. Маркетинг. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. - 448 с.

.Мурахтанова, Н.М. Маркетинг: Учеб. пособие /Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.

. Крылова, Г.Д., Соколова, М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 519 с.

. Щегорцов, В.А., Таран, В.А. Маркетинг: Маркетинг для вузов /Под ред. В.А. Щегорцова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 447 с.

.Голубков, Е.П., Голубкова, Е.Н., Секерин, В.Д. Маркетинг: Выбор лучшего решения. Москва «Экономика»,2003. - 224 с.

.Данько, Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Инфра - М, 2011. -334 с.

.Костоглодов, Д.Д., Саввиди, И.И. Маркетинг предприятия. - М.: «Контур»,2008. - 112 с.

.Видяпина, В.И. Маркетинг /Под общ. ред. В.И. Видяпина. - СПб.: Питер, 2004. - 1131 с.

 


Приложение 1

 

Организационная структура службы маркетинга товарной ориентации

 

 

 

 

Приложение 2

 

Организационная структура службы маркетинга функциональной ориентации

 

Маркетинг

Маркетинговые исследования

Маркетинговый инструментарий

  Товарная политика Ценовая политика Сбытовая политика Политика коммуникаций

 

Приложение 3

 

Организационная структура службы маркетинга сегментной ориентации

 

Служба маркетинга

 

 

директор по маркетингу

 

заместитель директора по маркетингу

 

начальник отдела по маркетинг

 

Содержание

Введение

1. Теоретические основы маркетинга. Роль организации маркетинга на современном предприятии

1.1Понятие, сущность и функции маркетинга

1.2 Теоретические основы организации маркетинга на предприятии

2. Анализ маркетинговой деятельности на предприятии

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Башмаков»

2.2 Анализ основных экономических показателей ЗАО «Башмаков»

2.3 Организация маркетинговой деятельности на предприятии ЗАО «Башмаков»

3. Совершенствование работы отдела маркетинга на предприятии

3.1 Мероприятия по совершенствованию работы отдела маркетинга на исследуемом предприятии

3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры, а также развития компании, укрупнения бизнеса усложняется процесс управления рыночной деятельностью. Это справедливо, в том числе и для управления товарной, ценовой и сбытовой политикой компании, т.е. на вопросы о типе товара, его качестве, цене, конкурентоспособности, месте продажи с большой вероятностью может ответить только маркетинг.

Общей целью маркетинга является достижение рыночного согласия между производителями и потребителями, продавцами и покупателями при обоюдной выгоде и в наилучших психологических условиях.

Маркетинг призван выявлять, создавать и удовлетворять потребности потенциальных покупателей в товарах и услугах.

По мере насыщения рынка, роста потребительской культуры и капитала успешно действующих фирм, появления проблем сбыта постоянно растет и потребность в маркетинге. Маркетинг активно внедряется в торговлю и производство. Появляются элементы государственного маркетинга - макромаркетинга (например, на рынке вооружений), некоммерческого маркетинга (музеи, библиотеки). В условиях глобализации экономики развивается и мегамаркетинг, сферой экономических интересов которого является мировой рынок. Появление новых средств коммуникации (Интернет) привело к активизации и качественному изменению инструментария маркетинг - продвижения (баннерная реклама и др.).

На рынке произведенный продукт доказывает свою социальную значимость путем признания его потребителями. Задача маркетинга сделать этот процесс не только эффективным для продавца и приятным для покупателя, но и взаимовыгодным, тем самым определяется актуальность данного вопроса в назначении и роли службы маркетинга на предприятии, основной задачей которой заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны и возможные рыночные действия, исходя из этого, определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнения планов и программ маркетинговой деятельности, доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия.

Цель курсовой работы - изучить теорию маркетинговой деятельности, дать оценку эффективности работы службы маркетинга на примере реального предприятия.

Исходя из цели работы, определятся задачи исследуемого вопроса:

) рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности;

) проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность предприятия на примере предприятия по производству обуви;

) выявить и изучить проблемы предприятия по совершенствованию маркетинговой деятельностью; дать рекомендации по совершенствованию существующих систем по увеличению объемов продаж.

Объектом исследованиякурсовой работы является - производственне предприятие Закрытое Акционерное Общество «Башмаков» - производство детской и подростковой обуви.

Субъектом исследования - организация маркетинговой деятельности на предприятии.

Ожидаемый эффект от внедрения предложенных рекомендаций позволит отделу маркетинга наиболее полно реализовать свои функции, осуществить долгосрочное планирование, поиск новых направлений деятельности предприятия, разработку перспективных программ.

 


Теоретические основы маркетинга. Роль организации маркетинга на современном предприятии

Понятие, сущность и функции маркетинга

 

В практике российской рыночной деятельности часто встречается искаженное понимание маркетинга. Маркетинг многие воспринимают только как исследование рынка, отождествляют с рекламой или агрессивными формами продажи. Между тем все это только элементы маркетинговой системы, создание которой прошло несколько этапов и разнообразных форм регулирования рынка, прежде чем маркетинг приобрел современную структуру.

Существует более ста различных определений маркетинга, к наиболее распространенным из которых можно отнести:

Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер).

Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена (Эванс и Берман).

Маркетинг - это система управления, регулирования и изучения рынка (И.К. Беляевский).

Объектом маркетинговой деятельности является совокупность двух основных элементов, взаимодействующих в процессе обеспечения рынков необходимыми товарами и услугами: производства и собственно рынка, которые соединены между собой встречными потоками. (6, с. 81)

Субъекты маркетинга - это потребители продукции, производственные, сбытовые и торговые организации, сервисные и рекламные службы, специалисты по маркетингу. Интересно эмоциональное, почти поэтическое определение маркетолога, данное знаменитым французским классиком маркетинга А. Дайаном: «Человек, занимающийся маркетингом, постоянно изучает, анализирует, сомневается; не останавливается на достигнутом, осознает, что конкурирующие фирмы не дремлют и что легче потерять клиентов, чем их найти. Заниматься маркетингом - значит постоянно допускать возможность обновления данных о предприятии и о его среде, предвосхищать по возможности эти изменения, понимать, что все изменяется, что нет предела развитию; осознавать, что среда (социальная, законодательная, демографическая, экономическая, технологическая) изобилует "проводными рифами", каждый из которых способен разрушить самый лучший проект, в котором данный элемент не учитывается»

Цели маркетинга. Долгосрочной целью любого бизнеса является оптимизация прибыли. Вся маркетинговая деятельность компании должна быть направлена на достижение этой цели: долгосрочная цель маркетинга совпадает с общей рыночной целью фирмы.

Однако на определенном этапе развития компании приоритетными могут стать одна или несколько среднесрочных или краткосрочных целей. Основными краткосрочными целями маркетинга являются:

максимизация краткосрочной прибыли. В целях аккумулирования финансовых средств для инвестиций в разработку товара, рекламную кампанию или атаку на новые рынки.

расширение рыночного влияния компании. Ведение активной конкурентной борьбы в попытках захватить новые рынки или, потеснив конкурентов, увеличить свою долю на уже имеющихся рынках.

стабилизация достигнутого положения. Быстрый постоянный рост может быть пагубным для компании, которая не сможет адаптироваться к изменившимся масштабам деятельности; активная атака на конкурентов, после

удачного завершения, требует восстановления ресурсов компании, проведения мероприятий по укреплению на захваченных рынках. (2, с.183)

В процессе достижения своих целей маркетинг должен ориентироваться на выполнение следующих принципов:

производство, основанное на знании потребностей, рыночной ситуации и возможностей фирмы;

эффективная реализация товара на определенных рынках запланированных объемах и в намеченные сроки.

Активная адаптация к изменяющимся потребностям, воздействие на формирование и стимулирование потребностей.

Обеспечение долговременной прибыльности фирмы с учетом научно-технического прогресса.

Виды маркетинга. На современном рынке в зависимости от характера спроса на товары различают следующие виды маркетинга (1, с.58):

конверсионный маркетинг, связанный с наличием пассивного спроса, например а стоматологические услуги. Задача конверсионного маркетинга - зарождение спроса на продукцию;

стимулирующий маркетинг, связанный с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса, например на энциклопедии по причине полного безразличия или не заинтересованности потребителей. Задача стимулирующего маркетинга - учесть причины безразличия и преодолеть их;

развивающий маркетинг, связанный с формирующимся спросом на товары (услуги). Задача развивающего маркетинга - превращение потенциального спроса в фактический (продвижение, убеждение);

ремаркетинг, связанный со снижением спроса. Задача ремаркетинга - оживление спроса при помощи новых возможностей маркетинга, например с помощью новых рыночных свойств;

синхромаркетинг, связанный с колеблющимся спросом, например, сезонным.

Сглаживание или усиление (в зависимости от целей) сезонных колебаний спроса - задача синхромаркетинга;

поддерживающий, маркетинг используемый когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения;

демаркетинг используемый когда спрос на товар чрезмерно превышает предложение;

- противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества, потребителя расценивается как иррациональный, например, спрос на наркотики.

Для большинства успешных современных компаний маркетинг является



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.005 с.)