Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Экологический аудитСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Это систематическое, документированное обследование состояния охраны окружающей среды на предприятии, для выявления экологических проблем и обязательств. Он возник в США в 70-е годы из-за большого количества аварий и катастроф и увеличением экологических издержек на предприятиях химической промышленности. В 80-е годы аудит вошел в практику Великобритании, Нидерландов, Швеции и др. Экологический аудит (экоаудит) - систематический документаль но оформленный процесс проверки объективно получаемых дан ных для того, чтобы определить, соответствуют ли его критериям определенные виды деятельности, события, условия или информация о них. В 1993 г. даже вышло «Постановление об аудите» и он имеет силу в Европейском Союзе. Объектами аудита являются – имущество предприятий (земельные участки, природные объекты, здания, сооружения, машины и оборудование), а также текущие операции предприятия, производственные и коммерческие, системы управления предприятий в чрезвычайных ситуациях, программы охраны окружающей среды. Экоаудит – процедура добровольная, но если предприятие угрожает окружающей среде и населению – может быть введен принудительный аудит. Функции экоаудита: 1. Оценка деятельности компании с точки зрения экологического законодательства. 2. Обеспечение руководства информацией для планирования и финансирования. 3. проверка решений руководства по вопросам охраны окружающей среды. 4. Укрепление доверия к предприятию со стороны общественности, акционеров, правительства. На место самоконтроля приходит государственный контроль в виде аудита. Аудит имеет 4 этапа. 1 этап – предварительные мероприятия, определение объектов по экологическим рискам, составление графиков аудита. 2 этап – собственно аудирование: беседы с руководством и сотрудниками, работа с документами, обследование объекта (визуально и инструментально), лабораторный анализ. 3 этап – отчет по аудиту. Выявление соответствий и несоответствий предприятий международным нормам, законам и стандартам. Даются рекомендации по исправлению экологических характеристик. 4 этап – реализация результатов аудита, доведение результатов до руководства, сотрудников, акционеров, партнеров по бизнесу, общественности. Экологическое страхование включает экоаудирование обязательно. Аудит бывает территориальный, отраслевой, внутренний. Аудит в России не получил распространение, но для иностранных инвестиций он необходим. Для займов и кредитов аудирование предприятий обязательно. Экологическое аудирование (экологический аудит) получило широкое распространение в практике оценки соответствия различных областей человеческой деятельности экологическим нормативам, законам и правилам, а так же для разработки корректирующих мер по управлению охраной природной среды. Экологический аудит является одним из важных инструментов управления качеством окружающей природной среды и широко применяется в развитых странах последние 5-10 лет (на первой стадии "Схема экологического управления и аудита Европейского союза" (ЕМАС), реализуемая на добровольной основе, на второй стадии — стандарты серии ISO 14 000, включая нормы и процедуру экологического аудита). В настоящее время на федеральном уровне действует Постановление Правительства Российской Федерации № 168 от 26 февраля 1996 года "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды". Кроме того, в целом ряде регионов Российской Федерации (Томская, Свердловская, Кемеровская области, города Москва и Саратов, Алтайский край и некоторые другие) введен экологический аудит или соответствующими местными законодательными актами или постановлениями Глав администраций. Необходимость реализации процедуры экологического аудита на территории, например, Ивановской области, вызвана множеством причин, главными из которых являются следующие: 1) реализация регионального плана действий по охране окружающей среды (Верхневолжский регион), согласованного представителями Администраций четырех областей, в котором предусмотрено введение процедуры экологического аудита как одного из инструментов управления качеством окружающей среды (ОС) на территории 2) исполнение Указа Президента РФ "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" № 155от 19.02.96 г.; 3) исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 168 от 26 февраля 1996 г. "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды", а также приказов Минприроды Российской Федерации № 412 от 11.10.95 "Об экологическом аудировании" и № 540 от 29.12.95 "Об организации экологического аудита". Цели и задачи экологического аудита: — снижение ресурсоемкости выпускаемой продукции и повышение эффективности производства; — оценка риска для ОС различных видов хозяйственной деятельности; — определение приоритетов при контроле загрязнения ОС; — экономия затрат времени и денежных средств персонала и инвесторов, связанных с нерациональными расходами на защиту ОС; — определение необходимого объема финансирования для решения экологических проблем; — уменьшение объема всех видов отходов и уровней воздействия на ОС (снижение потенциальных затрат); — осознание персоналом предприятий важности реализации целенаправленной политики в области охраны ОС и ответственности за качество природной среды; — вовлечение руководителей различного уровня в реализацию программ по повышению качества окружающей природной среды. Главной задачей экологического аудита является анализ природоохранной деятельности данного предприятия или организации (любой формы собственности) и соответствия этой деятельности действующей нормативной правовой базе в области охраны ОС. Нормативная правовая база процедуры экологического аудита: 1) Указ Президента РФ "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" № 155 от 19.02.96 г.; 2) Постановление Правительства Российской Федерации № 1418 от24 декабря 1994г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"; 3) Постановления Правительства Российской Федерации № 168 от 26 февраля 1996 г. "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды"; 4) приказ Минприроды Российской Федерации № 412 от 11.10.95 "Об экологическом аудировании"; 5) приказ Минприроды Российской Федерации № 540 от 29.12.95 "Об организации экологического аудита"; 6) другие нормативные документы Федерального, регионального и областного уровней. Требования к аудиторской организации. Экологическийаудит могут осуществлять только организации, имеющие лицензию на "Проведение экологического аудирования производств, предприятий-природопользователей и субъектов предпринимательства", выданную Государственным комитетом по охране окружающей среды Российской Федерации или его территориальными органами. Экологический аудит всегда проводится только в интересах заказчика. Главным условием работы аудиторской организации является конфиденциальность, независимость и объективность. Экоаудиторские организации обязаны: — при осуществлении экоаудиторской деятельности неукоснительно соблюдать требования законодательства Российской Федерации; — обеспечивать сохранность документов, полученных и составляемых в ходе проверок и не разглашать их содержания без согласия собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Экоаудиторские организации имеют право: — самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований действующих нормативно-правовых актов РФ; — получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от территориального органа по охране окружающей среды. Экологическое аудирование проводится на основании договора, заключенного между экологом-аудитором или экологической аудиторской организацией и заказчиком. Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится по поручению государственных и природоохранных органов. Споры материального характера и другие разногласия, возникающие между или аудиторской организацией и заказчиком, разрешаются в установленном законом порядке. Процедура экологического аудирования. Экологический аудит в обязательном порядке проводится в следующих случаях: — при изменении формы собственности и структуры управления предприятия, организации, учреждения и т. д. (юридического лица); — при интеграции как отдельных предприятий, так и при образовании нескольких предприятий (юридических лиц) из одного (реорганизация предприятия), а также при перепрофилировании предприятий; — при решении вопроса о выделении инвестиций на техническое перевооружение, структурную перестройку и в иных целях из Федерального, областного, городских бюджетов, экологических фондов различного подчинения; — при подаче заявок на получение налоговых льгот и снижение платежей за использование природных ресурсов и воздействий на окружающую среду; — при проверке материалов заявителя на получение лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в области охраны ОС (Постановление Правительства Российской Федерации № 168 от 26 февраля 1996 г. "Об утверждении Положения лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" при заключении договоров страхования ответственности за нанесение ущерба окружающей природной среде; — по требованию специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды, природоохранной прокуратуры и других органов государственного управления. Во всех остальных случаях экологический аудит проводится на добровольной основе. Процедура экологического аудита должна состоять из следующих этапов: — предварительная подготовка к проведению аудита (формулировка целей и задач аудиторам, распределение обязанностей между аудиторами, график работы аудиторов на предприятии, составление анкет и отправка их на предприятие для предварительного знакомства с ними специалистов аудируемого предприятия); — работа на территории предприятия со специалистами и документами, включая обмен мнениями между экспертами-аудиторами; — анализ и обсуждение мнений экспертов, формулировка и уточнение выводов, обсуждение результатов экологическою аудита и выводов на предприятии (организации), написание отчета по результатам аудиторской проверки. Обсуждение результатов и выводов на аудируемом предприятии или организации с участием главных специалистов является обязательной процедурой (даже если заказчиком аудита предприятие и не являлось), однако аудиторская организация имеет право на окончательную формулировку выводов, независимо от мнения участников обсуждения. Из всего многообразия представленных понятий в рамках данного учебного пособия обсуждаются первые два – экологическая экспертиза (ЭЭ) и оценкавоздействия на окружающую среду (ОВОС), так как именно они юридически закреплены в российских нормативно-правовых документах. Именно эти два ключевых понятия, вынесены в название курса, все еще часто воспринимаются как синонимы, т.к. отражают процедуру получения и совокупность количественных (а часто и только качественных) оценок, основанных на одних и тех же научно-методических подходах, использующих достижения одних и тех же фундаментальных и прикладных наук. Однако практика и соответствующее законодательство в области экологического сопровождения или регламентирования хозяйственной деятельности (ЭСХД или ЭРХД). Обычно в процессе ЭСХД выделяют два (иногда 3-4) основных этапа: - комплексная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), разрабатываемая, как правило, в рамках проекта (иногда – как отдельный параллельный этап, обычно, при отсутствии в проекте глубокого и всестороннего экологического обоснования предлагаемых решений), состоящая из совокупности комплексных оценок (частных – по видам объектов воздействия на атмосферу, воды, почвы, биоту, человека и т.д.), сводимых к итоговой обобщенной оценке; - экологическая экспертиза (ЭЭ), также комплексная, обычно понимаемая как контрольная процедура, нацеленная на проверку и возможную дополнительную оценку изложенной в ОВОС или другом виде экологического обоснования достаточности аргументации экологической безопасности (экологическую обоснованность) проекта, а также иного вида предполагаемой или уже осуществляемой деятельности. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). На первом этапе – ОВОС, несущий в себе, прежде всего, элементы исследования, выбора альтернатив предлагаемого решения и его экологического обоснования, а также научного прогноза предлагаемой деятельности. На втором этапе – экологической экспертизе. Она понималась только как контрольная проверка обоснованности намерений и предлагаемых решений, т.е. предпроектных и проектных стадий развития народного хозяйства. При этом послепроектная стадия проверок действующих хозяйственных объектов обычно не относится к экологической экспертизе и рассматривается уже как экологический контроль, которому предписывается не только чисто «мониторинговые» (сбор информации) или управленческие (принятие санкций на основе полученной информации) функции, но и экспертные (анализ собранной информации и подготовка управленческого решения). Поэтому органам экологического контроля (инспекциям, надзорным подразделениям и т.д.), реже – службам мониторинга ОС приходится кроме своих прямых функций выполнять и несколько несвойственные – экспертные. В результате возникло множество всяких «экспертиз», не обеспеченных ни требуемой информацией, ни кадрами соответствующей квалификации. Это не могло не сказаться отрицательно на качестве принимаемых управленческих решений по перестройке хозяйства, их экологической обоснованности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.229 (0.008 с.) |