Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Краткий исторический очеркСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вся история становления и развития человечества проходила в тесном взаимодействии с природой. Начиная с 5 в. до н.э. отношения человека и природы рассматривались в работах Гиппократа, Аристотеля, Платона, Страбона и др. Платон (428-348 до н.э.: «Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч. Она очень велика, и мы знаем лишь малую ее часть». Одной из причин упадка древних цивилизаций в Месопотамии Малой Азии, явилась выпас скота без какой-либо меры, которые приводили к невосполнимым экологическим потерям. Именно Платон высказывался об истощении почв и иссушении территории Греции в результате разрушающего действия людей. Аристотель (384-322 до н.э.). Местообитание человека на Земле ограничено. В тех местах, где Солнце оказывается прямо над головой (тропики) или же наиболее удаленные от экватора (полярные зоны), существование человека невозможно, т.е. Ойкумена – вся обитаемая Земля, ограничена с севера царством вечного холода, в с юга нестерпимой жарой. Он написал «Истории животных», о водных, сухопутных, плавающих, летающих, ползающих животных. Он отмечал приуроченность организмов к местообитаниям (одиночная или стайная жизнь) и т.д. Эратосфен (276-194 до н.э.) – отец географии. Он выделил пять зон: жаркую, жве умеренных и две холодных. В античное время зарождается наука. Она развивается, выявляется основное направление: географический детерминизм – зависимость человека и животных организмов от природных условий, географического положения. А также отмечались факты ухудшения природной среды: загрязнение вод афинского порта Пирей, засоренность Тибра. На севере Африки – оскудение земли, в следствии эрозии почв. Уже тогда строились сооружения городских стоков, которые очищались с помощью биоценозов. За сохранение природной среды в условиях позднего средневековья высказывались Френсис Бекон (1561-1626 гг.) - материалист, основатель. «Мы не властвуем над природой… Мы находимся внутри ее, все выше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». Карл Линней (1707-1778 гг.) Этот шведский натуралист впервые доказал естественность, конкретность и качественную определенность вида. Вил, по Линнею, это множество родственных, сходных по строению организмов, при размножении воспроизводящих себе подобных. В его системе органическая природа была подразделена на пять категорий: классы, отряды, виды и разновидности. Все растения он сгруппировал на 24 класса, животный мир в 6 классов. Заслуга Линнея – введение бинарной номенклатуры: каждый вид он назвал латинскими словами: первое – принадлежность к роду, второе – видовое название. В основе систематики лежало внешнее сходство организмов (наличие или отсутствие цветков, строение тычинок, пестиков). В класс червей он объединил одноклеточных, губки, кишечнополостных, моллюски, круглоротые). Он допускал естественное возникновение разновидностей, но убежден в их неизменности, верил в легенду о сотворении мира. В отряд человека он поместил однако и обезьян на основе сходства строения. Жан Батист Ламарк (1744-1829 гг.) Ламарк ввел понятие «биология», создал систему животного мира, в которой животные были разделены на «позвоночных» и на «беспозвоночных». Обосновал предположение о путях происхождения человека от обезьяноподобных предков, но главное, он создал концепцию эволюционного развития природы. В труде «Философия зоологии» (1809) Ж.Б.Ламарк приводит доказательства об изменяемости видов (совершенствовании видов и прямое влияние внешней среды). Вслед за изменением условий тотчас следует изменение привычек, посредством упражнения соответствующие органы изменяются в нужном направлении и эти изменения передаются по наследству. Взгляды Ламарка на механизмы эволюции были ошибочными. Но эволюционное учение органического мира и изменяемость было гениально. Чарльз Дарвин (1809-1885 гг.) Пришел к выводу о существующем в природе стремлении к размножению каждого вида в геометрической прогрессии. Потенциально каждый вид способен произвести и производит гораздо больше особей, чем выживает их до взрослого состояния; юных особей всегда больше, чем взрослых. Однако число взрослых особей каждого вида растений и животных сохраняется более или менее постоянным. Появляется на свет огромное число особей, до взрослого состояния выживает лишь незначительная часть. Следовательно, остальные гибнут в «борьбе за существование». Естественный отбор - результат наследственной изменчивости и борьбы за существование (преимущественное выживание и обеспечение потомством лучше приспособленных особей). Из сопоставления фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств Ч.Дарвин пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножения других – естественного отбора. В конечном итоге в живых остаются лишь особи, обладающие определенными, благоприятными в конкретных условиях свойствами, отличающими их от остальных особей вида. Мощный толчок для развития науки дали реформы Петра I, в основном за счет осваивания западно-европейского опыта. В допетровское время каждый рубил лес, где и сколько хотел. При царствовании Петра I (1682-1723) вышел указ 30 марта 1701 г. Он заступился за леса, запретил расчистку лесов под пашни на расстоянии 30 верст от рек. Велел делать опись лесов от больших рек на 50 верст, от малых рек на 20 верст – эти леса объявлялись заповедными. Взимался штраф за клен, лиственницу, сосну – 12 вершков в диаметре – 10 рублей за дерево. За ясень, березу, ольху – тоньше 12 вершков и липу – рубить без ограничения. Петр положил начало степному лесоразведению (Таганрог). На 15 изб в тепле содержать зиму – десятину леса истопить надо. Столько же требовалось израсходовать дров на отопление бань, т.е. он понял истинную роль леса и хотел сберечь его от бездумного разграбления. После смерти Петра все его указы потеряли силу. При Екатерине II в 1782 году «все леса, растущие в дачах помещичьих оставить в полную волю» даже заповедные. Екатерина II спохватилась через 8 лет, когда лес рубили и продавали, тогда вышел закон «О сбережении лесов». За столетие после Петра было истреблено 22 млн. га. леса. Ныне Елецкий уезд Орловской губернии – это голая степь, а когда-то здесь было много лесов. Н.И.Надеждин сторонник географического детерминизма. Жизнь народа зависит от физических условий места жительства, с этим связан быт, занятия, но человек есть несравненно более чем, только жилец – он хозяин земного шара, может видоизменять природу. К.Ф.Рулье (1814-1858) доказал зависимость эволюции живых форм от изменения среды их обитания. Он еще до Дарвина в 1852 г. подчеркивал, что наследственность определяется исторически сложившимися условиями. Немецкий биолог Эрнст Геккель (1834-1919) в 1866 г. предложил термин «экология». Он дал определение этому понятию. Экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе. К.А.Тимирязев (1843-1920) работал в области фотосинтеза растений. Обосновал единство живой и неживой природы. Докучаев – показал связь живых организмов с неживой природой на примере почвообразования и выделили природные зоны. Морозов – раскрыл связи в лесных сообществах. Вернадский (1863-1945) создал учение о биосфере.Овладел законами природы и развивая технику, человечество все более преобразует природу для своих нужд. Превращается в мощную геологическую силу. Разработал учение о ноосфере, сфере разума и труда. Выделил роль живого вещества в преобразовании лика планеты. Н.И.Вавилов (1897-1943) изучал центры происхождения культурных растений. Открыл закон о гомологических рядах в наследственной изменчивости, согласно которому генетически близкие виды характеризуются сходным типом наследственной изменчивости. Сукачев в 1942 г. вводит понятие «биогеоценоз». Тенсли английский ботаник ввел в науку понятие «экосистема». Это понятие определяющее для экологии как науки. По мнению американского ботаника Клементса - теория саморазвития сообществ. Сначала неустойчивые сообщества на скалах и других необжитых экосистемах, сильно различаются по составу видов. Затем по мере развития включаются общие виды, а затем везде один и тот же вид. По Клементсу, каждому типу климата соответствует свой основной тип устойчивого сообщества. Развивали и обогащали науку Элтон, Гаузе, Клементс, Розанов и др. Современная экология – наука универсальная, бурно развивающаяся, имеющая большое значение для жителей всей планеты. Само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.60 (0.007 с.) |