Деятельность педагога
| Мотивы поведения и состояния учащихся
| Пути устранения затруднений
|
Однообразная структура урока
| Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса
| Структура урока, соответствующая целям обучения школьников
|
Одергивание и угроза – основные стимулы обучения
| Неприязненное отношение к требованиям учителя
| Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику
|
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике
| Отсутствие внимания, скука
| Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию
|
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика /несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание/
| Нервозное состояние отвечающего ученика
| Внимание к логически законченной информации /вербально/
|
Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся
| Притупление интереса в учении
| Творческий подход к заданиям /усложнение или временное облегчение/
|
Отсутствие индивидуального подхода к учащимся
| Потеря уверенности в занятиях
| Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся, постановка их перед фактом интеллектуального роста
|
Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся
| Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей
| Создание творческой активности
|
Нерациональное распределение времени на уроке
| Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении
| Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями /при опросе, изложении нового, закрепление/
|
Противопоставление себя классу
| Конфронтация с учителем
| Разумная требовательность, установление деловых отношений
|
Предпочтение словесному методу
| Снижение интереса к информации учителя
| Усиление внимания к частично-поисковым, проблемным методам обучения
|
Повышенное внимание к проблемному обучению
| Неумение строить логически законченный рассказ
| Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения
|
Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала /в качестве привлечения дополнительной информации/
| Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний
| Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности /по Л.В.Занкову/
|
Формальное отношение к оценке знаний учащихся
| Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению
| Ознакомление учащихся с критериями оценок
|
Перезагрузка учащихся дополнительной информацией
| Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой
| Тщательный отбор информации
|
Обезличенный подход к учащимся /безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений/
| Неуважение педагога как несерьезного и неответственного человека
| Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношении и общении
|
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала
| Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению
| Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися, дополнительные индивидуальные занятия /в особых случаях/
|
Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении /недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстрактно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного/
| Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий
| Изменение типа мышления, проектируемого содержания и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления на развитие у учащихся научно-теоретического мышления по В.В.Давыдову//
|
Приложение 8.