Тема 1. Сущность, функции и роль финансов. Финансовые ресурсы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность, функции и роль финансов. Финансовые ресурсы



Тема 1. Сущность, функции и роль финансов. Финансовые ресурсы

 

Понятие финансов. Финансовые операции как внешнее проявление финансов, их многообразие. Субъекты финансовых отношений. Финансовые потоки. Признаки финансовых отношений: денежный характер, распределительный характер, формирование и использование финансовых ресурсов у субъектов финансовых отношений. Функции финансов. Назначение и роль финансов.

Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов. Современные представления о финансах. Основные подходы к трактовке финансов в зарубежной литературе.

Место финансов в распределительном процессе. Объекты и субъекты распределения. Влияние финансовых отношений на стадии производства и потребления в общественном воспроизводстве. Уровни распределения и перераспределения. Виды распределения с помощью финансов.

Финансовые ресурсы как материальное воплощение финансовых отношений. Признаки финансовых ресурсов. Источники и виды финансовых ресурсов. Фондовая и нефондовая форма формирования и использования финансовых ресурсов. Признаки фонда денежных средств. Финансовые резервы как особая форма формирования и использования финансовых ресурсов.

 

 

Тема 2. Финансовая система

Понятие финансовой системы. Функциональная структура финансовой системы.

Сферы и звенья финансовой системы.

Факторы, определяющие состав финансовой системы. Сферы финансовой системы: субъекты хозяйствования, государственные и муниципальные финансы, финансы физических лиц, их значение. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы.

Общая характеристика финансов субъектов хозяйствования. Понятие финансов коммерческих и некоммерческих организаций, финансов индивидуальных предпринимателей.

Экономическое содержание и значение государственных и муниципальных финансов.

Финансы физических лиц: понятие и роль в финансовой системе.

 

Институциональная структура финансовой системы.

Общая характеристика органов управления государственными и муниципальными финансами. Органы управления финансами на федеральном уровне. Полномочия Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ по управлению финансами.

Счетная палата РФ, ее место в системе органов финансового контроля.

Правительство РФ, его функции по управлению финансами. Разграничение полномочий в сфере управления финансами между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.

Министерство финансов России, его функции.

Федеральное казначейство, причины его создания в РФ. Полномочия Федерального казначейства и его территориальных органов. Другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению финансами.

Состав органов управления финансами на региональном и местном уровнях. Характеристика задач и функций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, представительных и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований.

Органы управления финансами в коммерческих и некоммерческих организациях.

 

Тема 3. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Экономическое содержание и значение государственных и муниципальных финансов. Факторы, определяющие особенности организации государственных и муниципальных финансов в разных странах. Модели организации государственных и муниципальных финансов в федеративных и унитарных государствах. Характеристика основных форм образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Понятие бюджетного устройства и основные принципы бюджетного устройства России. Бюджетный федерализм. Понятие консолидированного бюджета. Бюджетная классификация.  

Понятие и значение бюджетной системы. Принципы бюджетной системы. Структура бюджетной системы РФ.

Состав и структура доходов бюджетов. Налоги как основной источник доходной части бюджета. Прямые и косвенные налоги. Неналоговые доходы, их сущность и состав. Безвозмездные поступления.

Состав и структура расходов бюджетов.

Бюджетный дефицит, его сущность и причины возникновения. Источники финансирования бюджетного дефицита.

Межбюджетные отношения. Бюджетный процесс. Система исполнения бюджетов.

Образовательные технологии

Изучение дисциплины осуществляется в форме следующих образовательных технологий:       

-лекционные занятия с использованием мультимедийных презентаций;

-практические занятия в форме выполнения практических заданий, разбора практических ситуаций, дискуссии, обсуждения докладов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют не менее 50% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся составляют не более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).

1. Лекционные занятия проводятся с использованием мультимедийного оборудования, позволяющего иллюстрировать излагаемый материал статистической информацией, графиками и диаграммами, отражающими динамику изменения показателей, характеризующих финансовые отношения в российской экономике, сферы и звенья финансовой системы, особенности функционирования финансового механизма и инструменты, используемые при осуществлении финансовой политики.

2. В ходе практических занятий широко используются активные технологии, основанные на проектно-ориентированных методах, позволяющие обучающимся сформировать и закрепить навыки работы в коллективе над решением проблем, связанных с анализом теоретического и практического материала. В ходе практических занятий обучающиеся учатся в устной и письменной форме формулировать проблемы, выявленные в процессе анализа теоретического и практического материала с применением метода экспертных оценок. На занятиях широко применяются методы сравнительного анализа, позволяющие формировать у обучающихся причинно-следственные связи между изучаемым и ранее изученным материалом.

3. Семинары в интерактивных формах предусматривают самостоятельную проработку обучающимися задач, связанных с анализом современной ситуации на финансовых рынках, влиянием макро- и микроэкономических факторов на состояние финансовой системы РФ. Оценку собственных возможностей по разработке рекомендаций, связанных с принятием решений о вложении средств в определенные активы на основании складывающейся макроэкономической ситуации, основываясь на мнении экспертов, рейтинговых оценках.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

 

Цель самостоятельной работы обучающихся заключается в глубоком усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования.

Самостоятельная работа обучающихся обычно складывается из нескольких составляющих:

- работа с нормативными, фактологическими и литературными источниками, основной и дополнительной литературой, материалами интернета и конспектами лекций;

- приобретение навыков самостоятельной работы в аудиториях,

- написание докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, составление графиков, таблиц, схем, решении домашних заданий, тестов и т.д.;

- участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад;

- подготовка к текущему контролю и промежуточной аттестации (экзамену) непосредственно перед ними:

Таким образом, самостоятельная работа является необходимым компонентом получения полноценного образования.

Подготовка к семинару. Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении обучающимися предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, выполненных ими по результатам учебных исследований.

При подготовке к семинару ваша основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.

Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему вам также необходимо:

- повторить материал предшествующих тем, а также материал предшествующих учебных дисциплин, который служит базой изучаемого раздела данной дисциплины;

- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;

- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;

- проработать дополнительную литературу и источники;

- поработать с электронными источниками;

- решить задачи и выполнить другие письменные задания.

 

Написание доклада. Доклад – это краткое изложение в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; определённой темы, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, доклад имеет научно-информационное назначение, предполагающий краткое изложение научных выводов различных авторов.

Написание доклада начинается с определения темы и подбора литературы. Работая в библиотеке, учитывайте следующие факторы:

- если вам необходимо подобрать литературу по конкретной теме, но вы не знаете авторов книг (монографий), используйте предметный каталог;

- если вам известен автор или название книги, вы можете воспользоваться алфавитным каталогом;

- в каждой библиотеке дополнительно существует картотека журнальных статей;

- не забывайте про ресурсы интернета.

Объем доклада составляет 6-8 листов компьютерного текста 12 шрифт, через 1,5 интервала с расчетом на 10-12 минут устного изложения. Оформленный доклад сдается преподавателю.

Подготовка к контролю знаний. Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц до экзамена: распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3 Неплохой эффект дает «репетиция». Попытайтесь письменно ответить на вопросы. Откажитесь от соблазна сразу заглянуть в книгу, иначе смысл «репетиции» будет потерян.

При подготовке к зачету следует руководствоваться перечнем вопросов для подготовки к промежуточной аттестации по курсу.

 

Формами текущего контроля уровня знаний и умений, приобретаемых и усваиваемых каждым обучающимся при изучении дисциплины «Финансы», являются следующие:

· дискуссии в ходе семинарских занятий;

· подготовка мини-сочинений;

· выполнение практических заданий в ходе практических занятий и разбор домашних заданий;

· тестирование.

       Проведение дискуссий в ходе семинарских занятий

 

  Для участия в дискуссиях обучающимся необходимо знание лекционного материала, а также изучение рекомендованной литературы.

Темы для дискуссии:

(ОК-3, З1)

Тема 2. Финансовая система

1. Сущность финансовой системы общества.

2. Функциональная и институциональная структуры финансовой системы.

3. Факторы и тенденции изменения финансовой системы.

  

(ОК-3, З1; ПК-1, З1; ПК-2, З2)

Тема 3. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

1. Понятие и структура финансов государства. Федеральные, субъектные и местные финансы.

2. Государственные и муниципальные финансовая политика и финансовый менеджмент: сущность и отличительные черты.

3. Социально-экономическая сущность, функции и роль государственного бюджета.

4. Сущность и принципы бюджетного устройства России.

5. Бюджетная система: понятие, структура и принципы построения.

6. Экономическое содержание и структура поступлений бюджетов.

7. Экономическое содержание и структура расходов бюджетов.

8. Бюджетный дефицит: причины возникновения и методы финансирования.

9. Межбюджетные отношения в РФ.

10. Бюджетный процесс в РФ: понятие, организация, основные стадии

(ОК-3, З1; ПК-1, З1; ПК-2, З2)

Подготовка мини-сочинений

Мини-сочинения используются для развития некоторых умений и владений и осознания изученного лекционного материала; носят исследовательский характер и должны являться результатом самостоятельной творческой работы обучающегося/группы обучающихся, содержать выводы и конкретные предложения. Темы мини-сочинений предлагаются обучающимся в ходе семинарского занятия по соответствующей теме. Сроки сдачи выполненных работ обозначаются преподавателем на занятии.

При написании работы следует использовать информацию из специальной научной литературы (монографии, научные статьи – российские и зарубежные и др.), изучить нормативно-правовую базу по исследуемой тематике, отечественный и зарубежный опыт. Ориентировочный объем работы должен составлять не менее 10-ти страниц машинописного текста, отпечатанного через полуторный интервал (шрифт –12 pt).

 

Примерные темы мини-сочинений (эссе)

Темы мини-сочинений для оценки компетенции «_ОК-3_»

1. Современные проблемы финансов в России и за рубежом.

2. Финансовый рынок в РФ: становление, этапы развития и современное состояние.

3. Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе.

4. Финансовая система РФ.

5. Механизм государственного финансового регулирования (управления финансами) на макро- и микро-уровнях.

6. Финансовое регулирование социально-экономических процессов на региональном уровне.

7. Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики как один из основных инструментов финансовой политики.

8. Финансовый контроль как одна из важнейших функций финансов в современной финансовой системе.

9. Налоги и их роль в формировании бюджетов.

10. Внебюджетные фонды.

11. Свободная тема по согласованию с преподавателем.

 

Темы мини-сочинений для оценки компетенции «_ПК-1, ПК-2_»

1. Особенности функционирования финансов в различных сферах деятельности.

2. Особенности финансов коммерческих организаций.

3. Особенности финансов некоммерческих организаций.

4. Особенности организации финансов кредитных учреждений, инвестиционных фондов, страховых компаний и других финансово-кредитных институтов.

5. Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица.

6. Финансы социальной сферы и особенности их организации в России.

7. Анализ состава, структуры и динамики государственного (муниципального) долга.

8. Теоретические основы и практика государственного (регионального) заказа как средства государственной (региональной) экономической политики государства.

9. Основы планирования и прогнозирования бюджетов.

10. Анализ финансового состояния территориальных бюджетов.

11. Платежный баланс и его влияние на функционирование финансовой системы РФ.

12. Характеристика производственных отраслей, финансируемых из бюджета, их социально-экономическое значение.

13. Формирование расходов бюджета по отрасли «Социальная политика».

14. Расходы бюджета на социально-культурную сферу и их социально-экономическое значение.

15. Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях.

16. Финансирование агропромышленного комплекса.

17. Бюджетный федерализм в России: проблемы и перспективы.

18. Свободная тема по согласованию с преподавателем.

 Выполнение практических заданий на занятиях и домашних заданий

(ПОРТФОЛИО)

 

 

Примерные типы заданий, выполняемых в ходе практических занятий

(ПК-1)

1. Проанализируйте факторы истории и современности, оказывающие влияние на формирование и современное состояние финансов в России и зарубежных странах (Германии, Франции, Италии, Великобритании, США, Японии, Китая и др. странах). Можно представить результаты анализа в форме презентации.

(Группа обучающихся из 2 человек выбирает одну страну. Критерии для сравнения предлагаются преподавателем на семинарском занятии. Аналитическая работа проводится дома самостоятельно. По итогам презентаций в аудитории формируется сводная сравнительная таблица по странам).

Обучающимся предлагается выделить зеленым цветом показатели, характеризующие позитивное экономическое развитие, красным – нежелательные финансово-экономические явления.

 

Пример сводной таблицы

Таблица

Сравнительный анализ социально-экономических показателей

отдельных стран мира

Показатели

Страны

  Франция Германия Италия Великобри- тания Япония

Китай

США

РФ
1.Территория, кв. км            

 

 

2.Численность населения, млн. чел.; мужчин, женщин,%            

 

 

3.Средняя продолжительность жизни, лет; мужчин, женщин, лет            

 

 

4.Трудоспособное население, млн. чел.            

 

 

5.Средняя зарплата, долл.            

 

 

6.Уровень безработицы, %            

 

 

7.Уровень инфляции,%            

 

 

8.Средняя ставка по кредитам,%            

 

 

9.ВВП, долл. ВВП на душу населения,долл            

 

 

10.Доходы и расходы гос. бюджета, долл.            

 

 

11.Гос. долг, % к ВВП            

 

 

12.Налоговая нагрузка            

 

 

13.Уровень теневой экономики и финансов, % к ВВП            

 

 

                     

(ПК-2)

2. Проанализируйте и дайте оценку динамики основных характеристик федерального бюджета за 2014-2016 гг.

На основании данных официальных сайтов (Минфина, Росстата) заполнить таблицу, рассчитать и оценить динамику показателей.

 

 

Таблица

Анализ динамики основных характеристик федерального бюджета

за 2014-2016 гг.

Показатели

2014

2015

2016

Абсол. откл-е, млрд. руб.

Относит. откл-е, Тр,%

  млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП 2015 к 2014

2016

к

2015

2015 к 2014 2016 к 2015
Доходы            

 

     
Расходы            

 

     
Дефицит (профицит)            

 

     
                       

(ПК-2)

01.07.2016

01.10.2016

01.01.2017 (оценка)

Всего

728 864

715 892

732 779

680 857

599 901

556 231

555 632

536 492

518 418

520 626

523 906

519 436

518 661

Органы гос. управления

61 743

53 639

57 128

49 382

41 606

33 556

36 416

32 359

30 551

32 094

35 984

40 393

37 500

Федеральные органы управления

60 962

52 867

56 446

48 748

41 027

33 043

35 843

31 765

29 987

31 511

35 394

39 731

37 290

Новый российский долг

58 949

50 863

54 557

46 926

39 257

31 270

34 105

30 059

28 747

30 274

34 313

38 649

36 244

кредиты международных финансовых организаций

1 570

1 423

1 360

1 255

1 195

1 112

1 059

1 043

999

980

925

909

861

МБРР

1 210

1 071

1 029

933

894

819

786

778

755

742

708

700

673

прочие

360

352

331

322

301

293

272

266

244

238

216

209

187

прочие кредиты

157

120

109

61

46

10

0

0

0

0

0

0

0

ценные бумаги в иностранной валюте

27 821

24 736

23 367

21 534

21 484

14 897

14 895

13 653

12 646

11 909

11 999

14 456

11 825

ценные бумаги в российских рублях

29 023

24 214

29 355

23 718

16 139

14 871

17 790

15 020

14 735

17 011

21 022

22 924

23 189

прочая задолженность

378

372

366

358

393

380

362

343

366

375

367

360

369

Долг бывшего СССР

2 012

2 004

1 888

1 821

1 770

1 773

1 738

1 706

1 240

1 237

1 081

1 081

1 046

Субъекты Российской Федерации

781

771

682

635

580

513

573

594

564

583

591

662

210

кредиты

559

559

555

516

494

441

451

458

445

461

451

457

0

ценные бумаги в российских рублях

222

212

128

119

85

72

122

136

119

123

140

205

210

Центральный банк

15 963

15 475

16 225

15 815

10 599

11 009

9 874

9 779

11 033

10 057

9 818

9 980

10 852

кредиты (прямое РЕПО)

1 827

1 742

2 349

3 510

0

1 200

0

641

2 128

934

802

1 157

2 546

наличная национальная валюта и депозиты

5 400

4 965

5 106

3 896

2 381

1 985

1 897

1 175

1 045

1 132

1 081

905

678

прочая задолженность (распределение СДР)

8 736

8 768

8 769

8 410

8 218

7 825

7 977

7 962

7 860

7 991

7 935

7 917

7 628

Банки

214 394

214 044

208 859

192 250

171 450

154 178

148 920

139 923

131 733

129 802

127 734

123 586

119 283

Прочие секторы

436 764

432 735

450 567

423 411

376 246

357 488

360 421

354 431

345 100

348 673

350 369

345 478

6

                                                   

(ПК-2)

Выявите и систематизируйте особенности финансов коммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм (хозяйственных товариществ, обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий).

 (ПК -1, ПК-2)

Разработайте «пошаговую инструкцию» использования социального налогового вычета (на своё обучение (затраты – 90 тыс. руб.) или лечение (затраты – 40 тыс. руб.) – на выбор). Результатом должно стать зачисление соответствующих средств на ваш банковский счет.

(ПК-1, ПК-2)

Разработайте «пошаговую инструкцию» использования инвестиционного налогового вычета. Рассчитайте доход на Индивидуальном Инвестиционном Счете (ИИС) в результате получения налогового вычета (без инвестирования), если известно, что физическое лицо имеет возможность вносить по 50 000 руб. на свой ИИС ежегодно.

(ПК-1, ПК-2)

Тема 1. Сущность, функции и роль финансов. Финансовые ресурсы

 

Понятие финансов. Финансовые операции как внешнее проявление финансов, их многообразие. Субъекты финансовых отношений. Финансовые потоки. Признаки финансовых отношений: денежный характер, распределительный характер, формирование и использование финансовых ресурсов у субъектов финансовых отношений. Функции финансов. Назначение и роль финансов.

Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов. Современные представления о финансах. Основные подходы к трактовке финансов в зарубежной литературе.

Место финансов в распределительном процессе. Объекты и субъекты распределения. Влияние финансовых отношений на стадии производства и потребления в общественном воспроизводстве. Уровни распределения и перераспределения. Виды распределения с помощью финансов.

Финансовые ресурсы как материальное воплощение финансовых отношений. Признаки финансовых ресурсов. Источники и виды финансовых ресурсов. Фондовая и нефондовая форма формирования и использования финансовых ресурсов. Признаки фонда денежных средств. Финансовые резервы как особая форма формирования и использования финансовых ресурсов.

 

 

Тема 2. Финансовая система

Понятие финансовой системы. Функциональная структура финансовой системы.

Сферы и звенья финансовой системы.

Факторы, определяющие состав финансовой системы. Сферы финансовой системы: субъекты хозяйствования, государственные и муниципальные финансы, финансы физических лиц, их значение. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы.

Общая характеристика финансов субъектов хозяйствования. Понятие финансов коммерческих и некоммерческих организаций, финансов индивидуальных предпринимателей.

Экономическое содержание и значение государственных и муниципальных финансов.

Финансы физических лиц: понятие и роль в финансовой системе.

 

Институциональная структура финансовой системы.

Общая характеристика органов управления государственными и муниципальными финансами. Органы управления финансами на федеральном уровне. Полномочия Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ по управлению финансами.

Счетная палата РФ, ее место в системе органов финансового контроля.

Правительство РФ, его функции по управлению финансами. Разграничение полномочий в сфере управления финансами между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами.

Министерство финансов России, его функции.

Федеральное казначейство, причины его создания в РФ. Полномочия Федерального казначейства и его территориальных органов. Другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению финансами.

Состав органов управления финансами на региональном и местном уровнях. Характеристика задач и функций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, представительных и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований.

Органы управления финансами в коммерческих и некоммерческих организациях.

 

Тема 3. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Экономическое содержание и значение государственных и муниципальных финансов. Факторы, определяющие особенности организации государственных и муниципальных финансов в разных странах. Модели организации государственных и муниципальных финансов в федеративных и унитарных государствах. Характеристика основных форм образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Понятие бюджетного устройства и основные принципы бюджетного устройства России. Бюджетный федерализм. Понятие консолидированного бюджета. Бюджетная классификация.  

Понятие и значение бюджетной системы. Принципы бюджетной системы. Структура бюджетной системы РФ.

Состав и структура доходов бюджетов. Налоги как основной источник доходной части бюджета. Прямые и косвенные налоги. Неналоговые доходы, их сущность и состав. Безвозмездные поступления.

Состав и структура расходов бюджетов.

Бюджетный дефицит, его сущность и причины возникновения. Источники финансирования бюджетного дефицита.

Межбюджетные отношения. Бюджетный процесс. Система исполнения бюджетов.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.388 с.)