Часть 1. Организация строительного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Организация строительного производства



ЧАСТЬ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Подготовка строительного производства

Цель – создать условия для бесперебойного и технически грамотного осуществления строительных работ.

    Задачи:

Планомерное развитие и осуществление СМР индустриальными методами.

Ввод объекта в установленные сроки.

Получение необходимой прибыли.

Высокое качество работ.

Взаимная увязка всех участников строительства.

    Виды: общая подготовка, подготовка объекта, организации, СМР.

Строительство каждого объекта допускается осуществлять после разработки и утверждения ПОС и ППР.

    Организационные решения этих документов должны обеспечить:

согласованную работу всех участников строительства;

комплектную поставку материальных ресурсов;

ведение работ индустриальными методами;

выполнение работ поточными методами;

высокую культуру ведения СМР и строгое соблюдение безопасности труда;

соблюдение условий по охране окружающей природной среды;

высокую конкурентоспособность.

Они охватывают:

подготовку строительного производства;

разработку ПОС и ППР;

обеспечение материально-техническими ресурсами;

обеспечение механизацией и транспортом;

организацию труда рабочих;

обеспечение качества СМР;

оперативно-диспетчерское управление;

требования к организации строительного производства в условиях реконструкции объектов;

охрану окружающей среды.

    Исходные материалы для разработки ППР:

Задание на разработку, выдаваемое строительной организации, с указанием сроков выполнения.

ПОС.

Необходимая рабочая документация.

Условия поставки конструкций, оборудования, использования строительных машин, транспорта, обеспечения кадрами, ПТК.

Материалы обследования действующих предприятий (при реконструкции).

Общая организационно-техническая подготовка

Обеспечение проектно-сметной документации.

Отвод площадки строительства в натуре.

Оформление финансирования.

Заключение договоров.

Оформление разрешения и допуска на производство работ.

Снос и перенос зданий, переселение.

Обеспечение подъездными путями и причалами; водо-,энерго-, теплоснабжением (трансформаторные подстанции, водозаборные устройства, очистные сооружения, линии электропередачи, канализационные коллекторы и т.д.); система связи; бытового обслуживания кадров.

Организация поставок материалов и оборудования.

Сооружение и устройство средств связи для управления строительством.

Подготовка к строительству объекта

Разработка документации по организации работ.

Обеспечение всех объектов трудовыми и техническими ресурсами с увязкой по срокам.

Создание системы управления.

Подготовка к строительству организации

Изучение ИТР проектно-сметной документации.

Детальное ознакомление с условиями строительства.

Разработка ППР на вне- и внутриплощадочные подготовительные работы.  

Разработка ППР на возведение зданий и их частей.

Выполнение работ подготовительного периода с учетом природоохранных требований и безопасности труда.

Подготовка к производству СМР

Передача закрепленных на местности геодезических знаков.

Освобождение строительной площадки для производства СМР.

Планировка площадки, искусственное понижение грунтовых вод.

Перекладка и прокладка новых инженерных систем.

Устройство постоянных и временных дорог.

Ограждение территории, размещение временных зданий и сооружений.

Организация связи для обеспечения диспетчерского управления.

Обеспечение противопожарным водоснабжением, инвентарным освещением, средствами сигнализации.

Организация инструментального хозяйства и обеспечение нормокомплекта.

Оборудование площадок и стендов для укрупнительной сборки.

Создание необходимого запаса стройматериалов.

Поставка и перебазирование на рабочее место строительных машин и оборудования, мехустановок.

 

Лекция 3. Методика проектирования стройгенпланов
и расчет потребности в ресурсах

Строительные генеральные план (СГП) – план площадки, подлежащий застройке, в котором кроме возводимых зданий и сооружений показываются объекты хозяйства.

Строительные генеральные планы (СГП) различаются в составе проекта производства работ и проекта организации строительства:

В степени детализации организационных решений.

В полноте номенклатуры строительного хозяйства.

В точности расположения объектов строительного хозяйства.

В проекте организации строительства разрабатывается общеплощадочный строительный генеральный план. Он менее детализирован, чем объектный строительный генеральный план.

Масштабы строительного генплана: М 1:100, М 1:200, М 1:400, М 1:500, М 1:1000. 

В составе проекта организации работ строительный генеральный план разрабатывается, как правило, на комплекс объектов.

В составе проекта производства работ разрабатываются объектные строительные генеральные планы. Они разрабатываются отдельно на подземную и надземную часть производительных работ.

Для сложных объектов в составе проекта производства работ могут разрабатываться строительные генеральные планы по выполнению отдельных сложных видов работ: бетонирование, монтаж каркаса и т. д.

На строительном генплане должны быть:

Строящиеся и существующие здания и сооружения.

Подлежащие к сносу здания и сооружения.

Постоянные существующие и проектируемые инженерные сети.

Существующие и строящиеся дороги.

Горизонтали, отображающие рельеф местности.

Реперы.

Монтажные механизмы (строительные краны, подъемники).

Подкрановые пути башенных кранов с показателем заземления подкрановых путей и тупиковых упоров.

Пути для передвижения стреловых большегрузных кранов, направление движения и стоянки стреловых кранов.

Зона складирования материалов, конструкций и оборудования.

Опасные зоны с соответствующими указателями.

Временные сети водопровода, электроснабжения, водоотведения.

Временные здания складского, санитарно-бытового и производственного назначения.

Элементы обустройства строительной площадки (питьевые фонтаны, место для курения, беседки для отдыха и т.д.).

Временные дороги с указанием расширений для стоянки машин под разгрузкой, для стоянки машин перед выездом для мойки колес, с указанием радиуса (R) закругления при повороте дороги (минимальный R=12 м), с указанием ширины дороги (при одностороннем движении минимальная ширина равна 3,5 м, при двухстороннем движении – 6 м), с указанием типа покрытия и уклона дороги, с указанием направления движения, с указанием дорожных знаков.

Фирменный щит строительства.

Схемы движения машин, людей.

Дорожки для передвижения рабочих и т.д.

Принципы проектирования строительного генерального плана:

Решения по организации строительства площадки необходимо увязывать с составленными документами проекта производства работ, прежде всего, с технологическими картами и календарным графиком.

Решения по организации строительства площадки следует увязывать с генеральным планом.

Размещение временных складов, механических установок и транспортных путей должно осуществляться таким образом, чтобы расстояние перемещения грузов было в пределах строительной площадки и число перевозок было бы минимальным.

Протяженность временных сетей должна быть минимальной, в т. ч. для электроснабжения.

Все решения должны отвечать требованиям охраны труда и окружающей среды, требованиям противопожарной безопасности.

На строительном генеральном плане должно быть предусмотрено наиболее полное обеспечение бытовых нужд работников (для проекта производства работ).

Затраты на временные здания должны быть минимальны.

Временные здания и сооружения должны располагаться на участках, не подлежащих застройке до конца периода строительства.

Порядок проектирования строительного генерального плана:

Наносятся контуры подлежащих строительству зданий и сооружений.

Наносятся контуры существующих близлежащих зданий и сооружений.

Наносятся горизонтали.

Постоянные инженерные сети.

Производится привязка строительного крана.

Определяются границы опасных зон.

Проектируется размещение складских площадок и временных дорог.

Проектируется размещение временных зданий или временных инженерных сетей.

Наносится ограждение строительной площадки.

Наносятся средства обустройств строительной площадки и др.

 

Временные здания проектируются с учетом района строительства, порядка освоения строительной площадки, графика движения рабочих.

Количество и номенклатура временных зданий определяется в зависимости от объема и характера СМР, территориального расположения, местных условий.

За основу расчета принимается списочное число рабочих Ос в максимальной смене, которое определяется по графику движения рабочей силы:

, (1.7)

где О – рабочие основного производства;

Н = 0,2 О – рабочие неосновного производства;

ИТР = 0,08(О+Н) – инженерно-технические работники;

МОП = 0,03(О+Н) – младший обслуживающий персонал;

П = 0,05(О+Н) – практиканты.

Определение функциональных групп и номенклатуры зданий приведено на рис. 1.6.

Рис. 1.6. Алгоритм расчета временных
административно-хозяйственных зданий

Временные здания бывают следующих видов:

Производственного назначения

Передвижные растворобетонные узлы.

Плотнично-столярные мастерские.

Мастерские по ремонту и хранению средств малой механизации.

Кровельно-изоляционные материалы.

Малярные станции.

Штукатурные станции.

Административно-хозяйственные.

Конторы СМУ, прораба и т. п.

Проходные.

Диспетчерские.

Закрытые склады.

Культурно-бытового и санитарного назначения.

Столовые, комнаты для приема пищи.

Гардеробные.

Душевые и умывальные.

Туалеты.

Жилые и общественные

Общежития.

Магазины.

Бытового обслуживания.

Клубы, кино, дискотеки, танцплощадки.

Для формирования комплекса мобильных зданий используются данные табл.1.1.

Таблица 1.1

НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ ВРЕМЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

6 м2 3–5 м2 на 1 ИТР 4 раб. на 1 1 м2 0,1 м2 но не <8 м2 По расчету 0,5 м2 на 1 раб. 0,2 м2 на 1 раб. 2,5–4 м2 на 1 душ; 15 чел на 1 душ. сетку 2–2,5 м2, 15-20 чел. на 1 очко
Проходная Контора  прораба  и здравпункт Комната приема пищи   Комната обогрева Закрытый склад Гардероб с умывальником Обеспыливание и сушка одежды Душевые Санузел

  

Расчет потребности в воде

Для обеспечения строительных площадок водой используют существующие системы водопровода населенных мест, открытые водоемы и речную воду, грунтовые вод. Необходимо стремиться использовать постоянные сети водоснабжения. Следить за качеством воды.

Сети могут проектироваться трех типов: тупиковые, кольцевые, смешанные. Уклон временного трубопровода – не менее 0,005. Трубы газовые – 50, 70, 80, 100 мм, чугунные – 50, 75, 100, 125, 150, 200 мм.

Предусматривается не менее двух противопожарных гидрантов, расположенных на расстоянии не более 150 м друг от друга, 5 – 50 м от здания, 2,5 м – от дороги.

За расчетный секундный расход воды принимается наибольшее из двух значений:

, (1.8)

где Рб – расход воды на хозяйственно-бытовые нужды, ;

Рпр – расход воды на производственные нужды;

Рпож - расход воды на противопожарные нужды.

 – соответственно расход воды на питье, умывание и приготовление пищи; на принятие душа, л/c,

(1.9)

где N – наибольшее количество работающих в одну смену, чел.;

b – норма водопотребления на 1 чел. в смену (10…15 л/см – без канализации, 20–25 – при канализации);

а – норма водопотребления на 1 чел. – 30–40 л;

t – продолжительность работы душевой установки;

n – число часов работы в смену;

К – коэффициент непрерывности водопотребления в течение смены (К = 2 – канализация или К = 3 – нет канализации);

, (1.10)

где 1,2 – коэффициент на неучтенные расходы воды;

– расчетный расход воды на производственные нужды, л/cм;

К – коэффициент неравномерности потребления воды в течение смены. Для строительных работ К = 1,5.

Рпож – расчетный секундный расход воды на пожаротушение:

до 10 га – 10 л/см;

до 20 га – 15 л/см;

более – 15 л/см.

Диаметр трубопровода:      

, (1.11)

где V – скорость движения воды в трубах (1…2 м/c).

По сетям водоснабжения

Установка пожарных гидрантов – не менее двух, на расстоянии не более 150 м, не ближе 5 м и не далее 50 м от здания, 2 м – от дороги с твердым покрытием.

Размещение пожарных гидрантов и других средств пожаротушения у мест повышенной пожароопасности.

 

Сетевого графика (КУСГ) застройки города

На основании КУСГ разрабатывается ПОС на 5 лет. Иногда КУГС разрабатывается на 7-8 лет и обеспечивает выполнение сроков:

1. Разработка и утверждение проектно-сметной документации на строительство объектов на стадии проекта и рабочей документации.

2. Осуществление комплекса подготовительных мероприятий (снос строений, предоставление квартиры, разбивка в натуре красных линий).

3. Застройки жилых микрорайонов.

4. Строительство общественных объектов районного значения.

Исходные данные для составления КУСГ:

1. Пятилетний план капстроительства.

2. Плановая структура жилищного ИКБ и строительства

3. Протоколы передачи единому заказчику капвложений.

4. Проекты детального планирования застройки.

5. Планы проектно-изыскательских работ и состояние обеспеченности ПСД.

Управление качеством

  Качество проекта определяется функциональными, конструктивными, эстетическими показателями:

Возводимые здания должны быть полезными, прочными, красивыми.

Качество обеспечивается системой управления, которая называется КСУКС.

Она включает следующие подсистемы:

1) нормативно-технической документации,

2) информации,

3) контроля,

4) оценки,

5) стимулирования,

6) планирования.

В качестве НТД в строительстве используются СНиПы, ГОСТы, ОСТы, СТП, МУ, ПСД, инструкции и т.п.

Информацию о качестве можно получить из журналов работ, нарядов, рекламации, затрат на ремонт, актов испытаний, приемки, учета брака, государственной и рабочей приемки объектов.

Оценка качества СМР производится по наиболее ответственным работам. Уровень качества может быть оценен в баллах, или как «высокий», «средний», «низкий».

Стимулирование качества работ обеспечивается материально, для чего в контрактах предусматриваются надбавки за высокое качество.

Планируется качество СМР в бизнес-плане, где устанавливаются стандарты предприятий.

Контроль качества классифицируется по этапам формирования (входной, оперативный, приемочный); в зависимости от выполняющих служб (лабораторный, геодезический, инспекционный, самоконтроль).

Лекция 6. Организация транспорта в строительстве

Выбор и организация эксплуатации транспортных средств осуществляется на основе технических, производственных и экономических соображений.

Технические – сопоставление характера груза и параметров транспорта.

Производственные – срок перевозок, состояние путей и средств транспорта, возможностей безперегрузочной доставки грузов и т.д.

Экономические – себестоимость (цена) перевозки 1 т. груза.

Транспорт в строительстве является частью непрерывного конвейера, технологическим звеном, связывающим строительные объекты с заводом, карьерами, складами и другими источниками поступления материальных ресурсов.

Удельный вес затрат на перевозки составляет 20% общей стоимости СМР, а трудоемкость транспортных и погрузочно-разгрузочных работ составляет 40% общих трудозатрат на строительстве.

В строительстве используются все виды транспортных средств:

Автомобильный – 80%

Железнодорожный – 15%

Водный 5%

Тракторный - меньше 1%

Воздушный - меньше 1%

Железнодорожный транспорт нормальной колеи (1524 мм) применяется в следующих случаях:

когда проект предприятия предусматривает постоянные вводы железнодорожных путей на строительную площадку и дополнительное временное ответвление путей требует минимальных затрат;

при спокойном рельефе местности;

обеспечении перевозки 400-500 тыс. т в год.

Железнодорожный транспорт узкой колеи (750-600 мм) используется для внутрипостроечных перевозок по замкнутым трассам при значительных грузопотоках на длительный период времени (песок, камень, гравий и т.д.)

Среднее расстояние перевозок железнодорожным транспортом:

нерудные – 350 км;

цемент – 700 км;

металл – 1000 км;

лес – 1500 км.

Водный транспорт – применяется при наличии судоходных рек или крупных водоемов в районе строительства. Среднее расстояние перевозки – 500 км.

Тракторный транспорт применяется:

· при бездорожье;

· сложном рельефе местности;

· доставки тяжелых сборных элементов или оборудования;

· - перевозках на малые расстояния.

Воздушный транспорт используется при:

доставке людей, техники и материалов в труднодоступные районы;

для срочных перевозок небольших по объему и весу грузов;

как транспортно-монтажные средства (в сложных условиях).

Оценка вариантов организации и использования транспортных средств определяется затратами на внутрипостроечные перевозки (С):

С= СЭТС + СПР + С Э, (1.23)

где

СЭТС – затраты по эксплуатации транспортных сооружений на;

СПР – затраты на погрузочно-разгрузочные операции;

СЭ – затраты на эксплуатацию транспортных средств.

Расчет количества транспортных средств на стадии проекта организации строительства (ПОС) производится по нормативам на 1 млн.руб. строительно-монтажных работ (СМР)

На стадии проекта производства работ (ППР) потребность в транспортных средствах определяется в следующем порядке:

выявляется потребность в перевозках;

составляется схема грузопотоков;

рассчитывается грузооборот по календарным периодам работ (сутки, неделя, месяц);

подбираются виды транспортных средств;

определяется среднесуточная производительность транспортной единицы;

рассчитывается потребность в транспортных средствах по видам и составляется транспортный или транспортно-монтажный график и заявка на транспорт для заключения контракта.

Различают внешние и внутренние грузопотоки.

Необходимо определить:

объем перевозок (QП):

; (1.24)

грузооборот строительной организации (WО):

(1.25)

неравномерность грузооборотов ():

. (1.26)

Грузопоток – количество подлежащего перевозки груза в тоннах в определенном направлении (JСУТ):

, т/сут, (1.27)

где Qгод - объем перевозки груза, тонн;

t год – число дней работы транспорта на данном объекте;

 - коэффициент неравномерности перевозок;

N – количествоперевозимых грузов.

 

При организации перевозок автомобильным транспортом применяются следующие схемы маршрутов движения: маятниковая (радиальная и веерная), односторонняя и кольцевая.

Основной документ, по которому транспортники осуществляют доставку грузов на строительную площадку – график поставок. Он разрабатывается для каждого поставщика, строительного объекта и автотранспортного предприятия.

На основе графика поставок создается единая транспортная схема увязывающая работу: заводов-изготовителей, транспортных средств, строительных площадок.

Взаимоотношения транспортных организаций со строительными и производственными предприятиями определяются договорами (контрактами). Важное значение имеет выбор рациональных маршрутов.

 

Оперативное планирование перевозок осуществляется на основе суточных графиков с учетом наличия заказов и машин. На каждую машину составляется сменно-суточный план перевозок и грузовая карта. В соответствии с этим выписывается путевой лист, который является первичным документом для учета работ, а также документом на право перевозок грузов.

Для учета перевозок ведутся маршрутные ведомости, в которых указывается плановое задания по каждому автомобилю и отмечается его выполнение. Заявки на автотранспорт, оформление товарно-транспортных накладных, а также учет и обобщение суточных и месячных данных о фактическом выполнении запланированного объема перевозок ведут линейные инженерно-технические работники (ИТР) управления производственно-технической комплектации (УПТК).

Снижение затрат на перевозки обеспечивается специализацией транспортных средств, четкой организацией перевозок и улучшением технического обслуживания транспорта.

 

Организация водного транспорта. Водный транспорт обеспечивает наиболее экономичную доставку грузов и потому его следует применять в районах расположенных в непосредственной близости от водных путей.

Недостатками его являются: небольшая скорость перемещения; сезонность; необходимость создавать запас материалов на период между навигациями. Чаще всего водным транспортом доставляют: песок, щебень, лес, камень.

Грузы на строительство доставляются баржами, арендованными у пароходства, и средствами речного пароходства по договору (контракту). Неотъемлемой частью договора является плановая заявка перевозок грузов, в соответствии с которой они доставляются.

К началу навигации строительная организация оборудует причалы и рейды причальными приспособлениями, безопасными подходами; оборудует площадку для размещения грузов у уреза воды; подготавливает средства для организации выгрузки материалов из судов.

Срок разгрузки судов определяют нормами. Особое внимание следует уделять технике безопасности.

 

Организация автотранспорта при монтаже «с колес». Монтаж конструкций с транспортных средств требует четкой организации работы по часовому графику. Для этого разрабатываются сменные почасовые графики и передаются на стройплощадку, организацию, поставляющую конструкции, транспортные предприятия и в диспетчерскую службу.

В графике устанавливается: время пребывания транспорта на заводе; количество и марка деталей, подлежащих погрузки; время движения в пути; время прибытия на стройку и время нахождения под выгрузкой.

При этом используется два способа организации работ: один автотягач работает с одним прицепом; два автотягача работают с двумя и более прицепами. Во втором случае более производительно используются автотранспортные средства.

При монтаже «с колес» сокращаются трудозатраты, затраты машинного времени, сроки строительства, стоимость монтажа. Сокращается площадь строительной площадки, а, следовательно, протяженность временных коммуникаций. Снижаются постоянные затраты.

Технико-экономические показатели работы автотранспорта характеризуется не только результатами по основной деятельности, но и уровнем технико-эксплуатационных показателей:

коэффициент использования грузоподъемности (тоннаж) – отношение перевезенного тоннажа груза к транспортной грузоподъемности машины;

коэффициент использования пробега – отношение пробега с грузом к общему пробега транспортного средства в км.

Коэффициент использования транспортного парка – отношение количества машино-дней в работе, к числу машино-дней нахождения в хозяйстве.

 

Организация железнодорожного транспорта. Грузы доставляются: транспортными средствами общего пользования; подвижным составом арендованным у РЖД; транспортными средствами, являющимися собственностью строителей.

Наиболее выгодно использовать транспорт общего пользования. При работах реконструкции или расширению действующих предприятий, а также после ввода первой очереди используется железнодорожный транспорт заказчика.

При устойчивых грузопотоках между строительной площадкой и сырьевой базой выгоднее использовать арендованные средства железнодорожного транспорта или собственные вагоны.

При наличии собственных средств для железнодорожных перевозок в тресте создается транспортный отдел, в котором есть служба пути, движения, тяги, погрузки-разгрузки.

Транспортный отдел обязан: организовать работу транспорта; обеспечить эксплуатацию, ремонт и содержание всех технических средств; обеспечить доставку грузов от ближайших станций на базы и приобъектные склады; обеспечить разгрузку вагонов и вывод порожняка на пути общего пользования.

Обслуживание железнодорожного транспорта ведется в соответствии с контрактом (договором), в котором предусматривается: порядок учета и уборки вагонов; порядок учета оборота вагонов и сроки оборотов; ответственность за сохранность оборудования и вагонов.

Лекция 7. Организация эксплуатации парка строительных машин

Одним из основных направлений научно-технического прогресса в строительстве является механизация и автоматизация производственных процессов.

Система показателей механизации включает:

1. Показатели состояния механизации работ:

· уровень механизации:

; (1.28)

· уровень комплексной механизации:

(1.29)

2. Показатели оснащения строительной техникой:

· механовооруженность строительства:

; (1.30)

· механовооруженность рабочего:

, руб. на 1 раб. (1.31)

· энерговооруженность строительства:

, кВт/млн.руб. (1.32)

· - энерговооруженность рабочего:

, кВт на 1 раб., (1.33)

где VМ , VКМ – соответственно объем работ, выполненный механизированным и комплексно-механизированным способом, физических единиц;

        VО – общий объем выполненных работ, физических единиц;

        СМ – стоимость средств механизации работ, млн.руб.;

        Q – годовой объем выполненных работ, млн.руб.;

        NР – среднесписочная численность рабочих;

        W – мощность используемых средств механизации, кВт;

3. Показатели оценки использования строительных машин:

1. Норма годовой выработки в натуральных единицах;

2. Норма использования основных строительных машин в часах.

· Коэффициент использования календарного времени:

; (1.34)

· Показатель использования машин по времени в %:

; (1.35)

· Коэффициент использования внутрисменного времени:

; (1.36)

· Коэффициент сменности работы машин:

; (1.37)

· Показатель выполнения норм выработки:

; (1.38)

где ТЧ – количество часов рабочего времени одной среднесписочной машины, принятой в соответствии с режимом;

ТКЧ – количество часов в соответствии с календарным периодом;

ТЧ.Ф. – фактическая продолжительность рабочего времени одной среднесписочной машины, час;

ТР.СМ – количество часов работы машины в течении смены, час;

ПСМ – установленная продолжительности смены, час;

ТР.ДН – количество часов работы в день одной среднесписочной машины;

ПЭ.Ф.Э.Н . – соответственно, фактическая и нормативная эксплуатационная выработка машины за соответствующий период, физических единиц;

Рис. 2.2. Внешняя среда предприятия

Анализ внешней среды фирмы – это совокупность действий, предназначенных для исследования макроокружения и конкурентного внешнего окружения.

Главная задача внешнего анализа - установить:

-   рамки, в которых будет действовать предприятие;

-   возможные благоприятные ситуации и угрозы;

-   намерения, сильные и слабые стороны конкурентов.

Внешний анализ охватывает рынок, конкурентов, отрасль законодательства, транспорт и источники энергии.

1. Рынок – продукты, распределение рынка, кадровые условия, новые технологии, капитал, сырье.

2. Конкуренты – конкурирующие предприятия, конкурирующие продукты, сравнение продуктов.

3. Отрасль – структура, динамика развития, степень привлекательности, условия вступления в данную отрасль, законодательные и нормативные акты, коллективные и трудовые соглашения.

4. Законодательство – разрешение на место производства, принципы торговли, таможенные законы, налоговые и нормативные акты по защите окружающей среды, использование отходов, использование работников.

5. Транспорт и источники энергии – инфраструктура, затраты, связь, доступность, альтернативные источники.

Внутренняя среда фирмы (рис. 2.3) это поставщики и потребители, конкуренты, акционеры, торговые предприятия, местные и правительственные органы управления.

Рис. 2.3. Структура внутренней среды фирмы

 

Внутренний анализ охватывает:

-   общую характеристику фирмы и источники финансирования;

-   структуру продукции, продаж;

-   финансово-экономическое состояние;

-   позицию на рынке;

-   патенты и авторские права;

-   уровень знаний, эффективность производства, оборудование, запасы для производства.

При разработке плана необходимо учитывать следующие факторы: персонал, технология, материальные ресурсы, НИОКР, месторасположение фирмы.

Внутренний анализ должен дать ответы:

1. Какие действия, цели и стратегии характеризовали данное предприятие в прошлом и как они реализовались.

2. Достоинства и слабые стороны характерные для данного предприятия по сравнению с прошлыми, настоящими и будущими конкурентами.

3. Имидж предприятие в контактах с клиентами.

4. Сферы и области, обеспечивающие успех в будущем.

5. Финансовые, технологические возможности и квалификация персонала, обеспечивающие достижение цели.

Разновидности стратегии предприятия: лидерства по затратам, дифференциации, концентрации, горизонтальной и вертикальной интеграции, диверсификации, сужения поля деятельности, ликвидации, реструктуризации, развития фирмы (продукт-рынок).

Лекция 11. Бизнес-планирование

Бизнес-планы содержат следующие сведения:

Объем реализации на определенном отрезке времени, затраты производства, программу использования трудовых ресурсов, инвестиционные программы, прогнозы потребности в оборотном капитале, прогнозы расчетов прибыли и убытков, прогнозы финансового состояния фирмы, оценку стоимости фирмы.   

Жизненный цикл (продукта, технологии, спроса валют). Этапы: возникновение, развитие, зрелость, старение.

Матричные методы – БКГ (BCG), Мак Кинси (конкурентные позиции, привлекательность отрасли), матрица ADL (конкурентные позиции предприятия, степень зрелости рынка).

Метод SWOT (сильные, слабые стороны, возможности, угрозы).Применяется при подходе, направленном изнутри фирмы вовне ее.

Метод TOWS - направленный извне фирмы вовнутрь.

Оба метода дополняют друг друга.

Бизнес-план в строительстве. Одним из средств, позволяющим преодолеть трудности в осуществлении эффективного планирования является бизнес-план. У бизнес-плана есть две основные функции:

- внутренняя – обеспечить поэтапный контроль за развитием предприятия с оценкой его деятельности;

- внешняя – рассказать о положении дел внешнему инвестору. Это документ для продажи: своей идеи, продукта, услуг, себя самого и своего послужного списка.

Прежде чем разработать бизнес-план следует задать себе вопросы:

· кто будущий инвестор (банкир, капиталист, частный инвестор или финансист)?

· цели инвестора (получить прибыль на капитал или продать компанию)?

· что я продаю и чего хочу от клиента (долю акционера в капитале, оплату за разработку).

Наиболее популярны 3 типа бизнес-плана: внутренний, инвестиционный, финансового оздоровления фирмы.

Структура внутреннего бизнес-плана: резюме, краткая история фирмы, описание продукта или услуги, рынки сбыта и конкуренты, план маркетинга, месторасположение, производство и поставщики, управление предприятием, финансы, оценка риска, оценка доходов и результатов от капиталовложений.

Структура инвестиционного бизнес-плана: резюме, компания и отрасль, в которой работает фирма, продукция (услуги) рынок, стратегия маркетинга, план и его развитие, организация производства, менеджмент, потребности в финансировании (финансовая стратегия), краткий финансовый план (оценка риска и страхование), финансовый план, приложение.

Структура бизнес-плана финансового оздоровления: общая характеристика предприятия, краткий план финансового оздоровления, анализ финансового состояния предприятия, мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержки эффективной хозяйственной деятельности, рынок и конкуренция, маркетинговая деятельность.

Рекомендации по составлению бизнес-плана:

1. Провести самотестирование по шести тестам – самоконтроль предпринимателя, сильные и слабые стороны продукции или услуг, возможности и проблемы сбыта продукции, сильные и слабые стороны конкурентов, сильные и слабые стороны персонала, оценка производственн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.387 с.)